Писатель Геннадий Модестович Молостнов

22 июня 2017 

Писатель, член Союза писателей СССР. Родился в деревне Чуркино Александровского уезда Владимирской губернии. Отец воевал в Сибири против Колчака. Вернувшись домой, вскоре умер. После смерти отца мальчик попал в детский дом. После детдома работал пастухом. Окончил курсы для малограмотных, ФЗУ в городе Кольчугино, работал слесарем. По путевке райкома ВЛКСМ в 1934 году поступил в Ленинградский институт журналистов им. Воровского. После завершения учебы работал в городе Куйбышев в газетах: «Будь готов!» и «Волжский комсомолец».

В 1941-ом окончил Высшую московскую школу КГБ. Служил на Халхин-Голе, Хасане, участвовал в Финской войне. Во время Великой Отечественной войны Г.М. Молостнов служил в контрразведке СМЕРШ. В июле 1943 года был ранен и контужен. После выздоровления его рекомендовали для работы в МИД и направили в США. Являлся старшим курьером дипломатической охраны в США. В 1947 году  вернулся в СССР. Недолгое время работал в Загорске в реставрационном училище при Троице-Сергиевой лавре.

Затем переехал в Кемерово. Здесь, работая журналистом, объехал весь Кузбасс, хорошо изучил природу и людей, живущих на Кузнецкой земле. Начинает писать стихи и прозаические произведения.

Геннадию Модестовичу хотелось писать о том, что он хорошо знал – о войне, репрессиях, о работе в НКВД, о внешней разведке и дипломатических миссиях. Но на всем стоит гриф секретности. Можно говорить только о трудовых буднях и подвигах народа. А в Кузбассе как раз и живут: шахтёры, металлурги, строители, химики. И в 1948 году  Молостнов приступает к работе над книгой о жизни и труде шахтёров Кузбасса «Голубые огни». 

С 1949 года в Кемеровской области стал издаваться литературный альманах «Сталинский Кузбасс». И уже с самого первого номера в нём печатается Геннадий Молостнов. Сначала была подборка стихов «Партизанская дорога». А в следующих номерах альманаха появились его рассказы: «Корнеич», «В американском городе» и другие.

В 1952 году были напечатаны главы из романа «Голубые огни», а в 1953 году в журнале «Октябрь» роман напечатали полностью. В Кемеровском книжном издательстве роман «Голубые огни»  вышел отдельной книгой, правда, назван был повестью. Сюжет повести построен на том, что на одну из новых шахт Кузбасса направляется парторг ЦК Колыхалов Александр Макарович. Он помогает организовать молодёжные комсомольские бригады, устраивает соревнования между ними, занимается бытом молодых шахтёров, доказывает на практике преимущества механизированного труда  в забоях над дедовскими методами. Не обходится в повести и без любви, и соперничества героев.

Писатель надеялся на хорошие отзывы о его произведении, а вместо этого на него обрушилась лавина критики от литераторов, преподавателей, общественности. Молостнова обвиняли в искусственности образов и конфликтов, в отсутствии поэзии шахтерского труда, небрежности языка.

Приняв к сведению конструктивную критику, Геннадий Молостнов перерабатывает повесть «Голубые огни» и пишет продолжение под названием «Междуречье». Первая часть дилогии выходит в 1958 году отдельной книгой, вторая в 1959 году – сначала в журнале «Огни Кузбасса», потом в «Сибирских огнях». В это же время романы печатаются отдельными книгами в Москве, а в 1962 году издаётся в Кемерове единой книгой.

Помимо прозы, к середине 50-х годов у Молостнова накапливается и большое количество стихов. В 1956 году издаётся сборник его стихов «Весна». В нем несколько блоков, в которых стихи разбиты по темам. С гордостью и пафосом рисует Геннадий Молостнов в своих стихах послевоенный Кузбасс и труд горняков. Не равнодушен был Молостнов и к окружающей природе. Ей он посвящает по-есенински красивые стихи. Часть стихов посвящены возвеличиванию партии и вождей.    

Память детства сохранила яркие картины малой родины, где он рос. В поэме «Раздумье» Геннадий Молостнов описывает картины дореволюционной, крестьянской лапотной России.

В 1956 году Молостнов становится членом Союза писателей СССР.

Журнал «Сибирские огни» в первом номере за 1957 год публикует его новую повесть «К свету», которая переросла впоследствии в роман «Даруя жизнь».

