Пол Бредшоу: «Люботытство – главное из семи качеств успешных журналистов»

12 августа 2021 

Хорошими репортерами рождаются или становятся? Можно ли научить любопытству, которое есть у всех хороших журналистов? А можно ли научить столь необходимой репортерской настойчивости? А умению интересно рассказывать историю? Время от времени я слышу, как журналист говорит, что нельзя, что эти качества «врожденные» и им «нельзя научить»...

Меня беспокоит, когда я слышу эти вопросы и утверждения – в них уже отсутствуют те самые любопытство и настойчивость, к которым должны стремиться журналисты. И беспокоит не первый день.

Последний год я много думал об этих качествах и о том, как преподаватели должны преподносить эту тему, чтобы научить этим навыкам студентов и слушателей факультетов журналистики.

Итак, сегодня я представляю первую публикацию из серии статей, в которых исследую 7 качеств, без которых невозможна хорошая журналистика и хорошие журналисты.

Покажу способы, как эти качества (или навыки) можно поощрять и развивать.

 

Вот эти 7 качеств:

•   любопытство (включая воображение)

•   скептицизм

•   настойчивость /упорство

•   сочувствие

•   креативность

•   дисциплина

•   страсть

Первые четыре качества необходимы, в первую очередь, при сборе информации: они помогают журналистам видеть истории там, где их не видят другие, преуспевать в получении информации и обращаться с этой информацией должным образом.

Остальные три навыка больше связаны с подачей готовых историй: как рассказать имеющуюся историю наилучшим образом?

И никакой навык не существует сам по себе: от сочувствия, сдерживающего упорство, до дисциплины и творчества, дополняющих друг друга. Соответственно, и осваивать эти навыки нужно комплексно.

Итак, начнем. Как насчет самого фундаментального качества для любого начинающего журналиста – любопытства?

 

Почему хорошая журналистика начинается с любопытства (и воображения)

«Если говоришь, что хочешь увидеть мир, то не жалуйся, если тебя отправят в Джибути».

Одна из лучших вещей в журналистике – тот факт, что сегодня вы можете освещать одно, а завтра – совсем иное. С другой стороны, самая частая жалоба начинающих журналистов: тема не интересна.

Жалоба – это симптом недостатка любопытства.

Хорошая журналистика начинается с любопытства: желания познавать мир, задавать вопросы о том, как он работает. Это также попытка представить, чем дело может закончиться.

Но мы забегаем вперед. Почему хорошая журналистика – это результат любопытства?

Всю журналистику можно разделить на две большие категории: первая – это сюжеты, которые прямо реагируют на события и проливают свет на то, что мы хотим узнать. Вторая категория сюжетов основана на любопытстве (а активная журналистика не может существовать без любопытства) и начинается с вопросов: «Что происходит со спортсменами после выхода на пенсию?»; «На что Совет тратит деньги?»; «Почему у нас нет лекарства от рака?».

Конечно, и событийные материалы проигрывают, если там нет любопытства.

Возьмите стандартный репортаж: автокатастрофу.

Всё начинается с заявления местной полиции о том, что на определенной дороге в 23:15 разбился автомобиль, а водитель был арестован.

Нелюбопытный репортер может просто опубликовать эти факты – и ничего больше. У этого феномена есть термин: чурнализм (churnalism) – когда ничего не добавляется, ничего не ставится под сомнение и просто публикуется информация, полученная из одного источника.

Любопытный репортер, однако, захочет узнать больше:

•   Что это была за машина?

•   Как автомобиль разбился? Он съехал с дороги, столкнулся с другим автомобилем или с другим препятствием?

•   Почему он разбился? Водитель заснул? Отвлекся? Может быть, он был под воздействием алкоголя или другого вещества? Это была чужая вина? Проблема с дорогой?

•   Кто был в машине? Был ли это просто водитель?

•   Был ли кто-нибудь еще задействован в качестве участников или свидетелей?

