Портрет современника (об очерках ветерана кузбасской журналистики Таисии Алексеевны Шатской)

24 октября 2019 

Таисия Алексеевна Шатская – профессиональный журналист. Начала работу в только что открывшейся в августе 1956 года газете города Междуреченска «Знамя шахтера». Острые фельетоны молодой журналистки быстро сделали ее имя популярным. Вскоре Таисию Шатскую пригласили в областную газету «Кузбасс», где она проработала 43 года. Её очерки и публицистические статьи неизменно вызывали читательские отклики. Она получила несколько почетных дипломов и наград за свои журналистские работы.

В 2006 году очерки, фельетоны, статьи, интервью Таисии Шатской вышли отдельной книгой «50 лет в журналистике Кузбасса». Каждый год представлен одним материалом, и такая структура книги позволяет проанализировать изменения, которые произошли с портретным очерком за это время. Здесь представлены различные журналистские жанры, но в каждом из них создан образ современника событий.

За годы работы в газете «Кузбасс» Т.А. Шатская не раз объехала все города и районы Кемеровской области. И за какую бы тему ни бралась, человек оказывался на первом месте.

Знаменательно, что для студентов Кемеровского государственного университета она вела спецкурс «Место человека в современной публицистике».

Прежде всего стоит отметить, что в самом начале книги есть небольшой портрет самой журналистки, когда она только начинала свою работу в газете: «Среди рабочих, крутивших лебедку, я увидел маленькую, укутанную в пуховой платок девушку... Из леса вынырнул на широких лыжах охотник-шорец. В ту же минуту Тая оставила лебедку, подбежала к краю насыпи, опустилась на пушистый снег и съехала по крутому склону на лед.

Поздоровавшись с охотником, она извлекла откуда-то из-под платка маленький блокнотик, а в руке у нее замелькал стремительный карандаш».

Так читатель знакомится с автором книги, и не случайно портрет ее создан средствами динамического описания, здесь представлены поступки, которые говорят нам о ее характере.

Практически все очерки 1950-х и 60-х годов посвящены людям и содержат портретные описания, пусть небольшие, но запоминающиеся. Достаточно посмотреть на заголовки материалов: «Бабка», «Повесть о девочке Тане», «Наш Бобров», «Просто учительница музыки» Мы сразу видим, что на первом плане личность, достойная внимания.

Каждое десятилетие сопровождается в книге комментарием автора. Таисия Шатская вспоминает свою работу и, конечно, всех тех шахтеров, учителей, простых рабочих, с которыми встречалась. С большой любовью пишет журналистка об этих людях. Очерки 50-х годов, относящиеся к периоду ее работы в газете Междуреченска, заканчиваются словами автора: «Ах, с каким сожалением я расстаюсь с междуреченской папкой. Даже людей, что на снимках в газете, припоминаю. «Дорога будет, когда строят такие люди!» — мелькает газетная шапка, а под нею — высказываются бригадиры, продавцы, рабочие. Иные фамилии до сих пор помнятся, как родные».

1960-е годы начинаются с очерка об Италии, он называется «Знакомлюсь с Италией» и разбит на несколько небольших эпизодов, знакомящих нас с Римом, с его узкими улочками и приветливыми людьми. В каждый из них включена портретная зарисовка.

Таисия Шатская пишет о том, что жизнь Рима стала понятнее благодаря людям, с которыми довелось встретиться. И одним из таких людей стал гид, сопровождавший группу журналистов.

«Ференцо Марио 64 года. Это маленький седой старик, энергичный и влюбленный в свое дело. Мы не раз пожалели, что не знаем итальянского языка. Переводчица не в силах передать всех чувств нашего беспокойного гида. А он беспокоится о том, чтобы за короткий день мы успели узнать и полюбить сокровища Рима. И торопится, и готов ответить на любой вопрос, и говорит с таким чувством, что, кажется, услышанное от него никогда не забудется».

На примере другого очерка Таисии Шатской, который называется «Бабка», видим, что характеристику доброй отзывчивой старушки Таисия Шатская создает, описывая манеру ее поведения. Встретилась журналистска со своей героиней случайно, по дороге на станцию.

«Укрывшись от ветра за дом, бабка усаживается на бревно, подоткнувюбку и нахохлившись. И такое у нее печальное и доброе лицо. Морщины безжалостно избороздили его, и чувствуется: за каждой из них, глубокой и темной, горе, пережитое человеком».

Все это написано с легко уловимой симпатией автора к этой простой русской женщине. Живая, полная деревенских выражений речь героини нужна для того, чтобы портрет был полным. И пусть мы не знаем точно, какого цвета ее глаза и во что она одета, но можем представить ее.

