Прокопчанин Алексей Доронин – российский писатель и поэт, автор произведений в жанре научной фантастики

03 июня 2021 

Алексей Алексеевич Доронин родился 10 сентября 1984 года в Прокопьевске. Окончил факультет романо-германской филологии Кемеровского государственного университета. Работал преподавателем английского языка, корреспондентом городской муниципальной газеты, специалистом по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на одной из угольных шахт в Прокопьевском районе Кемеровской области. Писатель и сегодня живёт в Прокопьевске.

Алексей – автор произведений в жанре постапокалипсиса и боевой фантастики. Большинство его произведений посвящены теме выживания в период глобальной катастрофы или мировой войны.

Его дебютная книга «Чёрный день» появилась в 2009 году. В центре сюжета – события постапокалиптического мира, события происходят после крупномасштабной ядерной войны, поставившей человечество на грань вымирания. Оставшиеся в живых герои пытаются найти средства для дальнейшего существования. Место действия главной сюжетной линии – Западная Сибирь и Урал. Герои – жители Сибири, борющиеся за жизнь в условиях «ядерной зимы» и разрушения цивилизации.

В роман автор ввёл две линии – истории Александра Данилова и Сергея Демьянова. Первого персонажа ядерный взрыв застаёт недалеко от родного города Прокопьевска. Александр решает вернуться домой, но жизнь там становится невыносимой. Горожане готовы убить друг друга за еду, радиационный фон повышается, принося за собой жертвы.

Сам Алексей так рассказывает о своём писательстве:

«Первые идеи, связанные с творчеством, пришли ко мне ещё в школе, но тогда я хорошо осознавал свою недостаточную зрелость и неготовность к этому занятию. Такого писательского зуда, графомании, которые бы обуревали меня – не было. Поэтому идеи в моей голове вызревали, а я спокойно дождался поступления в университет (я филолог по образованию), и только курсе на втором начал набирать первые страницы. Постепенно из них сложились черновики первого романа. Это и был «Черный день». Ну а потом я выложил их в сеть, на Самиздат (samlib.ru) – там на меня и наткнулось издательство «Крылов». А дальше мой путь уже был прямой линией, с некоторыми заминками, вызванными жизненными обстоятельствами, но без особых поворотов в сторону. Однажды, задумав написать Максимально Подробный Роман про Ядерную Войну, – я от этой идеи уже не отступал».

Общий объем книги – около 1500 страниц. Эпизодические вставки-интермедии посвящены глобальным событиям, происходящим на театрах третьей мировой войны от Шпицбергена до Австралии.

Жанр романа ближе всего к фантастическому боевику, но им не исчерпывается. В основу его положены научные теории, реальные геополитические процессы и военные доктрины государств. В нём нет шаблонов бульварной фантастики о «радиоактивных мутантах».

Это динамичное произведение, сочетающее элементы хоррора и боевика. При написании автор консультировался у специалистов по техническим вопросам (техника, оружие, радиация и средства защиты от неё), а также опирался на собственные профессиональные знания инженера по ГО и ЧС.

В продолжение этой темы Алексей сочинил такие романы, как «Сорок дней спустя» (2010), «Утро новой эры», «Поколение пепла» и «Дети августа», также вышедших в издательстве «Крылов» (Санкт-Петербург) и объединённых в серию «Чёрный день».

Его повесть «Кабельщики» рассказывает о возможных проблемах встречи с внеземным разумом. В романах писатель часто вводит биографические отсылки, сближающие его персону с героями сочинений.

Один из критиков написал о произведениях Алексея Доронина:

«Книги цикла «Черный день» уже названы «лучшей панорамой постъядерного мира». Совершенно согласен с такой формулировкой, потому что эти романы поражают своей реалистичностью. Здесь нет монстров и мутантов, но и без них, а скорее всего именно потому, что их здесь нет, читать эти романы совсем непросто. Это не приключенческая фантастика с антуражем погибающего мира. Это суровое, полное безысходности, отчаянья описание картины мира на примере отдельных, совсем разных людей, которые несмотря ни на что, отчаянно пытаются выжить. Выжить в бомбоубежище Новосибирска, в окрестностях сгоревшего в ядерном костре города. Ужас ещё и в том, что романы эти не воспринимаются как фантастика... они практически с документальной точностью воспроизводят хронологию этого выживания, по часам, по дням... и каждый час этой «почтижизни» - непрерывная борьба, боль, ужас того мира, где для человека уже не осталось места. Вы считаете, что ничего не боитесь? Почитайте эти романы...»