Кроме творчества, Геннадий Модестович активно участвует в литературной среде Кузбасса и Сибири. Так, в 1959 году в проходит семинар молодых писателей Сибири, на котором он выступает в качестве одного из руководителей. Молостнова приглашают на творческие вечера, в литературные студии, библиотеки, дома культуры, где он с удовольствием общается с читателями, читает свои стихи.

В 1962 году было создано Кемеровское отделение Союза писателей РСФСР, куда в первую пятерку вместе с поэтами Е. Буравлевым и      Г. Генке, прозаиком А. Волошином и драматургом Т. Ян, вошел и Геннадий Молостнов. Несмотря на постоянную критику творчества Геннадия Молостнова, в 1964 году в Москве выходит его роман «Междуречье».

В эти же годы на «Мосфильме» организуется новое творческое объединение писателей и киноработников. И Молостнову предлагают написать сценарий о молодёжи, поехавшей на стройки Сибири. Он отправляет на «Мосфильм» две заявки на сценарии, одна из которых называлась «Мама меня ветром звала». Местом действия в сценарии стало строительство Запсиба.

Занимается Г. М. Молостнов и переводческой деятельностью. Журнал «Байкал» в 1964 году опубликовал его перевод с бурятского повести Ш. Балдуева «Счастья тебе, Садылма».

В своем новом романе «Даруя жизнь» Молостнов показывает дореволюционную деревню, в которой учителя и революционные рабочие формируют самосознание крестьян. Роман выходит отдельной книгой в Кемерове в 1964 году. Этот роман был встречен литераторами благожелательно. Критики указывали на богатство изобразительных средств языка Молостнова. Отмечали тонкие краски деревенских пейзажей, множество изречений местного фольклора: поговорки, пословицы, сказки, былины, легенды, которые помогают узнать тяжелую жизнь русской деревни в десятилетие, предшествующее Октябрьской революции. Впоследствии роман будет переиздан в Красноярске, куда Молостнов переедет жить.

В последние годы проживания в Кузбассе Геннадий Молостнов создает произведения в жанре музыкальной комедии. Им написаны: литературно-музыкальная композиция «Сибирь – России славный край», музыкальная комедия «Голубок голубой», драма «Кукушонок или наедине с совестью», киноповесть «Воздушный спринт».

На напевно-лирические стихи Г. М. Молостнова музыканты пишут песни. Так композитор Анатолий Кузнецов написал несколько песен на стихи Г. Молостнова:  «Девичья», «Он какой-то такой», «Одинокая», «Лунюшка», «Боготольская походная». А песня «Берёзонька» на одном из музыкальных молодёжных фестивалей получила первую премию.

В перерывах между всевозможными совещаниями и различными (секретными) командировками, продолжая писать варианты предыдущих произведений для их переиздания, Геннадий Модестович задумывает новое большое полотно, над которым он проработает почти всю оставшуюся жизнь. Это - роман «Преступая порог».

Над этим романом он будет работать и в Красноярске, куда переедет жить. В 1974 году   Молостнов относит рукопись романа «Преступая порог» в редакцию Красноярского книжного издательства. Но, отметив достоинства романа, издатели   делают акцент на его недостатках и отказываются печатать. Писатель много раз переделывал этот роман, но в печати книга так и не появилась. Два варианта романа «Преступая порог» – с авторскими правками и «чистовик», находятся в настоящее время в архиве.

Видя катастрофические техногенные влияния на природу, Геннадий Молостнов задумывает написать назидание новому поколению в форме фантастической повести «Посланник планеты Альбос».  Книга вышла в Красноярске в 1969 году. Благодаря этой повести имя Геннадия Модестовича Молостнова увековечено  в «Энциклопедии фантастики».

В 1982 году в Красноярске был переиздан его роман «Даруя жизнь». Но писатель не увидел его.

В мае 1982 года Г. М. Молостнов умер.

В Государственном архиве Кемеровской области хранится фонд под номером Р-1248 (Молостнов Геннадий Модестович). В нём около 86 материалов, переданных в 1997  году дочерью Геннадия Модестовича – Раневой Натальей Геннадьевной.

