Учитель, перед именем твоим… (О новокузнецкой журналистке Ларисе Павловне Савицкой)

23 мая 2019 

Однажды я оказалась в компании художников-однокашников. Все они были выпускниками разных лет, пожалуй, лучшего в стране художественного училища - Ярославского. И говорили они не о творчестве, не о манерах и стилях, а вспоминали, на каком этаже в училище была столовая. Такие вот причуды памяти.

Мне надо написать о Ларисе Савицкой, моем учителе, можно сказать, крестной матери, а в голову приходят совсем не профессиональные вещи. В памяти возникают её белоснежные накрахмаленные льняные скатерти и роскошные гэдээровские столовые сервизы.

Она устраивала свои дни рождения у себя дома специально для нас с Валей Коровиной, благо редакция была рядом. И стол ломился от яств. О ее кулинарных шедеврах и способности накрывать стол для подруг как для особо важных персон надо говорить только в таком возвышенном стиле.

Лариса родилась в Грузии, хотя к кавказской национальности не имела отношения, соседи по улице, грузины, к Савицким относились с почтением. И даже в смутные времена, когда русским было не так уж безопасно в бывших республиках жить, соседи успокаивали ее мать, бывшую журналистку: “Валя, мы тебя не дадим в обиду”.

В Ларисе Савицкой был аристократизм, который удивительным образом сочетался с демократической простотой, с человечностью. Имея красивое, с безупречно правильными чертами лицо, Савицкая никогда не вела себя высокомерно. Она не считала себя ни красавицей, ни особо талантливой журналисткой.

Не упускала случая сделать комплимент другой женщине. И, что редко бывает, всегда говорила хорошие слова о материале автору, своему коллеге, если материал того заслуживал.
При Савицкой стеснялись рассказывать пошлые, а тем более скабрезные анекдоты.

Учителя по жизни не читают лекций и нотаций, если они хорошие учителя. Не могу сказать, что она меня специально чему-то учила. Свои материалы я сдавала ей, сначала заведующей отделом культуры, а потом заместителю редактора. И в том и в другом качестве Лариса очень деликатно правила текст. У нее было врожденное чувство языка, чувство стиля, и ей не страшно было сдавать материал, будь то очерк, будь то рецензия или репортаж. Ты знаешь, что она его не испортит.

Сама она писала не так много, больше работала с авторскими материалами. Внештатников в отделе культуры было много, и все интересные люди, которыми мы гордились. Все они были эмоциональными, в общем, яркими личностями.

Над своими материалами работали затратно: разговаривали с десятком людей, собирали фактуру, наблюдали процесс. Однажды ей надо было написать очерк о профессоре-нейрохирурге Александре Ильиче Осне, а времени было в обрез. Она провела с ним два полных дня, посидела на его лекции, поговорила с его учениками, побыла на приеме. Не так, как сейчас бывает. Включил диктофон, герой биографию за чашкой чая рассказал, и в газете журналист выдал, как у нас тогда называлось, “житие святых”.

И рецензии у нее были, и проблемные статьи. Но ее особым личным достижением стала полоса “Диалог”. Идея - выдавать полосы обсуждения острых проблем (и это в 1980-е “застойные” годы!) - принадлежала редактору газеты “Кузнецкий рабочий” Анатолию Никифоровичу Сосимовичу. Но вела “Диалог” Савицкая.

Статьи в полосу писали сотрудники редакции. Кого-то она просила. Чьи-то острые материалы, сданные в секретариат не в полосу, а обычным путем, ответсек Татьяна Валентиновна Кислицына “арестовывала”, как она говорила, и отдавала Савицкой в полосу. В редакции была коллегиальность. Руководил газетой триумвират - Сосимович, Кислицына, Савицкая. Если Анатолий Никифорович что-то писал, он давал прочитать свою статью Ларисе и Татьяне Валентиновне.

…Она тяжело умирала от рака. Я пришла к ней за неделю до ее конца. Не сразу нашла ее в кровати - такая она стала маленькая. Просидела у ее постели около часа. Я не знала, какие слова находить в таких случаях. Перед ней был телевизор, и Лариса жаловалась на обилие глупостей и нелепостей в фильмах, которые она смотрела.

- Знаешь, я ждала, что через день-два умру, а что-то не умирается, - как-то виновато говорила мне Лара.

