Тамара Зиндович: «Возвращение в боевую юность» (Слово о Наталье Федоровне Микушиной)

05 марта 2020 

В один из майских дней (а именно 9 мая) в конце 1980-х годов в Кемеровский областной Дом радио по улице Красноармейской, 137-а спешили люди с орденами на груди. Два «гренадера» – Василий Федорович Холодок, бывший политрук, участник парада 7 ноября 1941 года на Красной площади и бывший учитель, участник Сталинградской битвы Николай Ильич Степанов.

Торопились также наш «златоуст», собкор Всесоюзного радио, умевший разговорить самого неразговорчивого тракториста или шахтера, Виталий Федорович Галдаев и фронтовой корреспондент, редактор «Новостей» облрадио Михаил Васильевич Ялин. Мальчишкой ушедший на фронт Василий Кириллович Жутяйкин, автор многочисленных очерков и радиопостановок о кузбасских горняках и бывший фронтовой разведчик Петр Михайлович Попов. Иван Андреевич Сокол и Павел Викентьевич Бельский по-джентльменски сопровождали единственную женщину с боевыми орденами и медалями Наталью Федоровну Микушину, связиста на фронте и инженера центральной аппаратной областного радио. Гостей встречали накрытые столы и настоящая (только новая, не пробитая осколками) полевая палатка, позаимствованная в областном драматическом театре, из которой наши девчонки в пилотках выносили фронтовикам «наркомовские 100 грамм» и горячую кашу.

Вот так мы помогли нашим старшим коллегам вернуться в их далекую боевую юность. И полились воспоминания «об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах…

Вы видели, как в киношном дыму воссозданного фронтового ада, когда кажется, что небо и земля поменялись местами, ползет, зажимая в зубах провод, который нужно соединить с перебитым, солдат? А солдатам этим всего-то по 17-18 лет. И среди них одна девчонка, наша Наталья Кулинич (Микушина).

Было ли страшно им? Говорят, что о страхе, о смерти от шальной пули в такие минуты не думаешь, потому что начальник отдела, провожая тебя, кричал: «Если через 5 минут связи не будет, расстреляю».

Таких угроз Наталья слышала немало. Ведь с июля 1944 года она служила связисткой в отделе правительственной связи 2-го Прибалтийского фронта под началом маршала Еременко.

А сколько натерпелась страха, когда в Литве три месяца день за днем пытались вырваться из окружения. Первым Прибалтийским фронтом тогда командовал маршал Баграмян, которого все любили за спокойный нрав. И наша Наташа всегда вспоминала его с благодарностью: работалось с ним легко, да и война уже катилась к концу.

У белорусской писательницы Светланы Алексиевич в свое время вышла книга «У войны не женское лицо». Да и наши поэты-фронтовики писали, что война – это пот и кровь, и «просто грязная работа».

Каково было выживать во фронтовых условиях девчонке? Когда она впервые попала в отделение правительственной связи, ужаснулась: молодые парни грязные, немытые, раненые. Как им помочь? Побежала стирать бинты в озерцо, которое было рядом…

Наталья Федоровна вспоминала: «Я ведь была одна среди бойцов, но они ко мне хорошо относились. И мальчишки – ровесники, и старшие. А про фронтовую любовь могу лишь сказать: я была строгой. Хотя, что такое домогательства начальства, знаю».

Что касается строгости. Мы, радийцы, знаем, что Наталья Федоровна Микушина, наш инженер, и в мирное время в работе всегда была строгой и требовательной к себе и другим. В ней как-то удивительно уживались мягкость и строгость.

Спрашиваю: а когда было страшно на фронте, неужели не плакала? Отвечает: плакала по ночам, чтоб никто не видел.

– А научилась на фронте пить и курить?

– Нет. Курить стала уже после войны. А матом вот овладела.

Она приехала в Новосибирск в техникум связи на радио-факультет из деревни, что в Яйском районе, где она родилась в 1919 году. Когда окончила техникум в 1940 году, ей предложили: «Хочешь работать в военной организации?» Согласилась. А когда узнала, что речь идет о правительственной связи, испугалась, потому что знала: многих из техникума в 37-м году отчислили, кого по анкетным данным, кого еще почему-то.

И все же её уговорили. Работала сначала в Новосибирске, потом в Кемерове, когда создалась область. В Кузбасс тогда были эвакуированы многие заводы из европейской части страны, где уже вовсю шла война. И ей приходилось обслуживать правительственную связь, когда в Сибирь звонили Берия или Сталин.

В Кузбассе тогда на оборону работали заводы «Прогресс», азотно-туковый. В универмаге располагались цехи военного завода, а на том месте, где сейчас ресторан «Солнечный», был центр правительственной связи.

Наталье дали квартиру в центре города, а поскольку молодежь тогда рвалась на фронт, вызвали в Москву и её. Кстати, с мужем Виктором Микушиным она познакомилась уже в конце войны, на фронте. Он с войсками ушёл на запад в Германию, а её оставили в Риге. Через два года переписки встретились и уже не расставались.

В 1945 году её наградили медалью «За победу над Германией».

С 11 марта 1964 года Наталья Фёдоровна пришла на областное радио, где стала техником радиовещательной аппаратной. Она всегда образцово выполняла свои обязанности, не имела ни одного нарушения трудовой и производственной дисциплины, проявляла инициативу. Пользовалась заслуженным уважением в коллективе.

С сентября 1966 года Микушина была назначена инженером так как хорошо знала аппаратуру того времени.

Со 2 мая 1969 года Н.Ф. Микушину зачислили также в штат Кемеровского радиотелецентра. Её добросовестный труд неоднократно отмечался грамотами и благодарностями.

1 июня 1975 года Наталья Фёдоровна вышла на заслуженный отдых.

Наталья Фёдоровна Микушина ушла из жизни в 2013 году.

Источник: Книга «Журналистика Кузбасса: Строки истории», Кемерово, 2008

Фото из архива ГТРК "Кузбасс" 

Архив новостей