Телепередача «Средь бела дня» с Николаем Симановским, Владимиром Осиповым и Татьяной Панченко

22 июля 2019 

В 1990-е на Кемеровском ТВ выходило более 40 авторских программ. Были среди них и авторские передачи, во многом новаторские, опережавшие свое время, которые на протяжении многих лет оставались вообще единственными за Уралом. И одной из самых ярких и неординарных была, безусловно, телепередача "Средь бела дня" с Николаем Симановским, Владимиром Осиповым и Татьяной Панченко.

Первое дневное ток-шоу "Средь бела дня" со всем полагающимся по классике элементами: открытой студией, несколькими героями-гостями из самых разных отраслей и тематических сфер, конкурсами, розыгрышами, интерактивом, дискуссиями, активным участием зрителей (и в студии, и по ту сторону экрана), – появилось на зарождающемся семейном, развлекательном телеканале СТС.

Первая передача "Средь бела дня" вышла в эфир на губернском телеканале в 2001 году. Вели программу трое ведущих – Татьяна Панченко, Николай Симановский и Владимир Осипов. Программа в формате ток-шоу выходила ежедневно в прямом эфире с 13.00 до 14.00. На «СТС-Кузбасс» ток-шоу просуществовало без малого пять лет и завершилась в 2006 году. 

Осенью 2001-го телеканал начал сотрудничать как сетевой партнер с всероссийской телевизионной сетью, и "Средь бела дня" стала одной из первых программ нового телеканала и тоже моментально обрела популярность. Новый развлекательный формат особенно пришёлся по душе вездесущим кемеровским подросткам. А обсуждаемые вопросы и темы оказались полезными и более взрослой аудитории. Программа развлекала и образовывала одновременно, была единственной в своём роде и была ко времени. 

Одна из первых программ, где были использованы модные для начала нулевых гаджеты для улучшения обратной связи со зрителем – пейджеры.

Первое ток-шоу: стремительное и многогранное

Татьяна Панченко, ведущая «Средь бела дня»:

– Проект создала Галина Михайловна Бибик (тогда главный режиссёр молодёжной редакции кемеровской студии телевидения – прим. ред.). Программа была рассчитана на трёх ведущих, задумывалась изначально как дневное ток-шоу. Меня – несколько такую классическую девушку, и двух бодрых и весёлых парней – Владимира Осипова и Николая Симановского, тоже нашла и пригласила работать в "Средь бела дня" Галина Михайловна. Передача шла около часа, всегда в прямом эфире, с перерывами на рекламу. В течение программы у нас обязательно была какая-то одна тема, например, вопрос насущный "Кого можно назвать героем нашего времени?", было несколько гостей, которые представляли какое-то своё тематическое направление (медики, поэты, нумизматы, сомелье и другие), но и соотносились с общей темой передачи. Причём за час эфирного времени в студии могло быть до пяти гостей. Это очень много, особенно если учесть, что в этом же часе у нас были и какие-то рубрики, та же "Юридическая консультация", одно время мы делали кулинарный мастер-класс, у ребят были свои блоки с играми и розыгрышами, а ещё мы должны были в эфире отвечать на звонки и общаться с телезрителями и зрителями в студии. Короче: очень интенсивное такое ток-шоу было, стремительное, и этот час пролетал мгновенно. Утомиться не успевали ни мы, ни гости, ни телезрители.

По словам Татьяны Панченко, роль у каждого ведущего была своя. Причём не только в эфире, но и при подготовке программы:

– Продумывание идей, тем, подбор гостей и экспертов, это всё была прерогатива ребят. Вова также ведал творческой частью, например, музыку подбирал, Коля всегда писал рыбу к сценарию программы. А я и Галина Михайловна работали с нашими героями уже в студии, собирали всех гостей, составляли предварительный разговор. За полчаса – час до эфира с экспертами нужно было общаться, как-то их развлекать, чтобы они не волновались и в эфире потом чувствовали себя комфортно. Было и такое, что даже после предварительного общения наши эксперты могли в ступор впасть во время самой передачи… Помню, как-то к нам пришла специалист из библиотеки. И сама очень интересный человек, и тема у нас была про книги занимательная. И до эфира наша гостья крайне любопытно её освещала, самобытная такая подача была, прямо крутая. Предварительно мы, как и обычно, пообщались, пробежались по вопросам, я предупредила, что на эфире речь пойдет о том же и будем те же вопросы осуждать и так далее. Она вроде всё поняла, подакала-покивала. Мы заходим в студию, начинаем беседу, я задаю наводящий вопрос, развёрнутый, дескать, так это или нет… Она: "Ага-ага" и молчит. И так несколько раз. Потому что для неё этот разговор уже состоялся, и ей было непонятно, зачем мы её повторно обо всём этом спрашиваем. И она просто сидит и головой кивает. Мы машем оператору, чтобы ставил рекламу, уходил на паузу, ибо горим и диалога нет. Вот такая порой была беда с гостями. В эфире, перед камерами кто-то напрочь терялся, кто-то путался и вообще не понимал, что он сказал, а что нет. Прямой эфир – экстремальная штука, многому учит. И это было сложно, но нас было трое, каждый мог повернуть в какую-то свою сторону, так что мы вытягивали друг друга из сложных ситуаций.

