Сергей Чугурян был «всеядным» журналистом

27 февраля 2017 

Сергея Чугуряна, известного новокузнецкого журналиста коллеги из южной столицы Кузбасса вспоминают только добрым словом. И есть за что. За свою короткую жизнь он многое успел, попробовал себя в разных ипостасях журналистской профессии – и писал, и работал на телевидении. И везде с высокой отдачей, с достойным хорошей оценки профессионализмом.

Знакомые с историей семьи, из которой он вышел, рассказывают, что это была скромная семья рабочего. Что отец Сергея – Георгий, уроженец солнечной Армении - был первостроителем Запсиба. Видимо, от него передались сыну та высокая работоспособность, желание довести до конца любое дело, за что бы ни брался.

Начинал он свою творческую судьбу, как газетчик: учился «слову», вырабатывал умение выражать себя в строчках, соединять их в мысли, понятные читателю. Но ведь это было время бурного развития телевидения. И в середине 1980-х годов журналистская судьба привела его на Кемеровское областное телевидение. Он стал руководителем большого, даже по новокузнецким меркам, корпункта областного ТВ. Здесь рождались его репортажи о новокузнечанах и жителях юга Кузбасса, об их радостях и проблемах. Отсюда он вёл «прекрасным слогом» прямые включения на областном телеканале,  - единственном в те годы СМИ, охватывающем и объединяющем кузбасский регион. Дать фору телевидению тогда могло, наверное, только областное радио, на котором тоже нет-нет, да проходили материалы Чугуряна.

Когда в конце 1980-х в Кузбассе начались шахтёрские волнения, Сергей сразу оказался в гуще событий. Вот что вспоминает о тех бурных днях главный редактор информационного вещания Кемеровского областного государственного телевидения Александр Колпаков в своих «Очерках современности»:

«Становилось понятно, что дело серьезное, но после волны весенних забастовок телефонная информация не воспринималась, как сенсация. Потому и наша реакция поначалу была, в общем-то, сдержанной: я только позвонил в Новокузнецк Сергею Чугуряну и попросил его выехать в Междуреченск с техникой для синхронных съемок». Поэтому первые телесъемки шахтёрских забастовок с юга Кузбасса были его – Чугуряна.

Впрочем, кто тогда мог предположить, что всё это закончится развалом страны… Просто Сергей всегда старался быть первым на волне новостей.

Поэтому он первым предложил создать в Новокузнецке свой городской телеканал. Тогда свою телестудию могли себе позволить только крупные областные центры.  Идея об организации в Новокузнецке собственного телевидения витала в воздухе не один год. Однако только благодаря настойчивости Сергея Чугуряна 16 сентября 1991 года новокузнечане начали смотреть регулярные программы «Ново–ТВ». Сергей Георгиевич был идейным вдохновителем и первым главным редактором новой телестудии.

Первый директор «Ново-ТВ» Роман Ильич Атласов рассказывает о становлении городского телевидения.


- Началось всё ещё в начале 1991-го года, в Новокузнецке ещё не было своего телеканала. Все события освещал корреспондентский пункт Кемеровской областной студии, а в нашем городе трудилась только одна съёмочная группа, в арсенале которой была передвижная телевизионная станция, которая размещалась в автобусе. Тогда и возникла смелая идея создать собственное ТВ.

Журналист Сергей Чугурян и режиссёр Андрей Пермяков стали отцами-основателями молодого и перспективного проекта. Телевизионщики с областного телевидения тоже загорелись этой идеей: видеоинженер Святослав Лавренов, операторы Николай Щетинкин и Владимир Грязнов. Эти профессионалы с удовольствием работали сами и щедро делились своими знаниями и практическими навыками с новичками, которых набирали   в новую студию.  