•   Водитель ранен? Кто-нибудь еще?

•   За что арестовали водителя?

•   Ему предъявлено обвинение? Вышел? Когда полиция сможет что-то решить по этому вопросу?

•   ДТП на этой дороге случаются редко или часто?

•   Где именно на дороге это произошло?

Вы заметите, что многие из этих вопросов относятся к категории «Что-где-когда», которые часто обсуждаются в журналистике:

•   Что?

•   Кто?

•   Где?

•   Когда?

•   Почему?

•   Как?

 

Способы развития любопытства

На самом деле, подход «что-где-когда» в таком расширенном виде – это метод развития любопытства. Журналисты, начинающие карьеру, будут перечислять эти вопросы и пытаться ответить на них в своих репортажах.

Более опытные журналисты могут делать это не задумываясь: для них это стало привычкой.

Но есть и другие методы: подумайте о роли воображения в описанном выше процессе. Полиция предоставила очень мало информации, но в результате мы уже представляем себе части истории.

Например, мы могли бы уже представить, что водитель был пьян. Почему? Потому что полиция арестовала водителя: а это означает, что, возможно, водитель нарушил закон. Мы можем так подумать.

Кроме того, мы предполагаем, что наиболее вероятным законом в этом контексте будет закон о вождении в нетрезвом виде.

Использование таких подсказок полезно и важно: оно помогает инициировать вопросы, которые мы можем задать, но, вместе с этим, может быть опасным и ограничивающим. Не потому, что воображение – это плохо, а именно из-за недостатка воображения.

Рассмотрим другие объяснения, почему водитель был арестован:

•   Он был под действием наркотиков, а не пил.

•   Он не был пристегнут.

•   Машина не подходила для дороги.

•   Он напал на офицеров.

•   Его разыскивали за другое, не связанное с этим, преступление.

Вот ещё один недостаток воображения, который вы должны были заметить: в приведенных выше объяснениях использовалось слово «он». Разве полиция сказала, что водитель – мужчина? Нет, не говорила.

Чем больше информации предоставлено, тем больше придется «обрабатывать» нашему воображению, но тем более конкретными будут наши предположения.

Например, автомобиль определенной марки может побудить нас сделать больше предположений о событиях. Что, если бы машина была черным Порше? А если это какой-нибудь коричневый хэтчбэк? Розовый Фольксваген Жук? Белый Гольф?

«Дилемма хирурга» является хорошей иллюстрацией этого, и я использовал её со студентами для изучения «бессознательной предвзятости»...

Любопытство и воображение помогают нам начать задавать вопросы. Конечно, есть и другие навыки, которые нам нужны для того, чтобы получить ответы...

Но это уже следующая история.

Перевод

Елизаветы Александровой

Источник: https://jrnlst.ru/7-skills

Наша справка

Журналист и блогер Пол Брэдшоу родом из Болтона (Англия). Выпускник Бирмингемского городского университета (ныне Университет Центральной Англии), где изучал средства массовой информации (1995 – 1998)

Профессор, возглавляет магистерскую степень по информационным, мультиплатформенным и мобильным технологиям в Бирмингемском городском университете. Управляет своим собственным блогом Online Journalism Blog (OJB), также работает в отделе данных Би-би-си в Англии.

Является соавтором онлайн-справочника по журналистике, а также соавтором издания ряда журналов. Он также опубликовал ряд книг о журналистике. В их числе «Веб-журналистика: новая форма гражданства», «Гражданская журналистика: глобальные перспективы», «Журналистика данных: отображение будущего» и других.

По данным 2007 года занимал второе место в списке «Десяти журналистов-блогеров Великобритании». В 2010 году был включен в шорт-лист журнала Multimedia Publisher of the Year. В 2016 году вошёл в спискок ведущих новаторов в области журналистики и СМИ Великобритании и самых влиятельных людей в социальных сетях Великобритании.

Архив новостей