Павел Афанасьевич Чернов: «Писать надо с наслаждением!»

10 января 2022 

Народный художник России Павел Афанасьевич Чернов стал основателем целой династии художников Кузбасса. Его по праву считают одним из самых достойных представителей первого поколения художников Кемеровской области. Именно он стоял у истоков развития художественного искусства Кузнецкого края, и его роль в этом процессе просто уникальна. Имя П.А. Чернова – навсегда в списке имён ведущих мастеров живописи Кемеровской области.

Он родился 21 ноября 1918 года в деревне Плеханы Уржумского района Кировской области в семье вятского плотника.

Когда ребёнку исполнилось три года – в 1921 году – Черновы перебраться в Щегловск, где и осели после долгих скитаний. Вырыли землянку, завели небольшое хозяйство.

Рисованием Павел начал заниматься с малолетства. Рисовал и в школе, и дома. В 1930-е активно занимался в изостудии. В 1934-м стал лауреатом детской городской художественной выставки. За это его премировали поездкой в Москву, но побывать в столице парнишке тогда не удалось.

В 1936 году рисунки девятиклассника Чернова увидела студентка ленинградского Коммунистического политико-просветительного института имени Н.К. Крупской Елена Громова и увезла их с собой. Вскоре Павлу пришёл вызов из Ленинградской школы юных дарований (ШЮД) при Всероссийской академии художеств – как оказалось, Елена показала рисунки своему преподавателю, профессору К.М. Лепинову, и они ему очень понравились.

ШЮД была первым в стране детским средним специальным художественным учебным заведением. Так Павел Чернов начал учиться «на художника». ШЮД была вечерним учреждением. Преимущественно здесь обучались одарённые дети из семей рабочих, военных, крестьян, а также сироты. Учились, не отрываясь от занятий в обычной школе. Уроки рисования шли три раза в неделю.

В 1939-м, после окончания школы юных дарований, Павла зачислили в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Однако 25 ноября 1939 года его призвали на срочную службу в армию – в 115-й артиллерийский полк 2-го корпуса ПВО. А 22 июня 1941 года мирная жизнь в стране прервалась. Во время войны будущий народный художник участвовал защищал воздушные подступы к Ленинграду со стороны Кронштадта. Полк вёл тяжёлые бои, отражая налёты немецких бомбардировщиков. Павел Чернов был награждён Орденом Отечественной войны II  степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

Но даже на фронте старшина Чернов рисовал всё, что только можно. В его творческом альбоме военных лет появлялись карандашные рисунки друзей-однополчан, израненного войной старого дуба, артиллерийские повозки с лошадьми...

Демобилизовавшись в 1945-м, он вернулся к учёбе на факультете станковой живописи. И успешно окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры в 1951 году, став первым из кузбасских художников, кто получил высшее профессиональное образование в столь известном институте...

В этом же году выпускник ЛИЖСА приехал в Кузбасс. В Кемерове работал в товариществе «Художник», вёл изостудию.

В областном центре у него была своя мастерская – на улице Гагарина. Здесь и были написаны его лучшие работы. В этой мастерской художнику позировали известные деятели культуры и простые рабочие, студенты и дети. Коллеги и специалисты отмечали, что именно здесь ему удалось на полотнах запечатлеть целую эпоху.

Павел Афанасьевич Чернов по праву причислен к ведущим мастерам живописи Кузбасса. Его судьба во многом типична для художника, но исключительна для художников Кузбасса первого поколения.

В начале 1950-х годов мастер много внимания уделяет жанровым мотивам. Его жанровые полотна насыщены светом и воздухом, не случайно уже в своих ранних работах он часто применяет мотив открытого окна, дающего доступ потокам свежего воздуха.

Вместе с тем, в раннем творчестве П.А. Чернова значительное место занимает портрет. По мнению исследователей его творчества, мастерство Чернова, как портретиста, в значительной степени определяется его умением сохранить доминирующую психологическую выразительность лица, тонко передать внутреннее состояние персонажей.

В 1953-м Павла  Афанасьевича принимают в члены Союза художников СССР.

Именно в этот период он активно постигает все тонкости мастерства, часто отправляется в творческие поездки: в Дом творчества «Академическая дача» имени И.Е. Репина (1952, 1953); в Горную Шорию (1953).

