Роман Ильич Атласов, первый директор новокузнецкого городского телевидения – настоящая легенда Новокузнецка

05 июля 2018 

30 июня 2018 года не стало Романа Ильича Атласова…

Когда-то Роман Ильич работал в киностудии «Таджикфильм», затем на целине организовывал гастроли тогда только начинающих Иосифа Кобзона и Эдиты Пьехи. Руководил филармониями в средней полосе России. С середины 1970-ых годов в Новокузнецке, он строил Дворец спорта Кузнецких металлургов, затем стал директором Новокузнецкого отделения филармонии Кузбасса. Геннадий Хазанов всегда с удоворльствием вспоминал гастроли в Новокузнецке, которые организовывал Атласов.

- А сейчас я закричу, хочу к Роману Ильичу! — писал в телеграмме Хазанов. А Пьеха скромно просила его достать дефицитные тогда чайники новокузнецкой «Эмальпосуды».

С начала 1990-ых  он стал первым директором «НовоТВ».

Романа Ильича по праву считают первым в городе организатором масштабных культурных проектов: регулярных музыкальных фестивалей, концертов симфонической и камерной музыки, уникальных театральных гастролей. При его непосредственном участии многие годы проходил фестиваль «Зори Кузбасса», приуроченный ко Дню шахтера.

Родился Роман Ильич 5 июля 1925 года в Белоруссии, в семье пограничника. Когда ему был месяц, отца перевели по службе на японскую границу. Так Рома с родителями проехал всю страну. В августе 1936 года, к окончанию Романом 6 класса, семья оказалась в Иркутске.

А в сентябре 1937 года его отца, Илью Аркадьевича, арестовали. Старшему сыну Роману на момент ареста отца было 12 лет, а его  младшему брату Эргарду – 4 года. Клеймо «детей врага народа» осложнило всю их дальнейшую жизнь. Илья Атласов был расстрелян в 1938 году. В 1957 году его реабилитировали, как и всю его семью.

В Иркутске конца 1930-х годов была детская железная дорога, юных железнодорожников (им был и Рома Атласов) направляли на учебу в Школу военных техников железнодорожного транспорта в Читу. Там Рома и оказался незадолго до войны.

Когда началась война, Роман не прошел медкомиссию, поэтому был отчислен из Школы. Пошел работать и впервые соприкоснулся с искусством: подрабатывал в Читинском областном драмтеатре рабочим сцены, расклейщиком афиш.

В 1942 году вернулся в Иркутск. В декабре устроился на завод тяжелого машиностроения, был кочегаром, помощником машиниста, диспетчером. На заводе участвовал в самодеятельности, со временем стал заместителем директора Дворца культуры завода.
В 1945-1946 годах работал избачом (заведующим избой-читальней) в Иркутском сельском районе, а когда изба-читальня стала районным Домом культуры, стал ее директором.

Постепенно пошел на повышение: работал старшим инспектором в Иркутском городском управлении культуры, директором учебного комбината культпросветработы. Параллельно учился: окончил 8-й класс вечерней школы, в 1950 году окончил культпросветшколу.

И Иркутский обком КПСС направлил его на работу в Якутское геологоуправление. Работал заместителем начальника геолого-разведывательной партии, был секретарем партийного бюро.
Вернулся в Иркутск, продолжил образование – на юридическом факультете Иркутского филиала Всесоюзного юридического заочного института. В 1959 году окончил институт. Стал директором парка культуры и отдыха «Сад имени Парижской коммуны».

В 1957-1959 годах работал заместителем руководителя Иркутской областной филармонии. А в марте 1959 Министерство культуры СССР года рекомендовало его на должность директора государственной филармонии города Душанбе. Он был директором нескольких известных художественных фильмов на киностудии «Таджикфильм»: «Операция кобра» (1960), фильм имел даже зарубежный прокат), «Дорогу осилит идущий» (о Нурекской ГЭС), «Тишины не будет» (1962).

