Тамара Александровна Черемнова: непридуманная жизнь, написанная честно

07 марта 2016 

«Считайте себя счастливым, пока вы ни от кого не зависите», - говорит всем нам новокузнечанка Тамара Александровна Черемнова, человек трудной, но необыкновенной судьбы. Она инвалид-колясочник, член Союза писателей России и Международной гильдии читателей. В конце 2015 года ей исполнилось 60 лет.

Актовый зал новокузнецкой библиотеки имени Н.В. Гоголя в день встречи Т.А. Черемновой с читателями был полон. Тамара Александровна немного смущенно принимала поздравления и цветы. На почетном месте – книги. Ее книги. В ярких обложках, с прекрасными иллюстрациями, изданные большими тиражами, некоторые уже пережили второе издание. Кто бы мог подумать четыре десятка лет назад, что из маленькой немощной девочки, для которой на прогулке стелили одеяло на крыльце детского дома, вырастет человек с крепким характером, чистой доброй душой и редким писательским талантом!?

Родилась она вполне здоровым ребенком, в небольшом домике на окраине Новокузнецка. На старых фото улыбающаяся белокурая девчушка: одна, на руках у мамы, между папой и мамой. Через шесть лет, когда у Томочки перестанут ходить ноги, а руки не смогут держать ложку, и ей поставят диагноз ДЦП, отец увезет ее в специализированный детский дом. Навсегда. Подрастая, Тамара будет кочевать из одного в другое сиротское учреждение для инвалидов и завидовать тем, кто хоть как-то может двигаться, писать, читать.

Тамару грамоте не учили, прицепив к основному диагнозу еще и “олигофрения в стадии дебильности”. Но, когда Томочке исполнилось семь, она знала уже все буквы.

Девочка очень любила слушать, когда читали книги. В детстве ее потрясла повесть Владимира Короленко “Дети подземелья”. Ночью, думая о судьбах героев, она долго не могла уснуть. Это был первый своеобразный урок на тему благородства и сострадания. Потом были другие книги…

Вот так, со слуха, больной ребенок познавал мир и начинал понимать, что нехорошо обижать человека, если он слабее тебя. “Если бы не эти умные и душевные книги,- рассказывает она в своей потрясающей по откровению книге “Трава, пробившая асфальт”, - то что мне, постоянно лежащей на койке в четырех стенах, помогло бы узнать, что есть еще и “заоконный” мир и разобраться, как в том мире живут?

Когда я выяснила, что означает мудреное слово “олигофрения”, то пришла в ужас и попыталась доказать, что это не так, что у меня вовсе не “примитивное мышление”, как обозначили в моей истории болезни.

Специальных школьных программ у нас не было, и я сразу начала читать взрослые книги. Первой была книга Алексея Садиленко “За фронтом фронт”. Символично: моя дальнейшая жизнь оказалась фронтовой полосой - непрекращающейся войной за полноценное существование, насколько это возможно при ДЦП”.

Чтение увлекло ее, перенесло в другой мир, но этого ей уже было мало. И, набравшись смелости, она начала писать рассказы и сказки. Вернее сказать, за ней записывали под диктовку. Руки не слушались. А в голове была уйма задумок, живые герои, со своими характерами и поступками, порой дерзкие и непослушные ее авторским планам.

Несмотря ни на что, Тамара оказалась человеком решительным и напористым, она не сидела сложа руки, если так можно сказать, а добивалась, чтобы ее историю болезни пересмотрели. И добилась. Диагноз “олигофрения” признали ошибочным, и Тамару перевели в дом инвалидов общего типа. Что скрывать, над “писательницей” посмеивались, и никому было невдомек, что в областном издании уже готовится к публикации ее первая книга.

В мае 1990 года в Кемеровском издательстве была издана ее книжка “Из жизни волшебника Мишуты”. На гонорар она купила пишущую машинку и долгие два года не могла приспособиться к ней. Потом придумала техническое приспособление: била по клавишам не пальцами, а всей ладонью. И работа началась.

В 1997 году она, наконец, добилась переезда в Новокузнецк, куда рвалась  долгие годы, стала жить в Доме ветеранов и инвалидов № 2, где находится и по сей день.

Именно здесь начался подъем ее литературного творчества. В ноябре 2003 года появилась детская повесть “Про рыжую Таюшку”. Сказка “Запоздалый вальс осени” - стала судьбоносной. Ее после публикации в городской газете “Инвалид” кто-то выложил в Интернете. Потом там появились другие ее произведения.

О необыкновенной писательнице из Новокузнецка узнала известный публицист, политик Мария Арбатова. Она сподвигла Тамару Александровну на автобиографическую повесть. Появилась пронзительная книга о жизни больной, никому не нужной, детдомовской девочки “Трава, пробившая асфальт”. “Читая эту книгу, - говорила на встрече в библиотеке специально приехавшая поздравить писательницу с юбилеем актриса Мария Машкова, снимающая документальный фильм о детях-инвалидах нашего города, - я не плакала, а рыдала в голос, кричала. Страшная и такая правдивая чистая книга”.

Эта книга тоже переиздана. Потому что востребована и нужна. Как нужна и неунывающая ведьмочка Шиша из сказки “Приключение лесной ведьмочки Шиши”.

Сейчас Тамара Александровна работает, как она говорит, над полуфантастической, полуреальной, повестью “Полет милосердия”, где главная героиня, здоровая, сильная девушка, оказывается в теле парализованного человека.

“Сюжет рассказывать не буду, - говорит писательница, - пусть останется секретом”. Тем интереснее читать.
В череде поздравлений Тамаре Александровне Черемновой выдан сертификат на включение ее имени в электронную энциклопедию “400 знаменитых новокузнечан” в рамках проекта ”Творим историю вместе”, которая увидит свет в 2018 году, в год празднования 400-летия Новокузнецка.

 

Ольга Савельева.

Фото Александра Бокина. 

Источник: kuzpress.ru

Архив новостей