На рубеже 1950-х – 1960-х годов в общем развитии советского искусства происходят заметные перемены, приходит новое поколение молодых художников с новым отношением к традициям, определяются проблемы так называемого «сурового стиля». Но в развитии творчества Чернова не было резкого изменения стилистики. Он всегда остаётся приверженцем повествовательного сюжета, раскрытия характера через индивидуальные черты.

В 1960-е художник всё чаще обращается к натюрморту, который в 40-е – 50-е годы, как жанр, был полузабыт. Натюрморты П.А. Чернова с новой силой подтверждают его мастерство в компоновке картины, его дар как художника-колориста. Натюрморты, которые он рисовал на всем протяжении творческого пути, отличаются живописным великолепием.

Его радовали праздничные мотивы: черёмуха, флоксы, сирень, рябина, пионы… И тут же – вазы и фрукты. Смотришь на эти натюрморты и вспоминаешь слова художника: «Писать надо с наслаждением!», – рассказывают те, кто близко знал художника.

В конце 1980-х – 1990-е годы значительное место в его творчестве занял пейзаж. Художник писал местные мотивы, передавая особенности и состояния сибирской природы («Хмурый день. Макарак», 1986; «Утро на реке Заломной», 1989).

Экспертам представляется исключительным пейзаж «Весной в саду» (1993), созданный в русле декоративных традиций. Вибрирующая красочная поверхность образует своеобразную живописную мозаику, передающую ощущение ослепительного весеннего цветения.

За годы творчества им созданы сотни произведений. Творческий диапазон художника был необычайно широк: портрет, натюрморт, пейзаж, жанровая картина и бытовые сюжеты. Часто обращался к трудовой тематике, писал шахтёров, сельских тружеников. Наиболее значителен из этой серии «Групповой портрет овощеводов совхоза «Береговой».

Участвовал в выставках самого высокого ранга. В том числе – в региональных («Художники Сибири и Дальнего Востока», «Сибирь социалистическая»); республиканских («Советская Россия», «По родной стране»); всесоюзных («Художники СССР», «Всегда начеку»). Его имя известно далеко за пределами Кузбасса. Картины мастера есть в Венгрии, Болгарии, Америке.  

Картины художника находятся и в собраниях Кемеровского областного музея изобразительных искусств, Кемеровского областного краеведческого музея, Новокузнецкого художественного музея.

П.А. Чернову присвоены звания заслуженного художника РСФСР (1984), народного художника Российской Федерации (1999). В 1998 году он удостоен звания почётного гражданина Кемеровской области.

Художник ушёл от нас 11 апреля 2003 года.

В память о нём при общеобразовательной кемеровской гимназии № 23 был открыт музей-студия П.А. Чернова.

По материалам Internet 

 

Из публикации «К 100-летию Павла Афанасьевича Чернова»

Память о художнике Павле Афанасьевиче Чернове во многом особенная. Вся его жизнь, от начала и до конца, неразрывно связана с изобразительным искусством Кузбасса: он не только стоял у истоков  – был первым.

Творческая биография Павла Чернова начиналась раньше, чем у других кузбасских художников. В довоенные годы, когда в Кузбассе только появились первые изостудии, он занимался в одной из них – при Клубе поверхностных цехов, у А.Н. Климентьева. В 1934 году юный художник стал участником выставки, организованной по инициативе Кемеровского городского отдела народного образования (ГОРОНО), и занял там первое место. В 1936-м его работы экспонировались на краевой выставке работ начинающих художников Западной Сибири в Новосибирске и II Всероссийской выставке самодеятельных художников в Москве. Одна из работ («Портрет матери») была репродуцирована в каталоге новосибирской выставки, а другая («Портрет стахановца Каратаева») приобретена с московской выставки в фонд Всесоюзного Дома народного творчества им. Н. К. Крупской.

Потом был случай, выпадающий в жизни раз. В 1936 году в Кемерово из Ленинграда, где училась, приехала Елена Громова – знакомая Павла Чернова, жившая с ним по соседству. Её поразили его работы, и она решила показать их профессору К.М. Лепилову – первому директору Средней художественной школы при Всероссийской Академии художеств. Вскоре оттуда пришёл вызов, и Чернов уехал учиться в северную столицу.

