Степан Никифорович Васильев – писатель, журналист и политрук

25 октября 2021 

На мемориальной доске в редакции прокопьевской городской газеты «Шахтёрская правда» среди фамилий её сотрудников, ушедших на Великую Отечественную войну и не вернувшихся, есть строка: «Степан Васильев».

Он родился в 1915 году. Васильевы приехали в Прокопьевск со Смоленщины в 1928 году. Степану тогда было 13 лет. Отец его Никифор Романович работал прорабом на стройках. Степан учился в единственной в те годы в городе школе-семилетке, которая стояла на месте кинотеатра имени Николая Островского. Здесь был принят в ряды Ленинского комсомола.

После семилетки решил стать слесарем по шахтному оборудованию, но связать свою судьбу с шахтой Степану не довелось. Ещё в школе он страстно любил поэзию. Любил стихи С. Есенина и В. Маяковского. Сам пробовал писать. Читатели городской газеты «Забой» (ныне «Шахтёрская правда»)в 1932-1936 годах нередко встречали на её страницах стихи, подписанные «Ст. Васильев».

Так он подписался и под первой своей публикацией, и под последним фронтовым репортажем. Стихи были о родном Прокопьевске, природе нашего края, людях города. Став штатным работником редакции, он сразу же стал одним из активных членов литературной группы.

Писал много и не только стихи. Две поэмы «Чапаев» и «Никита Лбов» были опубликованы в газете. Образ горняка Никиты Лбова был, конечно, собирательным. Но на многих шахтах рудника рабочие предполагали, что именно об их товарищах рассказал поэт, изменив только фамилию передовика-шахтера.

У родных Степана бережно хранится фотография, на которой Васильев сфотографирован на конференции писателей Сибири, проходившей под руководством A.M. Горького.

Литсотрудник Васильев много бывал на шахтах, стройках. Писал о трудовых буднях прокопчан очерки, корреспонденции, информации... В 1936 году в ДК имени Артёма состоялся первый слет ударников- шахтеров. Освещать его редакция поручила Степану.

И в рядах Красной Армии, куда он был мобилизован за три года до войны, Васильев не оставил поэзию и прозу. В его материалах и стихах звучит тревога за борющуюся против фашизма Испанию.

В июле 1941 года Степан был зачислен в командный состав формирующейся Панфиловской дивизии (316-й, позднее – 8-й гвардейской).

В сентябре этого же года дивизия выдвинулась северо-западнее Москвы и начала укреплять оборонительные рубежи. Заместителем политрука полковой минометной роты 1077-го стрелкового полка был Степан Васильев.

О том, что он не оставил журналистского труда на войне, рассказал Леонид Макеев в книге «В редакцию не вернулся». Вот как описывает свое первое знакомство с пулемётчиками корреспондент дивизионной газеты:

«Встретил нас командир минометной роты лейтенант Василий Григорьев. Разговорились. Узнав, что я из «дивизионки», сказал: «А у нас свой писатель есть – заместитель политрука Степан Васильев. Пишет о нас, о солдатах соседних подразделений».

Рассказывая о том, как воевал Степан Васильев, Л. Макеев вынужден всё время вспоминать о панфиловцах: ведь Степан Васильев – один из них.

В одной из передышек между боями Степан написал очерк «Приказ выполнен точно», который был опубликован в газете «В бой за Родину» 6 ноября 1941 года. Автор рассказал о героических действиях группы полковой разведки, разгромившей немецкий штаб. Наши разведчики убили часового, взорвали два броневика и автомашину, штаб забросали гранатами.

Когда в доме всё затихло, разведчики проникли в помещение, захватили штабные документы и благополучно вернулись в расположение своего полка. Васильев рассказал почти о каждом участнике этой операции, умолчал лишь о том, что сам был одним из них.

В своей книге «Служим Отчизне» командующий армией генерал-полковник, Герой Советского Союза, И.М. Чистяков тепло  отзывается о роли газеты и её журналистах: «Огромную помощь политработникам и командирам оказывала армейская газета. Газетчики, как говорится, в любую щель пролезали во время боя, всё замечали. Воины армии — солдаты, сержанты, офицеры и генералы любили свою газету, всегда ждали её с нетерпением. Из газеты они узнавали о героических подвигах товарищей, о событиях на своём участке, о положении на фронтах. На страницах газеты они делились опытом борьбы с врагом. Газета на фронте была верным учителем и помощником советских воинов».

В бою под деревней Строково ненадолго прервался репортаж с огневых позиций. Васильев был тяжело ранен. Несколько месяцев находился в госпитале. А затем – снова фронт.

В письме матери Степан писал:

«Бьем немцев и румын... в хвост и в гриву...».

Погиб Степан Васильев в мае 1942 года.

Смерть оборвала работу журналиста, но продолжали жить его статьи, очерки – они сражались за Победу... Всё дальше, в прошлое уходят эти годы и люди, павшие в боях за нашу страну. Но память о них будет нетленна в сердцах живущих!

«Так держись теперь, Васильев», – писал он в своем дневнике. И держался достойно, как требует звание коммуниста, советского офицера, журналиста.

Лев Нарицын,

участник Великой Отечественной войны,

ветеран журналистики Кузбасса 

Источник: книга «Овеянные славой дороги в сорок пятый», Кемерово, 2010 г.

Архив новостей