— Батюшки мои, — всплеснула руками старушка, — обабушки, а вот это голубые грузди, ишь ты, красавцы-то какие». И столько радости в ее словах, так бережно берет она грибы за толстые ножки и любуется ими, и видит голубой оттенок там, где как будто бы бело-серый цвет».

Очерк «Просто учительница музыки». С первых строк мы узнаем, что учительницы, о которой пишет автор, нет в живых. Весь текст построен на воспоминаниях об этой женщине. Она не герой войны и даже не знатная доярка, она просто учительница музыки. Но для всех людей, которые ее знали и учились у нее, она — добрый и отзывчивый человек, заслуживший уважение и признание своего труда.

«С пожелтевшего газетного снимка, с любительских фотографий давних лет смотрит задумчивая пожилая женщина. У нее короткая стрижка активистки первых лет Советской власти и мягкий добрый взгляд огромных глаз. О таких глазах говорят: «Смотрят прямо в душу».

Ее ученики, друзья и просто знакомые — все отзываются о ней с теплотой и любовью: «Эта небольшая, миловидная женщина с громадными кроткими глазами скромно, но настойчиво убеждала нас в том, что дошкольникам необходимо музыкальное воспитание. Запомнилась ее страстная, умная речь. Так говорить мог человек, твердо убежденный в важности дела, которое отстаивает…»

Очерк, напечатанный в 1975 году в честь тридцатилетия Победы. «Он называется «Живет в Берикуле солдат». Прежде всего мы узнаем, что газета «Кузбасс», в которой работала тогда Таисия Шатская, опубликовала вопросы анкеты, адресованной участникам Великой Отечественной войны, и получила много писем. Одно из

них заинтересовало журналистку: «Несколько строк грустного признания оказались той деталью жизни человека, за которой встают и местные бытовые проблемы, и характер автора». Так она заочно знакомится с Анатолием Ильичем Полторыхиным. И, как обычно, рассказ о фронтовой жизни героя предваряет его портрет:

«Анатолий Ильич Полторыхин совсем седой. Да еще серый свитер оттеняет благородную белизну его волос. Сдержанная, неторопливая речь, изредка пристальный взгляд». Буквально несколько слов и всего одна яркая деталь внешности, седина, создают представление об этом человеке.

С первых строк очерка мы узнаем, что у Полторыхина проблемы: надо сделать ремонт в квартире. А поскольку он заведующий складом Берикульского рудника, кто-то из руководителей предложил ему самому достать строительные материалы. «На том дело и встало».

Казалось бы, мелочь, можно было даже и не упоминать об этом, однако она оказывается существенной для понимания характера героя. Мы видим честного и справедливого человека, не способного на подлость или обман. Война научила его храбрости, стойкости и терпению. Все эти качества Анатолия Ильича не названы прямо. Тем не менее, читатель узнает о них, а точнее сказать, догадывается, прочитав: «Только разохотится сказать что-то от души, как сразу возьмет себя в руки, грустно улыбнется: «Ничего особенного, воевал, как все».

В конце 1970-х годов, как пишет сама Таисия Шатская в небольшом предисловии к этому десятилетию, она стала заниматься депутатской темой. Это была достаточно официальная работа, но и здесь журналистка писала с душой, выделяя интересных людей, с которыми встречалась на депутатских сессиях. Так познакомилась с председателями колхозов: «Колоритные фигуры, открывшие мир мудрого сельского руководителя!»

Рассказ о людях теперь определяется жизненными проблемами. Повествовательные эпизоды, а здесь это особенно заметно, передают нам определенную информацию, то есть уже несут непосредственную смысловую нагрузку, которая важна не только для создания портрета, но и для понимания читателем времени, ситуаций и позиций людей.

Информативность проглядывает в том, как герой ведет себя в определенных обстоятельствах. Сам его характер складывается в ситуациях, точнее, через его поведение. И сообщая нам о разных людях, Шатская тем самым говорит о проблемах в той или иной социальной сфере.

В одном из очерков 80-х годов «Барков прав» рассказывается о руководителе, проработавшем председателем колхоза к тому времени уже сорок лет. Из очерка мы узнаем, что быть руководителем, тем более в непростой для страны период перестройки, сложно и ответственно. Отношение автора к своему герою можно понять, прочитав одно только название.

