Передача «Домино» с Денисом Лизиным и Евгенией Просветовой телекомпании ТВ-Мост

21 февраля 2019 

Новые кемеровские ТВ-каналы  девяностых и начала нулевых годов представляют собой уникальное явление. Это сумбурное время, когда местные телевизионщики активно экспериментируют с форматами, темами и жанрами. Зритель становится ближе к процессу создания программ, а живая аудитория – их неотъемлемым участником.

В те времена многие кемеровчане душой болели за выпуски телепередач, и жила чудесная традиция собираться перед голубым экраном всей семьей, а после просмотра – обсуждать увиденное. Им, например, было интересно, откуда Евгения Просветова и Денис Лизин брали свои вопросы для "Домино". Об идеях создания передач, героях, трудностях и других заэфирных тонкостях поведают сами создатели – ведущие и авторы этих программ.

Программа нового информационного формата с такой особой задумкой – давать ответы на вопросы, которые крайне волновали жителей Кемерова конца 1990-х, – стала одной из первых на новом канале ТВ-Мост. В августе 1997-го эта частная телекомпания начала вещание на базе Кемеровского высшего военного училища связи. Назвали программу лаконично – "Домино". Делать её и вести с самого начала доверили двум студентам отделения журналистики КемГУ. А дальше начались самые настоящие чудеса… 

Первая передача "Домино" вышла в эфир в сентябре 1997 года. И её сразу вели Денис и Евгения. Также в бессменном коллективе "Домино" трудились оператор Василий Анкудинов, режиссёр монтажа Евгений Косолапов и водитель Артур Лебер. Она выходила пять раз в неделю в вечернем эфире. В эфире телеканала ТВ-Мост "Домино" просуществовало почти три года. Завершилась программа в декабре 1999-го. 

Менее чем за полгода программа приобрела какую-то просто небывалую популярность и крайне полюбилась кемеровчанам. Ведущие из неопытных и никому неизвестных студентов в мгновение ока превратились в местных телезвёзд, у которых начали брать автографы. А спустя год "Домино" стала и вовсе визитной карточкой телеканала и одним из ведущих проектов.

Сюжеты из жизни простых горожан

Денис Лизин,  журналист, ведущий программы «Домино»:

– Эфиры "Домино" начались осенью 1997 года. И уже в сентябре (после наших летних каникул в КемГУ) мы и собрались тем коллективом, который стал творческой группой программы. Авторами проекта были наши руководители и шефы – опытные тележурналисты, которые ранее уже работали на ТВ.

Кто предложил название "Домино", уже и не вспомню, но на первой же встрече в одной из аудиторий училища связи, где тогда базировался телеканал ТВ-Мост, оно точно прозвучало. Насчёт основной идеи телепроекта нам тогда сказали что-то типа: "Вот что, ребята. Если мы все живём в городе Кемерово, то давайте начнём делать сюжеты из жизни простых горожан, причём, в форме ответа на их же вопросы. Эдакие житейские новости на народном языке и по народному заказу". С этого всё и началось…

Для работы начальство выделило нам машину (это были бежевые "Жигули", четвёрка, которую мы назвали "Роза"), чёрный автоответчик-факс, который получил имя "Автоответчица Зоя", и мы целыми днями мотались по городу, снимая сюжеты по наводке самих горожан, которые звонили и оставляли свои сообщения.

Первые сюжеты, штук 20-30, наверное, были сняты якобы по просьбе трудящихся, поскольку надо было с чего-то начинать. Остальное – реально звонил народ. Иногда с утра и до обеда приходилось сидеть перед Зоей и отслушивать бесчисленное количество принятых ею звонков.

Мы выходили в эфир каждый день, пять раз в неделю, поздно вечером. Обычно выпуск "Домино" состоял из трёх сюжетов. Не уверен, что кто-то из нас считал общее количество выпусков, но "Домино" стабильно выходила в эфир и нравилась зрителям. Кстати, вещали мы из знаменитого долгостроя – гостиницы "Кристалл", куда я пару раз доставлял кассеты с выпуском – пешком с земли до крыши.

Оба журналиста делали в программе по сути одно и то же, но по очереди. Сегодня один отслушивает сообщения на автоответчике, завтра другой. Сегодня Денис снимает два сюжета, а Женя – один, завтра – наоборот. Тексты писали каждый себе, а вот в кадре большинство стендапов делали вместе. Да так лихо и складно, что пару молодых, прытких телевизионщиков Лизин-Просветова зрители помнят до сих пор. 