А вообще-то, самая первая передача вышла 29 июля 1991 года - состоялся первый прямой эфир «Ново-ТВ». Мы тогда ещё не имели своей аппаратуры, поэтому трансляцию вели прямо с телевизионной вышки. Первая передача была организована главным редактором Сергеем Георгиевичем Чугуряном, оператором Николаем Дмитриевичем Щетинкиным и другими специалистами. Это был «круглый стол» с председателем горисполкома Евгением Ивановичем Блиновым. На нём также присутствовали начальники управлений и отделов горисполкома. Сначала шло выступление Евгения Блинова, а потом задавали вопросы телезрители. До постоянной трансляции студия выходила в прямой эфир ещё дважды – 20 и 21 августа. Если помните, это были дни ГКЧП, и мы не могли не откликнуться на такое важное событие в жизни страны.

Так в Новокузнецке, наряду с газетой и радио, появился ещё один источник информации, дающий представление о жизни города. Телерепортажи, интервью, зарисовки, беседы за круглым столом, «прямые линии» давали возможность освещать городские события объёмно и веско, всматриваясь в них со всех сторон. Старожилы города помнят и первых его журналистов: Александра Замогильнова, Ивана Суминова, Надежду Бейльман,  режиссёров – Нину Гришину, Ларису Артюхову и многих других.


В 2005 году коллектив «Ново-ТВ» переезжает в новое помещение, на то время единственное за Уралом здание, специально спроектированное для телестудии, с огромным съёмочным павильоном, с отдельными звукоизолированными монтажными комнатами и просторными светлыми кабинетами.

И сегодня, уже по 25-летней традиции, заложенной Чугуряном и его коллегами, еженедельно в эфир «Ново-ТВ» выходят авторские программы, которые подробно освещают спорт, культуру, здоровье, сельскую жизнь.

«Фишкой» «Ново-ТВ» стали прямые эфиры, которые проходят в рамках «Первой студии». Здесь поднимаются самые актуальные проблемы городской жизни. Благодаря этой программе жители города могут получить ответы на самые  злободневные темы непосредственно от ответственных лиц. «Ново-ТВ» даёт возможность обратной связи, при которой любой горожанин, задав вопрос и обозначив проблему, принимает участие в беседе.

О рейтинге телевидения судят по  рейтингу новостей. Новостное направление «Ново-ТВ» находится в руках молодой, мобильной команды, которая  старается в полном объёме оперативно освещать жизнь города, рассказывать телезрителям о самых интересных и значимых городских событиях.

А «Первое городское» как было,  так и остаётся «кузницей кадров» не только для местного телевидения  и газет, но и для федеральных телеканалов.

Известный сегодня новокузнецкий журналист, организатор Новокузнецкого Интернет телевидения Ростислав Бардокин  на вопрос: какие авторитеты, повлияли на вас как на человека и профессионала? – отвечает: 

- Наверное, ребята из «Взгляда», все его смотрели, автор бардовских песен Юрий Визбор, а из местных, к сожалению, рано умерший, Сергей Чугурян. Сергей Георгиевич был моим учителем в журналистике, талантливый человек… Хорошо, например, помню 19 августа 1991 года. Честно говоря, я радовался, что ГКЧП случилось. В Новокузнецке в принципе было тихо. Демократичные журналисты, в том числе, и уважаемый мною Сергей Чугурян поехали на телевышку и оттуда вещали... Я, тогда журналистом не был, и даже ещё не мечтал об этом. Сегодня в реальной жизни не осталось никого из тех, кто тот эфир вёл, и кто в нем участвовал.

Была у Сергея Чугуряна ещё одна, но пламенная страсть – спорт. Он старался не пропускать ни одного матча новокузнецкого хоккейного клуба «Металлург». Он был фанатом родной команды. Болельщики вспоминают, когда «Металлург» в сезоне 1999-2000 годов играл в плей-офф в Лужниках с командой «Динамо», эти матчи в Новокузнецке в те времена показывали на городском ТВ, а комментировал их Сергей Чугурян. Игры записывали на кассеты и передавали друг другу посмотреть.  

