Ради нескольких строчек в газете… (О водителях газеты «Кузбасс»)

28 марта 2016 

За 95 лет своей истории газета «Кузбасс» была и городской, и окружной, а с образованием области в 1943 году получила статус областной, что давало право обзавестись собственным автопарком.

Впрочем, «автопарк» звучит слишком громко: до 1980-х годов редакция располагала только двумя машинами.

 

И «кукурузник», и телега

Для большинства сотрудников отделов редакции отправиться в командировку на машине было несказанной роскошью. Транспортом обеспечивались добытчики оперативной информации, да фотокоры; за очерком, проблемной корреспонденцией, зарисовкой ездили на чем придется. Иногда подсаживались на редакционное «колесо» до Новокузнецка или Прокопьевска, но чаще пользовались междугородными автобусами или самолетами-«кукурузниками»: в 1970-1980-е годы из Кемеровского аэропорта летали АН-2 по двум десяткам маршрутов.

В глубинки – отделения совхозов, таежные поселки, разъезды – добирались на попутном транспорте, любом, какой сумели разыскать.

Для меня лично самой экзотичной стала командировка по письму на крохотный разъезд между Топками и Юргой. Туда добиралась на автобусе, потом от трассы километра два шла пешком, а обратно дежурный разъезда меня отправил, тормознув тепловоз…

- Сейчас уж не помню, в какое село и за каким материалом ехала, — рассказывает Татьяна Степановна Ганичева, бывшая заведующая партийным отделом редакции, — но не забыла, как чудесно пахло сено, заботливо брошенное на телегу под бок корреспонденту, чтобы было комфортнее… Только в дни пленумов обкома партии, партконференций идеологические отделы безраздельно владели редакционной машиной. Доклады нам давали заранее, мы только отслеживали текст, вносили поправки, а выступления, быстренько переложив прямую речь на косвенную, отвозили в редакцию — в набор и срочно в номер. Между обкомом и редакцией обычно курсировала «Волга» Виктора Некрасова, кстати, его привычным маршрутом. За то, что он умудрялся увильнуть от дальних командировок, острые на язык коллеги прозвали Некрасова «квадратные колеса». Машину он любил и холил, как никто. Я даже боялась сесть в нее лишний раз. Если не очень аккуратно закроешь дверцу, обязательно последует выговор: «Ты и дома так холодильником хлопаешь?»

 

«Думай, что спрашиваешь!»

- Герасим Иванович Войцещук пришел водителем в редакцию в послевоенные годы и работал так долго, что, казалось, был всегда, — вспоминает Евгения Всеволодовна Коркина. — Мне как библиотекарю в командировки с ним ездить не приходилось, только по городу, когда забирали заказ в бибколлекторе. И не было случая, чтобы он позволил мне нести связку. Буркнет: «Тяжести носить должны мужчины» – и заберет книги.

- Герасим Иванович – это была фигура! — вспоминал Александр Гаврилович Зайцев. – Среднего роста, кряжистый, он имел такой представительный вид, что часто именно его принимали за корреспондента областной газеты, а не нас, хлюпиков, в сравнении с ним. Командировку по заданию редакции он воспринимал как очень ответственное дело, всегда интересовался, достаточно ли корреспондент набрал фактов или, может, надо еще куда заехать. Обязательно прочитывал опубликованный материал, и если что-то не устраивало, замечал: «Говорил, надо было еще к кому-нибудь заехать…» Мол, тогда бы публикация была более полной и конкретной. Не раз и не два выговаривал мне: «Думай, что спрашиваешь, ведь ты газету представляешь».

Совсем другим был Слава Афонин, наш, как говорится, человек. Он пришел в редакцию водителем позднее Герасима Ивановича, но тоже проработал очень долго. Его «газик» редкий день или час стоял у конторы, всегда в разъездах. С начала полевых работ и до окончания их приоритет в пользовании редакционной машиной сохранялся за отделом сельского хозяйства. Мотались по области из конца в конец, стараясь везде успеть. Для экономии объединялись с областным радио – называлось это «выездная редакция», и тогда ездили по очереди или на нашем «газике», или на машине радиошников.

