Таким запомнился мне

03 апреля 2013 

Автор - АНАТОЛИЙ СОСИМОВИЧ, заслуженный работник культуры РСФСР.

Родился 25 июля 1931 г. в деревне Николаевка, Мариинского района, Кемеровской области. Образование высшее (историко-педагогическое). В 1970 г. окончил Высшую партийную школу (специальность - журналистика).

С 1951 по 1952 гг. - служил в рядах Советской Армии. Затем, работал слесарем Тяжинского молочноконсервного завода, инженером, был преподавателем ремесленного училища. В 1955 году его избрали секретарём Яшкинского райкома ВЛКСМ.

С 1959 года Анатолий Никифорович начал работать с СМИ. Вначале - заместителем редактора, потом - редактором газеты «Знамя труда». В 1962 он пришёл на Кемеровское телевидение - старшим редактором. А в 1963 году – был назначен редактором кемеровской районной газеты «Заря», в 1965-м - переведён редактором яшкинской районной газеты «Путь Ленина».

С 1970-1991 годы Анатолий Никифорович возглавлял самую крупную городскую газету региона – был главным редактором газеты «Кузнецкий рабочий» в Новокузнецке.

В 1991-1997 годах трудился директором Новокузнецкого телерадиообъединения. Потом до 2000 года был советником главы Новокузнецка по работе со СМИ. А с 2000-го до последних своих дней возглавлял газету «Горняцкая солидарность».

Имел награды: медали «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и «За освоение целины».

Ушёл из жизни Анатолий Сосимович 2 мая 2009 года.

Первый же серьёзный разговор с Николаем Спиридоновичем поверг меня в смущение. Состоялся он осенью 1970 года через три месяца после моего вступления в должность редактора городской газеты. По окончании очередного заседания бюро горкома партии Ермаков пригласил меня в свой кабинет и совершенно неожиданно в резкой форме и, как мне показалось, не без раздражения спросил:

- Почему в отчёте с Куйбышевской районной партийной конференции, опубликованном в "Кузнецком рабочем", вы обезличили мои слова? Почему получилось так, что мысли, высказанные мною, оказались, по существу, мыслями автора отчёта, то есть вашими?

- Николай Спиридонович, - возразил я, это же был не прямой отчёт, а заметки, свободное изложение того, что было на конференции в обобщённом виде. И я не цитировал дословно выступления всех ораторов.

- Но я, как второй секретарь, говорил на конференции от имени бюро горкома партии, а не как частное лицо...

Разговор был довольно продолжительным, я не соглашался с позицией Ермакова, отстаивая право журналиста на выбор формы газетного отчёта и аргументации при оценке хода конференции, не ставя их в зависимость от позиции того или иного оратора, от его чина и ранга, но при сохранении полной объективности оценок и выводов, звучавших в докладе и речах, выступавших в прениях.

Ни я Ермакова, ни Ермаков меня убедить в своей правоте не могли. Разошлись мы тогда очень недовольные друг другом. И, видимо, совсем не случайно один из старейших работников аппарата горкома партии, которому я рассказал об этом разговоре, предупредил, ты, дескать, будь осторожнее, Николай Спиридонович строптивых не больно-то жалует и при случае припомнит.

Одно время мне казалось, что этот эпизод может отрицательно сказаться на отношении Н.С. Ермакова ко мне. Тем более, что подчёркнутая корректность и холодноватая сдержанность его при общении со мною при деловых встречах как будто подтверждали эти опасения. И это меня очень беспокоило: второй секретарь горкома КПСС был человеком в городе авторитетным и уважаемым. И его негативное отношение к редактору могло отрицательно сказаться на отношении городского комитета к своей газете. Но мои опасения оказались надуманными.

Я понял это довольно скоро, когда у газеты возник конфликт с директором Западно-Сибирского металлургического комбината Л.С.Климасенко. Крупнейший специалист-металлург, этот уважаемый человек очень болезненно воспринимал критику в адрес своего предприятия. Дело дошло до того, что своим приказом он запретил журналистам "Кузнецкого рабочего" посещать цеха своего комбината, а его работникам - давать какую-либо информацию журналистам. А поводом для такого беспрецедентного по тем временам приказа Леонид Сергеевич избрал мелкие ошибки в материалах газеты, которые касались не сути дела, а неточного употребления некоторых технических терминов.

Попытки разрешить конфликт путём переговоров ни к чему не привели: Климасенко, как говорят, стоял "насмерть".

