Первый (О творчестве художника Александра Кирчанова)

28 августа 2017 

(Автор - Марина Юрьевна Чертогова - окончила живописное отделение Кемеровского областного художественного училища (1980), факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде по специальности «искусствовед» (1988). С 1981 года работает в Кемеровском областном музее изобразительных искусств.

Прошла ступени профессионального роста – от научного сотрудника до заместителя директора по научной работе. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Награждена медалью Кемеровской области «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени. Почетный работник культуры Кузбасса. Член Союза художников России).

Творческая судьба Александра Кирчанова во многом особенна. Представитель старшего поколения в искусстве Кузбасса, он стоял у его истоков и всегда был «первым лицом».

Первым из кузбасских художников начал участвовать на всесоюзных и республиканских выставках, первым (как и П.А. Чернов) был принят в Союз художников СССР, первым был удостоен почетных званий заслуженный художник РСФСР и народный художник РСФСР. Если бы не мечта Кирчанова стать художником, все это кажется невероятным.

В шахтерском крае, где он вырос и жил, в довоенные годы не было ни профессионального искусства, ни настоящих художников, ни специальных учебных заведений. Чтобы учиться, приходилось далеко уезжать, и не каждый мог себе это позволить: жили бедно. Тогда о специальном образовании не было речи, а потом война.

Фронтовик Великой Отечественной Александр Кирчанов разделил участь своего поколения: сначала воевал, а по окончании войны, когда исполнилось двадцать семь, он посчитал, что учиться – поздно.

И все-таки, вопреки обстоятельствам, Кирчанов художником стал. Не сразу, понадобились годы труда. Еще в довоенное время он работал помощником художника-оформителя в клубе тракторной станции, затем – художником в редакции местной газеты «Кузбасс». Часто рисовал с натуры, самостоятельно. Потом по-настоящему повезло: в 1938 и 1941 годах по направлению Кузбасского краевого дома народного творчества Кирчанов занимался на семинарах для самодеятельных художников, которые проходили в Москве, в преддверии Всесоюзных выставок народного изобразительного искусства.

Практические занятия на семинарах вели известные мастера, классики советского искусства: И.Э. Грабарь, В.С. Сварог. На этих семинарах занимался и художник Алексей Гландин, который впоследствии вспоминал: «…Я хорошо знал Сашу Кирчанова, мы с ним познакомились в 1938 году в Москве, куда были приглашены талантливые самодеятельные художники страны. Он уже тогда отличался быстротой работы, мастерством, все считали его самородком из Сибири. Трудолюбивый, упорный, настойчивый в работе, имеющий хватку, он всегда быстро выдвигался вперед».

Вот и секрет успеха. Одного дарования в провинции мало – тут нужны личные качества. Они у Кирчанова были, и многое объясняют: и то, что сбылась мечта, и то, что достиг высот. Цельная натура, волевой характер, здоровое честолюбие – все удачно совпало, и Кирчанов стремительно наверстал упущенное, опередив всех.

Работал не покладая рук, за что коллеги называли «двужильным», успевал все и везде, не пропускал ничего, что могло приблизить его к задуманной цели. Желая быть первым, он стал им.

Претензии амбициозны, но отнюдь не беспочвенны. Художник ставил и решал исключительно сверхзадачи. Следовал в русле большого стиля и ведущих тенденций советского искусства. Выбирал актуальные темы и придавал им значительность. Обращался к образу современника, отдавая предпочтение людям труда: шахтерам, металлургам, пастухам, дояркам, геологам, прорабам…

Со временем он нашел свою тему в искусстве – аборигены Кузбасса, их самобытность, национальные уклад и традиции. Телеуты стали героями творчества, а их образы – визитной карточкой мастера. 

Характерен для Кирчанова выбор жанров: тематическая картина, портрет – они были самыми востребованными в советском искусстве. Для художника без академической школы это было не только трудно, но и рискованно – вдруг не по силам. Хотя сам Александр Николаевич об этом, пожалуй, даже не думал. Человек целеустремленный, уверенный в себе, он не сомневался, а действовал.

С самого начала Кирчанов утверждал себя как мастер картины и этим отличался от местных коллег, писавших пейзажи. Более того, как картины он трактовал остальные жанры, даже натюрморты, пейзажи. Его произведения чаще репрезентативны, словно готовились всякий раз для показа на выставках.