- А ты и не торопись, - единственное, что смогла ей ответить.
Как все-таки несправедлива жизнь!

Татьяна Тюрина

Источник: http://www.kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/uchitel-pered-imenem-tvoim/?sphrase_id=975872

 

О Ларисе Павловне Савицкой

Середина шестидесятых годов прошлого столетия. В кемеровском Клубе строителей собирался какой-то серьезный комсомольский съезд. По проходу стремительной походкой прошла стройная, очень красивая девушка, не заметить которую было невозможно.

«Савицкая из «Комсомольца Кузбасса», — сказал кто-то с явным почтением. У нее, недавней выпускницы Московского университета, уже была репутация серьезной и глубокой журналистки. И мне, начинающей корреспондентке многотиражной газеты, она казалась небожителем. Могла ли я мечтать тогда о том, что через несколько лет мы с Ларисой Савицкой будем работать в одной газете городской газете «Кузнецкий рабочий» и даже подружимся.

Можно сказать, что «Кузнецкому рабочему» повезло только потому, что молодая журналистка областной молодежки вышла замуж за инженера с КМК Евгения Кравченко и переехала к нему в Новокузнецк. В те времена такое блестящее образование, как у Ларисы Савицкой — журфак МГУ, было редкостью. Выделял ее и опыт успешной работы в газете рангом выше городской.

Начинала Лариса младшим литературным сотрудником, потом была корреспондентом отдела партийной жизни, заведовала отделом культуры, а в 1979 году стала заместителем редактора. Совсем непростая это была должность. Казалось, и не женская. Загруженность — огромная, ответственность — еще больше. И не только за свои собственные публикации. Отвечать приходилось вместе с редактором Анатолием Никифоровичем Сосимовичем за всю газету. И звать Савицкую все стали Ларисой Павловной, кроме тех, кто всегда называл Ларисой.

Свой тяжеленный «воз» Савицкая везла много лет. Но он был ей по плечу, потому что в работе газетчика главное — творческие задумки и их воплощение. Она курировала некоторые отделы и напрямую работала с журналистами, вела тематические страницы. Пером владела блестяще, учила мастерству молодых, всегда поддерживала творческие поиски других, если было нужно, вдохновляла.

Всех поражала ее собственная кропотливая работа по сбору материала — Савицкая никогда не позволяла себе верхоглядства. Без изучения темы, ее осмысления писать не садилась. И не важно, что это было: отчет с городского собрания, очерк об учителе или репортаж. Ни одного пустого или лишнего слова. Это умение было у нее всегда, и особенно заметно стало тогда, когда она вела тему образования.

Конечно же, Лариса Савицкая была принята в члены Союза журналистов. Удостоилась звания «Заслуженный работник культуры РФ», имела и другие вполне заслуженные награды. Но даже полный их перечень не даст представления о личностных качествах этого замечательного человека.

Ей, как и многим другим людям той, еще не рыночной, поры было свойственно бескорыстие и честное служение делу, высокое отношение к жизни вообще. Например, она сдала обратно полученную в редакции трехкомнатную квартиру, когда с мужем и двумя детьми переехала к овдовевшему свекру. А могла бы просто соединить две жилплощади, тем более что с рождением третьего ребенка квартира свекра стала тесной. И свою должность заместителя редактора (в которой проработала более 20 лет) она отдала без сожаления.

Вот какой никогда нельзя было увидеть Савицкую — так это равнодушной. О людях она всегда старалась думать хорошо. Принципам не изменяла, но осмысливала перемены как всякий умный, тонко чувствующий человек. В дружбе была верной и преданной до конца.

Считаю, имя Ларисы Савицкой в историю «Кузнецкого рабочего» должно быть вписано если не золотыми, то очень крупными буквами. Ведь репутация газеты создавалась именно такими журналистами, как она — высокими профессионалами, нравственно и духовно богатыми людьми.

Валентина Мелешкина,

член Союза журналистов России

Источник: http://sjnkz.ru/history/veteran/larisa_pavlovna_savitskaya/

 

Время не лечит

В середине 2007 года не стало Ларисы Павловны Савицкой. Но боль не утихает. Время не лечит и уж тем более не излечивает. И не примиряет с утратой. Почти сорок лет проработала она в "Кузнецком рабочем", куда приехала после "Комсомольца Кузбасса", окончив МГУ.

