Тамара Хаистова: первая женщина-редактор газеты «Кемерово»

03 февраля 2022 

Первый номер «Городской газеты» – а именно таким было  первоначальное название газеты «Кемерово» – вышел 9 февраля 1991 года. Уже к маю тираж издания составил 10 000 экземпляров. А номер за 30 января 1992 года вышел из типографии уже тиражом 15 300 экземпляров!

Причём, разошёлся этот выпуск на ура – в нём содержалась крайне ценная для любого жителя города памятка о приватизации жилья. Этот вопрос касался на тот момент каждого и был жизненно важным. А почерпнуть подобную информацию было больше в общем-то неоткуда: никаких сайтов государственных органов власти, да и вообще Интернета не существовало.

Весь секрет – в контенте

Именно такая позиция – публиковать только ту информацию, в которой отчаянно нуждаются горожане, – и принесла газете «Кемерово» заслуженную популярность.

– С самого первого дня выхода издания в свет на вооружение был взят принцип: «Городская газета – для горожан», – рассказывает Тамара Викторовна Хаистова, в прошлом депутат Кировского районного Совета, затем руководитель рекламно-коммерческого отдела газеты «Кемерово», ответственный секретарь и, наконец,  исполняющая обязанности главного редактора издания в 1992-93 годах – именно она встала у руля редакции после ухода с этого поста первого редактора газеты Владимира Павлова.

– Наша редакция стала изучать вопросы, которыми наиболее часто задаются кемеровчане. Мы старались делить подписчиков по разным категориям, чтобы соответствовать интересам разных людей и делать каждую группу читателей своей. А ещё – стремились к тому, чтобы максимально отвечать на запросы времени. То, что было важно в каждый очередной день, становилось и самым важным вопросом для газеты, – считает  Тамара Викторовна.

– Особо востребованными были материалы, написанные, что называется, «на злобу дня». Иногда они касались элементарных происшествий. А порой даже курьёзных случаев – скажу честно, некоторая скандальная тематика в нашей газете тоже присутствовала. Но это не было главным. Мы постоянно писали о людях, которые окружали нас и становились нашими читателями. Рубрика, которая формально не обозначалась, но, безусловно, подразумевалась всеми сотрудниками редакции, – «Человек, который рядом» – стала очень популярной, – подчёркивает она.

Это было очень важным тогда. Да и вообще время было очень интересное. Была демократия и гласность. У журналистов появилась возможность высказывать своё мнение и влиять на общество. И все мы старались жить по совести, а не по лжи. Думаю, именно поэтому газета нашла своего постоянного читателя и прижилась, – уверена Тамара Хаистова.

Контент – это главное. То, о чём твердят маркетологи эпохи социальных сетей, было очевидно сотрудникам газеты «Кемерово» ещё в начале 1990-х. Городская газета стала не только официальным рупором городской власти, но и голосом зарождающейся рыночной эпохи, в которой все жили и двигались на ощупь, всё было ново и незнакомо…

– Начинали развиваться рыночные отношения, стартовала приватизация, зарождалось индивидуальное предпринимательство. В него тогда было вовлечено огромное число граждан – большинство людей стремилось попробовать себя в бизнесе, – продолжает Тамара Хаистова. – Поэтому газета «Кемерово» добывала самые свежие новости по вопросам организации собственного бизнеса – особенно по законодательным актам местной власти.

Эти материалы касались всех – предпринимателей и тех, кто стал их клиентами, потребителями товаров и услуг. Одних интересовали свежайшие новости об изменениях в законодательстве, других – защита собственных интересов. Вот мы и стремились обеспечить полной информацией все стороны, хотя особое внимание при этом уделялось теме прав потребителей. Мы работали в тесном сотрудничестве с обществом по их защите, в частности, нам очень помогал тогдашний председатель этой общественной организации Виталий Князев.

А известные журналисты Петр Лавлинский, Владимир Шишватов, Анатолий Паршинцев, Александр Сорокин умели находить острые темы и «наезжать на совок», показывая разницу нового времени с социалистическим прошлым – что было на тот момент весьма востребовано. А ещё – бить заголовками. Да так, что не в бровь, а в глаз.

Как продвигать газету

Итак, контент – отличный. Регулярность и стабильность выхода газеты – уже с 1992 года она начала выпускаться четко два раза в неделю, по вторникам и четвергам – обеспечена. А дальше – дело за грамотным позиционированием на рынке и продвижением.

Редакция газеты «Кемерово» выбрала для себя современную и эффективную стратегию: каждая подписная кампания – это откровенный разговор с читателем. Газета обещает – и выполняет все свои обещания.

Судите сами: обещали свежие городские новости из первых рук – они есть. Обещали регулярно освещать работу городского Совета народных депутатов и деятельность исполкома – всё выходит.

Со второго полугодия 1992 года газета обещает размещать на своих страницах бесплатно любые частные объявления при одном условии – текст нужно написать на вырезанном из газеты специальном купоне. И, конечно же, всё публикует!

Но настоящим прорывом стала совместная рекламная акция со страховой медицинской компанией «Коместра»: подпишись на газету «Кемерово» и получи в подарок страховку от несчастного случая! Такого ещё не делал никто – неудивительно, что подписка взлетела.

Новаторскими для того времени были и другие акции – розыгрыши призов среди подписчиков.