Работа только с натуры художника не устраивала, хотелось большего – широкого обобщения. Эта тенденция стала вектором творчества и стремительно развивалась, набирая силу год от года. Первые работы Кирчанова очень непритязательны. Они обращены к бытовым сюжетам, повествовательны и написаны в академическом стиле, уподобившем изображение сколку с действительности: «На сельском радиоузле» (1951), «У больной подруги» (1954).

В конце 1950-х – начале 1960-х годов его жанровые работы уже лиричны. Отбирается самое характерное, а живописность, выбранная выразительным средством, преображает обыденное в поэтическое: «Портрет Маши» (1957), «Осенние листья» (1958), «Телеутка с трубкой» (1959), «Девушка в красном» (1962). С конца 1960-х – в 1970-е годы ощущается влияние «сурового стиля». Произведения демонстрируют социальную типизацию образов и их романтическую приподнятость, монументальность пластических форм и широкую плакатную живопись: «Совхозный конюх» (1969), «Пастухи совхоза “Октябрьский”» (1974), «На трудной трассе. Портрет инженера» (1974). Особое место в этом ряду занимает «Дочь Салаирского края» (1968). Обобщение образа, доведенное здесь до предела, достигает высокого символического звучания

Признание мастера, жившего в ногу со временем, имело широкий резонанс. Его знали не только в Кузбассе, но и далеко за пределами края, вплоть до столицы. Почти ежегодно он участвовал на самых престижных выставках: «По Ленинскому пути», «Советская Россия», «По родной стране», «Сибирь социалистическая».

О нем писали московские искусствоведы, и выходили альбомы столичных издательств. Только у него одного в эти годы открылась в Москве персональная выставка. Местные коллеги ничем таким похвастаться не могли. Поэтому неудивительно, что представление об искусстве Кузбасса было связано, прежде всего, с именем Александра Кирчанова.

Первым Кирчанов был не только в искусстве, но и в общественной жизни. Человек мощного темперамента, активный и деятельный, он был лидером в творческом коллективе. На протяжении полувека определял политику в Союзе художников и судьбы самих художников. Не было такого вопроса, который бы его не касался или решался без него: участие художников в выставках, отбор и закупка произведений, получение наград, присвоение званий.

У Кирчанова всегда были прочные связи с официальными лицами. Притом, что формально он только однажды избирался председателем правления Кемеровской организации Союза художников РСФСР (1965–1967). Такой полноты власти, какая была у Кирчанова, не добился никто из местных коллег ни до, ни после него.

Авторитет этого человека был также высок и в широком профессиональном сообществе. Его неоднократно избирали делегатом съездов Союза художников СССР и РСФСР, членом Правления СХ СССР и Ревизионной комиссии СХ РСФСР. Он бессменно входил в зональные выставкомы и участвовал в формировании смотров «Сибирь социалистическая».

Многие мэтры советского искусства были знакомы с ним лично, дружили, общались на равных. Активная жизненная позиция, которую занимал Александр Кирчанов, сделала его легендарной фигурой. О нем чаще, чем о других кузбасских художниках, упоминается в истории искусства нашего края, с его именем связаны наиболее значительные события художественной жизни 1940–1980-х годов, о нем чаще всех вспоминают его современники, и эти воспоминания – неоднозначны.

В чем-то субъективны, лишены золотой середины: либо положительные, либо отрицательные, но всегда – одинаково категоричные. Иначе и быть не могло. Только неравнодушные не устраняются и не выжидают, а наступают и действуют, поэтому ошибаются, не могут быть угодными всем. Такие люди быстро сгорают и раньше других уходят из жизни. Так и Александр Николаевич Кирчанов. Он умер задолго до срока – первым из кузбасских художников старшего поколения, печально продолжая свою традицию: быть первым. Такова воля Всевышнего – с ней не поспоришь. Каким бы ранним не казался уход Кирчанова, он был предопределен, и в этом даже есть сокровенный смысл. Шла перестройка – с ее нигилизмом и духом свободомыслия, стремлением к сепаратизму и ниспровержением всяких авторитетов, – приближались постсоветские времена, еще более разрушительные.

