Татьяна Микельсон. Как много твоего осталось с нами… Памяти радиожурналиста Василия Лощанова

07 апреля 2022 

Имею привычку новый день начинать с известий от друзей в социальных сетях. 16 ноября 2021 года не было исключением. То, что прочла на странице у Ларисы Лощановой, прозвучало как гром среди ясного неба: «Вася ушёл. ...сегодня в 8. 54».

Буквально следом появились отклики тех, кто, как и я, начинал день с приветствия друзей и чтения новостей в интернете. Вот только наш земляк и коллега, несколько лет живший в городе Беэр –Шева на юге Израиля, в тот раз не вышел на связь. Теперь уже и никогда...

Первой на весть о кончине Василия Сергеевича откликнулась Дина Ахметова: «Васи Лощанова не стало шесть минут назад. Лариса, обнимаю…» Следом за ней бывший руководитель агентства «Большая медведица» на Областном радио Ольга Сустретова: «Как же так-то… Соболезную очень. Такой замечательный человек, жизнелюбивый. Как же жаль…» Ирина Горожанкина: «Как больно. В.С. Лощанов был добрый друг, душевный человек».

Вася – для меня и моих коллег-радийцев – Василий Сергеевич Лощанов. На областном государственном «Радио России – Кузбасс» начинал корреспондентом, завершил радийную карьеру его директором.

В первое время делал сюжеты, вёл прямые эфиры, «принял» от ушедших с радио братьев Коваленко программу «Кузбасский бизнес».

Однажды вместе с журналистом Облрадио Фёдором Кривошеевым он совершил велопробег от Кемерова до Амстердама. Провожали их в путешествие всем коллективом у дверей Дома радио, что к Кемерове на улице Красноармейской. Пока они ехали до конечного пункта в Европе, слали нам в выпуски новостей свои дорожные сюжеты, кои вызывали интерес и у нас, и радиослушателей.

Вася был хорошим отцом. Нередко его дети приходили на радио. Видно было, что это общение на работе папы доставляло им всем обоюдное удовольствие.

Какой-то период коллега был в статусе холостяка. В то время он уже занимал пост директора областного государственного радио. А мы часто лицезрели такую картину, принося ему на читку в кабинет свои передачи. Василий Сергеевич сидел за своим директорским столом, его ноги находились на стоящем рядом столе с магнитофоном, из которого доносились песни на французском. Мы удивлялись его увлеченности французским языком, пока кто-то не сказал, что это поёт его пассия – сотрудница секретариата областной газеты «Кузбасс» Лариса, закончившая в своё время факультет романо-германской филологии.

Через какое-то время Лариса стала Лощановой. Мы были очень рады за Васю. Точнее, за эту счастливую пару.  А ещё через какое-то время супруги уехали в Израиль.

Как-то мы с мужем Александром встретили Василия в Кемерове, выгуливающим собачку. Обменялись телефонами. Накануне его отъезда за рубеж Александр передает мне бутылку коньяка со словами: «Созвонись с Василием, передай ему, пусть с Ларисой разопьют вдвоём». Поручение выполнила.

Уже прощаясь, Василий Сергеевич поинтересовался: «Ну, а вы-то когда приедете?». Я поняла намёк. Мама Василия Сергеевича, Галина Лазаревна, носила фамилию Зеликсон. Когда-то мы с ней работали на одном предприятии – производственном объединении «Кузбассэлектромотор». А вот, кстати вспомнить, обещание свое откупорить бутылку коньяка и распить её по возвращении в Израиль он не выполнил: «Извините, но не доехала она со мной. Открыли с друзьями ещё в Кемерове…»

В Израиле Василий Сергеевич трудился и на государственной службе, и пробовал вернуться в журналистику. Вот что написала об этом бывшая россиянка Светлана Михайлова в своем прощальном слове:  

«Удивительным образом прошлой зимой я устроилась работать в израильский журнал. Он только затевался, я пришла и вместе со всей, собравшейся ещё только, командой делала какую-то подготовительную работу, писала статьи, записала несколько видеоинтервью… Главный редактор у нас был Василий Лощанов, его нашла учредительница и была счастлива, что так случилось!

Мы собирались в зуме, у нас было несколько совещаний. Я писала, писала, писала. Очень боялась, что не то. Но Василий всегда хвалил, это ободряло. И хотелось делать больше! Потом выяснилось, что журнал никогда не случится, и эта чудом возникшая общность сама собой распалась… Но к этому времени у нас с Васей обнаружился общий друг».