Помимо этого автором создан роман под названием «Метро-2033: Логово» (для межавторского цикла издательства АСТ «Вселенная Метро-2033», 2017), созданный на стыке научной фантастики и хоррора.

В настоящее время Алексей Доронин работает над научно-фантастической серией в жанре киберпанка (жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху) с рабочим названием «На пороге вечности», посвящённой переломному моменту в развитии человечества ближайшего будущего и возможным технологическим прорывам в области создания искусственного интеллекта, нано- и биотехнологий. Первая книга серии «В двух шагах от вечности» уже увидела свет в 2020 году.

«Уточню, что «киберпанк» - упрощенное определение, - рассказывает сам писатель. - То, что я пишу, довольно далеко стоит от первых западных образцов жанра 1970-1980 годов. Если быть точным, то у меня это научная фантастика ближнего прицела с акцентом на перспективные технологии NВIС.

НБИК-технологии – это аббревиатура, составленная по первым буквам таких дисциплин как: N–нано; B–био; I–инфо и C–когито. То есть прорывные технологии в важнейших сферах, которые могут изменить и всю техносферу, и природу самого человека, и его сознание. А заодно породить то, что может человека заменить.

Эта книга имеет и социально-политический аспект. Это не эскапистское, далекое от жизни литературное развлечение. Она о мире, похожем на реальный тем, что в нем бушуют конфликты, связанные с вопросами власти, собственности, идеологии, а не только столкновения «плохих» и «хороших» людей. Ну а героев и избранных тут тоже нет. Просто каждый пытается выплыть в этом море как может, в соответствии со своими жизненными установками. Ну а персонажи – от повстанцев и хакеров-отщепенцев до миллионеров-депутатов и защитников старого порядка из спецслужб».

Литературные критики отмечают качественный художественный слог автора, оригинальные сюжетные линии и философскую основу его творений.

Сам Алексей называет себя «филологом-сурвивалистом» сурвайвали́зм от англ. survivalism – выживание), верит в прогресс и светлое будущее, но готовится к тёмному.

«Научная фантастика – более широкое поле, если не замыкаться в жанре, - уверен он. - Особенно если она опирается на реальные тенденции, на научную картину мира и социальное моделирование, на сложный социум реального мира, экстраполированный в будущее (хотя этот перенос и чреват ошибками). Но это все равно не должен быть образ картонного «далекого будущего», где почему-то в звездных империях или федерациях среди «чужих», среди оружия Предтеч и станций размером с планету живут такие же люди, как мы, у которых даже психология ничем не отличается от нашей.

При том что мы сами отличаемся от людей XIX века. А уж про средневековье я и не говорю. Даже поколение тех, кому сейчас двадцать, отличается от тех, кому сейчас сорок, очень сильно.

При этом никто не запрещает автору брать отдельные элементы из разных поджанров, даже и постапокалипсиса. Например, крах цивилизации, может быть локальным, региональным. И соседствовать с высокотехнологичным социально поляризованным обществом».

На вопрос: насколько важно писателю много читать? Сколько книг в месяц читаете лично вы? Только ли художественную литературу? - Алексей Доронин ответил:

