Полиграфисты газеты и издательства «Кузбасс» (От ручного набора до компьютера)

23 сентября 2021 

Как считают историки, прообраз современной газеты родился в Венеции, где графисты в XIV веке выпускался публичный листок с информацией торгового и иного плана. Одна группа людей собирала её, составляла исходный текст, который размножали переписчики. За возможность прочесть листок желающие платили одну гасету. Впоследствии прижились и название, и способ производства – журналисты пишут тексты, газетой их делают полиграфисты.

Кто делает газету

В 1920-е годы работники редакции и типографии составляли единый коллектив «Кузбасса». В начале 1930-х типография обособилась – производство выросло, число заказов увеличилось, но главной оставалась газета, потому предприятие назвалось типографией газеты «Кузбасс».

С появлением второго областного издания – «Комсомольца Кузбасса» – бюро обкома партии принимает решение создать издательство «Кузбасс», которое со временем превратилось в издательско-полиграфический комплекс. Но газета «Кузбасс» была, есть и, наверное, будет главным партнером этого предприятия.

До появления наборных строкоотливных машин-линотипов «Кузбасс», как и другие газеты, набирался вручную. Четыре страницы формата А2 вмещали 124400 букв. В слова, строки и статьи их складывали наборщики, затрачивая на это 28 часов 10 минут. А первые номера «Кузбасса» набирали Иван Ефимович Антропов и Александр Евгеньевич Никифоров – квалифицированные специалисты, способные работать с наборной кассой вслепую.

Кстати, ручной набор оставался в ходу и потом – им пользовались при наборе заголовков, плакатов. Иван Антропов умер молодым, а Никифоров, дядя Саша, как звали его все в типографии, проработал там почти сорок лет, был наборщиком, начальником наборного цеха, сменным техноруком.

32 года на одном стуле – так характеризует свою карьеру Роза Павловна Чудинова. В типографию она устроилась в 1947-м подчитчиком, но вскоре освоила профессию линотиписта. Своим учителем и первым наставником называет Нину Александровну Захарову, которая к тому времени уже в тонкости освоила новое дело.

– В старом здании, которое располагалось за кинотеатром «Москва», стояло два или три линотипа, сейчас уже не помню, - вспоминает Роза Павловна. – Тесно, шумно, дымно, но с этим не считались – работа есть работа. Я все годы набирала «Кузбасс», потому хорошо знала не только корректоров, с которыми непосредственно общались, но и литсотрудников, и руководство редакции. Надо сказать, к нам, полиграфистам, журналисты относились очень уважительно.

Помню такой случай. Газету уже подписали в печать, как вдруг пришло распоряжение снять передовую статью, заменить официальным материалом, который пришёл по телетайпу. Принесли мне несколько восковок, объём текста как раз на передовую. Я быстро всё набрала. Корректор тут же, у машины, вычитала гранку – ни единой ошибки. Словом, газету тогда сдали по графику, не задержали. На другой день из редакции в цех принесли «Молнию» с благодарностью мне за хорошую работу, а ещё премию…

…32 года изо дня в день набирала «Кузбасс» Роза Чудинова, её фамилия на гранках всегда была знаком качества.

Профессия – линотипист

Профессию линотиписта Валентина Дмитриевна Дьякова освоила в типографии Прокопьевска, а когда переехала в Кемерово, ей как опытному специалисту поручили набор областной партийной газеты.

– Сам факт работы на «Кузбассе» означал признание тебя как профессионала, – говорит Валентина Дмитриевна. – Это было и ответственно, и почетно.

…Сегодня линотип воспринимается как анахронизм, а в середине прошлого века считался величайшим достижением полиграфии.

Первое и главное – ускорился процесс набора (сменная норма линотиписта составляла 65500 знаков), а кроме того, отлитые из металла строки не рассыпались, значит, в ускоренном темпе шла верстка полос.

Что же касается условий труда… Для отливки строк применялся сплав из свинца, сурьмы и олова, разогретый до жидкого состояния. Клавиатура похожа на клавиатуру пишущей машинки, но масса операций – смена формата, магазинов со шрифтами – выполнялась вручную.

Уход за машиной – протирка бензином, смазка движущихся частей маслом – тоже обязанности линотиписта. И при всём при том эта профессия считалась женской – мужчин-линотипистов практически не было.

Вредность производства компенсировалась выдачей талонов на молоко да возможностью уйти на пенсию по второй сетке, то есть женщинам в 50 лет…

– Эти обстоятельства воспринимались нами спокойно: если выбрал такую профессию, они входят в условия контракта, – рассказывает Валентина Дмитриевна. – Равно как и газетный процесс. Набирать книги, наверное, проще – один формат, один шрифт. А газета – дело иное. Ответственные секретари то со шрифтами «играют», то с форматами – только успевай рукоятки крутить! Но мы понимали: это делается для улучшения внешнего вида полос, а значит, качества газеты, потому не роптали.

Ещё одна особенность газетного производства – обилие редакционной правки. Но без неё тоже никуда, газета есть газета. Работали посменно: первая – с 8.30 до 16 часов, вторая – с 16.00 до 23.30, если удается сдать газету в печать. Когда происходили какие-то важные события в стране, работали ночами, утренняя смена приходила и садилась за горячий линотип…

Замечу, что руководство издательства тоже не уходило домой, пока «Кузбасс» не сдан в печать.

Условия труда значительно улучшились с переездом в новый издательский комплекс в 1982 году. Линотипы, конечно, остались линотипами, но в просторном цехе было отличное проветривание.

А в 1991-м «Кузбасс» стал выходить пять раз в неделю. На пятидневку, с двумя выходными, перешло и газетное производство (спустя четверть века после известного постановления партии и правительства. – Т. М.), и полиграфисты вздохнули свободнее…

…«Горячим» набор оставался до 15 июня 1994 года. Именно в номере за этот день к выходным данным на последней странице мелким шрифтом впервые было подверстано сообщение:

«Газета набрана и сверстана на компьютерном комплексе газеты «Кузбасс».

А в издательстве состоялся печальный праздник – линотиписты, метранпажи, тискальщики гранок и другие, занятые в старом технологическом процессе, уходили по сокращению штатов. Были речи, цветы и… слезы.

Председатель ветеранской организации издательско-полиграфического предприятия «Кузбасс», кавалер ордена «Трудовой славы» III степени В.Д. Дьякова подчёркивала, что ветеранской организации значится более 70 ветеранов. В свое время большинство из них трудились на выпуске газеты «Кузбасс».

…Линотип, наборные кассы, верстатки сейчас служат демонстрационными экспонатами, их с любопытством разглядывают экскурсанты из числа студентов и школьников. Но если, не дай Бог, откажет электроника, «Кузбасс» всё равно придет к читателям – оборудование на ходу, полиграфисты-ветераны не забыли, как им пользоваться…

Тамара Малышкина

Источник: http://old.kemrsl.ru/documents/litmap/209/works/_tvoya_i_moya_06_12_11.pdf

Фото Кирилла Кухмаря и из архива редакции.

На снимках: линотипист Роза Павловна Чудинова (1960-е годы); Валентина Дмитриевна Дьякова – председатель совета ветеранов ОАО ИПП «Кузбасс»; прощание с «горячим» набором

Архив новостей