Например, люди, являющиеся подписчиками газеты и пользующиеся проездными билетами городского транспорта, стали участниками вещевой лотереи. «Играли» номера проездных (стоимость проездных в то время колебалась от 18 до 32 рублей). Самым массовым призом был проездной билет на следующий месяц. Но те, кому особо посчастливилось, могли получить в качестве выигрыша расписной поднос фабрики «Весна», электроутюг, электрическую печь «Томь», радиоприёмник «Вега» или магнитолу «Вега-250».

На страницах издания печатались подписные бланки, которые опять-таки требовалось вырезать (а для этого газету сначала необходимо купить – росли продажи) и прислать.

А ключевые выпуски газеты «Кемерово» со стратегически важной для жителей информацией продолжали выходить регулярно – и в киосках они стоили значительно дороже, чем по подписке. Выбор очевиден!

Женщина – редактор

…И популярность газеты продолжила расти. А всем этим стоит интересный творческий коллектив, который возглавляет женщина – редактор.

В газету «Кемерово» Тамара Хаистова пришла из «Заводской правды» – многотиражки завода «Прогресс», где была корреспондентом, а затем стала редактором. Роль «Прогресса» в те годы была определяющей в жизни всего Кировского, так что заводская газета фактически играла роль районного издания.

Коренная кемеровчанка, она родилась 22 октября 1950 года. Училась в школе № 1. Отец работал аппаратчиком на азотно-туковом заводе (ныне «Химпром»), мама – рабочей на «Коксохиме».

В 1971-м окончила филфак КемГУ, преподавала русский и литературу в школе № 11 Кировского района.

В годы перестройки её избрали депутатом Кировского райсовета. Депутатская работа, по её воспоминаниям, занимала почти полные сутки: решали жилищные вопросы граждан, занимались ремонтом зданий, транспортными проблемами.

С первым редактором газеты «Кемерово» Владимиром Павловым познакомилась в областной типографии. Он тут же пригласил её на работу ответственным секретарём.

А в июне 1992-го она сменила на посту своего шефа, став исполняющей обязанности редактора почти на полтора года...

Хроники сложного времени

В 1993 году команда журналистов под руководством Тамары Хаистовой делала газету, уже имеющую свое характерное лицо.

На обложке, как правило, появлялись простые горожане – работники предприятий и учреждений Кемерова. Водители трамваев и автобусов, сотрудники дорожных служб, артисты филармонии, модельеры Дома моделей, даже капитан речного судна!

Бывали и фото руководителей, но не так уж часто: задача была не сработать на личный бренд персоны, а показать портрет городского труженика – неважно из какой сферы. Эта замечательная традиция продолжилась и после прихода на пост редактора в ноябре 1993 года Евгения Красносельского.

Многие рубрики тоже были устоявшимися. «Городская мозаика» – это новостная картина дня. Слухи – порой весьма неожиданные. И часто – их опровержение в следующем номере. Краеведческая рубрика «Кемерово от А до Я», которую вёл Валентин Вахлов. Причём, алфавит этот тоже отражал дух времени: А – автовокзал, Б – барахолка…

Репортажей с барахолок и базаров, кстати, в газете выходило немало. Так же как и аналитики о том, как справляются с переходом на рыночные рельсы кемеровские предприятия – от промышленных гигантов до маленьких магазинчиков.

Взять, к примеру, материал Вахлова о магазине «Глебовский» – его наверняка помнят жители улицы Весенней. Сегодня на месте торгового зала находится кафе «Мечтать», а когда-то в начале девяностых это был магазин со множеством разных отдельчиков.

Он был одним из тех объектов торговли, которые приватизировал не пришлый бизнесмен, а родной коллектив! Объединились, выкупили продовольственный № 27 и назвали в честь легендарного бывшего сотрудника, ветерана войны Владимира Михайловича Глебова…

В основном о бизнесе и экономике писал Пётр Лавлинский. Но в газете трудились и другие «золотые перья». Блестящие материалы писали Василий Попок, Станислав Поляков, Владимир Шишватов, Анатолий Паршинцев (после ухода из жизни Евгения Красносельского он возглавил издание), Андрей Воропаев, Владимир Соколов.

Людмила Ольховская вела рубрику «Арабески» – страничку, посвященную искусству, где выходили как интервью приезжих артистов, так и материалы о местной культурной жизни.

А сколько публиковалось на страницах писем читателей – иногда с жесткой критикой экономической ситуации в стране, иногда с полемикой в адрес города и издания, иногда с уникальными воспоминаниями…

Какими решениями запомнилась первая женщина-редактор газеты «Кемерово»?

Тамара Хаистова создала в редакции шесть профильных отделов. В основном, они действуют и сегодня. Установила чёткое время редакционных планерок: общие проходят каждый второй и четвертый четверг в 12:00, а по пятницам – обсуждение вышедшего номера.

При ней впервые выстраивается система работы с рекламодателями газеты, и утверждаются расценки на рекламу.

5000 экземпляров газетного тиража любого номера было решено реализовывать через общественных распространителей. Эти люди получали до 30 процентов с выручки.

В связи с ростом цен на продукты питания выплачивалась компенсация штатным сотрудникам редакции – 20 000 рублей ежемесячно...

Уйдя из редакции, Тамара Викторовна успела поработать в страховом бизнесе. Сейчас она находится на заслуженном отдыхе. Старается уделять побольше времени семье, дочери Ирине, которая работает  врачом-фармацевтом, внукам.  

Лора Никитина, Сергей Волков, Надежда Горбачёва

Фото из архива редакции газеты «Кемерово»; из личного архива Тамары Хаистовой

Источник: https://gazetakemerovo.ru/posts/gazeta-kemerovo-borba-za-chitatelya-i-pervaya-zhenschina-redaktor

Архив новостей