От токарного станка к режиссерскому пульту

05 марта 2013 

Этот очерк – последняя журналистская работа Геннадия Михайловича Митякина, к сожалению, недавно ушедшего из жизни. Выпускник факультета журналистики Киевского университета, он по распределению приехал на Кемеровскую студию телевидения более полувека назад и связал с ней всю свою жизнь. Геннадий Михайлович работал редактором молодежных передач, корреспондентом новостей, а закончил трудовой путь председателем областного комитета по телевидению и радиовещанию. Завидная биография!

Не менее яркая и славная судьба и у героя его очерка – Федора Мефодиевича Ягунова, талантливого режиссера, одного из создателей Кемеровской студии телевидения, рядом с которым Г.М. Митякин трудился не один десяток лет.

Фамилия моего героя точно определит место его рождения: Федор Мефодиевич Ягунов родился в селе Ягуново в семье хлебороба.

В годы коллективизации его отец Мефодий Викторович перебрался в Кемерово, стал рабочим, а Федор - городским жителем. Его детство и юность пришлись на тридцатые годы. Те самые, о которых теперь идет недобрая слава.

Но наш юный герой, как и миллионы его сверстников, был вросшим в свою эпоху подростком. Верилось – впереди волнующе прекрасная жизнь, где нет богатых и бедных, где правда торжествует над ложью, где от каждого по способностям – каждому по труду. Юные мечтали стать летчиками, покорителями Севера, изобретателями, учеными, а Федор увлекся театром. Случайно посмотрел во Дворце труда  спектакль по пьесе Погодина «Аристократы» - и ни о чем уже, кроме актерской стези, теперь не мечтал. Записался в драмкружок, готовился поступить в театральное училище...

Но тут грянула война.

Поэт Геннадий Юров, почетный гражданин Кемерова, знающий и любящий родной город, как редко кто другой, потом напишет:

Когда над землею взметнулся
Войны оглушительный вал,
Мой город в дыму задохнулся,
Чтоб мир облегченно вздыхал.

Воистину так. Над городом на долгие четыре года войны взметнулись дымы десятков спешно эвакуированных с запада заводов и производств.

Только «Коксохим» принял 17 эвакуированных «родственников». Прибыл в Кемерово орехово-зуевский «Карболит», из Харькова – электромеханический завод (впоследствии КЭМЗ). Из-за отсутствия подходящих помещений новые производства размещались, где придется – на территории трамвайного парка, в гаражах, пустующих магазинах, а то и просто в сарайчиках... Основное оборудование Харьковского электромеханического разместили на втором этаже кемеровского Центрального универмага.

Вот сюда-то и пришел на работу пятнадцатилетний Федор. Его определили учеником токаря, но через неделю наставница новичка, его сверстница Аня, заболела, и он разом стал самостоятельным токарем. На его плечи легла огромная ответственность  – ведь завод выпускал башенные и вентиляционные моторы для танков!

А каждый на КЭМЗе понимал: больше моторов – больше танков. Время уплотнилось до предела. Определяющим жизнь стал лозунг «Всё для фронта – всё для победы!»

Каждый день в семь утра Федор был уже на рабочем месте, у станка. Домой уходил в восемь вечера. Оплатой за труд была заветная продовольственная карточка, по которой её владельцу полагались пара килограммов крупы в месяц и, главное, 800 граммов хлеба в день. Крупяные талоны из-за отсутствия продукта редко когда отоваривались, а вот хлеб, да еще картошка были истинным спасением для семьи Федора – его самого, матери и младшего брата, да еще 56-летнего отца, который всю войну оттрубил в стройбате...

Нет, не только взрослые дяди и тети, увековеченные в памятнике героям тыла, что в кемеровском парке имени Жукова, выковали великую победу. Не меньший подвиг совершили пацаны и девчонки, сверстники Федора Ягунова.