Приведу несколько воспоминаний о Василии Сергеевиче: своё и коллег-радийцев.

Вася – выпускник математического факультета Кемеровского госуниверситета 1980 года. Как и положено, отработал по распределению после его окончания. В начале его короткой педагогической карьеры – это была сельская школа.

На Областное радио, согласно данным Электронной энциклопедии ГТРК, «Кузбасс», он пришёл в 1989 году. Начинал редактором. Потом утвердили заведующим отделом общественно-политического вещания. В 2001 году назначили заместителем председателя Облрадио – его программным директором. В этой должности он трудился до 2005-го.

Несколько памятных эпизодов общения с Василием Лощановым той поры.

Те из нас, кто проживал в Ленинском районе Кемерова, как правило, доезжали до остановки «Кристалл», что напротив Дома радио. Однажды Василий спас меня от лихого автовладельца. Выйдя из «двадцатки» (так именовался желтый автобус венгерского производства «Икарус») и посмотрев в сторону цирка, вроде убедилась, что смогу не просто перебежать, а перейти через улицу Красноармейскую – от остановки к Дому радио. Знаю, что – не положено, что надо делать это на пешеходном переходе, но…

Улица же была пустынной за счёт светофоров, на которых был красный свет. И только один автомобиль маячил вдалеке в районе цирка. Но как-то он умудрился за секунды доехать до незапланированного перехода и почти задел меня. Трагедии помог избежать Василий Сергеевич. Он, как и я переходил улицу в неположенном месте и шёл за мной. Видя, что на скорости ко мне приближается такой же, как и я «лихач», Вася опередил меня, резко дернул за руку вперед. Автомобиль проехал мимо.

«Надо переходить по «зебре», – наставлял меня Вася. Кстати, с тех пор я и переходила улицу только по пешеходному переходу. Зачем искушать судьбу?!

Вася приобрёл весьма подержанный японский автомобиль. На «летучке» мы поздравили его с покупкой. Смеясь, он рассказал о своем дяде, который тоже недавно стал автомобилистом и нашёл для себя, начинающего водителя, выход: пристраивался за медленно идущим впереди большим по размерам автобусом или троллейбусом. Так и ездил пока не набил руку. Василий смеялся, не взять ли ему на вооружение на первое время опыт своего дяди.

И иногда по дороге он подвозил кого-то из наших после вечернего эфира. Как-то и мне довелось быть пассажиркой Лощанова. Выйдя из Дома радио после дежурства в эфире в семь вечера, направилась к остановке. Вижу – на ней столпотворение, тяжело вздохнула: «Не скоро удастся сесть в автобус или троллейбус». И тут слышу голос Васи: «Садись, подвезу».

Жил он в то время в моём районе, неподалеку. Обрадовалась, что удастся домой добраться пораньше. Но, проехав совсем немного, машина заглохла. Вася вышел, что-то там посмотрел, подкрутил, поехали дальше. До улицы Тухачевского машина отказывалась ехать ещё дважды. «Сейчас заедем на ремонтную автостоянку, тут рядом», – произнес расстроенный Василий. Полчаса копались в его машине механики… Словом, кое-как добрались: я – до своего дома, Вася завернул в свой двор.

Вскоре после этого он расстался со своей ненадёжной машиной.

Один раз мы буквально сцепились с ним после читки выпуска новостей. Ему не понравился сюжет одного из наших иногородних внештатных корреспондентов. В душе я с ним согласилась. Трудно шёл материал у коллеги. Перечитывала она его на микрофон несколько раз. Но, в конце концов, поставила точку. Бывает. Тем более, что это не её основная работа.

Вердикт же Василия Сергеевича был таковым: «Не пойдёт. Пусть переделывает». Но материал был «привязан» к событию дня. Стала убеждать его всё-таки дать добро.

«Нет!», – в буквальном смысле рявкнул Вася. «Да», – более спокойно отвечала я, но тоже уже на пределе. Приближалось время выхода в эфир вечерних новостей. Стали разбирать материал, как говорится, по косточкам. Василию Сергеевичу не понравился стиль изложения материала. «Ты же не филолог», – произнёс он. «Но и ты математик», – парировала я в ответ. Вася расхохотался. «Ладно, пусть идёт. Завтра я позвоню автору, скажу о недочётах материала.

 Справедливости ради надо сказать, что Василий Сергеевич, хотя и имел диплом математика, Слово чувствовал хорошо.

Это отчётливо было заметно и по его сюжетам и передачам, и по текстам и четверостишиям на радийные праздники, автором которых он был.

