Телепередача «Живага» с Максимом Климовым

21 марта 2019 

На кемеровском ТВ рубежа 1990-х – 2000-х уникальным явлением была программа «Живага» – первая и единственная в своем роде программа в формате музыкального ток-шоу. Кемеровского зрителя она знакомила с местными музыкальными коллективами всех мастей из самых разных уголков нашего региона и не только. Группы выступали в эфире всегда только вживую. 

Передача "Живага" вышла в эфир в 1999 году. В разные годы вели программу Маргарита Карлова, Ира Сопунова, Сергей Щеголев. Дольше всего в эфире программу вёл Максим Климов, многим именно в роли ведущего "Живаги" он и запомнился. 

Программа выходила дважды в неделю: по четвергам в два часа дня в прямом эфире и по субботам вечером в повторе.  Только за год эфира гостями программы становилось более полусотни групп и коллективов разных музыкальных направлений и жанров – от исполнителей-народников до hard rock и heavy metal со всего Кузбасса, а также из соседних регионов.

В отличие от прочих программ Кемеровской гостелекомпании, снимали "Живагу" не только в студии телецентра, но и на открытых площадках. Одной из первых передача обрела постоянного спонсора, и в молодёжной среде практически сразу стала популярной.

На стыке интересов: рождение революционного формата

Идея программы принадлежала Евгению Кузнецову. В 90-х он владел фирмой LSI, которая занималась продажей и прокатом профессионального музыкально-концертного оборудования в магазине "Мелодия" на площади Пушкина. И программу бизнесмен как раз и придумал для того, чтобы рекламировать продукцию. Вышло так, что интересы LSI совпали с интересами ТВК (некоторое время кемеровское ТВ называлось именно так – прим. ред.). И появилась "Живага".

Максим Климов - ведущий передачи «Живага»:

– Фирма Евгения Кузнецова стала, как сказали бы сейчас, генеральным спонсором программы. И всё его оборудование, а это была очень качественная аппаратура – специальные софиты для концертов, прожекторы, фонарики разные, звуковые мониторы профессиональные, использовалось в "Живаге", и такую особую атмосферу именно оно и создавало. Настолько крутого оборудования, кроме как у LSI, в Кемерове тогда больше не было ни у кого. И если бы Женя тогда не предложил свою идею, программы вообще могло бы не быть. Озвучивать и подсвечивать музыкантов было бы просто нечем. Снимали программу в павильоне, который был полностью затянут в чёрные драпировки, была такая нуарная обстановка, чтобы работу светотехники было видно хорошо.

Первой ведущей программы была Маргарита Карлова – супруга Игоря Некрасова, участника известной в 90-х кемеровской группы "Двойка по поведению". Но в 2000-м она уехала вместе с мужем в Москву, и на вакантное место пригласили Максима Климова.  

– И при Маргарите, и в последующее время "Живага" выходила в едином формате. В каждой программе выступал один коллектив. За эфир ребята успевали исполнить 7-8 песен. А между выступлениями мы беседовали. Выясняли, как музыканты докатились до жизни такой, почему играют именно в этом музыкальном направлении, кто и как в группу попал, что они вообще за люди сами по себе, чем занимаются и так далее…

Было много дискуссий, связанных с музыкальными темами вообще. Важный момент: в программе был живой зритель, то есть "Живага" – это такое ток-шоу с открытой студией, что на тот момент было довольно революционно для кемеровского телевидения. И конечно, это очень привлекало молодёжь и всех неравнодушных к музыке. Зрители записывались на съёмки программы заранее. Людям хотелось попасть в тусовку, увидеть и услышать и новые команды, и уже известных в городе музыкантов, ту же "Чайку по имени Джонатан", "Полночь", "Затмение" или "Двойку по поведению".

А тогда это были очень громкие имена в Кемерове. Одни приходили просто взять автографы и оказаться в доступной близости к любимым артистам, другие – приобщиться к живому звуку, посмотреть, как всё устроено, как музыканты подключаются, как операторы их снимают, познакомиться с внутренней кухней телевидения, с этим волшебным миром. Тогда же не было столько телеканалов, как сегодня, не было интернета, и попасть сюда, оказаться внутри этого хотелось всем и каждому.

