Сергей Салтымаков – от журналистики к учительству

25 июня 2020 

Известный кемеровский журналист Сергей Николаевич Салтымаков родился 1 января 1954 года. Его первые литературные пробы состоялись в студенческие годы, когда он учился на филологическом факультете Кемеровского госуниверситета. В 1977 году Сергей получил диплом учителя русского языка и литературы. Поработал школьным учителем. Однако молодого специалиста больше привлекала журналистика.

Сам он так коротко рассказывает о своей журналистской биографии: "Если коротко, я работал главным редактором региональной газеты, журнала, возглавлял редакцию информации областного радио, был собственным корреспондентом отраслевой всесоюзной газеты, заведующим корпунктом Всероссийской государственной телерадиокомпании, создателем и руководителем нескольких интернет-проектов".

Некоторые факты его творческой судьбы можно выделить особо. За приятный баритон, грамотную, хорошо поставленную речь его пригласили на областное радио. С 1986-го по 1991 год он работал на ОблРадио (Радио Кузбасса) Кемеровского телерадиокомитета. Вначале был редактором, потом – старшим редактором, затем – руководил в радиоредакции службой новостей.

Его авторские программы, профессиональные репортажи были сделаны талантливо, с душой, пользовались успехом у радиослушателей.

В 1991-м он пришёл в только что появившийся в Кемерове первый областной негосударственный телеканал «Агентство информации Кузбасса» (АИК) и предложил превратить телекомпанию в телерадиокомпанию. Благодаря Сергею Салтымакову в ТРК АИК появилась интересная душевная радиопередача «Завалинка», в которой он интересно рассказывал о жителях Кузбасса с необычной судьбой, занятными увлечениями .

В начале «нулевых» годов Сергей Николаевич задумал издание полезного для людей полноцветного журнала. Наконец, в феврале 2004 года его первый номер вышел в свет тиражом 5 тысяч экземпляров. Региональный журнал назывался «Домовой Эксперт». Подзаголовок на его обложке гласил «Всё о современном жилище и стандартах жизни в Кузбассе». Издание выглядело солидно, авторитетно, было зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Журнал уже в первый год приобрёл большую популярность. Автором проекта и его главным редактором стал известный в Кузбассе журналист Сергей Салтымаков. Покровителем издания он считал христианского святого Ефрема Сирина, день памяти которого отмечается по народному  календарю по разным источникам 7 или 10 февраля. «Наши предки почитали Ефрема Сирина особо, - говорит Сергей Николаевич. - Но это не мешало им следовать языческим традициям и праздновать на Ефрема «именины домового». Недаром святого до сих пор называют в народе запечником, прибаутником и сверчковым заступником. Русский крестьянин всегда искренне верил в существование домового и уважительно называл его «хозяин-батюшка». Считалось, что без домового никакой дом стоять не будет».

Специалисты отмечают, что до появления журнала на рынке масс-медиа Кузбасса не было издания, специализирующегося на комплексном освещении проблем реформы ЖКХ, строительства и обеспечения населения современным, комфортным и доступным жильем.

Учредителем нового периодического издания стало государственное предприятие Кемеровской области «Жилищно-коммунальное хозяйство». Редакция поставило для себя задачу – создать единое информационное пространство для всех, кто участвует в реформе ЖКХ, которая началась в стране и в Кузбассе, в расширении ипотечного кредитования населения и решении кредитных проблем, в  развитии строительного комплекса.

На страницах журнала начали активно и открыто поднимали самые острые проблемы региона и современной России: обеспечение населения жильем, повышение качества услуг ЖКХ, борьба с бедностью и социальная защита граждан.

В центре внимания редакции также постоянно были проекты властей и представителей бизнеса, ориентированные на повышение качества жизни земляков. Поэтому «Домовой Эксперт» стал союзником и рядовых читателей, и всех тех, на ком лежит не только профессиональная, но и социальная ответственность за помощь им. Авансируя успех тех, «кто делает жизнь», журнал всегда по большому счету стоял на стороне массового читателя. И того, кто преуспевает, и того, кто кое-как держится на плаву, и того, кто  нуждается в поддержке. Того, кто построил или хочет построить дом и знает цену теплу домашнего очага.

