В 1990-е, когда большая часть взрослого населения страны пыталась правильно сориентироваться в новых условиях жизни и не всегда находила время для своих детей, телевизор в России стал практически членом семьи.
Такое "телевизионное" воспитание наложило определённый отпечаток: дети выросли, но до сих пор почти каждый из вчерашних мальчишек и девчонок, которым сейчас уже по 25-30 лет, пускает скупую слезу, вспоминая социальную рекламу 90-х, может с лёгкостью воспроизвести песню из программы "Зов джунглей", а при виде логотипа "Телекомпании ВИД" по его спине бегут мурашки, и возникает бессознательное желание спрятаться под одеяло.
Свой весомый вклад в это счастливое детство внесло и местное телевидение, для которого период конца 1990-х – начала 2000-х стал одним из самых ярких в истории.
О том времени мы с огромной теплотой и ноткой грусти вспоминаем в личных разговорах и соцсетях. Корреспондент Vsё42 Дмитрий Кирюшин поддался всеобщим ностальгическим переживаниям по девяностым и вспомнил, какие программы предлагало зрителю Кемеровское телевидение на рубеже веков.
Передача «Денежка»
Выходила в эфир в конце 1990-х годов. Яркий пример того, как нестандартный подход может сделать из простейшей телевизионной игры одну из самых рейтинговых программ канала. Правила "Денежки" были довольно просты: нужно дозвониться в студию и правильно назвать две последние цифры номера купюры достоинством 100 рублей.
Популярность игра завоевала не только из-за возможности выиграть "денежку", но и интересных задумок авторов: каждый выпуск был посвящён какой-либо профессии, а участники должны были объяснить ведущим – денежным парням Лёхе (Алексей Стоянов) и Митяю (Дмитрий Петин), – какое отношение они имеют к этой профессии, а также ответить на каверзные вопросы.
Особый шарм программе придавал ещё один её бессменный участник – актёр Сергей Наседкин в роли Михал Михалыча Глобуса, который из раза в раз перевоплощался в представителя выбранной для программы профессии и рассказывал, на что можно потратить выигранные 100 рублей.
«Больше трёх»
Выходила в эфир с 1998 по 2001 годы. Это – творчество молодёжной студии ГТРК "Кузбасс", которое имело свои 30 минут в сетке вещания канала. На протяжении получаса будущие звёзды журналистики в полной мере пользовались отличной площадкой для приобретения профессионального опыта и наслаждались невиданной для современного телевидения свободой, без устали экспериментируя над формой и содержанием.
О том, что от экрана следует убрать особо впечатлительных и серьёзно настроенных, говорила уже начальная заставка, за которой следовал полёт фантазии чуть более чем трёх ведущих: необычные места съёмок, неформальное общение журналистов в кадре, разноцветные заставки, клипы местных рок-групп – всё то, что сегодняшние подростки назовут "трэшем".
Молодые авторы этой программы в каком-то смысле играли в журналистику и получали настоящее удовольствие от этой игры. Нужно констатировать, что играли они хорошо: за всей этой яркостью и желанием выделиться скрывалась действительно интересная и необычная программа, затрагивающая злободневные для молодёжи темы и разговаривающая со зрителем на понятном всем языке.
«Киноамбулатория»
Выходила на телеканале «Россия-1» как рубрика программы «Больше трех» (1998-2001), затем на канале «СТС-Кузбасс» в рамках программы «Включайся».
Алексей Левин уже не первый год лечит культурную безграмотность жителей нашего шахтёрского края, но начинал он свою практику врача-киноведа на Кемеровском телевидении в программе "Киноамбулатория".
Поскольку Левин действительно является дипломированным врачом, объяснять происхождение названия, думаю, не стоит, а вот упомянуть о том, что сеансы программы имели положительный эффект для зрителя, нужно обязательно.
Во времена, когда "загуглить" название фильма, чтобы почитать описание, рецензию или отзывы, было довольно проблематично, "Киноамбулатория" по-настоящему спасала, за считанные минуты, без единого "спойлера" предоставляя полную информацию о фильмах, которые шли в прокате.
К тому же, в конце программы знатоков киноискусства ждал розыгрыш билета в кино, победитель которого, помимо заветной контрамарки, получал возможность на несколько секунд стать звездой экрана и покорить телеаудиторию.
«Арт»
Программа Натальи Лахреевой, представляющая собой портретные интервью, как с местными деятелями искусства, так и с заезжими звёздами.