Техчасть: форс-мажоры и модные гаджеты

Николай Симановский, ведущий «Средь бела дня»:

– Нас с Володей пригласила автор, создатель, вдохновитель, контролер и главный "втыкатель" Галина Михайловна. И почти на пять лет мы стали "рабами этой лампы" (смеётся). Была идея самой программы, но что, как и в каком виде будет появляться в эфире – разработка этих моментов уже лежала полностью на нас. И грубо говоря, программа получалась "Сам себе режиссёр". Руководители хотели от нас добиться чего-то определённого, но это было сложно. Мы уже были люди взрослые, с устоявшейся психикой и сформировавшимся мировоззрением. Были попытки работать с "бананом" (специальный наушник – прим. ред.), но через пять минут начала программы этот атрибут нам был уже не нужен, и мы могли прямо во время эфира сказать, чтобы режиссеры-редакторы перестали в ухо галдеть. Они, видимо, тоже хотели выстроить интересный разговор с гостями, подкидывали вопросы, подсказывали... Но у нас было своё видение. На удивление, нам всё сходило с рук. Так вышло, что со временем все сценарные ходы программы оказались на мне. Владимир усиленно занялся командами КВН "Разрез угля" (одно время мы достаточно плотно поработали с кулуарной стороны местного КВН, были режиссёрами, сценографами, редакторами, сценаристами, писали шутки, ставили номера, и к нам поэтому иногда обращались). То, что я составлял для "Средь бела дня", сценарием можно было назвать условно – прописанные несколько фраз в начале передачи, и план, что за чем идёт, какие гости, какие блоки по хронологии. В эфире (помимо основной работы) мы вели с Владимиром блоки с играми. У меня была "Махнемся не глядя" и "Коробочки", у Володи – блок "Киномания".

– "Средь бела дня" была интересна (мне как не журналисту и не телевизионщику), в первую очередь, как новый опыт. Ежедневная работа в прямом эфире – это постоянная работа над собой. Здесь и родной русский язык, за который нас Галина Михайловна непрерывно "дрюкала". И всевозможные форс-мажоры, из которых как-то приходилось выпутываться. Один из самых странных эфиров у нас был, когда в студию вообще не пришел ни один (!) гость. У нас час времени. Мы понимаем, что людей у нас нет. Сымпровизировали, пели всю передачу песни по заявкам зрителей, вместе с теми, кто дозванивался в эфир, хотя некоторые песни не знали вообще. И вроде бы это даже было смешно, и передача быстро прошла.

По словам Николая, одними из первых ведущие "Средь беда дня" стали использовать модный гаджет начала нулевых – пейджеры, что сделало передачу ещё более мобильной. Зрители, которым не посчастливилось дозвониться (а звонков было много), могли просто скидывать свои сообщения, и ведущие зачитывали их в эфире:

– Летом 2001-го, когда мы только начали общение с Галиной Михайловной по поводу программы, обсуждали условия, что и как, придумали использовать для общения с телезрителями пейджеры, чтобы не сидеть как лохи на студийном телефоне, и ускорить процесс общения с публикой, стать более мобильными. Под эту затею искали пейджинговою компанию, которая поделилась бы с нами техникой, а мы бы взамен делали рекламу. Искать спонсоров доверили мне. А у меня тогда была стрижка под ноль, и летом мы частенько любили на выходных в футбол погонять, и в одном из матчей мне ещё и засветили мячом прямо в глаз. И вот я такой лысый и с фингалом пошёл по пейджинговым компаниям искать спонсора (смеётся). Я приходил и говорил низким голосом с хрипотцой (плюс внешний вид): "Нам надо пейджеры, мы будем вести шоу". Люди, естественно, шарахались, и пейджеры нам тогда никто не дал. Но после пары программ, приходит секретно улыбающаяся Татьяна (мы с Таней ещё до "Средь бела дня" работали, у неё особый талант на поиск спонсоров) и знакомит нас с каким-то человеком. Это был представитель пейджинговой компании "Аист", и он прямо в эфире подарил нам пейджеры. Такой вот был сюрприз.

