Стихотворцы обоймы военной: Георгий Суворов, Евгений Березницкий

10 мая 2018 

Вот и приходит май – радостный и тревожный месяц. Как всегда,  страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. 
Война безжалостно оборвала всё – надежды и мечты, мирный труд и творческие замыслы. Сегодня я хочу рассказать о поэтах-сибиряках, погибших в годы Великой Отечественной войны…

 

«Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей…»

Всем, кто погиб на войне, посвящено известное стихотворение Николая Майорова:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф, 
О людях, что ушли недолюбив,
Недокурив последней папиросы… 

С этой поэтической строкой перекликается стихотворение Георгия Суворова: 
Мы стали молчаливы и суровы, 
Но это не поставят нам в вину.
Без слова мы уходим на войну.
И умираем на войне без слова. 

Георгий Суворов – поэт сибиряк, с «полководческой» фамилией и именем Святого Победоносца. Поэт, учитель, гвардии лейтенант, погибший в 1944 году. Его помнят и на берегах Енисея, и на берегах Невы.

Где Сибирь, а где река Нева… 
Здесь все, как в Сибири.
Гляжу из окопа…
Такие ж цветы, такая ж трава.
К реке с возвышений стекаются тропы.
У нас Енисей, а тут - Нева.
 

Родился Георгий Кузьмич Суворов в 1919 году в Красноярском крае. Значит, детство и юность пришлись на годы гражданской войны и становления советской власти. Отец будущего поэта – Кузьма Суворов был убежденным противником «Советов». Он воевал на стороне белых. Георгий, его братья и сестры могли бы оказаться в положении детей «врага народа», все пути были бы для них отрезаны. 
Легко ли жить с сиротством за плечами,
Но рвались мы к науке и труду.
Мечта сбылась: пред нашими очами
Грядущий день зажег свою звезду.

Георгий Суворов не разделял отцовских убеждений (или заблуждений). После детского дома, после окончания школы, Георгий поступил в педагогическое училище, но учебу пришлось оставить - жить было не на что. 

В те годы в Сибири учителей не хватало, поэтому, несмотря на незаконченное образование, Георгия Суворова взяли на работу в сельскую школу в Хакасии. Он совмещал работу и учебу, а ночами писал стихи. Молодой учитель воспользовался первым же отпуском, приехал в училище и сдал экзамены экстерном. 

Летом 1939 года Георгий Суворов приехал в Красноярск поступать в педагогический институт. Для него это было самое счастливое время! В Красноярске он нашел единомышленников, стал участником литературного объединения. 

«Встречались часто.

И до петухов

мы упивались строчками стихов,

тогда еще – безусые мальчишки», -

вспоминал потом один из сибирских поэтов. 

Георгий поступил в институт, начал учебу. Но в том же 1939 году его призвали на военную службу.

А потом началась война. Сибирский поэт сражался на самом тяжелом участке Ленинградского фронта. Фашисты стремились захватить Ленинград молниеносно. Не вышло. 

Георгия Суворова направили на курсы командиров, и скоро он получил офицерское звание. А звание это он очень уважал, считал, что оно налагает на человека особую ответственность. 

Есть в русском офицере обаянье.
Увидишься — и ты готов за ним
На самое большое испытанье
Идти сквозь бурю, сквозь огонь и дым.

Такие стихи посвятил Георгий Суворов своему командиру. Но каждая строчка этого стихотворения относится и к самому автору. 

Кажется, весь Ленинградский фронт знал Георгия Суворова и как героического командира взвода, и как замечательного поэта. О нем говорили: «Сражается, как лев, вернее, как сибиряк». О его смелости и самоотверженности в бою рассказывали легенды. Был такой эпизод: во время атаки осколок вражеской мины попал ему в грудь. Суворов сам вырвал его и продолжал бой, не замечая струившейся крови, и только потом, после боя отправился в медсанбат.

Но и среди военных будней, поэт постоянно вспоминал свою Сибирь, искал в приметах среднерусской природы черты природы сибирской.
Бойцы называли стихи Суворова «Исповедью перед боем». Там, на ленинградском фронте, поэт встретил свою единственную настоящую любовь, Нину Емельянову. Ей и посвящены немногие лирические стихотворения. 

Встречу ль вновь когда-нибудь тебя?
Ухожу туда, где умирают,
Молча. Ненавидя и любя.
Ухожу, будь верной в дни тревоги.
И, чего ж тебе еще скажу?
Не легки солдатские дороги.
Вот и все, родная. Ухожу. 

Там же, на фронте, Георгий Суворов познакомился и подружился с замечательными ленинградскими поэтами: Михаилам Дудиным, Сергеем Наровчатовым, Николаем Тихоновым. Все они были военными корреспондентами. Николай Тихонов был уже известным поэтом. Он вспоминал о Георгии Суворове так: «…В комнату входит высокий стройный юноша, как будто сделанный из красноватого металла. Он лейтенант, но он принес стихи. Эти стихи о войне, написанные в блиндаже, на полевой сумке, строки, полные молодой страсти. Они могут быть еще неотделанными, незаконченными, но характер бойца закончен…». 

В январе 1943 года была прорвана блокада. Перешла в наступление дивизия, в которой служил Георгий Суворов. Это было огромной радостью и для бойцов и командиров ленинградского фронта, и для жителей многострадального города. А у молодого сибирского поэта был особый повод для радости: сбывались самые смелые мечты. В Ленинграде готовится к выпуску первый сборник стихов Георгия Суворова. Автор озаглавил книгу просто, точно, емко – «Слово солдата». В нее вошло всего тридцать два стихотворения.
Первая и последняя книга солдата и поэта. Она вышла в конце 1944 года. Автор не видел своей книги напечатанной – его уже не было в живых.

