В День печати до «по-советски»

05 мая 2022 

Около 70 лет – с 1922-го по 1991 год – в СССР отмечали День печати 5 мая. С 1992 года этот День перенесли на 13 января, с тех пор его отпраздновали 20 раз. Однако журналисты-ветераны по старой традиции продолжают вспоминать и прежнюю дату.

А как было с профессиональными праздниками у журналистов до установления в России Советской власти? Вряд ли они вообще были. Наверное, так бы ответил на этот вопрос ветеран журналистики Кузбасса, историк Владимир Сухацкий.

 

Можно ли было купить газеты в Кузбассе 100 лет назад?

По словам Владимира Сухацкого, сотрудника музея-заповедника «Красная горка», Кузбасс имеет довольно короткую историю газетной печати.

Так, в 1914 году на территории современной Кемеровской области было только три города – Кузнецк, Мариинск и Тайга. Несмотря на их многотысячное население, школ было очень мало, поэтому большинство людей не умели читать и писать. «Заниматься газетой, да и читать её в таких условиях было практически некому», – говорит Владимир Александрович.

Первая всекузбасская газета «Кузбасс» появилась только в 1922 году (первый номер вышел 7 января).

А в Тайгинском краеведческом музее сохранился экземпляр газеты «Сельская правда» за 1 августа 1924 года, на последней странице которой расположена реклама журнала «В помощь земледельцу». К сожалению, в ней не указывается конкретный год издания, делается только пометка «II» (вероятно, второй год издания).  

Газета сообщает, что «приняла на себя монопольное представительство… по распространению единственного в Сибири сельскохозяйственного и кооперативного журнала «В помощь земледельцу».

Согласно этой рекламе, «В помощь земледельцу» – это ежемесячный сельскохозяйственный журнал из 60 страниц. На первой полосе сотрудники журят читателей за маленькую подписку и призывают активнее выписывать издание. Стоимость подписки на один месяц – 25 копеек, на полгода – 1 руб. 30 коп., на год – 2 руб. 50 коп.

Журнал имел интересный эпиграф: «Имеете огород, корову – без этого журнала, что близорукий без очков, не обойтись». В новый журнал приглашались сотрудники и корреспонденты с мест. Действующими авторами статей были профессора, агрономы, животноводы из разных городов Сибири.

«В Томской губернии с 1908 года издавался журнал «Сибирские вопросы». Часто там публиковали заметки путешественников, которые заходили в губернию. Так они знакомили людей с окружающим миром. Например, в 1908 году было опубликовано путешествие от села Поломошное до Щегловска», – говорит Владимир Сухацкий.

Наталья Исаева

Источник: https://kuzbass.aif.ru/dontknows/1364689

 

Новая книжка журналиста Сергея Черемнова «Ипостаси Евгения Красносельского» пополнила фонд областной библиотеки имени В.Д. Фёдорова

Наш фонд пополнился новой электронной книгой заслуженного работника культуры РФ, лауреата премии Кузбасса – Черемнова Сергея Ивановича, – сообщила на странице «Фёдоровки» в соцсетях руководитель отдела формирования фондов Государственной научной библиотеки Кузбасса Наталья Бибикова.

Новая книга «Ипостаси Евгения Красносельского» – биографический очерк о жизни и творчестве известного кузбасского журналиста 1970-1990 годов Е.Б. Красносельского. Автору посчастливилось работать вместе с этим талантливым человеком.

Евгений Борисович начинал творческий путь в Мариинске – с городской газеты «Вперёд». Был корреспондентом, завотделом, главным редактором областной молодёжной газеты «Комсомолец Кузбасса», трудился в газете «Кузбасс».

В 1991 году вместе с автором книги и коллегами по цеху организовал первую в Кузбассе областную негосударственную телерадиокомпанию АИК («Агентство информации Кузбасса), где стал главным редактором.

Совсем немного: с января 1994-го по 8 августа 1994 года, – дня внезапной кончины Евгений трудился в должности главного редактора городской газеты «Кемерово».

За свои сорок лет он успел сделать немало. Стал одним из первых, кто организовал межрегиональную спартакиаду журналистов Сибири. В ней принимали участие команды из Барнаула, Новосибирска, Томска, Омска и даже Кургана! Под его чутким руководством была создана футбольная команда журналистов «Гонорар-82», которая и сегодня регулярно играет с соперниками в более молодом составе.  

Очерк также рассказывает о жизни российского поколения этого периода, воссоздаёт конкретные факты распада СССР и непростого становления новой российской государственности.

Данная книга продолжает задуманную автором уникальную серию электронных изданий по персонифицированной истории журналистики Кемеровской области.