Авторы материалов интересно и доступно излагали на его страницах свой взгляд на современное жилище и на новые стандарты жизни. Среди авторов были и рядовые читатели, и ведущие журналисты и эксперты-консультанты. Главный редактор «Домового Эксперта» старался вести диалог издания с читателем, со всеми заинтересованными сторонами так, чтобы журнал своими публикациями помогал повышению уровня жизни в Кузбассе и Сибири.

Как руководитель проекта, Сергей Николаевич хотел, чтобы со временем новое издание читали в каждом кузбасской семье. Ведь публикуемые в нём материалы «только о главном – о нашем доме, потребностях и возможностях». Поэтому для многих подписчиков журнал стал путеводителем на житейских перекрестках.

А после того, как на кузбасской волне радио «Шансон» в эфир дважды в месяц стала выходить радиоверсия журнала, потенциал «Домового Эксперта» заметно возрос.

Надо отметить, что большая работа Сергея Салтымакова не осталась незамеченной. По решению губернатора А.Г. Тулеева автор проекта и главному редактору журнала удостоен медали «За веру и добро». В феврале 2005 года за большой личный вклад в социально-экономическое развитие Кемеровской области, высокую ответственность и  активную  гражданскую позицию он отмечен орденом Кемеровской области «За обустройство Земли Кузнецкой».

Позже, в июле 2012 года, жюри областного журналистского конкурса «Премия губернатора Кузбасса «Медиапрестиж» тоже высоко отметило его работу. В результате на торжественной церемонии награждения победителей и лауреатов конкурса С.Н. Салтымакову присвоено звание «Лауреат премии Кузбасса».

Ещё одна награда последовала в 2013 году: за  многолетний  плодотворный труд на благо Кузбасса, активную жизненную позицию его наградили серебряной медалью «70 лет Кемеровской области»...

С  некоторых пор Сергей Николаевич перебрался на жительство из Кемерова в Новосибирск. Сейчас ветеран кузбасской журналистики работает педагогом дополнительного образования в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Новосибирска «Детский морской центр «Флагман».  

Здесь получают дополнительные знания необычные дети с ограниченными возможностями здоровья. И Сергей Николаевич, педагог по образованию, прививает им любовь к журналистике, обучает тонкостям профессии, которой отдал около 40 лет жизни.

Кстати, и на этом поприще у него есть успехи. Например, в 2017 году учебная интернет-газета «Сильное Звено. Новосибирск», выпускаемая детьми под руководством С.Н. Салтымакова, заняла первое место в областном творческом конкурсе «Медиаюность» в номинации «Лучший паблик школьного пресс-центра».

В 2018 году проект Сергея Салтымакова участвовал в XХI городском конкурсе детских и юношеских средств массовой информации. Учредители и организаторы конкурса – департамент образования мэрии Новосибирска и областной Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» при участии кафедры журналистики НГПУ и регионального отделения Союза журналистов России – признали победителем в номинация «Дебют» редакцию интернет-проекта «Сильное Звено: Новосибирск» Детского морского центра «Флагман» (руководитель пресс-центра Сергей Николаевич Салтымаков).

Этот конкурс активизировал деятельность детских и юношеских пресс-центров образовательных организаций сибирской столицы, способствовал развитию творческих связей между коллективами пресс-центров, содействовал развитию школьного издательского дела, популяризации и поддержке лучших школьных редакций и студий аудиовизуального творчества.

...Сегодня ученики тянутся к своему учителю, ловят на занятиях каждое доброе его слово. А он с удовольствием передаёт им свой опыт, учит их быть настоящими людьми в бурном море современной жизни. 

Сергей Черемнов.

По материалам Internet

 

СЕРГЕЙ САЛТЫМАКОВ: «ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКЛЮЗИИ». ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЬИ

В должности педагога дополнительного образования в МБУДО «Детский морской центр «Флагман» я работаю с 2015 года. В организации своей педагогической деятельности по разработанной мной авторской программе «Основы журналистского мастерства» опираюсь на собственный опыт работы в медийной сфере.

Без малого за 40 лет мне довелось быть главным редактором региональной газеты, журнала, возглавлять редакцию информации областного радио, быть собственным корреспондентом отраслевой Всесоюзной газеты, заведующим корпунктом Всероссийской государственной телерадиокомпании, создателем и руководителем нескольких интернет-проектов.