- Фотокорреспондентов тоже не обижали: за 20 с лишним лет работы в «Кузбассе» у меня не было случая, чтобы сорвалась командировка   из-за отсутствия транспорта, - делится воспоминаниями Юрий Васильевич Сергеев. – Ведь за одной карточкой не ездили, надо было минимум в пять-семь мест попасть. Как правило, собиралась бригада, забрасывали, куда нужно, корреспондента из отдела, а фотокоры мотались по «своим» адресам. То же самое с оперативкой – выезжаем на событие и мигом обратно. При тех дорогах и тех машинах – «газон» да «Волга» - парни, чтобы материал попал в номер, ставили прямо-таки рекорды, добираясь до Кемерова из Новокузнецка за три с половиной часа. Но нет правил без исключений – работал у нас Паша Фролкин, водитель настолько «аккуратный», что больше 60 км в час не давал. Договоренности о встречах срываются, мы орем, а Паша спокойно приговаривает: «Тише едешь, дальше будешь». К слову сказать, долго он в редакции не задержался, ведь здесь требовался от водителей и профессионализм, и понимание газетного дела.

А еще - умение самим устранить поломки: редакционные водители никогда не были «наездниками», владели навыками механиков, могли при необходимости и мотор перебрать.

 

Коммунисты гусей не воруют

Сейчас трудно сказать, когда в «Кузбассе» зародилась традиция коллективных выездов на рыбалку, охоту. Поддерживая ее, редакторы не возражали против использования редакционного транспорта, так сказать, в личных целях, да и водители тоже были не прочь в выходной «оттянуться» на природе.

- Как-то с нами на рыбалку отправился Максим Щербаков, — рассказывает Юрий Сергеев, — хоть рыбак он был никакой, больше любил шишки бить да грибы собирать, но от коллектива не отрывался. Недалеко от деревни видим, как идущая впереди машина сбила гуся и умчалась. Слава Афонин по тормозам, и уже кинулся подобрать убоинку, но Максим Гаврилович его остановил: «Мы, прежде всего, коммунисты!» Славка потом все ворчал: «Не берите больше с собой Максима, вдруг повезет – гуся поедим…»

Ветераны «Кузбасса» с теплотой вспоминают Владимира и Виктора Шлейхеров, безотказных в работе, но с трудом воспринимающих шутку. Как-то, читая стенную газету, Володя на полном серьезе посетовал: про всех написали, только нас, водителей, забыли. Редколлегия учла критику, и в каждом последующем выпуске стенгазеты обязательно присутствовали фотографии братьев под рубрикой «Публикуется по личной просьбе».

- Не попросишь – не получишь, — прокомментировали довольные братья, так и не уразумев, что вызвало гомерический хохот на всех этажах редакции…

 

Автопарк сегодня

Сегодня в штате редакции несколько водителей. И каждый вносит свой вклад в общее дело. Больше 30 лет водит редакционные машины Александр Беляев. Область он знает, как никто другой, потому что вместе с журналистами побывал практически в каждом поселке, на каждом предприятии. Серьезно ответить на вопрос, сколько за эти годы проехал километров, не захотел, пошутив: «До Луны, обратно и еще останется»…

Николай Сергеевич Еремченко, водитель «уазика», славится как главный помощник коллектива редакции и ветеранов в доставке крупногабаритных грузов. Несколько лет развозил газеты по 170 адресам, если возникает необходимость, ездит и в командировки.

Очень любят журналисты ездить с Валерой Пенчевым – он на своей «Волге» не только доставит по нужному адресу, но и позаботится об обеде, обязательно найдет точку, где кормят вкусно и относительно дешево.

Александра Зиновьева не зря называют «газетным человеком» — работал в «Кузнецком крае», «НГ», сейчас в «Кузбассе». Мог, наверное, найти работу и спокойнее, и более оплачиваемую, но прикипел к журналистам. Балагур и весельчак, он делает веселой даже самую занудную командировку. И «Волгу» водит великолепно.

Тимофей Попадейкин, самый молодой из водителей, занят на обслуживании рекламной службы «Кузбасса». Говорит, что шоферить пошел, чтобы мир посмотреть. Так уж и мир? – усомнилась я. «Конечно, разве смог бы я сам по себе побывать в цехах Запсиба или в шахте? А с журналистами получалось». Возможно, окончив вуз, он и сменит профессию, но годы, проведенные за баранкой редакционного «Хёндая», останутся в памяти как познавательные…

…Во все времена водители редакции были – и остаются! – добрыми помощниками журналистов. И потому могут гордиться причастностью к газетному делу.

На общем снимке: водители редакции (слева направо): Тимофей Попадейкин, Валерий Пенчев, Александр Зиновьев, Александр Беляев, Николай Еремченко и Николай Баянов.

 

Фото Сергея Гавриленко.

Источник: kuzbass85.ru

Архив новостей