Радиожурналист Алексей Зверев: «Я сын советского шахтёра и горжусь этим»

17 января 2022 

Он – журналист, радиоведущий, основатель и главный редактор интернет-издания «Радиоведущие.ру», создатель и автор сетевого издания о героях прямого эфира airpersonalities.ru А также – эксперт по общественным технологиям и социальному проектированию. И наконец, заместитель директора благотворительного фонда «Эвела».

А ещё он – куратор образовательной программы проекта «Практическая риторика: удалённая школа эфирного русского языка», это он  на видеоконференциях делится секретами о технике создания таких специальных программ, как мини шоу на радио: «Как сделать двухминутную программу на любую тему: от русского языка до космоса».

Алексею Владимировичу Звереву недавно исполнилось пятьдесят. Он родился 26 ноября 1971 года в поселке Листвяги Новокузнецкого района. Окончил новокузнецкую среднюю школу № 70 с углубленным изучением музыкальных дисциплин. В 1989-м поступил в Новокузнецкий государственный педагогический институт на факультет иностранных языков. В 1992 году переехал в Москву, где поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. В 1996-м успешно окончил его, получив специальность «актерское искусство».

С 1996 по 2006 годы работал радиоведущим на популярных радиостанциях Москвы («Радио 7 на семи холмах», «Авторадио», «Ретро FМ»). В 2008-м написал первое учебное пособие для радиожурналистов коммерческих радиостанций «Быть диджеем, или Мои любимые 20 секунд!», которое вышло в издательстве «День печати».

С 2005 по 2015 годы работал в Общественной палате России, создал серию авторских семинаров по проектированию, журналистике, креативному мышлению, ораторскому искусству, практической риторике. Как лектор и тренер побывал в 75 регионах России. Консультирует коммерческие радиостанции.

В 2009 году создал сайт «Радиодиджеи России», ставший первым профессиональным российским интернет-ресурсом для сотрудников коммерческих музыкальных радиостанций. В 2013 году сайт переименован в Радиоведущие.ру и зарегистрирован в качестве СМИ (видеоканал).

С 2015 по 2017 годы работал в правительстве Московской области.  С 2018-го стал заместителем директора благотворительного фона «Эвела» и начальником отдела интернет-ресурсов и рекламы Технологического университета имени А.А. Леонова, экспертом Фонда независимого радиовещания.

Член Союза журналистов России.

Сейчас живёт в городе Пушкино, женат, имеет сына.

По материалам Internet

 

Алексей Зверев: «У меня было ощущение, что я заскакиваю в последний вагон»

Он родился в семье шахтёра. После окончания школы поступил в пединститут, но после третьего курса уехал в Москву и «построил новую жизнь».

Алексей Зверев: «Убежал от кромешного ужаса, который тогда накатывал на Кузню. Я его прямо кожей почувствовал. Ведь так и было в 1990-х. У меня было ощущение, что я заскакиваю в последний вагон. Уехал, страна развалилась, деньги обесценились, вклады сгорели, работы нет, на улицах стреляют.

Отец запил, и через год его не стало. Мать и сестра так и не нашли себя. Там тоже всё печально закончилось. Город я свой люблю. Поэтому пытался вернуться. И не раз. Очень хорошо помню, как в 1995 году, после третьего курса, приехал домой на каникулы и пришёл в наш драмтеатр. Спросил у директора, будет ли работа для меня через год. На всю жизнь запомнил его выражение лица и фразу: «Я с радостью вас возьму! Не приезжайте сюда, молодой человек». Мы недолго говорили, всё было ясно без комментариев.

Искренне говорю, при наличии нормальной идеи, дела, горящих людей готов жить где угодно...».

В 1996 году Алексей попал на радио и уже больше никуда не захотел уезжать из Москвы.

Алексей Зверев:

– Я сын советского шахтёра и горжусь этим. Жил в Новокузнецке до 22 лет и могу сказать, что это были счастливые годы. Жили не богато, но денег семье хватало, в частности на хорошие книги, обучение детей музыку и спорт. С детства отец часто повторял: «Лучше иметь три третьих разряда, чем один первый». Кому-то это покажется спорным подходом, но сейчас я понимаю, что человек, имеющий разные ресурсы, имеет больше вариантов их сочетаний.