Более четверти века приходилось брать на себя роль руководителя и наставника молодых журналистов и телеоператоров, пришедших работать в средства массовой информации со студенческой скамьи без достаточного профессионального и жизненного опыта, кругозора, а также необходимых в профессии коммуникативных и нравственно-этических представлений и навыков. Бывшие ученики и стажёры сегодня успешно работают в печатных и электронных СМИ Кемеровской, Новосибирской областей, а также в ВГТРК.

В те годы в диалоге с ними совершенствовал педагогическое мастерство, необходимое мне как наставнику. Приобретенные мной тогда техники и методы, эффективно влияющие на становление молодых журналистов, постепенно сложились в систему, и теперь нашли отражение в моей педагогической деятельности в творческом объединении «Медиагруппа «Школа» МБУДО «ДМЦ «Флагман».

В своей нынешней работе опираюсь на свое первое образование филолога, полученное в Кемеровском государственном университете, и опыт работы после его окончания учителем в средней общеобразовательной школе.

Цикл реализации программы по основам журналистики – 3 года. Она адресована детям и молодёжи в различных возрастных группах от 13 до 23 лет. Использую различные формы обучения: очную, дистанционную, групповую и индивидуальную...

Четвёртый год работы по этой программе даёт мне возможность утверждать, что начальные медиазнания, полученные детьми и молодёжью, являются достаточно эффективным средством не только профориентации, но и социализации учащихся в самом широком смысле этого слова.

Наряду с этим замечу, что «Медиагруппа «Школа» (МГШ) через год после создания стала инклюзивным (основанным на совместном обучении, воспитании здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) учебным звеном центра «Флагман»...

Творческая работа строится с учётом интеллектуального и физического потенциала каждого студийца. Сегодня в медиагруппе из 15 человек семеро с ограниченными возможностями. У них проблемы со слухом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с врождёнными пороками развития нижних конечностей и с нарушением функций гипофиза недостаточностью гормона роста.

Но у меня, как педагога, не возникает проблем с достижением эффективной командной работы, а также нет и не было случаев проявления дискриминации учащихся по здоровью. Более того, в группах студийцев действует обязательный принцип формирования всех творческих бригад из учащихся с ОВЗ и без.

Подчеркну также, что образовательная программа постоянно актуализируются в соответствии с новым образовательным стандартом для детей-инвалидов. Кстати, именно поэтому расширилась «география» учебных заведений, представленных в МГШ.

Рост числа образовательных учреждений, представленных в МГШ, во многом стал возможен благодаря переходу с аудиторного обучения на, скажем так, полиформатное – сочетание дистанционного, аудиторного и пленэрного. Мы практикуем вебинары, творческие лаборатории, мастер-классы, индивидуальные консультации.

Судя по отзывам специалистов, родителей и опекунов, гибкие формы обучения в МГШ способствуют реабилитации учащихся с особенностями здоровья. Проще говоря, дети меняются к лучшему.

Скажем, ещё два года назад одна из воспитанниц студии журналистского мастерства испытывала трудности при озвучивании в репортажах текста «на камеру» и ей часто не удавалось согласовывать мимику лица со своими эмоциями. Сегодня этих проблем у неё практически нет. Она стала в группе одним из лучших репортёров. На неё равняется ещё одна воспитанница с ДЦП. На старте обучения проблемы с дыханием позволяли ей общаться только рваными и короткими фразами. А к концу первого года учёбы у неё уже появилась своя рубрика в учебной WEB-телевизионной программе.

Естественно, что таких результатов без помощи и поддержки опекунов и родителей добиться было бы невозможно. Но это особая и отдельная тема. Здесь же продолжим о роли инклюзии. Она направлена на детей с учётом их «различных потребностей в обучении».

Опираясь на 8 общеизвестных принципов инклюзивного образования мной постепенно были сформированы принципы-заповеди для студии журналистского мастерства, созданной мною. Эти принцмпы позволяют сделать обучение более гибким и эффективным.

Смотрите таблицу:

8 ПРИНЦИПОВ ИНКЛЮЗИИ

   8 ЗАПОВЕДЕЙ МГШ

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

   1. В объединение «Медиагруппа «Школа»

   принимаются все желающие без каких-либо условий

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

   2. Творческие задания призваны

   будить мысль и обогащать эмоциями

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

   3. Каждый – “первая скрипка”:

   может выдвигать идеи и рассчитывать, что его будут

   слушать и слышать

4. Все люди нуждаются друг в друге

   4. В команде важен каждый:

   “Что бы мы делали без тебя!”