На Памире он работал вместе с режиссёром В. Мотылем над фильмом «Дети Памира». Эту работу Роман Ильич продолжил за уехавшего директора (в титрах картины в качестве директора фильма значится Г. Ратынский).

В 1960-х годах для организации гастрольной работы на целине было создано государственное гастрольно-концертное объединение Целинного края «Целинконцерт», и в апреле 1963 года Р. Атласова назначили его первым директором. После ликвидации Целинного края Р.И. Атласов вернулся в РСФСР.

В октябре 1965 года его назначили директором Ярославской государственной филармонии. Потом были Херсонская и Горьковская государственные филармонии.  

А в мае 1979 года Романа Ильича пригласили на должность директора новокузнецкого отделения государственной филармонии Кузбасса. Новокузнечане высоко оценили его недюжинные организаторские способности. По решению горкома КПСС весной 1983 года его назначили первым директором только еще строящегося Дворца спорта «Металлург». Во многом благодаря ему в городе начал работать такой прекрасный спортивный объект. 

С 1986-го по 1988-й Роман Ильич работал директором-распорядителем государственной филармонии Кузбасса.

А 29 июля 1991 года в Новокузнецке состоялся первый прямой эфир городского телевидения (сегодня – «Ново-ТВ»), одним из создателей и первым его директором был Роман Ильич Атласов.

Роман Ильич вспоминал об этом событии:

- Мы тогда ещё не имели своей аппаратуры, поэтому трансляцию вели прямо с телевизионной вышки. Первая передача была организована главным редактором Сергеем Георгиевичем Чугуряном, оператором Николаем Дмитриевичем Щетинкиным и другими специалистами. Это был «круглый стол» с председателем горисполкома Евгением Ивановичем Блиновым.

До постоянной трансляции студия выходила ещё дважды – 20 и 21 августа. Если помните, это были дни ГКЧП, и мы не могли не откликнуться на такое важное событие в жизни страны.

В Новокузнецке давно ходили слухи о появлении телевидения. А вдохновителями стали Сергей Чугурян, который тогда возглавлял корпункт областного телевидения, и Андрей Пермяков. Они активно пропагандировали возможность создания собственной городской студии. И руководство поддержало эту идею. Прежде всего, Альберт Ленский, тогдашний секретарь горкома партии, Евгений Блинов, Анатолий Ружило. Они рекомендовали меня совету народных депутатов в качестве директора. Была создана специальная комиссия, которая и решила вопрос о моём назначении. Вот с этого началась практическая работа, на голом месте мы создавали то, что теперь громко называется «Ново-ТВ».

Кстати, Андрей Пермяков принёс эскиз и внёс предложение – назвать «Ново-ТВ». Получалось Новокузнецкое новое телевидение. Честно говоря, я к этому отнёсся не очень благожелательно. Мне название показалось недостаточно солидным. А вот прижилось же и в коллективе, и в городе!

Костяк первой студии составляли, прежде всего, Чугурян, Пермяков, Лавренов, Щетинкин, Володя Грязнов, Татьяна Викторовна Новицкая. Потом уже стали появляться журналисты: Татьяна Негода, Иван Суминов, Марина Новосёлова, Марина Кислицына…

Специалисты удивлялись и говорили: «Не правда, что вы работали на двух любительских камерах!» С профессиональным оборудованием постепенно нам помогли «Южкузбассуголь», Виктор Васильевич Некрасов. Большую поддержку оказал Юрий Петрович Кушнеров, Анатолий Георгиевич Смолянинов. Помог Запсиб, другие организации, которые стали учредителями. Серьёзную помощь оказал тогда председатель облисполкома Аман Гумирович Тулеев – подарил первую машину, автомобиль ГАЗ, вездеход … Довольно крупную сумму денег выделил облисполком. С этого началась жизнь…

Потом появился постоянный диктор - Ирина Назарова. А позже объявили конкурс, в котором приняли участие человек десять-двенадцать. Победителями оказалась Илона (к сожалению, фамилию не помню) и молодой человек, оставшийся работать на телевидении и на операторской, и на другой работе, Максим Онищенко. А потом мода на дикторов ушла, появились ведущие.