Сергей отдавал должное и футболу. И не просто, как болельщик, он любил играть в эту увлекательную игру. Его футбольное амплуа – вратарь. Знатоки-ветераны до сих пор вспоминают о потрясающе интересных спектаклях на футбольных полях Кемерова и Новокузнецка с участием команд знаменитого Московского театра имени Ленинского комсомола (Ленкома) и областной сборной журналистов «Гонорар». А ведь нынешним летом исполнилось ровно 30 лет с тех пор, как прошли те легендарные поединки.  

Тем жарким летом 1986 года Ленком проводил в Кемерове и Новокузнецке беспрецедентные по продолжительности - 40 дней! - гастроли. Театр приехал в своем звездном составе - Пельтцер, Леонов, Янковский, Караченцов, Абдулов - и привез лучшие спектакли. Естественно, были аншлаги на всех представлениях, зрители сидели в проходах, стояли вдоль стен зала. 

Но, безусловно, звездный состав труппы блистал не только в  спектаклях театра – на футбольном поле тоже в играх со сборной командой журналистов области «Гонорар». Вот как пишет об этих матчах местная пресса:

«Доцент» (он же Евгений Леонов), вообще, едва не забил гол, открывая игру после свистка бессменного арбитра выставочных матчей Владимира Пашковского. Не ожидавший такого подвоха, голкипер Сергей Чугурян из Новокузнецка взял мяч намертво, лишив действо, казалось бы, интриги. Однако она состоялась…». Это об игре в Кемерове Ленкома и сборной журналистов.

А вот выдержка из отчёта о матче «ленкомовцев с журналистами в Новокузнецке:

«Длинный навесной пас был сделан как раз Абдулову, он, видимо, был к нему готов, а потому подхватил мяч и стал, что называется, уходить в сторону наших ворот, – писал нынешний заместитель главного редактора городской новокузнецкой газеты «Кузнецкий рабочий» Михаил Гревнёв. -  Догнать его я уже не смог бы: Александр, признаюсь, был порезвее. У меня оставалась одна возможность спасти наши ворота от почти неминуемого гола - подставить подножку убегающему Абдулову. И я уже собирался это сделать - каюсь, был такой грех, но в последний момент подумал: «Я ж его травмировать могу, зрители вечером на «Авось» придут, а обожаемого всеми артиста нет...» - и сбавил скорость. Понятно, этот «мыслительный» процесс проистекал считанные доли секунды, но мне их хватило для того, чтобы образумиться... Ну, а Абдулов свой гол забил - Сергей Чугурян, не раз спасавший гонораровские ворота, на сей раз ничего поделать не смог. Коллеги, в том числе наш тренер незабвенный Саша Гольцев, эту оплошность мне простили («Он же чуть не на голову тебя выше, длинноногий...»), и за игру я получил «четверку», правда, с минусом. «Пятерки» из новокузнечан заслужили Сергей Чугурян, Саша Баранов, Валера Немиров. Матч, как и в Кемерове, закончился вничью».

Последние годы жизни Сергей Чугурян работал заместителем главного редактора городской новокузнецкой газеты «Кузнецкий рабочий». У него было больное сердце...

Вот что вспоминает журналист газеты Людмила Ковякина:

Так получилось, что с главным кардиологом города Аллой Евгеньевной Скрипченко мы разговаривали в то время, когда наш коллега Сергей Чугурян был тяжело болен. Мы знали, что врачи первой городской больницы бьются за его жизнь всеми силами. Им помогают друзья Сергея, доставая самые дефицитные лекарства. Пишу этот материал, а в голове крутится вопрос: как же так получилось, что усилия многих людей оказались напрасными? Сергей ушел из жизни. У него было больное сердце, но он был дисциплинированным пациентом. Принимал прописанные кардиологом лекарства. Уже давно не выпивал, даже граммульку, бросил курить, следил за давлением. Но жизнь преподносит нам сюрпризы, не всегда приятные. И каждый из нас по-своему реагирует на негативные ситуации. Чаще всего всплеском эмоций. Сколько раз говорила ему: «Не надрывай сердце!» - «А как жить? Сторонним наблюдателем? Не для меня!»