– Обычно мы выгружались из "Розы" в том месте, которое нравилось оператору Васе Анкудинову и подходило по смыслу сюжетов, и пока выставлялась видеокамера, бродили рядом, заучивая тексты, которые были написаны только что. Кстати, с первого выпуска мы поняли, что на записи стендапов происходит масса хохм и "кривых" дублей, что тут же появилось в финале программы под названием "Джеки Чан" (как обязательные рабочие моменты в фильмах с участием этого актёра). Начальство было не против, мы тем более, и зрителям было весело. Единственная, пожалуй, функция в нашей работе, которая была чётко закреплена за мной и не доставалась Жене никогда – она не выпрыгивала из машины, когда мы ездили по городу, и не бегала в ларёк за сигаретами, жвачкой и водой. Она, как леди, всегда сидела на переднем сидении в машине, дымила, как Ахматова, и сочиняла тексты прямо в пути.

Визит губернатора под «In the Army Now»…

В эфире программа шла минут 10. И была она, как подметил сам Денис в интервью, живее некуда. Ни структура, ни тема "Домино" не были жёстко закреплены. У авторов была если не полная, то почти полная свобода в процессе создания программы. Может, ещё и поэтому смотрелась она так легко и интересно. 

– Бывало и такое, что снимали репортаж, который по своей живости, по количеству синхронов людей, по насыщенности картинки, тянул один на целый спецвыпуск в 10 минут. И мы делали этот спецвыпуск. Если была возможность сделать два репортажа в одну программу, делали два. Но чаще всего мы сами старались соблюдать придуманный нами алгоритм: три сюжета и общий "Джеки Чан" в конце. Не помню ни одной темы, которая была бы нам навязана сверху. Даже если в училище связи приезжал с проверкой губернатор, мы могли подать его визит под песню "In the Army Now". Так было веселее, доступнее и интереснее. Ну, поругается начальство для проформы, поскольку далеко не все чиновники понимают, что от народа отрываться не надо, ну и что? Нормально. Зато есть что вспомнить. Причём, и самим же чиновникам.

Вообще, это было прекрасное время: интернета не было, скайпа не было, мессенджеров не было, а мобильники были только у чиновников, бизнесменов и братков. То есть никто из зрителей не обменивался информацией так оперативно, как сейчас. Все реально читали газеты по утрам, слушали радиоточки на кухнях и в машинах и смотрели вечерние новости после работы, как мэр куда-нибудь съездил и что-то проверил, а губернатор что-то сказал по поводу не пойми чего. Поскольку мы все в команде были молоды и бесстрашны из-за своей незашоренности, то снимали что хотели и как хотели.

Трудностей при подготовке "Домино" было крайне мало: обычно это были вопросы – какого чёрта в сутках всего 24 часа; и почему всегда хочется есть? Но работы было много, а времени на еду мало. Так и жили. С людьми же при общении трудностей не было никогда. По крайне мере, разного рода "уважаемые" персонажи того времени – от малиновых пиджаков до наркоманов в шустерах, туфлях и кепочках – по всему городу относились к нам вежливо.

Почему не стало "Домино"

Почти три года выходила в эфир программа, где два трудолюбивых тележурналиста отвечали на самые злободневные для горожан вопросы. И вдруг "Домино" из эфира исчезла…

– Я не помню, о чём был последний выпуск программы. Для меня это был самый обычный день, а не важная историческая веха. Но почему "Домино" не стало – помню: Женя ушла куда-то в пресс-службу какой-то там компании по торговле углеводородами. К тому же, у меня сложилась жизнь так, что за два года, пока выходило "Домино", я один год был весёлым студентом, а один год – хмурым солдатом, причём без отрыва от производства.

Прихожу как-то на работу, делюсь с начальством сообщением, что в почтовом ящике обнаружил повестку и сообщаю, что бегать не собираюсь, так что, видимо, "что-то надо делать с работой". Начальство разрубило этот Гордиев узел радикально: будешь, мол, числиться солдатом в училище связи и продолжать работать. И вот настал день Пи: я поехал на сборный пункт прямо в эфирной одежде минут за 40 до начала работы, думаю – сейчас скажу военным людям слово заветное и поеду народные сообщения на автоответчике отслушивать. А меня забрили, увезли в учебку куда-то по Юргинской трассе, откуда я вернулся только через месяц, и год продолжал службу в училище связи, только не бойцом-связистом, а тележурналистом. Это, как мне сообщили коллеги, заехав разок в гости, оказался своеобразный военный юмор моего начальства. Но я эту волну подхватил с удовольствием: будучи в учебке, побрился наголо, чтобы не было возможности сниматься в кадре, и когда явился перед руководством в виде синюшного исхудавшего рядового с бритой маковкой, помню, как ругался в трубку генеральный директор на моего ротного.