«Ново-ТВ» – это кузница кадров. Оно воспитало не одно поколение талантливых журналистов, операторов, дизайнеров. Могу сказать, что часть журналистов и операторов ушли работать в газету, на другие каналы, которые появились в городе. В общем, действительно, мне известно, что целый ряд бывших работников нашей студии (а я думаю, что имею право называть её нашей) принесли значительную пользу другим организациям.

А в мае 1993 года Атласова пригласили в Кемеровский театр оперетты заместителем директора по гастролям. В Кемерово Р.И. Атласов проработал 2 года. Семья осталась в Новокузнецке, поэтому Роман Ильич вернулся сюда и два года возглавлял спорткомплекс в ЗАО «Теннисный клуб».

С октября 1997 года по март 1999-го он был заместителем президента хоккейного клуба «Металлург». После этого он ушел на заслуженный отдых.

В 2005 году Р.И. Атласов удостоен звания «Почетный работник культуры Кузбасса». Награжден медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), «За освоение целинных земель» (1965), юбилейными наградами в честь Победы в Великой Отечественной войне, медалями «60 лет Кемеровской области» (2003), «За веру и добро» (2004), «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени, «За служение Кузбассу».
В 2010 году Роману Ильичу вручили знак «За заслуги перед г. Новокузнецком».

 

О Романе Атласове – на страницах газет и журналов


Квадратура круга / Наталья Мальтер // Советская музыка, 1990 г., № 9:
«Когда-то Романа Ильича Атласова знала вся музыкально-театральная общественность. Многие и сейчас вспоминают его с любовью и благодарностью. Он из тех директоров-асов, которые поднимали концертное дело после войны и позже. Начинал в Чите, работал в Таджикистане, возглавлял Челябинскую и Ярославскую филармонии, стоял у истоков ансамбля «Барокко» и Иркутского симфонического оркестра. Лет тридцать назад провел первые гастроли Святослава Рихтера в Иркутске. Организовал множество фестивалей, декад, гастролей солистов, музыкальных коллективов, целых театров. С его появлением в любом месте резко возрастало число концертов, особенно филармонических. Артистов Роман Ильич всегда любил и заботился о них необычайно. Звездные годы Атласова – целинные. Когда началось небывалое нашествие разноязычной молодежи на новые земли, Роман Ильич при содействии Союзконцерта создал и возглавил Целинконцерт, объединивший пять филармоний. В первый же год работы он провел концертов больше, чем их было здесь с каменного века: восемь тысяч, из них шесть тысяч на селе. 

Не перечесть всех известных музыкантов, наших и зарубежных, работавших с ним. Архив Атласова мог бы украсить ЦГАЛИ... Человек он одаренный, масштабный, непокорный».

Просто администратор / Илья Ляхов // Кузбасс, 1995 г., 21 июля:
Зритель знает в лицо артистов. Аплодирует своим любимцам, преподносит им цветы, собирает автографы кумиров. Но есть люди, о существовании которых зрители порой даже не догадываются. Однако именно они зачастую делают возможной встречу артистов с поклонниками, несут на своих плечах непростой и отнюдь не легкий груз организации концертов, спектаклей. Раньше их называли администраторами, теперь – модными словами «менеджер», «продюсер». Их знают в лицо только профессионалы. Но даже просто фамилии особо одаренных из них служат гарантией четкой организации гастролей, высокого профессионализма их проведения, наконец, человеческой порядочности, что немаловажно в так называемом сегодня шоу-бизнесе. 

Одним из корифеев отечественной административной филармонической работы, безусловно, является Роман Ильич Атласов.  

Откуда берутся люди этой редкой профессии? Ни в каких вузах и техникумах их не готовят. Правда, сейчас делаются робкие попытки обучения «на менеджеров», но никакой диплом не заменит этой особой жилки, которую можно назвать признанием, способностями, даже талантом. Талантом не меньшим, чем требуется для того, чтобы стать певцом, музыкантом, танцором…  

… [мальчишкой] в Чите, он … был разносчиком и расклейщиком афиш концертно-эстрадного бюро (будущая Читинская филармония). Но ни от каких поручений не отказывался: и артистов на вокзале встречал, и помещения к концертам готовил, и проездные билеты оформлял. Так под руководством опытных старших товарищей проходил Роман Атласов «начальную школу» административной филармонической подготовки. 