- Довольно многие коллеги по перу признаются в интервью, что читают фантастики не очень много. Наверное, дело тут не только в цейтноте. Многие из творцов имеют ещё основную работу, и российского фантаста можно увидеть где угодно. Хоть программистом, хоть кассиром или охранником «Пятерочки». Но в том-то и дело, что глаз профессионала совсем по-другому смотрит на конечный продукт своей деятельности. Думаю, это касается и режиссёров, и сценаристов, и художников, и изобретателей, и шеф-поваров… кого угодно. Видишь не только чужие огрехи, и внутреннюю структуру шедевра (или антишедевра), но и наоборот, чужие удачи, находки, которые неплохо бы скопировать… а нельзя. Для некоторых авторов чужие произведения того же жанра могут казаться ненужным информационным шумом, сбивающим с толку и уводящим не туда. Судя по интервью, некоторые из маститых писателей не читают беллетристику совсем. Читают другое. Non-fiction, прежде всего. И соцсети. Смотрят котиков в них. Нервы-то надо расслаблять. Безусловно, читать нужно. Но в целом я сейчас потребляю гораздо больше сетевой периодики и публицистики, чем фантастики. Например, для работы над киберпанковской трилогией перечитал тысячи статей с научных порталов. Читал и специальную литературу. Думаю, у многих людей львиную долю в объёме прочитанных за день страниц занимают Facebook и другие соцсети. И это не грехопадение, а примета времени. Больше двух романов в месяц я вряд ли читаю (по сравнению с тем, сколько я читал фантастики подростком – это вообще «ни о чём»). Причём, чаще это не новые произведения, а что-то старое. Вот сейчас перечитываю Станислава Лема.

По материалам Internet

 

Из интервью Алексея Доронина прокопьевской газете «Шахтёрская правда»

Интервью провёл журналист Игорь Семенов. Разговор касался не только книг, речь шла о событиях в мире, про искусственный Интеллект и многое другое. Особой темой разговора была и литература.

- Сейчас, благодаря интернету, социальным сетям, автор практически мгновенно получает отзывы на свое творчество. Люди разные, мнения могут быть оскорбительными. Как ты относишься к откликам в интернете?

- Положительно. Каждый человек имеет право на свое мнение, произведение не обязано нравиться всем. Но если люди критикуют без оснований, просто в порядке интернет-троллинга, из зависти, либо по каким-то другим мотивам, выходящим за рамки качества литературы, то это сразу видно. И заблокировать на своих страницах в соцсетях или на своих сайтах таких комментаторов – обычная практика для любого пишущего человека. Никто перед ними не оправдывается и не извиняется, никто не позволяет трепать себе нервы.

Конечно, на свободных площадках, например, электронных библиотеках или порталах, посвященных фантастике, каждый может писать, что ему вздумается. Но не только я, но и большинство авторов не ходят по интернету, чтоб прочитать все отзывы на свое творчество. На это не хватит здоровья, а ненавистники есть всегда. И даже мнения профессиональных критиков или собратьев по перу могут быть необъективны.

Поэтому ориентироваться надо не на наличие отрицательных отзывов, а на наличие положительных. Особенно если это люди за пределами вашего круга знакомых, которые могут хвалить просто, чтоб сделать вам приятное. Но если пишут из разных городов, из разных стран и социальных слоев, люди разного возраста – значит, ваше творчество нужно.

Всё же я вижу гораздо больше людей, которые позитивно относятся к тому, что я пишу, мне почти ежедневно пишут новые читатели. Если критикуют, то конструктивно, предлагают новые идеи. И это сильно мотивирует, помогает находить силы и время, чтобы продолжать.

- Написать одну книгу – уже подвиг для многих. А ты автор уже десяти книг за десять лет – восьми романов и двух повестей. Как такое удается – писать по книге в год? И можно ли сегодня прожить на писательский труд?

- Для начала уточню, что не всегда получается написать книгу за год, иногда времени уходит и больше... У меня ведь есть и основная работа, на шахте. Поэтому не все свое время я могу направить на творчество. И это, я думаю, правильно. А во-вторых, даже целый роман за год – это по современным меркам очень-очень медленно. Есть авторы, которые пишут по четыре романа в год.

Кстати, вот ещё один плюс соцсетей – общение с другими писателями и в какой-то степени «мониторинг» их деятельности. Когда варишься в собственном соку, ты можешь не полностью представлять ситуацию на рынке, востребованные жанры, знать чужие темпы. А когда видишь, что другим для книги достаточно и четырех месяцев, что они пишут каждый день по 20 тысяч знаков, то понимаешь, что нужно как-то мобилизоваться, нужно работать. Не спешить в ущерб качеству, а именно трудиться, а не искать себе оправданий вроде «творческого кризиса». Чужая производительность тебя в большой мере стимулирует.