Это было начало 1999 года. Когда волосы отросли, я вновь вошёл в кадр "Домино", будучи солдатом ещё много-много месяцев. Мы, к слову, тогда втихаря очень ругались на руководство, поскольку Жене приходилось почти всё делать одной, а мне при этом официально не платили зарплату, поскольку доблестному бойцу это было не по чину, и к тому же, я не имел права покинуть территорию училища, поскольку это была бы самоволка.

Но в декабре я получил печать в военник об окончании срочной службы, сгрёб в кассе училища связи рублей 50 солдатской зарплаты за год, внезапно осознал, что я – свободный человек, и поэтому прямиком пошёл домой. Больше я в телекомпании "ТВ-Мост" не появлялся. Вот и вся история.

…После каникул я пришёл учиться на 5-й курс журфака КемГУ, не подозревая, что в этой жизни может быть что-то круче, чем летняя практика в газете "Кузбасс". И тут – внезапно мне на голову свалилось телевидение. Причём базировалось оно тогда в училище связи на улице Сибиряков-Гвардейцев, и, помню, было крайне неохота ехать из Кировского района в такую даль. Но я парень ответственный, сел на трамвай и поехал. А как доехал – так и залип в ТВ-Мосте на несколько лет.

Считайте, на телевидение пришёл работать совсем необстрелянный воробей, у которого не было никакого телеопыта, и желания никакого не было, поскольку я вообще не знал, что такое ТВ изнутри. И на телевидение я попал, скорее, через безбашенность. Помню свои первые телепробы, после которых начальники поняли, что им достался нормальный такой парнишка. По приезде в студию были составлены примерные темы на кучу будущих выпусков, и пока руководство их изучало, я что-то накалякал для пилотного сюжета по теме ЖКХ, мы с оператором спустились во двор училища связи, я залез в вырытую для какой-то трубы траншею и по щиколотку в грязи записал оттуда стендап. Даже два. Мне это показалось наглядным, а начальству – живеньким, и 20-летнему парню из Кировского дали работу на ТВ, где никто не цензурировал и не резал тексты в каком-то обучающе-надзирательском понимании, что для неопытного студента образца 1997 года было, конечно, нереально круто. Вот с этого и стартовала моя история на телевидении.

После 1999-го карьера Дениса Лизина пошла в гору! Правда, уже не на телеканале ТВ-Мост. В 2000 году он стал журналистом телекомпании NTSC, а через год и вовсе уехал в Москву, где живёт и работает в нескольких телерадиокомпаниях и сегодня.

Женя Просветова свою карьеру тележурналиста тоже начала именно с программы "Домино" на новоиспечённом телеканале ТВ-Мост, ещё будучи студенткой четвёртого курса факультета филологии и журналистики КемГУ. А до этого, как рассказывала сама Евгения в одном из ранних интервью, время от времени публиковалась в местных газетах.

– На момент создания программы в этой команде я знал только свою одногруппницу Женю Егорову (Просветову). Причём, я даже не мог представить, что мы будем соведущими, поскольку на встречу с руководством телеканала ТВ-Мост меня позвал совершенно другой человек. Это также была моя одногруппница Света Антимонова (автор и ведущая программы "Грани", которая снималась параллельно с "Домино"). Я приехал в училище связи, познакомился со своим будущим руководством. И мне сказали, что "надо дождаться твою соведущую". Сидим, ждём. Тут дверь открывается и входит Женя. Аудитория содрогнулась от нашего с ней хохота: оказывается, начальство не подозревало, что мы учимся вместе, и до этой секунды мы оба представляли, что в напарниках у нас будет какой-то матёрый телепузик.

На ТВ Евгения Просветова проработала почти до 2000-го. Но потом с телевидения ушла. Долгое время работала в пресс-службе крупной компании. А после и вовсе покинула сферу СМИ и обзавелась собственным бизнесом. Впоследствии переехала в столицу, где живет и работает и сегодня. Кемеровским почитателям ныне также известна как блогер.

Идея Лора Никитина,

автор Марина Туманова. 

Фото и видео: из архивов героев материала и телекомпании ТВ-Мост

 Источник: публикация «Старые знакомые: пять передач, которые кемеровчане помнят до сих пор»,

http://avoka.do/view/24363594/kemerovskoe-tv

Архив новостей