Краткий послужной список Романа Ильича: администратор Иркутской филармонии, директор Целиноградской филармонии, директор республиканской филармонии в Душанбе, директор Ярославской государственной филармонии. 

У него богатый личный архив. Афиши, фотографии, письма. Просматривая эти старые документы, то и дело встречаешься с именами известных, прославленных концертантов. С ними не раз сводила Атласова судьба. Причем главный секрет необыкновенной популярности Романа Ильича в актерской среде, искреннего уважения к нему кроется в том, что он никогда не выполнял свои обязанности чисто формально: организовал-встретил-проводил.

Этот человек умеет вникать во все тонкости творческого процесса. Учитывает, как правило, и свойства характера артиста. А это бывает, ой как, непросто. И еще: по общему признанию, Атласов по-настоящему, профессионально разбирается в искусстве. Всегда боролся с дешевкой, с халтурой на потребу нетребовательному зрителю. Зато, если поверит в талант молодого, малоизвестного исполнителя, то будет биться за него на любом, даже самом представительном худсовете, порекомендует для выступлений на самых престижных концертных площадках, материально поможет. Сколько их сегодня – заслуженных и народных артистов, получивших широкое зрительское признание, – с благодарностью вспоминают, как в самом начале творческого пути им повезло встретиться с Атласовым – надежным старшим товарищем, наставником, умелым руководителем.

В не столь давнее время артисты, встречаясь друг с другом, могли не называть город, куда лежит гастрольный маршрут, а просто говорили «Еду к Атласову» И это означало, что наверняка все будет в порядке, что у гастролера отличное настроение. А это очень много стоит.
Была в жизни Романа Ильича и черная полоса. И об этом не стоит умалчивать даже в его юбилейные дни. Не во имя личного кармана, во благо артистов нарушил он ряд существовавших тогда жестких финансовых правил. И угодил за колючую проволоку. Сегодня за те же дела его, наверняка, ставили бы в пример работникам других филармоний, восхищались бы его административной смелостью, предприимчивостью. Увы. Тогда это расценили как уголовно наказуемое преступление. И не помогло заступничество наших самых именитых музыкантов и композиторов.

Отвергнутый официальными властями, 17 лет назад появился Роман Ильич на земле Кузнецкой. В то время директор Кемеровской филармонии Юрий Юровский, отлично знавший Атласова, пригласил его на должность заместителя директора филармонии по Новокузнецку. Руководители области поверили Юровскому и дали на это согласие.

С появлением Атласова в Новокузнецке работа в городе филиала филармонии заметно оживилась. Количество концертов возросло, у филиала даже появился свой концертный зал. И гастролеры «с именем», ранее объезжавшие город металлургов стороной, теперь охотно ехали к Атласову.

На чествовании в Доме творческих союзов было сказано немало заслуженных добрых слов в адрес юбиляра. Вспомнили, как благодаря его кипучей энергии наконец-то был открыт Дворец спорта металлургов. Говорили и о том, сколько сил вложил Роман Ильич в становление городского телевидения. Было ясно без пространных комментариев, что Атласов стал в этом городе своим, очень нужным человеком.

Да и областные театры, филармония нет-нет, а обращаются к Роману Ильичу. Его опыт, его знание гастрольной конъюнктуры очень нужны сегодня, в пору принципиально новых экономических отношений. И этот энергичный и, как всегда, деловой пенсионер, не привыкший сидеть сложа руки, охотно приходит на подмогу своим молодым коллегам.