Много умений – это прекрасный старт. Так что всё, чему меня учили мама и папа, горные инженеры (выпускники СМИ). Всё, чем я увлекался, в том числе и брейк-данс, помогло мне в жизни.

Учился в знаменитой школе № 70 – школе Ильи Оршанского. Занимался в хоровой студии. Буквально жил в образовательном учреждении.

Алексей Зверев: «Мы запоем общались, много читали, бесконечно пили чай (на хоре, чтобы всем хватило, заваривали кипятильниками чай в ведрах), ели бутерброды с вареной колбасой и кабачковой икрой в учительской, слушали умные разговоры педагогов, влюблялись друг в друга и медленно превращались в людей. В школе у меня были потрясающие учителя. Такого сочетания веры в тебя, доброты и терпения, как в студии «ВИТА» я мало встречал».

Особо тепло Алексей вспоминает директора школы Илью Оршанского:

– Если Илье Михайловичу не будет поставлен в городе памятник, я буду огорчён. Уникальный, умнейший педагог-практик, музыкант и философ. Его наследие надо изучать всем, кто хочет заниматься педагогикой. Его школа не бюро добрых услуг. Это настоящее производство, производство людей. Вспоминаю о нём и улыбаюсь.

Однажды в Новокузнецк собрались московские журналисты с ТВЦ, они попросили посоветовать человека, с которым обязательно нужно встретиться в городе. Направил их в школу к Оршанскому. По возвращении – визги, восторги, полный улёт. Лучшие учителя школы за долгие годы работы с Оршанским тоже профессионально выросли. Например, мой педагог по фортепиано Ольга Томасовна Сумбатянц. Вы понимаете, у неё душа настоящий рентген: не просто обучает, а всё о вас знает, чувствует, всё понимает, счастлива, что вы есть и никогда не предаст.

С подросткового возраста Алексей увлёкся танцами в стиле брейк.

О брейк-дансе как ярком явлении массовой культуры в Новокузнецке заговорили на десяток лет позже, чем в Штатах. В 1986 году в Новокузнецке появились первые, довольно странные (по большому счёту в этом танце и его стилях тогда мало кто разбирался), танцевальные кружки, где преподавали основные танцевальные па брейка.

В студии спортивного танца при ДК КМК модный танец взяли на вооружение одни из первых. Акробатические элементы брейкинга, нижнего брейка, преподавал Сергей Семёнов, имевший отличную гимнастическую подготовку.

Алексей Зверев: «Именно в этой студии я познакомился Александром Баландиным, и позже мы стали частью главной брейк-банды Новокузнецка. Мне кажется, брейк-данс стал ещё более популярным в Новокузнецке после новогоднего «Огонька», который прошёл по Центральному телевидению в ночь с 1986 на 1987 год. Ближе к трём часам ночи на экране появился Владимир Пресняков с песней «Чарли» и великолепными танцевальными вставками. Тогда стало окончательно понятно, что брейк-данс в ближайшем будущем станет не только западным культурным явлением, но и советским».

В 1987 году произошло несколько важных событий культуры города. Усилиями новокузнецкого отдела культуры и руководителей ВЛСКМ города в районных домах культуры состоялись отборочные танцевальные конкурсы, а затем и первый городской конкурс эстрадно-спортивного танца «Брейк-данс». Согласно сохранившейся программке, это точное название мероприятия, которое прошло в Новокузнецком городском цирке 26 апреля 1987 года.

Алексей Зверев:

– Удивительным для многих горожан стало то, что в зрительном зале был аншлаг, а на сцене кто-то реально выступал, хотя танец развивался в городе меньше года. Единственным грустным моментом того памятного вечера стало то, что новокузнецкие ребята не заняли ни одного первого места, хотя были очень близки к этому. Это было по-настоящему обидно...