Обучение в художественной школе длилось три года (1936–1939). А какие весомые сдвиги! Методика академического обучения и благодатная атмосфера изменили Чернова неузнаваемо: не провинциальный самоучка – грамотный художник. Достаточно посмотреть на его рисунки тех лет: довоенные зарисовки животных, сделанные в зоопарке, и фронтовые портреты однополчан. Они демонстрируют уверенное исполнение, настоящее мастерство. Глядя на эти рисунки, даже не верится, что студенческие годы автора ещё впереди.

После окончания Великой Отечественной войны фронтовик, старшина Чернов продолжил обучение. Восстановился на первый курс отделения станковой живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (куда был зачислен в 1939-м). Вместе с ним учились Анатолий Левитин, Майя Копытцева, Михаил Труфанов… – все они, ставшие известными мастерами, дружили с ним до конца жизни. Руководил мастерской Борис Владимирович Иогансон – классик советского искусства, автор хрестоматийных полотен: «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе».

Выделяя Чернова, мэтр отметил его дипломную работу: «Мы, художники, знаем, что самое трудное в нашем деле – это сохранить свежесть живописи до конца работы над картиной. Поэтому надо приветствовать ленинградца Чернова, автора картины «Подруги», сумевшего передать в звучной и выразительной живописи ощущение ясного солнечного дня и радостной юности подростков, читающих стихи».

Все это казалось невероятным. Ведь родился Чернов в крестьянской семье, а вырос и жил в Кузбассе – угольном крае, отдалённом от центра страны, не имевшем глубоких традиций профессиональной культуры. В довоенные годы, кстати сказать, здесь даже не было художников со специальным образованием, не считая нескольких педагогов. То есть, прекрасное начало выпало ему одному.

По окончании вуза, в 1951 году, Павел Чернов вернулся в Кемерово и стал единственным из кузбасских художников, получившим высшее специальное образование. Да ещё в самом престижном художественном вузе страны, да ещё у знаменитого педагога! Тогда ему не было равных, его авторитет был неоспорим, у него учились.

Искусство П.А. Чернова отличалось широким разнообразием жанров, но предпочтения менялись. ...Однако главными в искусстве художника всё-таки были портреты. Их – подавляющее большинство, и они разноплановы. Это портреты однополчан, ставшие введением в творчество. Это портреты тружеников: шахтёров, механизаторов, птичниц, доярок, овощеводов – и они лучшие в творчестве мастера.

Это женские и детские портреты, самые любимые им, самые многочисленные. Это портреты жены художника – Людмилы Александровны Пономарёвой, автопортреты с ней....

Визитной карточкой Павла Чернова стали портреты трудящихся, которые, как известно, начиная с 1960-х годов, под влиянием «сурового стиля», обрели в советском искусстве особую популярность.

Самые впечатляющие, конечно, портреты колхозниц: «Портрет доярки В. Устюжаниной» (1961), «Портрет девушки» (1972), «Портрет птичницы Е.М. Зубовой» (1973), «Колхозница» (1976)... Написанные с натуры, на местах – в колхозах и совхозах Кемеровской области, они непосредственны и достоверны. Всякий раз это яркий характер: живой, полнокровный, запоминающийся.

В жанре группового портрета решены даже картины, которые, будучи программными в творчестве, создавались по государственному заказу, для самых престижных художественных смотров (зональных, республиканских, всесоюзных)...

Спустя много лет, уже в постсоветские годы, он грустно заметит: «Сейчас не пишут этих людей – доярок, овощеводов, птичниц... А для меня они по-прежнему – соль земли. Люди труда, и всё на этой земле создано ими и их руками».

Сторонник классической школы, Павел Чернов следовал в русле реалистической живописи, убеждённо и неотступно. При этом стилевая манера заметно менялась, тяготея к живописности, пленэризму, открытому цвету. Чем старше становился художник, тем ярче была палитра. Об этом свидетельствует пейзаж «Весной в саду» (1993).

Последнее десятилетие Павла Чернова было удивительно плодотворным. Несмотря на возраст, он ощущал подъём творческих сил. Каждый день ходил в мастерскую и писал так, как никогда прежде: с упоением, без устали, самозабвенно.

Живописным великолепием отличались дачные натюрморты, к которым на исходе жизни он обращался охотней всего...

Заслуги Павла Афанасьевича Чернова не ограничиваются только искусством. Он основатель творческой династии – первой в Кузбассе. Следом за старшим братом, Сергеем Афанасьевичем Черновым, он обратился к искусству и достиг вершин. Потом передал накопленный опыт племяннику, художнику Анатолию Сергеевичу Чернову, который ныне работает в мастерской своего известного дяди и продолжает семейную традицию.