Сложности открытой студии

Есть такая категория зрителей ток-шоу, которым на передачу довелось попасть и в качестве гостей той самой открытой студии. В основном, как отмечают ведущие, это были мальчишки и девчонки, школьники, подростки, которым повезло воочию познакомиться с волшебным миром телевидения и со звёздами, которые также нередко бывали в "Средь бела дня". 

Татьяна Панченко:

– По-разному складывались ситуация со зрителями в студии. В основном, люди приходили смотреть, и в большей части программ это так и было. У кого-то наверняка и такая мотивация была: "Круто! Меня по телику покажут"… В своё время на нас очень ругалась охрана Глюкозы, потому что, когда она гостила в студии, пришло очень много народу. Никто не думал – не гадал, и охрану не предупредили, что будет такой наплыв. Но эксцессов тогда, к счастью, никаких не произошло.

– Попасть на передачу было очень легко. Всего-то и нужно было прийти на проходную телестудии и записаться у бабушки, которая сидела там на вахте. Но фейсконтроль всё-таки был, потому что записывала бабушка-вахтёр далеко не всех. У нас были случаи, когда зрители-завсегдатаи, прикипевшие к "Средь бела дня", не получали доступа в студию, потому что начинали фамильярно вести себя с ведущими и персоналом. Ребятишки, народ озорной, могли мешать операторам и осветителям, баловаться, шуметь в эфире. Короче: особо непоседливых не пускали, отсев зрителей на программу был, и наши бабушки работали чётко. Изначально планировалось, что живые зрители в студии будут принимать участие в обсуждение тем или задавать вопросы гостям. Но… от этой идеи со временем пришлось отказаться, во-первых, потому что мы, в принципе, не всегда собирали полную студию, были эфиры, где зрителей не показывали вообще. А во-вторых, не все зрители были адекватны. Короче: до настоящего ток-шоу местный зритель к тому времени не совсем дозрел. Впоследствии от идеи открытой студии отказались.

Как снимали "Средь бела дня"

Татьяна Панченко:

- На ТВ попала в конце 1990-х, будучи студенткой экспериментального факультета ведущих массовых мероприятий КемГУКИ. Новую для себя сферу решила попробовать вслед за сокурсником Алексеем Стояновым. Я пришла на пробы, а дело было как раз накануне Дня матери, и меня попросили поздравить телезрительниц с праздником. Я поздравила, и утром следующего дня мне позвонили и пригласили работать ведущей. К моменту, как Галина Михайловна сманила меня в "Средь бела дня", я работала на ТВ уже около трёх лет – в редакциях Стаса Корнейко, Тамары Масловой, была соведущей в нескольких программах Юрия Светлакова и в молодёжной "Больше трёх"… Опыт работы в эфире у меня уже был. Но работа на ТВ тогда особо больших доходов не приносила, так что я параллельно всегда подрабатывала где-то еще, во времена "Средь бела дня", например, руководила своей небольшой рекламной компанией. 

В 2007-м Татьяна с телевидением раздружилась, в очередной раз сменила направление и стала исполнительным директором компании по ремонту шахтового оборудования. В 2011-м вновь вернулась на ТВ и стала вести новую кулинарную передачу "О вкусах не спорят" на телеканале "Мой город". Но спустя год снова покинула и этот проект. Сегодня вновь пробует себя в новом амплуа – руководителя Благотворительного фонда поддержки физической культуры и спорта, и под эгидой организации проводит собственный конкурс для активных и спортивных кемеровчанок "Леди Спорт Кузбасс".

и Владимир Осипов В 1990-х были известны молодёжной аудитории, людям неравнодушным к прогрессивным музыкальным явлениям и в творческой тусовке как рэп-дуэт "56 размер". Сорганизовался творческий тандем друзей-единомышленников ещё в школьные годы во Дворце пионеров имени Веры Волошиной и сначала назывался "Среда обитания". На местных сценах новый рэп-коллектив появился в 1997-м. 