- Не стоит преувеличивать значение моей скромной фигуры, — говорит, улыбаясь, юбиляр. - Я просто администратор. Конечно, накоплен огромный опыт, были у меня замечательные учителя. Но, повторяю, я – просто администратор, призванный сделать по-настоящему радостной каждую встречу зрителя с искусством. Сам никогда не забывал и коллегам советую об этом помнить: главное, главнейшее лицо в нашем деле – Его Величество Артист. Мы обязаны создать артисту все возможные условия для творческой работы. И обязательно должны с уважением относиться к каждому зрителю. Вот и все слагаемые нашей работы. Ведь трудимся мы во имя того, чтобы артист и зритель получили наслаждение от взаимного общения, чтобы у артиста и зрителя радостно было на душе. Этому делу я посвятил всю мою жизнь. И, признаться, нисколько об этом не жалею.

Ветераны культуры Кузбасса / И.Л. Курочкин // Кемерово : Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2010 г.:
Нельзя сказать, чтобы крупнейший индустриальный центр Кузбасса, город Новокузнецк, был обделен вниманием деятелей культуры и искусства области, России, страны: труженики этого гиганта регулярно встречались с выдающимися мастерами отечественного театра, кино, эстрады.

И, тем не менее, к концу 70-х годов прошлого века не только в руководящих кругах области, но и в столичных, в частности, в Министерстве культуры РСФСР, Госплане, Министерстве финансов, созрела идея о необходимости организации в городе Новокузнецке Кемеровской области Южной филармонии Кузбасса. Были подготовлены необходимые технико-экономические обоснования, свидетельствующие об объективной необходимости открытия второй концертной организации в Кузбассе.

Целесообразно при этом указать, что эта идея встретила активную поддержку в руководящих кругах города Новокузнецка. Специальным решением была предусмотрена реконструкция здания одного из кинотеатров города под концертный зал Южной филармонии, перекрытие хоккейной площадки с целью использования ее для проведения эстрадных мероприятий. Были определены и другие меры, связанные с деятельностью этого крупного учреждения культуры.

Появление в городе Новокузнецке Атласова Романа Ильича непосредственно связано с практической реализацией идеи создания Южной филармонии Кузбасса. Автор, пишущий эти строки, считает необходимым сослаться на текст, в подлинности которого невозможно усомниться:

«Уважаемый Иосиф Лазаревич!
Поддерживая ваше стремление в создании Южной филармонии Кузбасса, хотел бы настоятельно рекомендовать Вам для работы в качестве руководителя этой филармонии Атласова Романа Ильича. Он был наказан за допущенные ошибки, но это не умаляет его достоинств. Сейчас он работает в городе Горьком. Мы поможем Вам связаться с ним. Уверен, что Роман Ильич будет наилучшей кандидатурой для этой нелегкой работы. С уважением, Т. Хренников».

Тема нашего повествования не позволяет вдаваться в выяснение причин, почему этой важнейшей для кузбасской культуры акции не суждено было быть реализованной.

Появление Атласова в городе Новокузнецке в качестве заместителя директора Областной филармонии и без того явилось важным в культурной жизни южных городов Кузбасса. В качестве убедительных аргументов Р.И. Атласов мог бы привести немало примеров. Сошлемся лишь на некоторые. Автору этих строк позвонил директор знаменитого Чистогорского свинокомплекса Ляхов. С нескрываемым чувством восторга он сообщил о только что закончившемся концерте Кузбасского симфонического оркестра, о реакции коллектива работников комплекса на это событие. При этом директор свинокомплекса особо подчеркнул, что если бы не настоятельные советы и рекомендации Р.И. Атласова он, Ляхов, вряд ли рискнул приглашать для встречи с коллективом свинарок, скотников и других сельских тружеников такой элитный творческий коллектив, каким является симфонический оркестр. Что касается Р.И. Атласова, то он расценивал этот шаг как нормальное явление. Подобные встречи ярких эстрадных исполнителей с рабочими коллективами им организовывались систематически.

Яркая художественная жизнь тружеников города Междуреченска во многом обязана также стараниям Романа Ильича. В этом была одна из организаторских особенностей Атласова. Именно это имел виду Т. Н. Хренников, председатель Союза композиторов СССР, народный артист СССР, когда рекомендовал Атласова для работы в городе Новокузнецке Кемеровской области.

