Сергей Ильницкий – фотограф из Кемерова – победил в World Press Photo

16 февраля 2015 

Снимок фотографа из Кемерова Сергея Ильницкого "Кухонный стол после артобстрела", сделанный в Донецке, победил в номинации "Главные новости" на международном конкурсе World Press Photo. Также фотографа удостоили второго места за серию фотографий прыгунов с трамплина в номинации "Спортивные новости".

"Это грустная фотография, которая очень необычным образом рассказывает о том, что происходит на Украине, – сообщила ТАСС одна из членов жюри конкурса Памела Чен по поводу первого фото. – На снимке нет людей, и это создает впечатление, что любой из нас может спокойно сидеть за таким же столом и вдруг оказаться в такой же ситуации". Фотография была сделана в Донецке 26 августа, сообщает World Photo Press.

Также 40-летнему Сергею Ильницкому присудили второе место в категории "Спортивные истории". Фотограф сделал серию снимков "Покоряя скорость", на которых запечатлены прыгуны с трамплина в ходе соревнований в Нижнем Тагиле.

Сергей Ильницкий родился в 1974 году в Мариуполе. Когда ему исполнилось 17 лет и пришло время поступать в вуз, он уже твердо хотел быть фотографом и поехал в Москву, в МГУ. Однако это был 1991 год, не самое лучшее время для поступления на творческие специальности. В общем, набор в тот год не состоялся. И Сергей отправился в Кемерово, в местный Институт культуры – там тоже были специализированный фотографический факультет и сильная школа.

Долгое время учебу приходилось совмещать со сторонними заработками – то вагоны разгружать, то торговать на каникулах в Москве мороженым. В какой-то момент Сергей решил, что с него хватит, взял свои фотографии и пошел по редакциям. Взяли во все! Но основным местом работы стала газета «Кузнецкий край», где он получил первый практический опыт фотожурналистики. С 1994 года он работал в "Кузнецком крае" и был автором фоторепортажей о жизни Кузбасса и детских колониях в Западной Сибири.

В 1996 году окончил институт культуры по специальности "фотожурналистика". Затем были съемки для Time и New York Times – более чем неплохо для молодого провинциального фотографа!

А в 2001 году началось сотрудничество с Европейским пресс-фотоагентством. Готовилась операция в Афганистане, нужны были журналисты, и Сергею предложили попробовать. Получилось. С 2003 года Сергей Ильницкий – штатный фотограф этого престижного агентства. И где ему только не приходилось снимать! Он работал в зонах военных конфликтов и на политических акциях, снимал жителей отдаленных уголков страны… Но вот первого большого успеха на World Press Photo он добился в неожиданном для себя жанре – спортивной фотографии.

Цикл снимков Сергея Ильницкого «Золотое касание», посвященный соревнованиям по фехтованию на Олимпиаде в Лондоне-2012, занял второе место в категории Sport Action на международном конкурсе World Press Photo в 2013 году. А главную идею этой серии, как и ее название, подал ему немецкий фехтовальщик Макс Хартунг. Когда Сергей вслух удивлялся высокой эмоциональности соревнований, тот подошел и объяснил: «Поймите, многие спортсмены, которые сражаются здесь сейчас, долгие годы шли к тому, чтобы попасть на Олимпиаду на пике формы. Большинству из них это удается только раз в жизни. Я, например, тренируюсь уже 14 лет, и моя мечта – победить на этих Играх. Однако от ее осуществления меня может отделить всего лишь один укол».

Максу Хартунгу на той Олимпиаде не повезло, а вот Сергей смог создать очень эмоциональный и живой репортаж, который был оценен по достоинству.

Сергей рассказал, что дала та победа в конкурсе World Press Photo:

- Призов не было, да и не это главное. Приз только моральный, ведь у каждого фотографа есть собственная планка, когда он берет фотоаппарат в руки и идет снимать. World Press Photo – это высшая точка, которую я хотел достичь, и она достигнута. Несколько неожиданно было победить в номинации “Спортивное событие”, потому что я не спортивный фотограф.

Это было не первое его участие в этом конкурсе. Еще пробовал в 2003 году, а еще до этого принимал участие в юниорских отборах World Press Photo, но у него тогда ничего не вышло.

Отвечая на вопрос о том, что сегодня все делают фотографии, не теряется ли из-за этого ценность репортажного фотографа? – Сергей подчеркнул:

- Это неправильное мнение.  Да, сделать сегодня фотографию технически очень просто, а передача мысли, формы, тени, света остались на том же уровне – это до сих пор сложно сделать. В основном люди не понимают,  для чего снимают и не вкладывают смысл в фото, это точно так же, как бы вы снимали для семейного альбома. А мы, профессионалы, стараемся в нынешней действительности вычленить моменты жизни и придать им смысловую нагрузку, и это происходит на уровне остановленного мгновения. В фотографии есть понятие iconic pictures (фото иконы), которые максимально точно отражают время и события и они остаются в истории. А человек, просто нажимающий на кнопку фотоаппарата, не фотограф.

- У вас есть любимый фотограф?

- Я очень люблю Роберта Франка и его документальные проекты. Среди российских фотографов, на чьих работах я вырос и учился, это замечательный профессионал – Игорь Гаврилов.

- Назовите “рецепт” хорошей фотографии?

- Техническую составляющую я опущу, а если говорить в целом, то любая фотография ценна мыслью. Нужно понять для чего ты делаешь снимки и что ты хочешь показать миру. Проще говоря, думайте, когда делаете фото.

Организация World Press Photo основана в 1955 году и занимается проведением ежегодной премии в области фотожурналистики. Церемония награждения проходит в Амстердаме. Жюри озвучивает победителя в номинации "Фотография года" и еще в ряде номинаций.

Источники: http://gazeta.a42.ru/

http://annyfoto.com/

Архив новостей