Для творческой судьбы Павла Чернова это глубоко символично: его путь завершился так же, как и начался – он снова был первым.

Марина Чертогова

Источник: http://kuzbassizo.ru/index.php?id=957

 

Все Черновы в одном лицее

Учитель обществознания кемеровского лицея №23 Елена Чернова пробуждает интерес к знаниям через семейные истории. Недавно ей было присвоено звание Героя Кузбасса. Заслуги Елены Феофановны впечатляют: за 36 лет работы подготовила 147 золотых и серебряных медалистов, 30 победителей и призёров предметных олимпиад школьников.

А ещё она на протяжении она возглавляет школьный музей имени народного художника России, почётного гражданина Кемеровской области Павла Чернова. В 2015-м музею присвоено звание «Народный школьный музей». Среди его активистов – победители ежегодных олимпиад юных музееведов, интеллектуально-краеведческих игр, научно-практических конференций и т.п.

А сама Чернова – участник семинаров руководителей школьных музеев, с материалами исследований она выступает на региональных конференциях «Балибаловские чтения», «Соловьёвские чтения».

Первый из первых

Мы встретились в том самом музее. Разговаривали, а я между делом посматривала на картины и зарисовки, развешенные по стенам. Всё это работы Павла Чернова, ставшего среди художников Кузбасса первым по многим основаниям: он, например, первым из живописцев нашего угольного региона окончил художественную академию, стоял у истоков Кемеровского союза художников. Обращаю внимание на то, что у Елены Феофановны и у художника одна фамилия…

– Есть у Павла Афанасьевича Чернова племянник – заслуженный художник России, пейзажист Анатолий Сергеевич Чернов. Я его жена, – ответила она на мой вопрос по этому поводу.

– А сколько вообще художников Черновых? – спрашиваю.

– Первое поколение – три брата: Сергей, Павел и Иван. Все были художниками, работали в Кемерове. Старший из братьев, Сергей Афанасьевич, – отец моего мужа, художника Анатолия Чернова.

Когда в начале 2000-х Елене Феофановне администрация гимназии (сейчас лицей) №23 поручила создать школьный музей, то вопрос о герое музея перед ней даже не стоял: конечно же, Павел Чернов! Она с детства увлекалась живописью и понимала, каким большим художником является дядя её мужа. Да к тому же с творчеством мастера уже были знакомы и её ученики – частые гости его мастерской, и посетители вернисажей.

В 2003 году Елена пришла к самому Павлу Афанасьевичу с предложением создать такой музей в гимназии. Тот вначале наотрез отказывался: «Да что я, великий какой-то, чтобы мне памятники ставить и музеи открывать?» Но в итоге его всё-таки удалось убедить, и он сам стал подбирать материалы для экспозиции. Однако дожить до открытия музея не смог…

11 апреля 2003 года Павла Чернова не стало. А музей открыли через полтора месяца после его смерти.

Вообще-то школьные музеи – не редкость, они есть почти везде, но обычно основаны на материалах о Великой Отечественной войне.

– А почему вы выбрали художественную направленность? Ведь лицей всё-таки физико-математический…

– Как раз поэтому. Музей помогает детям с техническим складом ума развиваться всесторонне. К тому же многие лицеисты учатся в художественных школах, и музей народного художника для них очень значим, – объяснила Елена Феофановна. – В музее выставляет свои работы и Анатолий Чернов. Где ещё будет у ребят такая возможность – видеть вблизи работы столь замечательных мастеров?

Первые вернисажи юных художников из лицея тоже проходят в музее. Да и историю изучать им через жизнь людей значительно интереснее. Павел Афанасьевич не только художник, через его жизнь проходят все этапы истории России XX века, в том числе и Великая Отечественная война, во время которой он, будучи зенитчиком, защищал Ленинград от налётов фашистской авиации.

Школьники занимаются сбором, обработкой, систематизацией музейных предметов, а еще – исследованиями.

Учитель об учителе

Копия полотна «Портрет учительницы Зинаиды Андреевны Пономарёвой» занимает в музейной экспозиции одно из самых видных мест. Этой картине посвящено целое исследование, которым педагог особенно гордится: «История одного портрета». Женщина, изображенная на нём, – в строгом тёмном наряде, с царственной осанкой, умным лицом, взглядом, полным достоинства. Даже не скажешь, что позировала она художнику, будучи уже тяжело больной (это выяснили лицеисты).