Что касается востребованных жанров – я не следую за модой слепо, но интересы читателей не учитывать не могу.

Могу сказать, что и тогда, в 2009 году, когда я написал первую книгу, и сейчас, абсолютное большинство писателей, пишущих на русском языке, не могут себе позволить жить только за счет творчества. Да, с тех пор появилось много площадок, где можно продавать свои книги в электронной версии, оставляя себе 60-80 процентов прибыли. Лично мне они приносят примерно столько же, сколько бумажные. Но во многом ситуация сейчас хуже.

Всемирная эпидемия коронавируса уже ударила по книжной индустрии России и привела к серьезному падению продаж бумажных книг. Хотя и до пандемии бумажная книга начала переходить в разряд предметов роскоши. Тиражи падали у всех. А сейчас падение покупательной способности «изолированного» населения, общая депрессия и смена приоритетов с потребления на выживание неизбежно скажутся, даже если и не сразу.

Насколько я знаю, уже сейчас каждая вторая прочитанная книга в России – это книга в электронном варианте. Но это не всегда законно приобретенные книги. Я не буду сейчас говорить что-то в осуждение или оправдание «пиратов». Да, люди имеют право на свободу информации. Но писателю надо что-то есть и кормить семью. Даже если он пишет не только и не столько ради денег. Из-за всего вышеперечисленного доходы среднего писателя сегодня ниже чем, к примеру, тридцать лет назад. Я уже молчу про времена столетней давности, когда на доходы от одного романа можно было купить особняк. Сейчас для многих это не единственная работа, а подработка. Или даже хобби.

Проблема ещё и в том, что сегодня писатель конкурирует за время читателя не только с другими писателями, но и с компьютерными играми, соцсетями, другими развлечениями и т.д. Предположу, что сейчас примерно 20 процентов взрослых людей можно назвать читающими, то есть регулярно потребляющими именно художественную литературу. И этот процент не очень зависит от страны. Единственная разница в том, что рынок англоязычных книг в десятки раз больше, чем у написанных на русском языке, да и денег там крутится больше. Поэтому феномен Стивена Кинга, Джоан Роулинг или Джорджа Мартина на русской почве скорее невозможен. Даже «топовые» писатели, как мне кажется, относятся к среднему классу. Может и некрасиво заглядывать кому-то в кошелек, но, на мой взгляд издалека, сверхбогачей среди них я не вижу.

Поэтому, повторюсь – на гонорары, роялти или иные отчисления от продажи книг полноценно не прожить сегодня почти никому. Единственный выход – публиковать много, писать быстро, активно себя рекламировать, да ещё и быть социально-активным, находиться на виду. И потрудиться придётся больше, чем воспетому в книжках менеджеру среднего звена. Почти как гребцу на галерах. Но лично я на вершины не замахиваюсь, а остановился на том уровне, который меня устраивает. Но и бросать это дело не планирую.

К слову, повестей на самом деле четыре, но две я не считаю, потому что две пока не выложены даже в сети. И есть ещё около десятка рассказов, некоторые из которых озвучены. Но доход, честно скажу, приносят только романы. Остальное доступно для чтения совершенно бесплатно.

- В твоих книгах немало описаний жестокостей мира, поступков людей. И ведь все это, как автор, ты переживаешь внутри. Как при этом сохранить добрый взгляд на мир и человечество? Или есть какая-то техника безопасности в писательском деле?

- Конечно, я многое переживаю вместе со своими героями. Но со временем ты внутренне закаляешься, без этого никакой профессионализм в описании событий невозможен. Но бывают в книгах моменты, когда даже автор переживает при написании катарсис, то есть сопереживание, когда его пробирает до глубины души. Наверно, можно работать ещё более отстраненно, как на конвейере, когда произведения собираются из деталей, как конструктор. Я тоже планирую сюжет и композицию, применяю литературные приёмы осознанно (как филолог их ещё и изучал в университете), но все же часто переживаю происходящее с персонажами. Вредит ли это здоровью? Думаю, не очень, потому что реальная жизнь куда сложнее и тяжелее придуманных сюжетов. А главное – ближе.