Воодушевление, счастье от общения с такими людьми, какие встречались в Новокузнецке, невероятное. Жаль, что мой сын Лев их не знает, но я ему обязательно расскажу. Очень хочется много ему рассказать о жизни в Новокузнецке в 80-е. О том, как лазили на «вышку», так мы называли самую высокую нелегальную смотровую площадку города – высоковольтную мачту на берегу Томи, где-то в районе Левого берега. Город как на ладони. О том, что летом река Кондома теплая, как парное молоко, и в ней можно жить. О невероятно уютных кинотеатрах «Кругозоре» и «Пионере», которых сейчас нет. О том, что с друзьями беспрерывно грезили Нью-Йорком. В итоге реально побывать на Манхэттене удалось только мне. О том, как уговаривали официантов и тайком пили пиво в баре «Таежный». О том, как слушали «вражеские радиостанции». Последнему увлечению я, кстати, посвятил несколько лет.

Где-то в 1985 году я соорудил на крыше дома № 6 по улице Франкфурта собственную медную антенну, по уму, с изоляторами, чтобы не было искажений и помех, длиной метров 30. С её помощью мне удавалось слушать радиостанции всего мира. Советские «глушилки» с такой антенной не справлялись. Репертуар моих эфирных увлечений был самый разнообразный: BBC, «Радио Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», NHK из Японии, KFBS с острова Сайпан. Информация самая разнообразная: от политики, музыки до религии.

Тогда я впервые узнал, кто такой академик Сахаров, почему он объявил голодовку и почему его сослали в Горький. Так назывался тогда Нижний Новгород. Сейчас доступ к информации абсолютный, а тогда – ноль повдоль. Если представить, что Москва находилась за железным занавесом, то Новокузнецк жил просто в подземном бункере. А на радио была любая информация без оттенка коммунистической пропаганды о жизни людей за рубежом, о музыке. Радио заводило эмоционально и творчески. В то время я впервые задумался о том, что хотел бы работать там. Вот. Мысли оказались материальными.

В 1992 году Алексей поступил в ВТУ имени М.С. Щепкина, в мастерскую В.И. Коршунова.

Алексей Зверев: «Почему я выбрал театральный? Да просто выбрал интересную жизнь. И немного потому, что с детства играл в школьных постановках в семидесятой школе. Сыграл бога Зевса в очках, оперного Руслана, Федота-стрельца и генерала в этой же сказке Филатова. В общем, с детства был обаятельным нахалом, а этот образ затягивает. Хотя, признаться, это творчество к профессиональному театру отношения не имело, но тогда меня раззадорило сильно.

Знал, что конкурс большой, что ничего не понимаю в театре, но желание было ядерное. Приготовил к экзаменам девять отрывков из прозы, три стихотворения и две басни. Программа была на любой вкус. Просто не видел препятствий, проходил сквозь стены...

Это был ещё один случай, когда мне повезло с людьми. Невероятный подбор мастеров. «Наше всё» курса – Наталья Алексеевна Петрова. Она училась у Кнебель, а Кнебель – у Станиславского. Получается, что мы наследники его актерской системы по прямой линии. Такт, чутье на правду, доброта, требовательность и умение видеть суть человека и персонажа с первого взгляда.

Наталья Васильевна Шаронова, педагог по речи. На вступительном экзамене именно она отстояла меня. Она доказала коллегам, что моя манера говорить «на верхах» – это временное явление и её можно исправить, добавить моему звучанию «середины». Странно это вспоминать. Человек, которого не хотели брать в театральный из-за голоса с сипотцой, потом на радио полжизни отработал.

Но надо отметить, что особого языкового говора в Новокузнецке нет, и это прекрасно.

Коршунов – мастер. Кстати, был очень необычным педагогом. Он говорил о профессии редко и мало, но его замечания входили прямо в мозг. Помню разбор полётов после итогового экзамена на первом курсе. Показался я хорошо, но на экзамене отработал формально, на репетициях было живее. Виктор Иванович подозвал меня к себе. Посмотрел мне в глаза и вдруг как дал оплеуху! У меня мозг вскипел. Я никогда не был драчуном, но на удары в лицо мы в Кузне реагировали автоматически.