В этой публикации, достаточно объемной по газетным меркам, описанием можно назвать лишь сцену заседания сессии. Таисия Шатская снова пользуется своим приемом, она дает небольшой портрет председателя Баркова в начале очерка, а затем показывает его поступки в жизненных ситуациях прошлого и настоящего:

«Был момент, когда он повернулся к президиуму, упрямо тряхнул мало тронутым сединой чубом, сказал: «Вам же лучше будет». В этот миг промелькнуло в облике немолодого уже человека что-то отчаянно мальчишеское, пронесенное через годы жизни и счастливо сохраненное. Тогда я еще не знала, что председателем колхоза он стал как раз мальчишкой…»

Автор не только описывает поступки своего героя, но и сообщает нам таким образом информацию о времени. Барков работал председателем в двух колхозах, и под его руководством они вышли каждый в своем районе на первое место. Это рассказ не только о характере персонажа, о его сильных качествах, но и о работоспособности других людей, которые были рядом с героем и помогали ему.

В 1990-е годы экономические вопросы и другие сложности отдельно взятого района, села, города увлекают журналистку Шатскую еще больше. И она рассказывает о героях труда. Таков очерк «Свинарка без пастуха». Он посвящен человеку, получившему звание Героя Труда, — свинарке, проработавшей в этой трудной профессии более тридцати лет. Главная деталь, которая отмечена во внешности этой женщины, — «огромные распухшие руки». Эта деталь говорит обо всем. Журналистка не дает портретного описания Зинаиды, а пишет о ее болезнях, которые связаны с непосильным трудом. Мы узнаем, что у нее однажды отказал позвоночник, руки повисли, как плети, из-за того, что ведрами таскала еду поросятам. Была операция, предложили инвалидность, но она вернулась к любимой работе.

Этот очерк построен немного иначе, нежели все остальные. Здесь автор меньше внимания уделяет поведению Зинаиды. Отношение героини к ее работе проявляется вот в чем. Она с удовольствием и большой любовью рассказывает о своих подопечных, о поросятах, об уходе за ними.

Таких людей, как Зинаида Багрыч, называют фанатиками. Но оказалось, что это не все одобряют — настали другие времена, и поменялись представления о труде. Теперь, по словам молодого ветврача, по-другому надо работать: «Она не работает, а вкалывает. Я с ее режимом не согласен. Считаю: пришел на смену, переоделся, поработал, переоделся, пошел домой. А она бегает, ругается, выпрашивает обрат. На что уходят силы? Нет, нам надо менять все полностью, сотрудничая с теми, кто может и умеет работать по- человечески».

Но для свинарки и ее детей, воспитанных примером матери, быть верными делу своей жизни — счастье. Просто необходимо обеспечить их техникой и обустроить рабочее место, чтобы любимая работа приносила только радость. К такому выводу очеркистка подводит читателя.

И еще один материал Таисии Шатской. Он рассказывает о судьбе целой группы людей. Название очерка сразу же определяет его основную мысль:

«Сегодня — шахтер. А завтра?» В нем представлена целая галерея рабочих людей, причем многих мы не видим, а только слышим их мнение. Портретного описания в строгом значении этого термина здесь нет. Но в итоге в представлении читателя складывается собирательный и типичный облик шахтера конца 80-х. Публикация решает чисто информативную задачу — представить проблему и напомнить о ней общественности.

Для Шатской всегда важно мнение «снизу», именно поэтому она решила узнать на месте, как относятся шахтеры к закрытию старых шахт и строительству новых. Цель автора — показать не только существующие сложности и сложившиеся неблагоприятные обстоятельства, но и человека в этих обстоятельствах, его мнение и позицию.

На двух шахтах, где побывала журналистка, ситуация оказывается схожей: мыло уже не выдавали два года, в забой приходится спускаться в лохмотьях, такова спецовка, и даже крыс в шахтах не осталось, потому что шахтерские пайки не те: «Не нравятся крысам огурцы да помидоры и хлеб, намазанный вареньем».

«Все плотнее окружают шахтеры, — пишет Шатская, — в основном молодые по возрасту, взволнованно курят. Каждый говорит вроде бы о своем, а выходит, что об общем — кровном».

Прочитав эту публикацию, мы узнаем о характере шахтеров Кузбасса. Они справедливы, именно поэтому требуют справедливости по отношению к себе, они надежны и терпеливы. «Они не заслуживают полуправды. Им нужна полная ясность», — пишет журналистка. Несмотря на многие трудности, шахтеры продолжают спускаться в шахты и работать. Ведь им действительно некуда больше идти. Каждого из них продолжает беспокоить вопрос: «Сегодня — шахтер. А завтра?» И он остается открытым.

Рассмотренные очерки Таисии Шатской позволяют выявить характерный для нее прием, которым она пользуется для того, чтобы создать портрет своего героя. Она изображает человека через его поступки и поведение. Кроме того, мы проследили, что традиционное портретное описание в газетных очерках уже в 80-х годах исчезает. Но тем не менее люди как объект изображения остаются. Информативность не смогла полностью вытеснить человека из журналистского текста.

Алиса Тимошенко,

выпускница МГУ

Источник: книга «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008г.

Архив новостей