Копию портрета для школьного музея сделал Анатолий Чернов, а сам оригинал хранится в Кемеровском областном музее изобразительных искусств.

Дети под руководством Елены Феофановны десять лет собирали сведения о судьбе учительницы. О её корнях, о мытарствах во время Гражданской войны и о том периоде, когда она работала в кемеровской школе № 16. Учительница преподавала у Павла Чернова, а впоследствии её дочь Людмила стала его женой. Этот факт Елене Феофановне, разумеется, был известен. Но вот чтобы воссоздать всю жизнь прославленной учительницы, пришлось покопаться в архивах.

Переплетения линий разных жизней поражают. Выяснилось, например, что Зинаида Андреевна Пономарёва учила когда-то и отца Елены Феофановны, и он неоднократно с восхищением рассказывал о ней дочери. И когда та объявила, что собирается поступить на исторический факультет КемГУ и стать педагогом, напутствовал: «У тебя обязательно получится». И в очередной раз вспомнил: «Вот у меня была учительница Зинаида Андреевна…» Оказалось, что Пономарёву он и имел в виду.

Для детей, по мнению Елены Черновой, исследование жизни и творчества художника, героев его портретов играет очень важную роль в познании того, как устроено общество. Взять судьбу той же учительницы Зинаиды Пономарёвой – там столько различных перипетий, что, изучая биографию, никак не обойдёшь исторические события, свидетелем и участником которых она стала.

– Изучение фактов из жизни этой женщины позволило нам получить материалы о том, как была устроена система образования, школьное обучение, подготовка учительских кадров конца XIX – первой половины прошлого столетия, – пояснила Елена Чернова.

Да и судьба семьи Черновых неразрывно связана с историей страны.

– Они прибыли в Щегловск с Вятки, от голода бежали, – рассказала Елена Феофановна. – Тогда слух прошёл, что в Сибири много хлеба. Пятеро ребятишек, мал мала меньше. Работы для взрослых не было, их мама «помиродничала», то есть ходила по миру, просила милостыню. Переехали в Андреевку, хотели стать крестьянами, как в Вятке, купили в рассрочку коня. Но началась коллективизация, личное хозяйство организовать не получилось, они переехали в Щегловск. По семейной легенде, в Вятке кто-то из предков был иконописцем, возможно, через поколения и передался его потомкам талант к рисованию.

Маленькие хитрости

Я убеждена, что у Черновой есть какие-то хитрости, которые помогают ей так «массово» готовить победителей олимпиад. Недаром же она размещает свои педагогические наработки в российских и международных изданиях. А на вопрос о секрете успеха сама она отвечает так:

– С чего начинается история? С истории семьи. Стараясь заинтересовать ребят темой, прошу опираться на опыт своих семей, их личный опыт. Этому помогают составленные учениками с помощью родственников родословные древа и истории их семей. Случается, что дети приносят родословные, составленные ещё их родителями, когда те сами были ещё учениками лицея. Эти родословные дополнены младшим, сегодняшним поколением. Это очень увлекательно, будоражит, сплачивает семьи и помогает в учёбе. На обществознании, при изучении большого количества тем, тоже использую личный и семейный опыт.

Распространено мнение, что обществознание вообще нельзя назвать учебной дисциплиной. Что там собраны обрывки информации из разных областей деятельности, а в итоге получается, не пойми что. Но педагог Чернова с этим не согласна:

– Это очень важный предмет. Человек – существо социальное. Знания, которые помогают человеку войти в общество, и даёт обществознание.

– Вы в школе два дела делаете одновременно. Какое из них считаете наиболее важным? – задаю напоследок вопрос.

– Я горда, я счастлива своей работой и как учитель, и как руководитель школьного музея. Тем более, что оба этих дела дополняют друг друга, помогают воспитать всесторонне развитую личность, – ответила Елена Чернова.

Ирина Жукова

Источник: http://kuzbass85.ru/2016/10/27/vse-chernovyi-v-odnom-litsee/

На фото Сергея Гавриленко педагог Елена Чернова рядом с автопортретом художника Павла Чернова.

Все остальные фото в подборке материалов – из фондов Кемеровского областного музея изобразительных искусств и из Internet

Архив новостей