Семён Вахштайн: Советы молодым журналистам разного возраста

26 апреля 2018 

Семён Вахштайн – радиожурналист, культуролог. Был автором и ведущим созданной им еженедельной городской радиопрограммы «Вечерняя Пенза». С 2006 года главный редактор радиостанции «Эхо Пензы». Лауреат Всесоюзного и дипломант Всероссийского телерадиоконкурсов. Награжден почетным знаком СЖР «Честь. Достоинство. Профессионализм».

«ПРОФЕССИИ МЕНЯ УЧИЛИ ЛЮДИ, КРЕПКО ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ. ОНИ БЫЛИ НАСТОЯЩИМИ, ПУСТЬ НЕ ВСЕГДА ХОРОШО ОБРАЗОВАННЫМИ, НО... НАСТОЯЩИМИ. И ХОТЯ СО ВРЕМЕН МОЕГО ШКОЛЯРСТВА В ПРОФЕССИИ ПРОШЛО ПОЧТИ ПОЛВЕКА, НЕКОТОРЫЕ ИХ СОВЕТЫ МНЕ КАЖУТСЯ АКТУАЛЬНЫМИ ДО СИХ ПОР».

1. Прочитай рассказ Марка Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Посмеялся?! А теперь примерь все это на себя, вне зависимости от того, в какой редакции ты работаешь и чем там занимаешься. Примерил? — подумай, а ту ли профессию ты выбрал? Быть может, этот короткий смешной рассказ подвигнет тебя сменить профессию, либо научит иронично относиться к собственной персоне, либо поможет слушать не только самого себя, но и слышать, видеть и понимать других людей за стенами редакции.

2. Меня учили не задавать собеседнику такие вопросы, ответы на которые не знаешь, хотя бы в общих чертах. А для этого нужно серьезно готовиться к каждому редакционному заданию — и чтобы логично выстроить материал в целом, и чтобы не стряхивать потом «лапшу с ушей». Главное — увидеть за фактом событие, встроить его в череду подобных, проанализировать эту цепочку и понять, перерастает ли это все в явление, способное, так или иначе, повлиять на жизнь людей.

3. В процессе беседы нельзя никогда переходить на личности, как бы тебе ни был неприятен собеседник. Даже когда он врет. Нельзя давить на него ни собственными познаниями, ни авторитетом редакции. Проще самому подставиться и задавать «наивные» вопросы о том, о чем он шепчется со своими коллегами только в кулуарах. Это вынуждает говорить людям хоть какую-то долю правды. В условиях отсутствия реальной политической жизни и публичности принятия решений — такой прием зачастую срабатывает.

4. Я совершенно не понимаю молодых коллег, которые занимаются «самоцензурой» и боятся влезть вглубь проблемы, потому что там вдруг могут оказаться малоприятные для кого-то вещи и... «как бы чего не вышло». Считаю, что всегда нужно думать только о том, как слово наше отзовется у слушателя, зрителя, читателя. При этом, конечно, нельзя забывать и о личной ответственности журналиста — всегда должны быть «железобетонные» доказательства собственной правоты.

5. Журналист в любой ситуации, как мне кажется, — это адвокат общества, а не власти. Хотя эту специализацию некоторых наших коллег в адвокатуре власти теперь называют по-другому — пропагандовиной. Термин не совсем печатный, согласитесь, но суть ясна. Мы же, чтобы состояться в профессии, должны всегда стремиться быть адвокатами человека, потому что на него давят все — и власть, и бизнес, и бытовые неурядицы, порожденные зачастую все той же властью.

P.S. Отдельный совет моим коллегам радиожурналистам. Наша профессия — это очень нелегкий кусок хлеба. Тебя не видят на экране, и ты не можешь помочь себе мимикой. Тебя не поддерживает картинка, с которой человек считывает 80 процентов информации. У слушателя, в отличие от читателя, нет возможности перечитать тот или иной абзац. Радио — это здесь и сейчас. Нужно максимально собраться и постоянно помнить о том, ради чего ты перед микрофоном. Порой это бывает очень нелегко. Но легкой жизни никому из нас никто и не обещал...

 

ВЛАДИМИР ГУБАРЕВ: СОВЕТЫ МОЛОДЫМ ЖУРНАЛИСТАМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Владимир Губарев работал в «Комсомольской правде» и «Правде». Лауреат «Золотого пера» и дважды лауреат премии Союза журналистов СССР, а также двух десятков отечественных и зарубежных премий, в частности, Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола. Первым из журналистов оказался на месте чернобыльской аварии. Под впечатлением от увиденного написал пьесу «Саркофаг», которая была поставлена в 56 театрах мира.

1. Тебе надо писать в номер, а тут предлагают выпивку и общение с красивой девушкой. Пиши в номер! Помни: стопка водки или бокал шампанского забывается через несколько минут, девушка на следующий день уходит к другому, а то, что ты напишешь, остается в вечности!

2. Имей всегда в виду, что ты — единственный и неповторимый. Проще говоря — очень ты талантливый, а потому все те сотни или тысячи бездарей, которые писали раньше, ничего не понимают в увиденном, и только ты можешь все оценить по-настоящему.

3. Для тебя нет ничего невозможного, потому что даже неудача (а такое случается!) лишь на короткое время выбивает из колеи.

4. Да, начальник опытен и суров, но он не прав, потому что рано или поздно именно ты займешь его место. Потому будь снисходительным…

5. И помни всегда: ничего прекрасней журналистики в этом мире не существует и у тебя есть возможность поднять её ещё чуть выше…

6. И главное: у тебя нет ни семьи, ни отдыха, ни развлечений, ни хобби, ни слабости, ни пессимизма, — в общем, ничего, потому что все это впитала в себя журналистика!

Источник: http://www.jourmedia.ru

Архив новостей