Романа Ильича отличает не только организаторский талант, но и его удивительные коммуникативные способности, высокий избирательный вкус. Атласов - поклонник искусства высокой духовности. К нему буквально тянулись и мастера отечественной культуры, и ее потребители.

Период работы Атласова связан со значительным возрастанием концертно-исполнительской деятельности не только в городе Новокузнецке, но и в других городах области. Следует при этом особо подчеркнуть, что одной из стратегических задач филармонии всегда была проблема, связанная с необходимостью увеличения числа концертных площадок. Роману Ильичу удалось решить эту задачу. Филармонические и эстрадные выступления стали проводиться на площадках Домов и Дворцов культуры, в помещениях Новокузнецкого государственного цирка, высших и средних учебных заведениях, на лучших площадках городов Осинники, Междуреченска, Мысков и т. д.

В эти годы в городах и районах Южного Кузбасса выступали артисты государственных академических Большого и Малого театров Союза ССР, Камерного оперного театра Б. А. Покровского, Государственного академического театра кукол им. С. В. Образцова, Государственного народного хора им. Пятницкого, хореографического ансамбля «Березка», а также ведущие ленинградские художественные коллективы: Ленинградский мюзик-холл, эстрадно-симфонический оркестр, коллективы классического танца и т. д. Перед тружениками этих городов выступали в концертах народные артисты СССР Борис Штоколов, Людмила Зыкина, Александр Ворошило, Тамара Синявская, Артур Эйзен, Галина Калинина и многие другие.
Р. И. Атласову так же удалось организовать во всех городах южного Кузбасса специальные аудитории для проведения концертов, основанных на абонементной системе. Стали возможными регулярные встречи любителей классической музыки с подлинными мастерами инструментального исполнительства отечественной и зарубежной музыкальной культуры.
«Лучшие отечественные и зарубежные музыканты ехали в Мундыбаш, - находим отзывы в записках Н. А. Капишникова. - Это были праздники, подаренные таштагольцам Романом Ильичом Атласовым!»

Итоги первых лет работы Р.И. Атласова в городе Новокузнецке наглядно продемонстрировали результаты, каких можно достичь, если в их организации участвует профессионал высшей квалификации, организатор, безгранично преданный любимому делу. Атласов начал с того, что в первый год деятельности было проведено 888 концертов. К 1980 году это число возросло в полтора раза и достигло 1500 концертов в год. Это явилось реальным доказательством того, что идея создания Южной филармонии Кузбасса была выдвинута жизнью.
Город Новокузнецк оказался для Атласова Р.И. не только гостеприимным, но и родным. Здесь он почувствовал, насколько велико стремление тружеников индустриального гиганта к вершинам высокой духовности. Здесь он с энтузиазмом занимался любимым делом. И сегодня его авторитет в кругах работников культуры и искусства Кузбасса неизмерим, потому как издревле на Руси замечено, что от деловых людей пользы больше, чем от добродетельных.

Источник: http://xn--400-eddplucwdhb0e2b.xn--p1ai/persons/127-atlasov.html

 

Без вины виноватые: эхо сталинских репрессий

“Сокрытие правды о прошлом лишает нас возможности национального самоуважения, без которого мы никогда не создадим предпосылки для истинного патриотизма, а значит, и разговоры о модернизации останутся благими намерениями” - говорится в проекте государственно-общественной программы “Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении”.

С Романом Ильичом Атласовым я знаком давно, где-то с начала 1990‑х. Он был первым директором только что образованного местного телевидения “Ново-ТВ”. В конце 1970-х Роман Ильич работал директором Новокузнецкого отделения государственной филармонии Кузбасса, с 1982 по 1986 годы - директором строящегося Дворца спорта “Металлург”. А вообще с культурой он связан с 1941 года - тогда он расклеивал афиши. Позже трудился на руководящих должностях в различных культурных учреждениях. Его биография, конечно, заслуживает отдельного внимания. Но речь о другом человеке - о его отце...