Виктор Михайлов сначала работал диктором Облрадио, потом перешёл в рекламное агентство «Большая медведица»:

– С Василием Сергеевичем Лощановым были знакомы достаточно давно – с 1991 года. Он был общительным. Часто приходил на помощь. Когда уехал в Израиль, постоянно звал в гости. Знал, что я люблю путешествовать. В моей памяти он останется жизнерадостным, весёлым человеком.

У Елены Деревцовой, в прошлом – известной в Кузбассе радио- и телеведущей, встретила упоминание о Василии Лощанове – на её странице в социальной сети:

«Сегодня памятная дата не только в истории страны, но и лично для меня. 19 августа 1991 года (начало в бывшем СССР так называемого августовского путча – ГКЧП) – это мой первый рабочий день корреспондентом на областном радио. Хорошо помню те события и ощущения: «Вот это да!!! Бли-ин! Куда я попала?!» Коллектив по нескольку раз в день собирался в комнате отдыха. Обсуждали последние новости и думали: что делать? Помню, Вася Лощанов призывал пойти на баррикады к зданию тогдашнего обкома партии. Молодого неопытного корреспондента (меня, то есть) отправили на запись на Кемеровский электромеханический завод, где я в работающем цеху спрашивала людей, что они думают по поводу ГКЧП».

Своей историей знакомства поделился Евгений Иванов, который начинал свой путь в радиожурналистику внештатником, потом корреспондентом, руководителем службы новостей Облрадио и также, как Василий Сергеевич, по карьерной лестнице поднялся до директора областного государственного радиовещания:

– На радио я пришёл, будучи студентом Кемеровского государственного университета. Меня закрепили за Павлом Ивановичем Коваленко. Его соседом по кабинету был Василий Сергеевич. Он и стал моим наставником. Он был хорошим, требовательным редактором.  Мы сдружились с ним, Федором Кривошеевым, Александром Винокуровым. Время от времени выезжали отдыхать за город, на рыбалку. Это тоже было продолжение общения».

Александр Винокуров, в 2001 году был директором программ, а а затем — и главным редактором областного радио «Кузбасс-FM», ныне проживает и работает в Москве:

«Василий всегда старался помочь начинающим журналистам. Что касается работы, у нас был разный стиль, разный подход к подготовке сюжетов и передач. Он заранее планировал. Я больше придерживался репортажного стиля.  В профессиональной деятельности он никогда не отказывал в совете. Тогда у нас на радио прижились «капустники». Часто в них верховодил Василий Сергеевич. Он писал их сценарии, стихи. Любил приукрасить ситуацию. Верил в мистику. В то, что человек может быть тёмным или светлым. Ходил на курсы Ананьева (по психологии), где проходил лечебные практики. Мне он запомнится добрым человеком. Ни на кого не держал зла. Был добродушным».

Надежда Малашенкова, работала корреспондентом на областном радио, ныне живёт в Беларуси:

– Алексей Николаевич Калинин, в то время директор Областного радио, два года уговаривал меня перейти к ним в коллектив. Поскольку у меня был большой газетный стаж (а последние годы перед уходом на радио я была заместителем главного редактора областной молодёжной газеты «Комсомолец Кузбасса»),  я боялась работать в прямом радиоэфире. Мне вызвался помочь Вася Лощанов: «Да мы с тобой проведём». Тогда передачи шли по часу.  Ввёл меня в курс. Тема была сложная. И всё прошло успешно. Василий всегда был веселый. Нам даже завидовали телевизионщики, что в коллективе такой человек. Он был галантный. Помнится приём в Администрации области, устроенный в честь юбилея Областного радио. Между поздравлениями работников радио и вручением им наград пели артисты из оперетты. И вдруг со своего места вскакивает Василий Сергеевич и вручает цветы, что были подарены ему, одной из солисток театра.  Все были приятно удивлены.  

Сам он учился в кемеровской школе № 1, потом закончил матфак КемГУ. После вуза жил в деревне. Рассказывал, как к нему в домик повадилась приходить крыса. Хочу сказать, что Василий Сергеевич много ездил в командировки и по области, и в соседние регионы.

Вася был застрельщиком всех наших «капустников» в коллективе. Он писал сценарий, песни, стихи. Однажды в сценарий, посвященный 23 февраля, вошёл и эпизод и про него самого – про Васю, который накануне проспал утренний эфир из-за севших батареек на будильнике. Ветераны Облрадио до сих помнят слова той самой шуточной песни о проспавшем Василии (на мотив «Постой, паровоз, не стучите колёса...»):

Постой, режиссёр, не включай микрофоны,

Хотя на щеке твоей слеза.