Кто знает, как сло- жилась бы судьба Александра Кирчанова, проживи он дольше. Как сумел бы вынести неизбежное: распад СССР, а вместе с этим и уничтожение всей системы советского искусства, которой был искренне предан, в создании которой сам принимал участие.

Художник советской эпохи, он жил с ней в полном согласии, органично и убежденно. Так и ушел – вместе с ней. Положение, которое занимал А.Н. Кирчанов при жизни, обусловило то внимание, которым был удостоен после нее.

В 1989 году в Кемерове открылся мемориальный музей художника. Он разместился в его мастерской и на правах отдела входит в состав Кемеровского областного краеведческого музея. В настоящее время это единственный в Кузбассе музей одного художника.

Значит сегодня, равно как и прежде, Александр Николаевич Кирчанов остается среди художников «первым лицом»

Мария Чертогова,

заместитель директора по научной работе 

Кемеровского областного музея изобразительных искусств

 

Источник: http://ebooks.kemguki.ru

 

Александр Николаевич Кирчанов - живописец, график 

Александр Кирчанов живописец, график, заслуженный художник РСФСР (1972), народный художник РСФСР (1984), родился 28 августа 199 года в городе Томске.

Он первым из кузбасских художников начал участвовать на всесоюзных и республиканских выставках, первым был принят в Союз художников СССР, первым был удостоен почетных званий «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник РСФСР».

Когда мальчику исполнилось три года, его семья переехала в Щегловск (Кемерово). Желание рисовать появилось в довольно раннем возрасте, и это доброе начинание, стремление охотно поддерживала мама Александра Николаевича.

После окончания восьмого класса в 1934 году устроился на работу в качестве ученика художника-оформителя в клуб Кемеровской тракторной станции. Позже, набравшись некоторого опыта, стал трудиться художником в газете «Кузбасс». При этом в свободное от работы время много рисовал с натуры, а также копировал произведения именитых художников. В 1938 году Кузбасский краевой Дом народного творчества направил А.Н. Кирчанова в Москву на семинары для самодеятельных художников, где его учителями были Ф.А. Фролов, В.С. Сварог  и другие.

Начавшаяся Великая Отечественная война в судьбу А.Н. Кирчанова внесла суровые коррективы. В декабре 1941 года его призвали в ряды Советской Армии, и в скором времени в составе авиационной части перебросили на 3-й Украинский фронт. Художественный талант пригодился даже в годы войны: чертил топографические карты, выпускал боевые листки с карикатурами на врага, а ночью урывками старался писать с натуры. После демобилизации в 1946 году возвратился в Кемерово и устроился на работу в Кемеровские мастерские Художественного фонда.

С 1946 года является членом кемеровского товарищества «Художник», с 1953 года - член Союза Художников. В 1965 году был избран председателем правления Кемеровской организации Союза Художников, возглавлял ее до 1967 года, входил в состав правления Союза Художников РСФСР.

Благодаря большой работоспособности А. Н. Кирчанов добился значительного успеха и признания в Кузбассе, Новосибирской области и на республиканских, всероссийских выставках в Москве. С начала 50-х годов ХХ столетия считается одним из ведущих живописцев Сибири.

Заметную роль в творческой биографии Александра Николаевича сыграли многочисленные поездки на так называемую «Академическую дачу», которую в свое время основал великий русский художник Илья Репин. Именно на этих выездных пленэрах в Высшем Волочке собирались художники из разных стран, чтобы поделиться своим опытом и перенять лучшее у своих коллег.

Приятный парадокс заключается в том, что Александр Николаевич не получил специального художественного образования, но достиг невероятных творческих вершин. К каким бы темам и сюжетам он ни обращался, его основополагающей идеей являлась радость бытия.

А.Н. Кирчанов относится к старшему поколению кузбасских художников, и с творчеством этого мастера напрямую связано становление и развитие изобразительного искусства в нашем регионе. Александра Николаевича по праву можно считать классиком кузбасской живописи.

Ушёл от нас  Александр Николаевич Кирчанов 27 июля 1987 года.

После его смерти в 1989 году в Кемерово был открыт мемориальный музей художника, представляющий коллекцию его картин. Именем художника названа одна из улиц Кемерова, в его честь, на доме где он жил - проспект Советский, 71 - установлена мемориальная доска.

Источник: http://www.kemrsl.ru/cultural/30/

Архив новостей