Когда случилось то, что случилось, тянул до последнего.  Позвонил редактору: «Приболел, отлежусь». Не отлежался, упустил драгоценное время…»

Сергей Георгиевич Чугурян ушел от нас 25 сентября 2009 года. 

«Наверное, память честнее, потому что от нее, как шелуха, отскакивает сиюминутное, второстепенное, в котором “всякое было”, оставляя лучшее, – пишет в одну из годовщин памяти о журналисте газета «Кузнецкий рабочий». - И потому воспоминания наши веселы: в них Сергей Чугурян молодой и красивый, неотразимо обаятельный и деятельный, очень ранимый и житейски мудрый одновременно. 
Он был центром притяжения, вокруг него всегда строилась какая-то жизнь - энергичная, легкая. Он умел быть другом - внимательным, нежным. 

Сегодня каждый свой разговор о нём мы начинаем со слов: «Я помню однажды Серега...» 

Сегодня он опять где-то рядом. Впрочем, он никуда и не уходил, все глубже уходя в нашу память сердца. 

Так вернее и надежнее. Это навсегда». 

Сергей Черемнов,

По материалам Internet.

 

Х Х Х 

 

ОЛЕГ КУРОЧКИН: "ЖУРНАЛИСТЫ УХОДЯТ"

 Известный в Кузбассе журналист и поэт Олег Курочкин посвятил это стихотворение тем коллегаи-журналистам, кого сегодня уже не стало с нами

Нас всё меньше и меньше
В той древнейшей, второй.
Но, меняясь, пусть внешне, 
Остаёмся собой.

И совсем неизвестен
Тот скупой репортаж,
Где от тверди до веси
Нам развёрстан вираж.

Где живём ожиданьем
Не сложившихся строк.
Тех, которые странно
Не вмещаются в срок,

Что придуман нам Богом.
А, быть может, судьбой?
Дай, Господь, хоть полслога,
Раз другой – за тобой.

                                   Олег Курочкин.

                            15 января 2017г. 


 

 КАК ВЫРАЗИТЬ НАШУ БОЛЬ?..

Конечно, невыносимое сейчас горе рассосется в словах, в которых каждый из нас будет вспоминать о нем свое и по-своему. Такова жизнь, таков ее способ лечить боль, пульсирующую в висках, рвущую сердце. 

Но останется рана, прикосновение к которой эту боль будет пробуждать снова и снова. Останутся фотографии, на которых он всегда будет молодым и красивым - таким, каким мы его, собственно, и знали. 

Он, как, наверное, мало кто другой, сам умел лечить боль. Находил верные слова - он вообще был по-житейски мудрым человеком. И те, кто дружил с ним, знают, каким внимательным и даже нежным другом он умел быть. 

Сережа становился другом с пол-оборота, с первых слов, был центром притяжения в любой компании. Его любили женщины и, значит, сама жизнь. Он был легким, неотразимо обаятельным, деятельным. 

Те, кто был в его старой, маминой еще квартире (потом она стала его - отсюда он ушел, чтобы уже не вернуться), помнят маленькую комнату, где напротив софы, покрытой пледом, стоял книжный шкаф с Чеховым, Толстым, дореволюционным Жуковским, Джеромом и Сэлинджером, рядом - стол с невообразимым проигрывателем (чтобы его завести, Сережа долго крутил все ручки), а в стенном шкафу в изобилии лежали хоккейные доспехи, коньки, клюшки (вратарские - на льду и футбольном поле за легендарный «Гонорар» он защищал ворота), старые трико - переодевшись, мы шли во двор, где на хоккейной коробке уже ждали друзья. 

Да, мы чуть не забыли старое расстроенное пианино, на котором Серега лихо играл своего любимого Керна или выдумывал импровизации из популярных мелодий - у него был явный музыкальный дар. 