Из архивных материалов стало известно, что Геннадий Модестович в 1950-60-е годы часто выезжал за пределы Кемеровской области. Об этом говорят и фотографии, сделанные в Сочи, Астрахани, Новосибирске, Москве, Воронеже. Есть и фотографии Геннадия Модестовича в армейской форме старшего лейтенанта. Но нет документов, рассказывающих о его деятельности разведчиком. Они находятся  в других архивах, доступ к которым  остается закрытым.

Хранится в Государственном архиве Кемеровской области и письмо Молостнова к Никите Сергеевичу Хрущеву, строки из которого очень актуальны и сегодня: «У нас в России чудесный народ! Тот, кто завладеет его сердцем, поймёт это сердце, укажет (хорошо укажет) путь этому сердцу, тот сотворит чудеса. Наш народ от века всегда готов делать великое. Он честолюбив, как юноша, он верен, как голубь, он сговорчив, покладист, но он и грозен. Великий народ! Наш народ интернационален, сказочно богат духом, не ржавеющий, поэтому он, и только он, способен, бескорыстно жертвуя всем, начертать программу светлого будущего и выполнить её».

Через все произведения Геннадия Модестовича Молостнова проходит чёткая гражданская позиция автора! Позиция человека, позиция писателя, позиция Гражданина планеты Земля.

Источник: http://www.kemrsl.ru/litmap/83?blind=off

 

Геннадий Молостнов: «А слово-то нужно искать!»

…Мы мало знаем об одном из первых профессиональных писателей Кузбасса. Геннадий Модестович Молостнов в 1970-е годы прошлого века уехал из Кемерова в Красноярск.

Свет проливают воспоминания красноярского прозаика Владимира Шанина:

«Геннадий Модестович Молостнов приехал в Красноярск из Кемерова в 70-е годы. Развелся с женой, сильно переживал и регулярно слал деньги на воспитание дочери. Вот, пожалуй, и все, что я о нем знал.

Позднее, когда я уже работал редактором в журнале «Енисей», познакомился с ним поближе. Человеком он был симпатичным, аккуратным, честным и собеседником интересным…

Редакция журнала «Енисей» имела в то время небольшую, в 16 квадратных метров комнатку на втором этаже старинного здания по пр. Мира, 98, и кто только не бывал у нас в редакции! Часто заходил и Геннадий Модестович, рассказывал о войне, о службе в дипкорпусе. Запомнилась история о том, как он по карнизу высотного здания гостиницы в Нью-Йорке перебирался из своего окна в окно соседнего номера, чтобы переснять какие-то документы. Не знаю, может, правда это, может, и сочинил прямо на ходу, но рассказ выглядел правдоподобно, убедительно, и я тогда же сказал, что из этого сюжета должна получиться неплохая повесть.

Геннадий Модестович усмехнулся:

- Да это же литературный штамп, используемый детективщиками! Не хочу повторяться.

И действительно, его произведения неповторимы по стилю, по языку, по мысли, хотя сюжеты и не новы. В «Посланнике планеты Альбос» ребята узнают, какая существует взаимосвязь в природе, почему в ней «нет ничего ненужного» и почему ее надо беречь. Эта фантастическая повесть была переиздана в Красноярске в 1979 году, автор мне ее подписал, сказав, что пытался вложить в уста героев свои крамольные мысли…

Всякий раз в разговоре он возвращался к проблеме чистоты русского языка и стиля. Открывал журнал или книгу, читал абзац, отдельную фразу, предложение, дотошно разбирал по частям, придирался к словам:

- Это вот слово тут неуместно. Совсем из другого ряда. Неточное слово, замысловатое, оттого и фраза кажется фальшивой. А слово-то нужно иска-ать! Писатель пошел нелюбопытный, ленивый, не умеющий сострадать: хватает первое попавшееся слово – и в строку…

В романе «Даруя жизнь» Молостнов показал дореволюционную деревню, в которой учителя и революционные рабочие формируют самосознание крестьян. Начало романа поэтически грустное: «Я вижу девушку – румяную, синеглазую. Она сидит на морозной ржаной соломе, ждет суженого… Потом август – желтый, солнечный… Чистое поле, тихость уходящего лета, первая грусть журавлей… А какая чистота, какая господняя чистота вокруг!»

Впрочем, название романа несколько претенциозно, сам автор был им недоволен, даже хотел переназвать…

– Конь ломает прясло – а, звучит? – пытал он меня.

Пока издательский план утверждался, Геннадий Модестович жил только на пенсию, порой, стесняясь, просил «трешку». И долг всегда возвращал.