Если вы по какой-то причине не смогли попасть на концерт любимого певца, то, посмотрев "Арт", вы получали даже больше: интересную беседу, лучшие моменты выступления, новую полезную информацию о герое.
Казалось, для творческой группы "Арта" не было ничего невозможного: операторы профессионально снимали концерты, звукорежиссёры обеспечивали хорошее звучание, а Наталья Лахреева не только пробиралась в гримёрки, но и на равных общалась со знаменитостями.
«Русская рулетка»
Было на кемеровском телевидении и своё ток-шоу – "Русская рулетка" с Андреем Андреевым (1994-2000). В разное время гостями "Рулетки" были Илья Лагутенко, Константин Кинчев, звёзды сериала "Улицы разбитых фонарей" и многие другие.
У программы были определённые правила: в руках у каждого зрителя в студии находилась карточка: красная с одной стороны и чёрная – с другой. Тот, кто хотел задать гостю острый вопрос, должен был поднять красную карточку, а тот, кто хотел спросить о чём-то нейтральном или положительном, – чёрную. Зрителя, желавшего задать вопрос, выбирал сам гость.
Формат программы чем-то напоминает популярное в наше время ток-шоу "Сто вопросов взрослому". В студии "Русской рулетки" в качестве зрителей присутствовали, в основном, подростки и студенты, которые порой буквально вынуждали именитых гостей демонстрировать всё, на что они способны.
«Сильная половина»
Выходил в эфир с 1998 по 2005 годы. Самая сильная женщина Кемеровского телевидения Инна Дмитриева ещё в конце 90-х поняла, что с гегемонией мужчин, как в журналистике, так и в других сферах, пора кончать, и создала исключительно женскую авторскую программу "Сильная половина".
Инна на собственном примере показывала, что женщина может стать успешной, если только захотеть. В какой-то степени именно "Сильная половина" повлияла на провинциальных барышень в их стремлении отодвинуть приготовление борщей на второй план и всерьёз заняться карьерой и образованием.
Вскоре "Сильная половина" превратилась в публицистическую программу в жанре расследования, в которой Инна Дмитриева пыталась докопаться до истины и раскрывала пороки современности.
«Фонарь»
"Фонарь" – явление для Кемеровского телевидения конца 90-х довольно необычное, даже на фоне того, что в то время выпускали на экраны.
Жанр программы определить сложно, хотя авторы называли её сериалом. У него было несколько главных персонажей (журналисты-создатели программы), появляющихся в каждой серии. В зависимости от сюжета, героями "Фонаря" могли стать обычные люди: специалисты в различных областях комментировали то или иное событие сериала или поведение героев, а простые прохожие помогали персонажам ответить на очень важные вопросы.
Наблюдать за всем происходящим на экране было интересно и тогда, но сегодня, спустя почти 15 лет, пересматривая старые выпуски, можно наткнуться на очень любопытные моменты и узнать, например, чего хотелось кемеровчанам на пороге нового тысячелетия.
***
Своими воспоминаниями с нами поделились те, кто работал на телевидении в эти 1990-е годы.
Дмитрий Петин, телеведущий:
– В то время у нас была абсолютная свобода творчества – мы могли делать практически всё, что хотели (разумеется, в разумных пределах). У нас были замечательные редакторы – Наталья Лахреева и Галина Бибик, которые всегда были открыты для наших идей, нужно было лишь объяснить им, для чего ты собираешься это делать.
Того, что было у нас, не было нигде, потому что мы сами всё это придумали. Этой оригинальности не хватает сегодняшней журналистике, в которой стало слишком много шаблонов и желания сделать "как там".
Ольга Кислицына, ГТРК «Кузбасс»:
– Я очень скучаю по тем временам, потому что тогда мы выполняли именно работу журналиста. А сегодня журналист выступает уже в другой роли: он больше не ищет информацию, чтобы интересно рассказать о ней, а просто собирает воедино факты, предоставляемые различными пресс-службами.
В 90-х мы соперничали с другими программами в том, кто найдёт более интересную новость, а не в том, как одну и ту же новость представить с разных сторон.
Александр Короткевич, продюсер:
– Местное телевидение 90-х – это невиданные прежде формы и ощущение свободы. Грамотное руководство, талантливая молодёжь, гораздо меньшая финансовая зависимость – всё это позволяло увеличить количество и улучшить качество выпускаемых программ.
Ни о какой рабочей рутине, о которой порой приходится слышать в наше время, не было и речи: это было телевидение, на котором интересно работать всем.
Дмитрий Кирюшин
Фото из Internet
Источник: https://vse42.ru/articles/3447504