Можно даже сказать, что иногда некоторая доля драмы, которая происходит не с нами, человеку нужна. Ведь немало людей после трудового дня смотрят не легкие комедии, а боевики или даже фильмы ужасов. Им это позволяет отвлечься от собственных трудностей. Возможно, это инстинкт. Так было во все времена. Шекспир писал в основном далеко не веселые истории. И в творениях древнегреческих драматургов и трагиков полно крови и ужаса. Вспомним Гомера. Видимо, есть потребность в человеческой природе со стороны посмотреть на катастрофу. Искусство не бывает без конфликта.

Но у меня в книгах, как мне кажется, несмотря на натурализм, нет смакования чернухи и ужасов. Я всё равно остаюсь на стороне гуманизма и у меня всегда есть сопереживание нормальным людям, сохранившим человечность, а не аморальным негодяям. Это можно сравнить с произведениями о Великой Отечественной войне, когда показывается, как обычный человек проходит через страшные испытания, совершает подвиги, чтоб потом вернуться домой к мирной жизни, к семье. Или даже погибает. Но всё равно, не просто так.

Такие сюжеты помогают нам представить себя на их месте. Задуматься, как мы бы справлялись с реальными трудностями. На книгах мы учимся, видим, как люди, начиная с древних времен, сталкивалось с потрясениями и катаклизмами. Очень мало было эпох без войн, эпидемий, социальных кризисов. Моему поколению, тем, кому тридцать с чем-то лет или чуть меньше, выпало пережить девяностые годы, экономический кризис и социальную разруху. Но мы были слишком малы, чтобы в полной мере ощутить то время. И даже если сейчас у нас впереди новые испытания, надеюсь, что мы перенесем их достойно.

- Сегодня стало популярным обращаться за мнением к футурологам, к писателям фантастам. Нередко их ответы куда более понятны и точны, чем рассуждения экспертов. Алексей, ранее ты писал в жанре постапокалипсиса, сейчас пишешь о будущем в жанре киберпанк. О вероятном будущем. Каким оно может быть? Чего опасаться человечеству?

- Я давно хотел написать книгу не о конце света, а о том, к чему мы можем прийти с развитием современных технологий. Ведь это происходит уже сейчас, на наших глазах. Меня волнует тот аспект технологий, который может привести к контролю над сознанием людей, к возможности манипулированием массами. Так появился замысел серии книг «На пороге вечности», первый роман из которой называется «В двух шагах от вечности».

Основная мысль серии в том, что уже в ближайшее время за счёт развития информационных технологий откроются, а точнее, уже открылись колоссальные возможности для манипуляции большинством со стороны меньшинства, которое имеет доступ к этим технологиям. Раньше тоже были рычаги для манипуляций. Например, ещё в Древнем Египте, Вавилоне и Риме правителей обожествляли. То есть, тогда за это отвечала мифология и религия. В ХХ веке с развитием СМИ всё это вышло на новый уровень. Яркий пример – один из тезисов, приписываемых Геббельсу: «Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в неё поверят». Оруэлл написал свою пророческую книгу «1984» как раз об этом.

Я раньше считал параноиками тех, кто заклеивает скотчем глазок видеокамеры на ноутбуке. А теперь пришёл к выводу, что Сноуден и все, кто предупреждали о подобном, правы. Сейчас доступ к вашей камере могут получить не только спецслужбы, но и обычные злоумышленники. Но наблюдение через камеры – это только верхушка айсберга.

Есть ещё сбор разнообразных данных о вас и их анализ, так называемая Big Data. Почти каждый сталкивался с тем, что товары, о которых он всего раз заговорил рядом со смартфоном, потом начинают всплывать в адресованной ему контекстной рекламе – на всех компьютерах и устройствах его и его ближайшего окружения. Даже на рабочих компьютерах. Как говорится, даже если вы страдаете паранойей, это не означает, что за вами не следят.

- Алексей, на твой взгляд искусственный интеллект – это зло или добро?