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

    5. Проникнуться духом учебной редакции –

    значит примерить все буквы и роли на себя

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

   6. Коренная заповедь: вовремя подставь плечо

   и протяни руку помощи другу

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

   7. Всё уже хорошо и будет ещё лучше.

   Вперёд «step by step»!

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

   8. У всех инструментов найдётся место в оркестре,

   а жизнь в редакции богаче, когда каждый ответственно

   ведёт свою партию и у всех есть свой характер,

   стиль и “конёк”

 

На четвёртом году реализации программы для меня очевиден ещё один важный итог. Дистанционная форма обучения вовсе не ущербна, а для учащихся с ОВЗ она порой даже единственная возможность быть, жить и учиться, как все.

Рамки этой формы обучения легко раздвигаются и позволяют организовать учебный процесс разнообразно и эффективно, исключая какую-либо дискриминацию из-за ограничений по состоянию здоровья. Поэтому данная форма обучения стала приоритетной в реализации программы и мой личный опыт базируется на распространённом в педагогическом сообществе убеждении в необходимости широкого использования образовательными учреждениями современных информационных и телекоммуникационных технологий...

К тому же сегодня во многих отраслях экономики и бизнеса работают фрилансеры (свободные работники). А медийная сфера здесь «законодатель моды». Дистанционно работают журналисты, редакционные «айтишники», блогеры, влогеры, дизайнеры et cetera, et cetera… Есть вероятность, что со временем своё место в этой нише могут занять и нынешние учащиеся студий журналистики системы учреждений дополнительного образования. Дистанционные рабочие места – это для них реальный шанс и «территория равных возможностей» для самореализации в современных средствах массовой информации.

Кроме того, дистанционная форма обучения увеличивает возможности освоения программы на качественно другом уровне – известные и интересные люди в качестве ньюсмейкеров и экспертов охотно принимают участие в проведении занятий с использованием элементов интегрированных технологий по Skypе, TrueConf Online и других мессенджеров. Многие из них не располагают временем для очного общения и раньше часто отказывались от встреч с учащимися, ссылаясь на занятость. Сейчас это уже скорее исключение, чем правило.

От коллег (классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов) нередко слышу, что многие их воспитанники регулярно знакомятся с новыми публикациями или даже являются подписчиками нашей учебной интернет-газеты «Сильное Звено. Новосибирск» в социальной сети ВКонтакте. Для педагогов интернет-газета стала, по их признанию, партнёром в организации воспитательного процесса...

Между тем часто вспоминаю своё выступление перед руководителями образовательных учреждений в первый год своей работы педагогом дополнительного образования. Слушали внимательно, часто согласно кивали головой, а потом один из директоров сказал, что всё это, дескать, хорошо, но где результаты? Честно скажу: в тот момент растерялся и не понял, о каких результатах идёт речь. Разве мало того, что ребёнок поднял голову, поверил в себя, проявил инициативу?

Речь, однако, шла о других результатах. И другой директор, дети которого занимались у меня, пришла на выручку. Студийцы там-то и там участвовали в конкурсах и получили дипломы.

Да, дипломы у медиагруппы «Школа» есть. Есть индивидуальные творческие победы, есть командные в городском конкурсе детских и юношеских средств массовой информации. В декабре 2017 года учебная интернет-газета «Сильное Звено. Новосибирск» заняла первое место в областном творческом конкурсе «Медиаюность» в номинации «Лучший паблик школьного пресс-центра».

Это, конечно, хорошо и важно для детей. Но убеждён, что для нас, педагогов, это не должно быть самым главным и самоцелью. Главное – это ребёнок и то, как формируется его внутренний мир и с чем он, взрослея, входит в мир людей.

Поэтому для меня принципиально важно, чтобы работа студийцев в учебной редакции воспринималась ими как способ и возможность приобретения универсального набора навыков, гарантирующих в будущем профессиональную, социальную и психологическую совместимость с людьми, карьерный рост во многих сферах деятельности.

Приобретённые ими начальные знания основ журналистского мастерства будут востребованы в будущем в любой сфере деятельности гуманитарного характера. Это – и сама журналистика, и наука, искусство, культура, образование, а также государственная служба, бизнес и, наконец, политика.

Сергей Салтымаков,

педагог дополнительного образования

г. Новосибирск

Источник: http://io.nios.ru/articles2/97/98/zhurnalistika-kak-faktor-socializacii-i-inklyuzii

Архив новостей