Как-то, будучи в гостях у Романа Ильича, я обратил внимание на серебряный портсигар, на котором была надпись: “Х лет ВЧК-ОГПУ Атласову И.А. от ПримОкрика”. На мои расспросы Роман Ильич достал альбом со старыми фотографиями, папку с разными документами и, основываясь на материалах уголовного дела по ст. 58 п. 6 И.А. Атласова и воспоминаниях своего старшего брата, рассказал о суровой судьбе своего отца.

Илья Аркадьевич Атласов, он же Гиллель Аронович, он же Юлиус Возлинский, родился 22 октября (по старому стилю) в 1887 году в городе Невель Витебской губернии в семье сапожника.
Сведений о роде его занятий до начала Первой мировой войны и полученном образовании не сохранилось. Учился в одной из гимназий, но окончил ли - неизвестно.

В 1914 году разразилась Первая мировая война. Как и тысячи других, Атласов был мобилизован в Российскую армию и отправлен на фронт. Был зачислен в 3-ю роту 159-го Гурийского пехотного полка в составе 40-й дивизии. В марте 1915 года вся рота, в которой служил рядовой Атласов, попала в немецкий плен. Содержались в лагере Ульм на Дунае. В лагере Атласов сменил имя Гиллель Аронович на Илью Аркадьевича. Сделал это потому, что, будучи евреем, опасался за свою жизнь, тем более что в лагере он занимался пропагандой среди военнопленных. Он даже играл в лагерном духовом оркестре, что облегчало общение с пленными. После Ульма были другие лагеря на территории Германии. В августе 1915 года предпринята первая попытка побега. Подделав ключи, бежали втроём, девять суток были в бегах. На границе с Австрией беглецов задержали и вернули в лагерь. Дали 30 суток карцера, в результате чего И.А. Атласов заболел и его отправили на лечение в Штутгарт.

После лечения три месяца работал в каменоломнях. Опять заболел и попал в госпиталь города Аугсбурга. Вылечившись, был переведён в лагерь военнопленных Мюнзенген, оттуда в батраки к немцу на сельхозработы. В 1917 году совершил очередной побег. При проверке документов в вагоне задержан полицией, сознался, что военнопленный, и в сопровождении полицейского возвращён в лагерь Мюнзенген. Опять карцер, опять сельхозработы в уезде на реке Неккар, где работал до марта 1919 года, после чего возвращён в лагерь Ульм. Здесь вступил в партию “Спартакобунд” (“Союз Спартака” (нем. Spartakusbund) - марксистская организация в Германии начала XX века, во время Первой мировой войны призывала к мировой пролетарской революции, которая свергнет мировой капитализм, империализм и милитаризм).

В этот период в лагере появились русские офицеры, началась вербовка в Белую гвардию. Голод сменился хорошим питанием, вплоть до шоколада. Атласов, как и многие другие, от вербовки отказался, после чего пункты питания закрыли, начались преследования. Возникла реальная угроза из лагеря попасть в немецкую тюрьму, и Атласов вместе с другим военнопленным снова совершает побег. На этот раз удачно - их не поймали.
Скитался по Германии. Будучи грамотным и прилично владея немецким языком, нашёл неплохую работу, но тоска по Родине становилась всё более острой - очень хотелось домой, в Россию.
Неожиданный поворот судьбы - во время скитаний Илья Аркадьевич добрался до одного из портовых городов Германии, где познакомился с парнем по фамилии Зауэр, брат которого руководил в городе местной организацией Компартии Германии. В августе 1919 года Атласов вступает в ряды Германской компартии и ему вручается партбилет. В 1920 году усилиями парторганизации Атласов нелегально на пароходе в трюме с углём переправляется в Эстонию. Оттуда ему помогают перебраться в Петроград. И, наконец, после долгих скитаний бывший рядовой и военнопленный Илья Атласов добирается до Родины, до родного городка Невеля. Там сразу же явился в уком партии, рассказал свою одиссею, сообщил о членстве в Германской компартии, о том, что ещё раньше, в лагере, состоял в партии “Спартакобунд”, и о том, что, сбежав из лагеря, скрывался под фамилией Возлинский.

