Участник войны Фёдор Гусев был корреспондентом прокопьевской городской газеты «Ударник Кузбасса»

08 июля 2021 

Настоящее имя Гусева было Филипп Дмитриевич. Он работал корреспондентом прокопьевской городской газеты «Ударник Кузбасса» (ныне «Шахтёрская правда»). Затем его назначили редактором шахтовой многотиражки «Сталинец». В начале сентября 1941 года он ушёл на фронт с шахты имени Сталина (ныне «Коксовая»).

В архиве отдела кадров шахты сохранилась учётная карточка редактора газеты «Сталинец» Филиппа Дмитриевича Гусева, который в возрасте 54 лет ушёл в ряды РККА:

«Гусев Филипп Дмитриевич принят редактором газеты «Сталинец» 1 сентября 1941 года. Уволен в ряды Красной Армии 4 сентября 1941 года».

В «Книге памяти» воинов-прокопчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, сказано:

«Гусев Филипп Дмитриевич, 1909 г.р., призван 06.09.41 г. Прокопьевским городским военкоматом, воевал стрелком в 1-ом отдельном стрелковом батальоне 71-ой отдельной стрелковой бригады, погиб 28.12.1941 года».

(Из истории 71-й отдельной стрелковой бригады:

Бригада была сформирована в октябре 1941 года в селе Мошково Новосибирской области (Сибирский военный округ) из моряков Тихоокеанского флота, Амурской военной флотилии, Ярославского флотского полуэкипажа и личного состава ВМУЗ, а также призванных из запаса сибиряков, как 71-я стрелковая бригада. В числе призванных в бригаду сибиряков был и прокопьевский журналист Ф.Д. Гусев.

27 декабря 1941 года переименована в 71-ю морскую стрелковую бригаду.

В действующей армии бригада воевала с 27 ноября 1941 года по 5 января 1942 года.

Ф.Д. Гусев в составе подразделений бригады прибыл на станцию Загорск Московской области в конце ноября 1941 года. Сосредоточившись в районе села Вороново Дмитровского района, 71-я отдельная стрелковая бригада вошла в состав вновь формируемой 1 ударной армии Западного фронта.

На следующий после прибытия день бригада была направлена в район города Яхрома и с марша вступила в бой. Выполняя приказ отбросить противника с восточного берега канала Москва – Волга, утром 1 декабря бригада форсировала канал и повела наступление в направлении Языково, Ольгово.

Стрелок Ф.Д. Гусев воевал в 1-ом отдельном стрелковом батальоне бригады. 71-я бригада вела очень тяжёлые бои под Москвой.

Вот как описываются эти сражения, включая день гибели прокопчанина Ф.Д. Гусева:

Отбивая многочисленные атаки фашистских войск, бригада нанесла им значительный урон. Вражеские войска трижды предпринимали против батальонов бригады психические атаки. Бойцы хладнокровно подпускали идущих во весь рост пьяных гитлеровцев на близкое расстояние и расстреливали, а остальных отбрасывали штыками.

Так, 28 декабря 1941 года в 12.30 немцы предприняли психическую атаку батальоном пехоты: в полный рост под барабанный бой, - наступали из деревни Тимково на село Ильинское. Части и подразделения 71-й бригады отбили эту атаку. Благодаря огню артиллерии и батареи «Катюш» и пехотинцам бригады от наступавших немцев осталось меньше роты, которые в панике бежали в Тимково.

Были потери и с нашей стороны. В этом бою погиб и журналист Ф.Д. Гусев…

К концу декабря 71-я бригада продвинулась на запад на 100 км и освободила свыше 30 населённых пунктов, в том числе Солнечногорск. – Ред. сайта).

До газеты «Сталинец» Ф.Д. Гусев работал корреспондентом прокопьевской городской газеты «Ударник Кузбасса». И подписывал свои публикации псевдонимом «Фёдор Гусев».

Ниже приводится заметка Фёдора Гусева, опубликованная в «Ударнике Кузбасса» 14 ноября 1936 года, которая называлась «За три нормы»:

«О рекорде забойщика-орденоносца Ивана Акимовича Борисова, когда он, отвечая на призыв вождя товарища Сталина, за смену дал 778 тонн угля, заговорил весь рудник.

Н.М. Рогожин хорошо знал Ивана Акимовича. Он его близкий друг и товарищ. На одной шахте они к тому времени работали уже около десяти лет. Николай Михайлович Рогожин решил не отставать от Борисова. Но говорить об этом он стеснялся. Ведь Борисов в совершенстве овладел техникой своего дела. А он в тот момент только ещё начинал пробовать брать уголь при помощи электросверла. До этого времени работал кайлом.

Рогожин никому не говорил о своём намерении добиться рекордных показателей, в то же время упорно изучал электросверло. Лучшие забойщики шахты, соревнуясь с Борисовым, ставили рекорды по производительности труда. Рогожин просил начальника участка, чтобы пойти и ему работать вместе с рекордистами.

– Присматриваться буду, как люди работают, – говорил он начальнику участка. – Пошлите меня с ними хотя бы в качестве подсобного рабочего.

Смотрел и учился... В течение всего года Николай Михайлович повысил свою производительность труда. Научился планировать свою работу. А работать по плану – большое дело:

– Сегодня, чтобы дать три нормы, нужно сделать шесть отпалок, – с таким расчётом товарищ Рогожин теперь всегда ходит в шахту.

А цель у Николая Михайловича одна: больше дать ухода в параллельных и печах, чтобы обеспечить шахту широким фронтом подготовительных работ.

На шахте «Чёрная гора» стахановцы применили глубокое бурение шпуров. Рогожин, узнав об этом опыте, немедленно обращается к начальнику участка, чтобы и в своих забоях ввести этот новый метод.

И теперь Николай Михайлович неплохо справляется со своей задачей, которую он поставил перед собой, когда Иван Акимович первым на руднике добился рекордной производительности труда.

Николай Михайлович ещё в августе (1936 года) дал три нормы выработки за месяц. Он один из первых завоевал право быть мастером угля первого класса. Завоеванное Рогожин не сдаст – в этом главное».

Лев Нарицын,

участник Великой Отечественной войны,

ветеран журналистики Кузбасса  

Источник: книга «Овеянные славой дороги в сорок пятый», Кемерово, 2010 г.

Архив новостей