Впрочем, он был талантлив во всем, за что брался. И, думаем, это «все» логично легло в его газетную и телевизионную работу - журналистику вообще: это было его делом. 

К слову, Сергей очень правильно говорил о «странностях» нашей профессии: что это как бы при-профессия – мы не варим сталь, не лечим людей, не водим самолеты, но должны понять, как это делается, и рассказывать об этом интересно и главное - достоверно. Что предъявляет к журналисту особые требования, где на первом месте интерес к людям, если хотите, любовь к ним - без этого состояться в нашей профессии невозможно. И, конечно, любовь к слову - надо сказать, что читал он материалы строго, требуя точности во всем... 

...Но опять вернемся в его старую квартиру, чтобы сказать, как кажется, важную вещь: немного квартир, где было так уютно - старая интеллигентная квартира с устроенным бытом. Сережа умел строить уют вокруг себя. Он был, как теплый дом. Он вообще умел строить жизнь. А ведь, поди как несправедливо она распорядилась... 

Какая страшная, какая невозможная потеря. Мы не знаем слов, которые могли бы передать нашу боль. 

Источник: http://www.kuzrab.ru/publics/index?ID=17361Конец формы

 

СЕРГЕЙ ЧУГУРЯН: «СВОЯ ПЕСНЯ»

Валентина Толкунова... Внешне ничего oт «звезды». Но её талант стоит настолько особняком от всех наших эстрадных знаменитостей, так ее песни непохожи на полную ритмов и электроники сегодняшнюю эстрадную карусель, что Толкунова узнается сразу и безошибочно.

Никому не придет в голову танцевать под ее песни или ставить ее пластинку во время шумного застолья — это музыка особого настроения и особого смысла, сродни задушевному разговору или бесхитростному рассказу, полному таких простых и знакомых нам чувств.

Я ни разу не видел, чтобы певец или певица, едва выйдя на сцену, так слились со слушателями, так — сразу и до конца — стали единым сердцем, едиными мыслями, единым настроением.

Толкунова не «заигрывала» с залом, в ней не было ни капли театральности, нарочитости, желания понравиться: она была сама собой — обаятельная, улыбчивая, очень доброжелательная, простая и приветливая.

И были «Серебряные свадьбы» и «Носики-курносики», «Деревянные лошадки» и «Поговори со мною, мама», «Не судите меня, бабы» и «Снегопад», «Где ты раньше был?» и «Мы на лодочке катались», и другие давно знакомые или впервые услышанные песни.

И были десятки заявок спеть ту или иную особенно полюбившуюся песню. И Толкунова пела. Одну песню пели все вместе — не какое-нибудь «ля-ля-ля» под хлопки, а полностью — от начала до конца. И не было в этом ничего неестественного — песня была и вправду всем знакомой и дорогой.

Кроме этой — главной — встречи, концерт подарил зрителям много других интересных встреч. Новокузнечане впервые «очно» познакомились с заслуженным деятелем искусств РСФСР композитором Павлом Аедоницким, который рассказал о своем творчестве и исполнил вместе с лауреатом Всесоюзного конкурса В. Чемодановым несколько своих прежних и новых песен.

Тепло приняли зрители пародиста Владимира Полева и интересный дуэт Татьяна Рузаева — Сергей Таюшев, которые тоже исполняли песни П. Аедоницкого, Понравилась вокально-инструментальная группа «От сердца к сердцу» — у этого молодого коллектива есть свой творческий почерк, да и как инструментальный аккомпанирующий ансамбль группа показала себя превосходно.

С хорошим вкусом, легко и остроумно вела программу конферансье Нина Ротова.

Весь этот интересно и разнообразно построенный концерт, бесспорным украшением которого стали выступления В.Толкуновой и П. Аедоницкого, имел одну главную особенность — его тональностью стал душевный, теплый разговор со слушателями.

Сергей Чугурян,
«Кузнецкий рабочий»,

25 декабря 1980 года.

Архив новостей