Работа «в живагу»

Первые выпуски программы почти год выходили под шапкой с названием "Живаго", из-за чего какое-то время ассоциировалась передача не с только с музыкой сколько с литературой. Хотя, на самом деле, проект ничего общего с произведением Бориса Пастернака никогда не имел.

– Много где видел, что название программы даже после "ребрендинга" писали неправильно – "Живаго"… И возникала путница, ложные ассоциации с Пастернаком и его романом. На самом деле, к литературе программа, конечно, не имела никакого отношения. У музыкантов в их сленге есть такое понятие сыграть "в живагу", то есть в живую, без фонограммы. В передаче название звучало устно и проблемы, как правильно отображать это слово графически, не стояло. Первоначально внимания на заставку никто не обратил, но потом начали разбираться, что, если сыграть "в живагу", то это, скорее всего, производное от существительного и правильнее будет – "Живага". В 2000-м заставку поменяли.

"В живагу", кстати, выходила и сама программа. Большая часть выпусков – это прямые эфиры. 

– В записи программа шла в повторах – по субботам, в случаях форс-мажоров или после выездных концертов, а ездили мы по всему Кузбассу, так что и у музыкантов из глубинки была возможность заявить о себе на всю область, что, на самом деле, было явлением уникальным… В остальное время всегда был прямой эфир, причем из студии мы работали только зимой и в плохую погоду, а летом, весной и осенью, в погожие дни – выходили с уличной концертной площадки, у магазина "Мелодия" ставили небольшую деревянную сцену, свет, звук и работали "в живагу".

Музыканты и демо на плёночных кассетах

За год участниками "Живаги" становились более полусотни коллективов самых разных музыкальных стилей и направлений. В один четверг это мог быть ансамбль домристов, в другой – "Агата Кристи" или "Кино" местного разлива. 

– Очень разные были коллективы. И особенно показательным был гала-концерт программы "Живага", когда по итогам года летом мы собирали всех исполнителей. На одной сцене могли оказаться какие-нибудь ребята из Топок, которые виртуозно на ложках стучали, и здесь же суровые death-металлисты. И все прекрасно ладили друг с другом, уживались в рамках одной программы. Бывало, что ребята из других коллективов приходили поддержать своих коллег по цеху. И вот это было очень здорово!

Из самых ярких персонажей того времени мне лично даже сейчас вспоминается группа "Влад Хэд". Влад Любченко был очень колоритным музыкантом, он таким и остался, безусловно, но музыку сейчас делает немного другую. А тогда они равнялись на Korn и Sepultura. Были очень фактурными, пели на английском… На гала-концерте их вообще можно было спутать с импортными музыкантами, выглядели очень похоже, соответствующе. Качество игры, звук были классные. Группа "Улица революции" (сегодня они же – "Алые Паруса") играли залихватский брит-поп. Сегодня экс-гитарист, а потом и экс-солист группы, Лёша Петров успешно делает карьеру в Москве, играет в группе Crazy Beats. Влад Табашников в те годы играл очень такой забойный deathmetal. Ныне он музыки не играет, зато является редактором популярного в Кемерове "Авторского проекта" и весьма известной медийной персоной в городе… И, кстати, многие участники групп, которые выступали в "Живаге", сегодня уже довольно известные медийные персоны, причем не только в музыкальных кругах. Хотя тогда ни популярность, ни даже деньги для музыкантов особого значения не имели, всё делалось на голом энтузиазме, ребятам просто хотелось творить и делиться своим творчеством.

Коллективы попадали в программу по-разному. Кого-то мы находили сами, приглашали, но чаще всего группы, которые хотели у нас выступить, присылали письмо с описанием и кассету (демо-запись) со своим творчеством. Мы всё это отслушивали и… большую часть брали. Наверняка, где это эти кассеты хранятся до сих пор. И, что важно: тогда иметь свою рок-группу, быть музыкантом, было очень почётно. Вот металлисты, например, многие на английском пели. Но чтобы играть и петь тот же speed – или deathmetal, нужно обладать и техническим мастерством, и знание английского должно быть приличным, а значит, нужно было заниматься и работать над собой, совершенствоваться. Своя группа была явным признаком того, что ты занят делом, не пьёшь водку по подъездам, и не наркоманишь, а репетируешь вместе с единомышленниками. А репетиция – это же вообще целый ритуал.