Конечно, ему порой завидно было, когда он из окна второго этажа универмага, где располагался его цех, видел молодых девчонок и ребят, спешащих в горсад на танцы (и в годы войны юность брала своё!). Но жалел он о другом: не было возможности так часто, как хотелось бы, посещать драмкружок в клубе ГРЭС. Ведь большую часть военных лет работали без выходных. Поощрений за тяжелый труд тоже не было.

Наградили единственный раз – вручили белые нитяные перчатки. И все-таки в 1943-м – переломном году войны - жить и работать стало немного легче, и у Федора появилась возможность чаще посещать свой любимый драмкружок.

И, наконец, настал долгожданный День Победы! Позже в своих газетных публикациях Федор Мефодиевич вспоминал о нем как об одном из самых счастливых дней в своей жизни. Эти яркие талантливые строки невозможно читать без волнения.

Освобожденная, победившая страна отстраивалась, хорошела. Теперь, в мирные дни, юноша смог осуществить свою мечту: он стал актером Анжерского драматического театра им. Ленинского комсомола, переехавшего позже в Прокопьевск.

После Анжерки – Томский передвижной театр, Колпашево и, наконец, служба в рядах Советской Армии. Дальнейшая путеводная нить судьбы привела его на Кемеровское областное радио.

Диктор, затем радиожурналист, он был в числе первых, кто пришел на только что открывшуюся Кемеровскую студию телевидения. И творческую биографию здесь начал редактором киногруппы.

Но становившейся на ноги студии не хватало специалистов,  определявших её специфику, – телережиссеров, звукорежиссеров, редакторов. И Федор Мефодиевич осваивает режиссерский пульт. И сразу стало очевидным: это человек яркого, неординарного дарования. Каждая передача, где он был режиссером, отличалась интересным построением каждого кадра, оригинальными находками.

А сколько им было выдано таких передач за 30 лет, отданных голубому экрану!

Снимал Федор Мефодиевич и телевизионные очерки. Но особенно стоит отметить блестяще воплощенные им в жизнь проекты «Кто из 16?» и «Молодецкие игры», когда за звание победителя соревновались целые районы области. Сотни участников, масса любопытных конкурсов, множество объектов и всевозможной техники – такой колоссальный объем работы мог оказаться по плечу только талантливому режиссеру. Об успехе его последнего проекта говорит и такой факт – «Молодецкие игры» прошли по «Интервидению»! И недаром Федор Мефодиевич, один из немногих телевизионных работников, был награжден орденом «Знак почета». Удостоен он и премии Союза журналистов СССР.

Еще одна грань этого незаурядного человека. Оставив режиссерский пульт после выхода на пенсию, Федор Мефодиевич взялся за перо.

Им опубликованы десятки статей, посвященных отдельным событиям из истории Кузбасса, интересным людям, на встречи с которыми была так щедра его жизнь. Публиковался в газетах «Кузнецкий край», «Земляки», где стал одним из самых любимых авторов.

Не забыл и родное село – посвятил ему отдельную книгу «Очерки истории старожильческого села Ягуново». А книга «Острова памяти. История одного деревенского рода» рассказывает уже о его собственном роде – фамильном древе крестьян Ягуновых. Пишет он и о своей юности, о становлении Кузбасского радио и телевидения.

Он и по сей день, как говорится, на посту, хотя годы давно перевалили за восьмой десяток. Живо интересуется тем, что происходит в стране, в области.

У Федора Мефодиевича четкая гражданская позиция. Он добился, чтобы на здании нашего Центрального универмага повесили мемориальную доску: «Здесь в годы войны размещался цех по производству электромоторов для танков». Мечтает, чтобы родному городу присвоили звание «Герой трудовой славы».

Надеемся, что так и будет.

Геннадий МИТЯКИН,
газета «Кузбасс»,
Источник: http://www.kuzbass85.ru/wp-content/uploads/2012/12/kuzbass_05_12_2012.pdf

Архив новостей