Клянусь, я еле удержал себя, чтобы не ответить народному артисту СССР. На что он, спокойно глядя мне в глаза, сказал: «Вот, Зверев, молодец. Вижу переживания, живой глаз. Запомни эти ощущения на всю жизнь!» И ведь прав, а за методику спасибо. Сцена, микрофон, любое творчество – доступны только наполненным, непрерывно, каждую минуту осознанно существующим людям.

Была в моей жизни ещё одна чудесная встреча, с художественным руководителем Щепки Николаем Ивановичем Анненковым, которому тогда уже было больше ста лет. Говорили, что если он пришёл на занятия по речи, то «к тебе прилетела синяя птица». Чем мы с ним занимались? Плакали. Говорили об источнике творческой энергии артиста.

Он это называл «мамой» и показывал это место пальцами под пупком. Когда тебе плохо, ты вспоминаешь маму и болит именно там. Да, мы рыдали несколько минут вместе. А затем он спокойно вытер слёзы и ушёл. Но ресурс подключения к своей детской природе у меня остался на всю жизнь.

Ребята со мной учились как на подбор: Марат Башаров, Георгий Дронов, Татьяна Шитова, Михаил Сафронов, Егор Баринов, Алексей Кабешев, Эльвира Болгова, Дмитрий Зеничев, Александр Карпенко, Елена Ивасишина. Талантливые, известные сегодня люди: режиссёры, артисты, педагоги. Почти все остались в профессии или около неё.

– Получается, что у меня два клейма: школа Оршанского и курс Коршунова. В общем, закончил я Щепку отлично, участвовал в трех выпускных спектаклях из четырех, но хотел работать только в Театре Моссовета. Старые спектакли театра обожаю до сих пор. Однако туда я не поступил после выпуска, а служить в других театрах не хотел...

Сложно было служить в театре не только в Новокузнецке. Безденежье, кино на боку лежит, подработать сложно... Только терпение, помощь родителей и жилье в Москве помогали выпускникам.

– У меня на тот момент ничего из этого джентльменского набора актера 90-х не было. В театре работать не стал, в кино работу не искал, хотя из профессии уйти до конца не удалось. Мои друзья шутят: если ты познакомился со Зверевым, то через двадцать минут вы будете говорить о радио. Не хочу оправдываться, так и есть. Я до мозга костей радийный человек и профессии радиоведущего посвятил в общей сложности четверть века.

А началось всё в Щепке на четвертом курсе. В итоге я работал на «Радио 7 на семи холмах», «Авторадио», «Ретро FМ». До сих пор консультирую руководство и творческий персонал коммерческих радиостанций. Написал учебник для радиоведущих «Быть диджеем, или Мои любимые 20 секунд!», создал сайт «Радиоведущие.ру». Всегда мечтал открыть в Новокузнецке местное радио, даже делал выездные семинары для «Апекс-радио».

– А что сегодня?

– Публичность стала практически нормой в современном мире. Мы везде в толпе: в социальных сетях, в блогах, в мессенджерах. Постоянно общаемся. Вот этот конфликт в жизни современного человека меня сподвигнул на поиски новых ресурсов для медиа.

Сегодня все навыки и инструменты, помогающие человеку рассказать о себе и мире – речь, письмо, актёрская выразительность, компьютерные технологии – доступны и действуют по хорошо описанным законам.

Если знать эти законы, можно не только успешно их использовать в своей жизни, но одновременно и обучать других. Это уже не просто курсы ораторского искусства, риторики, радиоведущих или школа театрального искусства. Это синтетическое знание об эффективной коммуникации людей.

В этом направлении мне интересно думать...

С. Ермаков

На чёрно-белых фото: спектакль по пьесе Пьера де Мариво «Игра любви и случая», постановка Натальи Петровой: снизу вверх – Алексей Зверев, Татьяна Шитова, Прохор Зикора, Елена Ивасишина, Марат Башаров, Алексей Кабешев, ВТУ им. М.С. Щепкина, 1995 г.; брейк-группа Surprise, 1986-1989. 

Источник: https://новокузнецк400.рф/persons/418-zverev.html

Архив новостей