Гвардии лейтенант, командир бронебойщиков Георгий Суворов погиб при отражении танковой атаки 13 января 1944 года. 

Иногда говорят, у поэтов есть дар предвидения, способность предчувствовать свою смерть. Молодой, сильный, жизнелюбивый Суворов жил в постоянной готовности к смерти. Он признавался в письмах:«Вначале было неприятное ощущение того, что через минуту можешь умереть. Постепенно привык. Научился воевать». И это мужественное, скорбное чувство не могло не стать стихами: 

Когда ж найдут меня средь мертвых тел,
С улыбкой грустною кивнут на ветер:
— Он весело страдал и сладко пел…
— А может быть, и вовсе не заметят.

Не осталась гибель поэта незамеченной, не померкла память о нем. В городе Сланцы Ленинградской области на обелиске над братской могилой солдат, погибших при форсировании Невы, высечены строки: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей…». Слова эти взяты из одного из последних стихотворений Георгия Суворова. 

И та, которой он посвящал лирические стихотворения, не забыла своего поэта. Нина Александровна Емельянова прожила долгую жизнь, вышла замуж, но самым дорогим воспоминанием осталась для нее давняя, в общем-то, недолгая встреча с Георгием Суворовым. 
Проходили годы и десятилетия, но каждый год, 19 апреля, в день рождения Георгия Суворова приезжала к его могиле Нина Александровна. Иногда она была одна, иногда с кем-нибудь из своих детей.

 

Война не щадит никого

Тому подтверждение судьба еще одного замечательного сибирского поэта - Евгения Березницкого. Он уходил на фронт одним из первых. О детстве и юности этого замечательного человека мало что известно. Почему семья киевского врача Николая Березницкого в 1911 году переехала в Сибирь? Можно только гадать. Но вся жизнь и все творчество Евгения Березницкого связаны с Сибирью.

Его детство прошло в городе Томске. Затем, по комсомольской путевке, Евгений приезжает в Кузнецк, пополняет ряды строителей Кузнецкого металлургического комбината.

В 1929-1930 годы он работал в геологоразведочной партии Приполярной экспедиции. Некоторое время учился в Томском геологоразведочном техникуме, но в связи с тяжелой болезнью матери вынужден был оставить учебное заведение.

С 1929 года стихи Березницкого печатаются в новосибирских молодежных газетах и журнале «Сибирские огни».

Евгений Березницкий в совершенстве знал языки народов Сибири. Он выучил шорский язык, принимал участие в создании шорской письменности. До революции шорцы ни читать, ни писать не умели, но устное поэтическое творчество этого народа было огромно. Вот Евгений Березницкий и познакомил русских читателей с поэзией коренного сибирского народа. 

Там, где берег крутой
У Томи высок, - 
Затаила река
Золотой песок.
Меж семи лесов
Мрасс-река бежит,
А на дне песок
Серебром прошит. 
Ходит гулкий гром
Над рекою Мрасс,
Сразу семь ветров
Запевают враз.
Слышал я не раз
Человека песнь,
Что для всех для нас
Где-то счастье есть.
Как то счастье взять – 
Песнь о том молчит..
Как бы мне узнать
Где оно лежит? 

Это, конечно, мастерский авторский перевод. Знакомые названия услышали? Наша река Томь, река Мрасс-су – тоже недалеко. Вот так поэтически воспета красота Южной Сибири. 

Вот еще стихотворение, в котором точно передано буйство красок осенней Сибири.

По Сибири по богатой
Ходит осень золотая;
Ходит осень-сибирячка
В хороводе круговом.
Вместе с девушками ходит,
Славит праздник урожая.
Ходит осень, машет шитым
Жарким шелком-рукавом.

Разостлала в луговине
Осень шкуры лис – огневок,
Соболей и горностаев
На зиму приберегла.
Не пора ли, зверобои,
Оглядеть замки винтовок,
На охоту, зверобои,
Собираться не пора ль?

К началу войны, Евгений Березницкий был сложившимся литератором, писал для взрослых и детей, но война сразу властно вошла в его поэтическое сознание. В стихах, написанных на фронте, можно услышать и почувствовать ненависть к врагу и жажду священной мести за поругание родной земли:

За каждый колос, опавший
С твоих, Отчизна, полей,
За каждый волос, упавший
С головок наших детей,
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб…

У Евгения Николаевича была семья, мысли о маленькой дочке не покидали его среди фронтовых будней. Вот лирическое стихотворение, присланное с фронта домой: 

Сон летает над кроваткой,
Спит медведка, спит лошадка.
И дочурке время спать.
Завтра, лишь заря займется,
Твой отец домой вернется
Дочку милую обнять...

Нет, не суждено было ему вернуться: пуля настигла Евгения Николаевича Березницкого под Ельней, в первых числах октября 1941 года.

С грустью писали современники о Евгении Березницком: Не долюбил, недопел и не дожил… Но это, по сути, обо всех, не вернувшихся с войны.

Н.М. Струц,

ведущий библиотекарь

Источник: http://xn--400-eddplucwdhb0e2b.xn--p1ai/news/213-stihotvortsy-obojmy-voennoj-georgij-suvorov-evgenij-bereznitskij-georgij-doronin.html

Архив новостей