- Я считаю, что появление настоящего искусственного интеллекта станет большим вызовом человечеству. Не хочу рассказывать, чем в моих книгах является этот интеллект, чтобы не лишать читателей удовольствия самим об этом узнать. Но опробую порассуждать. искусственный Интеллект – вещь амбивалентная, двойственная. В книгах у меня показано, что самое главное зло приходит со стороны людей всё же. А не от технологий, которые пока всего лишь инструмент.

Но иногда мне кажется, что именно искусственный Интеллект может принести благо человечеству. Что он способен действовать непредвзято, бескорыстно, руководствуясь разумными целями. Тогда он может помочь спасти человечество от самого себя, которое обзавелось массой самоубийственных «игрушек», типа ядерного или бактериологического оружия, но в социальном плане не очень продвинулось с древних времен. Просто неравенство стало другим, более замаскированным. А ещё есть генная инженерия, нанотехнологии… Уточню: я не технофоб. Я за использование технологий, но на всеобщее благо. Запрещать развитие науки и техники неразумно и невозможно.

Кстати, многие фантасты считают, что появление полноценного искусственного Интеллекта невозможно. Потому что у него, якобы, не может быть свободы выбора, инстинктивной мотивации к действию, которые есть у человека. Но я считаю, что у него могут появиться инстинкты, как и у животных, могут появиться аналоги эмоций, направленных на закрепление действий, ведущих к выживанию и развитию.

При этом зародиться он может сам. Вспомним, как появилась, согласно принятым сейчас теориям, живая материя из неживой. Сначала были сложные органические соединения, они случайно смешивались и взаимодействовали в масштабах Земли, океана, сотни миллионов лет, подвергались давлению, высоким температурам, радиации. Они подвергались отбору, потому что «выживали» из этих первичных кирпичиков самые приспособленные. А потом уже из них, как из конструктора появились сначала доядерные организмы (не имеющие ядра), потом полноценные клетки, а из них уже сложные многоклеточные организмы.

...Так что всё возможно. Не исключаю вероятности того, что искусственный интеллект может возникнуть сам во всемирной сети. Ведь уже есть самообучающиеся программы. Они могут распознавать лица, писать новостные тексты и даже рисовать картины. Я даже читал художественные рассказы, написанные такими программами. Они пока смешны и нелепы. Но вспомним, как примитивны были программы-переводчики 20 лет назад. А сейчас они уже могут перевести довольно сложный текст, а смартфон может переводить даже разговор как пусть плохой, но всё же устный переводчик-синхронист.

Как когда-то возникла жизнь на Земле, так и искусственный интеллект может случайно возникнуть во всемирной сети или в лабораториях корпораций или государственных НИИ. Представим сюжет из кино – такая программа «сбежала» от военных в интернет. Достаточно, чтоб у нее появилось желание развиваться. И ей не понадобятся сотни миллионов лет. Потому что электроника по скорости вычислительных операций опережает биологические организмы на много порядков. Даже обычный смартфон – умнее самого умного человека. Аналогия: шахматная программа уже может обыграть чемпиона. Но пока она не хочет выиграть чемпионат. А если захочет? Тогда этот «зародыш» разума будет быстро расти, эволюционировать во всемирной паутине, вбирать в себя информацию, анализировать её. Мгновенно научится зарабатывать деньги с помощью криптовалют или игры на бирже. И даже людей нанимать для выполнения своих задач. Ему обмануть человека будет, всё равно, что взрослому ребенка.

Но моё мнение таково: если искусственный интеллект возникнет, то он захочет сосуществовать с человечеством, а не уничтожать его. Поскольку это более рационально. Скорее ему придется решать задачу – как сделать так, чтобы люди не погубили сами себя. Пока мы вполне «справляемся» с генерированием угроз для цивилизации.

– Какое будущее нас ждет?

– Как фантаст, я считаю, что сложное. Впереди у человечества новые серьёзные испытания, и пандемия – не единственное из них. Но как обычный человек я верю, что всё будет хорошо, и мы справимся со всеми вызовами времени.

Записал Игорь Семёнов

Источник: https://author.today/post/87095

Архив новостей