Ему предложили сдать партбилет Германской компартии и на общих основаниях вступить в РКП (б), что он и сделал. Атласов был принят в партию и направлен на работу инструктором в Невельский ревком, где проработал до января 1921 года.

На способного организатора, прошедшего столь суровую школу жизни, обратили внимание, и он пошёл на повышение по службе. В марте 1921 года был назначен начальником Суранского отделения РКИ (Рабоче-крестьянская инспекция), затем переведён в Семипалатинск - заведующим экономическим отделом РКИ, вскоре назначен председателем Семипалатинского РКИ. Позднее был вызван в Москву и направлен в Полтаву начальником губкома, затем милиции.
Начиная с 1922 года главным делом жизни И.А. Атласова становится работа в органах ВЧК ОГПУ НКВД. Он стал кадровым чекистом, по характеру работы - пограничником.

В том же 1922 году его перевели на Дальний Восток. Пограничная служба проходила в городах Благовещенск, Никольск-Уссурийск, в Даурии, в Александровске на Сахалине. В Уссурийске в 1927 году в отместку за задержание группы китайских контрабандистов в день празднования годовщины Октябрьской революции был зверски убит сын Ильи Аркадьевича Атласова от первого брака - Жорес.
В период службы в Даурии И.А. Атласов участвовал в боевых действиях на КВЖД, за что был награждён именным оружием и знаком “Участник КВЖД”.

Для справки. КВЖД (Китайско-Восточную железную дорогу) строила Россия с 1897 по 1903 годы, вложив 375 миллионов рублей золотом. С мая 1924 года она стала чисто коммерческим предприятием, управляемым совместно СССР и Китаем. Однако, начиная с 1925 года, партнерские отношения ухудшаются. А переворот 12 апреля 1929 года Чан-Кай-Ши приводит к резкому обострению ситуации. 10 июля 1929 г. дорога и все службы захвачены китайскими войсками, закрыто советское представительство, начались аресты и убийства советских сотрудников, участились провокации и на советско-китайской границе.

В ответ приказом РВС СССР от 6 августа 1929 года войска Дальнего Востока были сведены в мощное стратегическое объединение - Особую Дальневосточную армию (ОДВА), командующим которой стал герой Гражданской войны В.К. Блюхер. Действия наших войск по восстановлению статус-кво на КВЖД были спланированы в штабе армии и заключались в одновременном ударе на двух сходящихся направлениях. На западе действовала Забайкальская группа войск под командованием командира 18‑го стрелкового корпуса С.С. Вострецова, а с приморского направления - группа начальника штаба ОДВА А.Я. Лапина.

Боевые действия начались 17 ноября. В результате проведения Маньчжуро-Чжалайнорской и Мишаньфусской операций основные силы противника были разгромлены в течение недели, китайская сторона, признав свое поражение, 22 декабря подписала в Харбине договор, восстановивший существовавшее до конфликта положение на КВЖД.

В 1927 году Илья Аркадьевич входит в начальствующий состав Уссурийского кавалерийского погранотряда.

По роду службы его направляли в самые разные армейские гарнизоны страны.

В августе 1936 года семья переехала в Иркутск, а в сентябре 1937 года Илью Аркадьевича арестовали. Старшему сыну Роману на момент ареста отца было 12 лет, а младшему Эргарду – 4 года. Клеймо «детей врага народа» осложнило всю их дальнейшую жизнь. Илья Атласов был расстрелян в 1938 году.

В 1957 году его реабилитировали, как и всю его семью.

Фото из архива семьи Атласовых: Илья Аркадьевич Атласов в годы Первой мировой войны; серебряный портсигар “Х лет ВЧК-ОГПУ Атласову И.А. от ПримОкрика” .

Евгений Крюков.

Источник: Кузнецкий рабочий. 2014. 22 августа.

Архив новостей