Николай Симановский: 

– Мы записали несколько песен, и в декабре 1997 года Сергей Щербаков (а у него тогда был свой продюсерский центр) попросил нас помочь сделать новогоднюю программу на ТВ. И в итоге мы делали её два года подряд. Так вышло, что примерно в 1995-м я купил видеокамеру. К тому моменту мы уже были взрослыми ребятами, оба работали. Я – в Водоканале, получал 650 долларов, что было по тем временам довольно неплохой такой зарплатой. Володя трудился в ЖЭКе – отрабатывал за квартиру, ибо работал с того момента, когда квартиры ещё давали по очереди от предприятий. Так что деньги у нас были, и можно было себе позволить купить какую-то технику. И вот с этой камерой мы начали свои первые видеоэксперименты, снимали забавные, ироничные сюжеты. Когда начали делать новогодние программы, о домашнем видео прознала Галина Михайловна Бибик и в 1998-м пригласила нас в редакцию "Больше трёх" делать небольшую рубрику "Не все дома" – программа наподобие "Городка" или "Оба-на", с юмористическими сюжетами-зарисовками на злобу дня. Всех основных действующих персонажей исполняли мы с Владимиром, шутили над несуразностями нашей жизни.

– Специального образования – журналистов-телевизионщиков – у нас никогда не было (так что нанять нас был тот ещё эксперимент для ГТРК). В бытность ведущими "Не все дома", мы учились в КемГУКИ (по специальности "Режиссура театрализованных представлений и праздников" – прим. ред.)… Через год наши пути с ТВ разошлись. Но мы продолжали работать в других местах и занимались проектом "56 размер", выпустили несколько альбомов, ряд песен попали потом на сборники в Москве. Этот проект был полностью коммерческим, что мы никогда и не скрывали, и в то время приносил хорошие деньги. В начале нулевых, когда появился развлекательный телеканал СТС, Галина Михайловна снова про нас вспомнила и позвала вести программу "Средь бела дня".

И параллельно мы, кстати, вели и другие программы – "Вечеринка в стиле СТС", "На ночь глядя", "Без купюр". Последняя была музыкальным 30-40-минутным шоу с конкурсом талантов, причём из совершенно разных областей. Могли состязаться и танцоры с певцами, и сантехники со швеями. "Без купюр" мы снимали на клубных площадках, делалось это потому, что телевидение нам не платило, а клубы платили за то, что мы проводим интересные вечерники. Короче: совмещали приятное с полезным, работу на вечеринках и съёмки, ибо надо было как-то денежку зарабатывать. Мы привлекали публику в клубы, клубы платили нам за развлекаловку, а на ТВ было своё интересное шоу – вот такой симбиоз.

Николай Симановский вспоминает, что в 2006-м дружба с ТВ у "56 размера" закончилась, тогда же состоялся и последний совместный концерт рэп-коллектива: 

– С телевидения лично я ушёл из-за денег, и, насколько понимаю, у коллег была та же мотивация. В 2005-м у нашего руководства была не очень хорошая политика. Перед Новым годом нас всех сократили, поскольку у нас начальство уже московское было и нас как бы приняли в другую компанию. Предупредили, что какое-то время будут перебои с деньгами. Но потом мы узнали, что у всех на нашем ТВ перебои с деньгами уже закончились, а у нас все ещё нет… И поскольку мы все уже люди взрослые были и параллельно занимались другими проектами, а работа на ТВ была постольку поскольку, я даже разбираться тогда не стал, пошёл и написал заявление. Чуть позже ушёл Владимир, и последней Татьяна. До пятилетия "Средь бела дня" не дотянула.

…После пути у товарищей-коллег и вовсе разошлись. Ныне Николай Симановский сменил городские ландшафты на природные, уехал жить с семьёй в деревню, в городе трудится таксистом, ведёт свой блог на ФБ и продолжает заниматься собственными проектами. А у Владимира Осипова с супругой теперь своё агентство по организации праздников, промо-акций, свадеб и прочих торжеств.

Идея Лора Никитина, 

автор Марина Туманова.

Фото из архива героя материала.

Источник: публикация «Старые знакомые: пять передач, которые кемеровчане помнят до сих пор»; http://avoka.do/view/24363594/kemerovskoe-tv

Архив новостей