Познакомится с книгой можно через электронный каталог – https://kemrsl.ru или по ссылке: http://f.kemrsl.ru:8081/iap/DFDL/licenzion/2022/Ipostasi-yevgeniya-krasnoselskogo.pdf 

Источник: https://ok.ru/fedorovkakemerovo/statuses/154839684377552 

 

Главный страх традиционной журналистики. (Из статьи «Смерть и бессмертие печати»)

Многие журналисты подвержены мифам и страхам про убийц журналистики в виде искусственного интеллекта и роботов, технологических платформ и агрегаторов, новых рекламных форматов и расцвета бренд-журналистики. По их мнению, добить профессию контрольными выстрелами должны журфаки, которые не готовят путные кадры, и неблагодарная, вечно деградирующая, аудитория.

Пресса – мастдай (должна умереть – англ.)

«Газеты скоро умрут, а там и вообще – один интернет останется», — декламируют с одной стороны. «Газеты никуда не денутся и ещё вам всем покажут!» – гундят из другого угла.

Автор Андрей Мирошниченко в книге «Когда умрут газеты» пообещал «смерть газет к 2035 году». Тогда, по его мнению, уйдет последнее газетное поколение. И всё станет преимущественно цифровым. Основной аргумент – неспособность трудоёмкой печатной индустрии поддерживать себя в рабочем состоянии.

Книга написана в 2011 году, а мы живём уже в 2022-м и вполне уверенно можем сказать, что реальность выглядит богаче прогнозов.

Безусловно, газеты как источник информации уйдут вместе с поколениями, привыкшими их потреблять именно как основной источник информации. Но это не значит, что газета (а в более широком смысле – печатная продукция вообще) умрет как носитель и формат.

Да, огромная печатная индустрия периодических изданий вымирает, как неэффективный и ресурсозатратный динозавр. Но на место прежним гигантам приходят небольшие «теплокровные» проекты — стартапы, проекты для души, проекты для сообществ и единомышленников.

В этом смысле интересен, например, проект Veter (veterproject.ru). Сначала это был чистый диджитал-проект, но изначально заточенный на поиск единомышленников. А потом сообщество захотело бумажную версию журнала – и она стала выходить в формате альманаха, по сути, под заказ. Чуть позже – «Библиотека ветра» и печать бумажных книг. Вокруг бренда Veter выстроилась своя экосистема: микробренды со схожей философией, фестивали, благотворительные ярмарки, школы и даже собственное коммерческое event-агентство для организации мероприятий.

Или посмотрите на альманах-самиздат Павла Никулина «Moloko plus», где сообщество неравнодушных искателей приключений исследует и описывает самые острые темы современного бытия.

Так зачем нам в ХХI бумажная газета?

Газета по-прежнему остается важным элементом сплочения для малых групп. Корпоративные, школьные, университетские, стенгазеты – теперь их ценность не столько в передаче информации, сколько в передаче сигнала «сделано нашими руками», «сделано для своих», «сделано с любовью». Ценность газеты как продукта коллаборации в этой ситуации выше информационной ценности.

Бросается в глаза также пассаж Андрея Мирошниченко про то, что в 2011 году большинство детей и студентов не знали, что за слово такое «подписка», в том смысле, что речь о подписке на прессу. И что на вопрос, что такое подписка, большая часть студентов ответит – «подписка о невыезде».

Не всякий молодой потребитель внятно объяснит, что такое цифровизация и интернет, а вот преимущества подписки на сервисы легко оправдает своими собственными интересами.

Выходит, бумажный носитель из массового потребления ушёл, но бумажный в прошлом формат отношений с контентом (то бишь – подписка) остался и стал даже ещё более доступным и массовым. Тогда вопрос: а так ли бесповоротно ушёл и бумажный формат? Или есть нечто, что может пробудить интерес к бумаге даже у нынешнего школьника? Иными словами, есть ли что-то за самой бумагой, что и есть высшая ценность?

Цифровая бедность и аналоговый ящик

В марте 2019 года газета «New York Times» разразилась колонкой Нелли Боулз про нищету цифрового потребления и блеск аналогового, непосредственного контакта. Автор отмечает тренд, что цифровое общение перестает быть престижным, а больше сигнализирует о бедности. Теперь люксом и роскошью становится человеческий контакт.