Наконец роман утвердили к переизданию, Геннадий Модестович получил гонорар, и с того времени ни у нас, в редакции, ни в Союзе писателей, ни в издательстве его никто не видел.

Книги своей он так при жизни и не подержал в руках.

На похороны Молостнова приехала из Кемерова его дочь с мужем, забрала отцовы рукописи и пишущую машинку.

Похоронили замечательного русского писателя на Бадалыкском кладбище, на вершине холма, где еще мало было захоронений, поставили деревянный православный крест, возложили немногочисленные венки и цветы, пообещав поставить вскорости памятник, и тихо разошлись.

По прошествии времени я попытался отыскать могилку и не смог: вся вершина холма была уставлена каменными памятниками и ни одного креста… Памятника Молостнову я тоже не нашел.

Стыдно признаться: забыли мы своего товарища. Теперь, пожалуй, забыто и его имя. Его талантливые произведения сегодняшний читатель с изуродованным вкусом вряд ли станет искать в библиотеке…»

Грустно это читать. Но в Кузбассе он навсегда остался в истории литературы нашего региона.

 

Владимир Иванов.

Источник: http://ognikuzbassa.ru/category-publicism/660-vladimir-ivanov-oni-byli-u-istokov-k-yubileyu-pisatelej-kuzbassa 

 

Публикации Г.М. Молостнова:

В американском городе: рассказ / Геннадий Модестович Молостнов //Огни Кузбасса. - 1952. – № 4.

Весенние мотивы: стихи / Геннадий Модестович Молостнов //Огни Кузбасса. - 1956. – № 9.

Весна: стихи /Геннадий Модестович Молостнов. - Кемерово: Кузбасс. - 1956.

Гляжу я на тебя; Теленок; Дело к свадьбе: стихи /Геннадий Модестович Молостнов //На родине моей повыпали снега... - Кемерово: Сибирский писатель.

Голубые огни: главы из повести /Геннадий Модестович Молостнов //Сталинский Кузбасс. - 1952. – № 52.

Голубые огни: повесть /Геннадий Модестович Молостнов //Октябрь. - 1953. – № 4 - 5.

Голубые огни: роман /Геннадий Модестович Молостнов. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство. - 1953. - //Кемерово: Кемеровское книжное издательство. - 1962.

Даруя жизнь: роман /Г. М. Молостнов. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство. - 1964; //Красноярск: Красноярское книжное издательство. - 1982.

Из искры пламя: рассказ / Геннадий Модестович Молостнов //Литература и жизнь. - 1960. – 4 декабря.

Их нельзя остановить: повесть /Г. М. Молостнов. - М.: Советская Россия. - 1958.

К свету: повесть /Г. М. Молостнов //Кемерово: Кемеровское книжное издательство. - 1957. - 132 с. ; //Сибирские огни. - 1957. – № 1.

Корнеич: рассказ /Г. М. Молостнов //Огни Кузбасса. - 1951. – № 3.

Кузбасс: стихи /Г. М. Молостнов //Сталинский Кузбасс. - 1949. – № 2.

Междуречье: главы из романа /Г. М. Молостнов //Огни Кузбасса. - 1958. – № 10.

Междуречье: роман /Г. М. Молостнов. - М.: Советская Россия. - 1964.

Отец: стихи /Г. М. Молостнов //Огни Кузбасса. - 1958. – № 11.

Партизанская дорога: стихи /Г. М. Молостнов //Сталинский Кузбасс. - 1949. – № 1.

Побасенки: Манекен; Сила привычки; О бескрылых; Бездомница /Г. М. Молостнов //Огни Кузбасса. - 1956. – № 9.

Под семицветной радугой: стихи /Г. М. Молостнов //Енисей. - 1967. – № 4.

Посланник планеты Альбос: повесть /Г. М. Молостнов. - Красноярск: Красноярское книжное издательство.- 1969.

Пришла весна: стихи /Г. М. Молостнов //Огни Кузбасса. - 1954. – № 7.

Светлой памяти Устиновича: стихи /Г. М. Молостнов //Енисей. - 1962. – № 4.

Сквозь мелочи жизни: рассказ /Г. М. Молостнов //Огни Кузбасса. - 1959. – № 12.

Хлеб: стихи /Г. М. Молостнов //Сталинский Кузбасс. - 1954. – № 7. 

Архив новостей