"Кузнецкий рабочий" вынужден был в редакционной статье резко осудить подобное отношение к газете. Эта статья по инициативе Николая Спиридоновича была рассмотрена на заседании бюро, а Ермаков резко и принципиально осудил позицию Климасенко и предложил наложить на него взыскание за неправильное отношение к критике. И это, прямо скажем, в немалой степени способствовало укреплению авторитета городской газеты...

...С лёгкой руки некоторых борзописцев взаимоотношения партийных комитетов и их печатных органов предстают сейчас как отношения диктата одних над другими. Горком даёт команду, а газеты - руки по швам: будет сделано! И никаких сантиментов. Один отдаёт приказы, другой - выполняет их. А ведь всё было не совсем так, а точнее - совсем не так. Редакция разрабатывала план работы на месяц, который подлежал утверждению на бюро горкома. Во время утверждения в план, представленный редакцией, иногда вносились коррективы, уточнялись некоторые детали. Но эти уточнения, скажем так, носили стратегический характер, а детали тактического плана были делом коллектива редакции. В вопросы текущей работы горком и его первый секретарь, который по должности курировал работу редакции, как правило, никогда не вмешивался. Этому принципу Николай Спиридонович следовал все годы работы в Новокузнецке. Редакция была свободна в выборе тем, проблем, объектов критики или похвалы...

...Почти за два десятка лет работы с Николаем Спиридоновичем у меня было немало возможностей, чтобы убедиться в том, что он понимал и высоко ценил роль печати и много помогал газете не только тем, что поддерживал её публикации и авторитет, но и заботился о создании работоспособного и профессионального коллектива журналистов, укреплении её материально-технической базы. Он добился того, что к полиграфкомбинату была сделана пристройка, в которой разместилась да и по сей день размещается редакция городской газеты. "Кузнецкий рабочий" в 80-х годах был единственной в области газетой, в которой все журналисты имели благоустроенные квартиры; в гараже стояли два легковых автомобиля, что по тем временам считалось чуть ли не роскошью. И всё это - старанием и неустанным попечением Ермакова. Долгие годы качество печати городской газеты было отвратительным: старые ротационные машины, примитивная технология изготовления клише, допотопные строкоотливные машины приводили к тому, что текст был смазанным, а людей на фотографиях узнать было затруднительно. Областное управление издательств, полиграфии и книжной торговли сочувствовало нам, но помочь практически не могло: на приобретение техники денег не было, хотя "Кузнецкий рабочий" давал управлению в те времена более миллиона рублей чистой прибыли ежегодно... И, видимо, так бы мы жили ещё много лет, если бы не случай.

Директор Новокузнецкого полиграфкомбината А.И. Вайберт (впоследствии выехал на постоянное место жительства в Израиль – прим. админ) узнал, что завод "Полиграфмаш" в г. Рыбинске начал выпускать отечественные офсетные машины. По отзывам специалистов новые машины работают отлично, качество печати - лучше желать не надо. Но развитие производства новой техники на "Полиграфмаше" сдерживается нехваткой металла. Я позвонил в Рыбинск. Директор завода подтвердил эту информацию и сказал, что если бы Новокузнецк помог с поставкой металла, то завод бы мог сделать две офсетные машины сверх плана для нас. Я бросился к Николаю Спиридоновичу, рассказал об этом предложении. Он обещал помочь. И помог: на Волгу ушли два вагона металла, а из Рыбинска вскоре пришли документы на оплату изготовленных для Новокузнецка офсетных машин. Но денег ни у нашего полиграфкомбината, ни у облполиграфиздата не было.

Казалось бы неразрешимую финансовую проблему разрешило вмешательство Ермакова: он уговорил руководство "Южкузбассугля" (так в те годы именовалось АО "Кузнецкуголь") и дирекцию Кузнецкого металлургического комбината помочь нам. "Киты" нашей индустрии не только оплатили стоимость машин, но и безвозмездно передали их Новокузнецкому полиграфкомбинату.

Так в нашем городе стала выходить газета, отпечатанная офсетным способом. Это была в те годы единственная большеформатная газета за пределами Урала и до Дальнего Востока, которая печаталась офсетным способом. Конечно же, резкое повышение качества полиграфического исполнения положительно сказалось на росте популярности газеты, увеличении числа подписчиков. Разовый тираж "Кузнецкого рабочего" к 90-м годам перевалил за 170 тысяч экземпляров...

Из книги "Николай Спиридонович Ермаков: штрихи к портрету",
изд. "Кузнецкая крепость", 1999 г.
Источник: http://www.admnkz.ru/Ermakov/sosimov.htm

Архив новостей