Возможность делать что-то своими руками, для себя и в удовольствие, общаясь вживую с другими людьми и фиксируя свой результат на материальном носителе, – это новая роскошь. Потому создание газеты, журнала, книги – медиатекста в печатном формате при непосредственном общении участников – становится всё более ценным вместе с ростом тотальной цифровизации…

В ещё более широком смысле на помощь бумаге приходит движение за «медленную жизнь» (slow life). Философия slow life изначально появилась как движение против фастфуда. Ну а дальше – стало контртрендом постоянному ускорению и гонке за эффективностью. Эта философия предлагает «замедлиться, чтобы ускориться» и, таким образом, проживать более осознанно и качественно каждый момент жизни, наслаждаться сигналами от своих рецепторов (привет, тактильность и запах бумажных изданий!).

Принт – viva forever?

Впрочем, ещё разрушительнее и обратное заблуждение, что газеты в нынешнем виде не умрут никогда. А принт как-то сам по себе вернется к былому величию.

Здесь важно понимать, что дело не в самом носителе и даже не в поколении газетных потребителей. В борьбе за потребности с получением оперативной, полной, интерактивной информации газеты уже явно не справляются.

Зато та же газета или журнал отлично справятся с организацией людей вокруг общих интересов, идей и ценностей. Для них как сама работа, так и результат, описанный на бумаге, будут фиксацией и подтверждением собственной ценности.

Люди + технологии

Чтобы определенный носитель или медиаформат оказались востребованными, нужно сочетание как минимум двух факторов – доступности технологий и потребности аудитории. Мы же помним, что смартфоны с тач-дисплеями появились задолго до айфонов. Но именно с появлением айфонов все факторы удачно сложились, и технология стала массовой.

В истории технологий и медиа было немало примеров, когда выбор форматов корпорациями надолго определял наше медиапотребление. Начиная с войны Николы Теслы и Томаса Эдисона за стандарты постоянного или переменного тока в XIX веке и заканчивая недавними переделами рынка носителей (HD, DVD против Blue-Ray)...

Спустя время после публикации книги Андрей Мирошниченко о «смерти газет» можно с уверенностью сказать, в чём он, безусловно, прав: эпоха главенства печатных СМИ завершается. Просто потому, что конкурировать за скорость, полноту, разнообразие и мультимедийность с цифровыми носителями и каналами просто бессмысленно. Но не затихает интерес к бумажным носителям и тем возможностям, которые они предоставляют людям с точки зрения их потребностей и ценностей.

Достаточно вовремя поймать и поддержать моду или попытаться создать её самим. Но всё равно эти движения должны базироваться на глубоких невысказанных запросах аудитории, а их актуализация позволяет создать эту волну ажиотажного интереса.

…Мы можем сделать смелое допущение и про бумагу. При том что в книжной индустрии как раз наблюдаются все тенденции к росту, особенно на азиатских рынках. То же и с бумагой: читать цифровые версии книг, конечно, удобно. Но нет возможности взаимодействовать с книгой: листать или открыть на любой странице, уважительно и бережно хранить или, напротив, функционально делать загибы или надписи на полях. Наконец, «погадать» на тексте, произвольно открыв и прочитав загаданные страницы и строки.

И ещё раз о бумаге

Моделей потребления у бумаги множество, и в этом ключ: бумага даёт уникальный пользовательский опыт, переживания, «якорит» приятные переживания и эмоции. «Цифра» же пролетает перед глазами и проходит, как наваждение.

Пожалуй, можно даже выделить такую модель потребления современного человека: сначала он получает некоторое рекламное сообщение (отрывок, тизер, промо-ролик) или сообщение в формате обзора / рецензии / пересказа. Затем, если это попадает в его потребности и инсайты, человек приобретает или бесплатно потребляет цифровую копию. И если для него это оказывается высокой ценностью (и только «если») – он готов за ещё большие средства приобрести бумажную копию, артефакт на материальном носителе.

Так, для книжной индустрии драйвером для продаж бумаги служат электронные копии и интернет-магазины. Причина всё та же: люди устают от изобилия, доступности и цифрового мельтешения, делая выбор в пользу ценного и осязаемого. И даже если книга уже прочитана в электронном виде, её бумажная копия в красивой обложке или с автографом автора будет напоминать о собственных ценностях, важных переживаниях и связанном опыте.

Таким образом, минусы бумаги можно превратить в преимущества…

Сам по себе бумажный носитель …переставая быть массовым носителем информации, всё же сохраняет ценность. И эта ценность связана с эмоциями, восприятием, воспоминаниями людей.

Каждый экземпляр печатной продукции может стать уникальным событием, напоминанием о событии или ценным артефактом.

Макс Корнев,

доцент Института массмедиа и рекламы РГГУ

Иллюстрация: shutterstock.com

Источник: https://jrnlst.ru/glavnyy-strah-tradicionnoy-zhurnalistiki-smert-i-bessmertie-pechati

Архив новостей