Проспал наш Василий, его нет в эфире,

Эй, техник, нажми на тормоза!..

Василий Сергеевич был очень активен в социальных сетях. На фейсбуке его страничку часто банили (закрывали на время его аккаунт) за проявление российского патриотизма. Причём, высказывал он свои мысли, как если бы никуда и не уезжал из России.  Замечу, что Василий живо интересовался новостями: и со своей малой Родины, и в целом российскими. К примеру, 9 марта 2021 года на своей странице он помещает сообщение пресс-центра Заповедника Кузнецкий Алатау о том, что впервые в Кузбассе соберутся десять сильнейших шаманов Сибири. А из VESTI42.RU он взял фото полета «Стрижей» над Кемеровом в честь 300-летия Кузбасса.

Не обходил Василий своим вниманием и израильскую жизнь (к примеру, на его странице прозвучало сообщение ТASS.RU о том, что в Израиле возложили венки к монументу – в честь воинов Красной Армии – победителей).

И, конечно, большинство его пабликов про любимую жену Ларису…

Когда владельцы фейсбука закрывали на время его страничку из-за поддержки России,  какое-то время он не мог выходить в данную социальную сеть. Вот как об этом извещал сам Василий и о чем он писал там.

«Был сегодня разблокирован. Господин Синявский, ты выиграл заклад, точно предсказал время блокировки. С меня «пузырь»!  Пользуюсь случаем (скоро опять заблокируют), хочу поздравить с днем рождения Владимира Владимировича Путина. А всем его недоброжелателям – кариес на каждый оставшийся зуб!»

Ну что тут скажешь?!

9 Мая 2020 года, в День Победы, Вася сделал своим друзьям подарок. Записал песню в своем исполнении, предварив её словами: «Вокал, конечно, не ахти, но я так чувствую». Это было здорово!

Вот ещё его записи в соцсети:

«Голос Мордора: Адептам общечеловеческих ценностей убитый на Донбасcе ребенок не интересен!»

«Кажется, скоро толерантность дойдет до того, что умным запретят думать, потому что это оскорбляет чувства тупых».

«Сегодня (7 ноября 2020 года) сто три года Великой Октябрьской Социалистической Революции. Или забыли?»

«Блинкен и Зеленский. Важная встреча ни о чём», – так Василий Сергеевич прокомментировал результат встречи, на которой речь шла о Крыме и «Северном потоке».

Борис Синявский, бывший собкор газеты «Известия» по Кузбассу:

«Мы очень дружили, когда оба были кемеровскими журналистами. Потом разъехались. Я оказался в Москве, он – на своей исторической родине. Последнее время мы с ним часто переписывались. На всё, что происходит сейчас с нами и нашим миром, мы смотрели одинаково, но он был значительно резче в оценках. Он вообще не щадил ни себя, ни того, кому давал оценку. Вася Лощанов – человек, которого трудно представить неживым, ушедшим без возврата. Но он всё же ушёл… В моей душе сегодня образовалась огромная пустота, которую некем и нечем заполнить. Незаменимые люди все же есть».

Светлана Войтович, была заместителем председателя ГТРК

«Кузбасс»: «Я хочу рассказать байку. Сидит человек слепой, перед ним табличка в руках «Помогите, кто чем может». Но никто не помогает ничем. Один из проходящих останавливается всё же, а он был журналистом, и говорит слепому: «Давай я напишу тебе текст, и тебе сразу помогут». Слепой не поверил. Тот начал убеждать.  А он умел быть настойчивым. Написал табличку новую, оставил её рядом со слепым и пошёл дальше. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, почти золотой дождь посыпался в шляпу слепому.

Слепой думал-думал и обратился к прохожему: «Что написано на этой табличке?». Тот прочел ему: «Скоро весна, а я её не увижу». Мне кажется, что таким журналистом и был Василий. То есть, умел писать тексты, писать хорошие тексты, на которые реакция была непредсказуемой. Он умел злить власть. И в тоже время он был щедрым на добрые слова для других людей. Он был циничным. Он был ироничным, Он был саркастичным. Но он был настоящим журналистом. И очень, наверное, настоящим человеком. Очень жаль говорить о нём, что он был…»

Завершить наши воспоминания о коллеге Василии Лощанове хочется словами, что написали его родственники и они же – его друзья, живущие в Израиле: «Как много нашего ушло с тобой, как много твоего осталось с нами».

                    Татьяна Микельсон,

член Союза журналистов СССР и России.

Архив новостей