Полная романтических настроений, Лариса попросила направление в Сибирь. Будучи в командировке в Новокузнецке, девушка встретила молодого инженера Евгения Кравченко. Так она осталась в нашем городе. Родила троих детей - Таню, Павлика и Машу. Лариса очень любила и мужа, и детей. Гордилась ими, но гордость скрывала под легкой иронией.

Любовь к близким гармонично сочеталась в ней с преданностью газете, редакции. Казалось, она любила всех: не важно - корректор это, машинистка или литературный сотрудник. Еще очень ценила внештатных авторов. Мне, ее первой ученице, она постоянно внушала: "Авторов мы должны любить". И никогда не показывала им правку, чтобы не ранить самолюбие.

В материалы вгрызалась, как в научное исследование. Изучала литературу по нужному вопросу, говорила с десятком людей, и все лишь для того, чтобы написать триста строк. Зато работники образования ценили ее, доверяли написанному. Руководители отдела народного образования были в шоке, когда Лариса Павловна ушла в отставку. Она ушла из редакции за год до своей кончины.

Говорят, незаменимых нет. Есть. Как часто мы можем повторять слова песни: "Заменить тебя некем и нечем".

Лариса смолоду была очень красивой женщиной. Ее красота была не агрессивной, не вызывающей. Лариса никогда не держала себя свысока с другими женщинами. Она словно излучала сердечное тепло и доброту. Возле нее согревались.
Ушёл дорогой человек, и если бы не память о нем, была бы только пустота. Незаменимые есть.

"Фотография на память"

В сентябре на бегу - остановилось сердце - умер Виктор Бастрыкин, удивительнейшим (потому что редчайшим) образом сочетавший в себе Мастера с большой буквы и замечательного человека, с которым легко и просто.

Я убежден, что никто не снимал город, как он - Новокузнецк и город вообще. Видел его, как никто другой.

Бастрыкин обожал рукотворное пространство города – ритм плоскостей зданий, контраст между геометрией углов и мягкостью округлых объемов, его завораживали кружева решеток, разного рода металлических конструкций, рифмующихся между собой, как строчки у поэта.

Впрочем, его город состоял не только из плоскостей зданий - он был мокрым от дождя с отражающимися в лужах тучами, желтым от цветущих одуванчиков, с черно-угольными после ливня стволами лип, с матовым светом магазинов, ложащимся на свежевыпавший снег...
Одна из посетительниц его последней персональной выставки в окнах Художественного музея "Город. Фотография на память" сказала: "Удивительно, но они, фотографии, будто сделаны в чужом, незнакомом, но красивом городе. Это снято как будто не здесь. Обычно проходишь мимо..."

Это он делал этот город красивым. Как некогда Бог сотворил нашу Землю прекрасной. Но, увы, не сделал нашу жизнь справедливой.

Боги покинули нас

А в октябре, не дожив до своего шестидесятилетия несколько дней, ушел пронзительнейший живописец Виталий Карманов.

Он, выплескивавший на полотна рай и ад своей души, мог быть разным - мертвецки влюбленным, смертельно пьяным, трезвым, как стекло, вечным юношей и мудрецом, мыслящим парадоксально и инаково - всегда, впрочем, инаково.

Однажды он с горечью заметил, что чувствует себя обувщиком, делающим какие-то страшно изящные туфли для города... безногих. Страшный парадоксальный образ. Как и строки, написанные им на картине "Новая русская семантика": "Боги ушли и больше не возвращались..."

Сильнее всего было, на мой взгляд, именно это его ощущение: боги покинули нас. Я думаю, что так оно и есть.

У Маркеса есть рассказ про ангела, старого ангела, за какие-то грехи сброшенного на Землю. Он, немощный и одинокий, живет в курятнике, пробавляясь пойлом, которым его кормят из жалости. Иногда он словно пробуждается, расправляет крылья. И тогда эти людишки видят - да, это Ангел Божий! 

И потом забывают. Потому что привыкли видеть в других только то, что хотят видеть, - низкое. Они не в силах долго смотреть вверх - это их слепит, пугает.

Татьяна Тюрина

Источник: http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=12398 

Архив новостей