Заканчивалась "Живага" примерно раза три. ГТРК и "Мелодия" держались за программу, потому что помогала она и тем, и другим. Магазин стабильно рекламировал свою продукцию, а у телевидения был хороший проект, актуальный, современный, в модном формате. 

– Я покинул "Живагу" примерно в 2001-2002-м. После меня программу вела журналист Ира Сопунова (ранее она также работала над программой, но за кадром – прим. ред.) и Сергей Щеголев. А конкретно программа закончилась где-то в 2003-2004-м, когда уехал основной учредитель и спонсор Евгений Кузнецов. Фирма LSI закрылась, стало некому подзвучивать и освещать программу. Да и атмосфера классная, такой дружеской тусовки, ради которой люди приходили на съёмки, тоже сошла на нет…

Опыт работы в "Живаге" для Максима Климова стал первым и единственным опытом работы на телевидении вообще. А попал он на ТВ будучи студентом четвёртого курса факультета РГФ кемеровского госуниверситета.

– До телевидения я писал рецензии на музыкальные диски в газету. Туда меня привела подруга-одногруппница в 1999-м, прознав о том, что я меломан, имею собственную музыкальную коллекцию и вообще музыку люблю и неплохо в ней разбираюсь. Плюс мне и самому тогда уже было интересно попробовать публиковаться, ибо в голове я давненько нечто подобное писал. Так я и стал рецензентом. Вообще, тогда же программ о музыке, стилях, исполнителях было всего ничего и на радио, и на ТВ, глобальные каналы тематические, такие как MTV и МузТВ ловили далеко не у всех, интернет только-только начинал появляться.

И информационный вакуум помогали восполнять местные музыкальные магазины – Проспект Мьюзик, Евразия, Компакт, Мелодия и прочие. В них-то я и покупал диски с музыкальными новинками, отслушивал, писал рецензии для газеты. Потом начал писать статьи о местных музыкантах и небольшие обзоры концертов. А через пару месяцев мне позвонила Наталья Лахреева (тогда редактор художественного вещания кемеровского ТВ), спросила, не хочу ли я вести программу "Живага". Я не горел особым желанием, ибо сам по себе человек застенчивый, на публике себя чувствую неуютно. Однако согласился, потому что и это мне было интересно попробовать.

Около года я вёл программу "Живага". А летом узнал, что появилась новая местная радиостанция. Мне стало интересно. Давно была идея, что было бы здорово делать программу на радио, рассказывать о своих любимых музыкантах, о разнообразии стилей и направлений. В "Живаге" это был невозможно, потому что концепция была другой.

Приходит к тебе, например, группа "Спаун" из Анжеро-Судженска, все в рясах, с перевернутыми крестами, играют какой-нибудь невообразимый металл… При чём тут, например, немецкая группа "Kraftwerk", о которой мне хотелось рассказать?! То есть ряд своих интересов и пристрастий в рамках "Живаги" я не мог реализовать.

И как по заказу появляется новая радиостанция "Кузбасс FM", с собственным программированием, 24 часами вещания, где можно делать именно такую программу, не торопясь, без ограничений по времени. Я пришёл к руководству радиостанции. Сказал: "Здравствуйте, я Максим Климов, хочу делать программу о музыке". Мне ответили: "Без проблем, делай пилот и в эфир". И всё.

В сентябре 2000-го вышла первая программа "Сад расходящихся тропок". Живёт до сих пор, без малого 17 лет. И, кстати, на радио и на ТВ я какое-то время работал параллельно, и ещё и учился. Сначала окончил КемГУ, следом аспирантуру в КемГУКИ по философии, защитил кандидатскую диссертацию, какое-то время преподавал этот предмет. Но впоследствии сделал выбор в пользу радио, где работаю и поныне.

Сегодня Максим Климов занимает уже руководящий пост – музыкального редактора радиостанции "Кузбасс ФМ", ведает музыкальной составляющей эфира. Помимо этого, делает небольшую рубрику "Мои документы" о новинках, изобретениях и гаджетах, ведёт эфиры. И по-прежнему трудится в качестве бессменного ведущего "Сада расходящихся тропок". 

Идея Лора Никитина,

автор Марина Туманова

Фото и видео: из архивов героев материала

Источник: публикация «Старые знакомые: пять передач, которые кемеровчане помнят до сих пор», http://avoka.do/view/24363594/kemerovskoe-tv

Архив новостей