Василий Федорович Климов: в основе профессионализма в журналистике лежит любознательность

14 марта 2017 

9 марта этого года на 81-м году жизни ушёл старейший журналист Междуреченска Василий Федорович Климов. Чуть больше месяца назад поздравляли кузбасские журналисты старшего коллегу с юбилеем, выражали надежду, что еще не один год в нужную минуту он поможет, подскажет, посоветует. Но судьба распорядилась иначе…

Судьба Василия Федоровича типична для его поколения.

Он родился 1 февраля 1937 года в селе Кочки, Кочковского района Новосибирской области, в крестьянской семье. Его отец Климов Федоров Алексеевич и мама Климова (Савенкова) Марина Никитична были простыми людьми, жили и работали на земле.

Василий окончил 10 классов сельской школы. Потом – сельскохозяйственный техникум. Получил специальность машиниста башенного крана.

Вместе со сверстниками, да и со всей страной он пережил голодные и трудные военные годы. В пучине Великой Отечественной сгинули его отец и старший брат.

Приехал 20-летним парнем в строящийся Междуреченск, который лишь два года как стал городом. Работал на строительстве Томусинского угольного рудника, слесарем на Томусинской обогатительной фабрике. Ветераны-первостроители города, до сих пор считают Василия Федоровича своим.

Он начал писать в городскую газету «Знамя шахтера» о тех, кто трудится рядом с ним. Его способность коротко, емко высветить любое явление, дать яркую, запоминающуюся характеристику каждому герою своих публикаций была замечена...

Возглавил Василий Федорович многотиражку треста «Томусашахтострой», затем его пригласили в городскую газету, где он руководил отделом промышленности. При этом он увлекался поэзией, знал наизусть множество стихов и сам писал.

Климов, пожалуй, единственный журналист в Кемеровской области, имел ведомственную награду, знак «Шахтерская слава» двух степеней.

Недаром труд газетчика приравняли к шахтерскому труду, считал он. Ведь промышленная тема в СМИ одна из трудных.

Чтобы интересно написать о шахте, надо не только быть хорошим журналистом, но и досконально знать специфику шахтерского труда, - всегда говорил Василий Климов.

…Его коллеги вспоминают: Василий Федорович начинал с рабкоров. Свою первую зарисовку в междуреченскую городскую газету «Знамя шахтера» принес более полувека назад. Его пригласили в газету - литсотрудником. Поработав там несколько месяцев, посчитал, что надо «идти в люди», набираться практических знаний.

Он сменил несколько рабочих профессий и профилей: местом его работы и творческого вдохновения были - обогатительная фабрика, завод крупнопанельного домостроения, строительное управление. Тог­да при газетах были организованы рабкоровские посты: рабкоры сообщали в газету о самом интересном, что происходило на их предприятиях. Но если у кого-то получались скупые сухие заметки, то рабкор Климов приносил в газету живые репортажи и зарисовки, в своих материалах он всегда стремился дойти до самой сути, чем и подкупали читателя его материалы.

Затем, снова вернувшись в газету и став уже ведущим городским журналистом, Климов более сорока лет своей главной темой избрал человека труда. Телевидения в городе тогда не было, и весь цвет междуреченской журналистики работал в газете.

- Любовь к литературе у меня с детства. – рассказывал он в одном из интервью.

- Мой дед был сельским учителем. Отец и старший брат погибли на фронте. У матери нас осталось трое. Она прикладывала все усилия, чтобы мы выросли образованными людьми. Тогда ведь не было ни телевизора, ни интернета. Источником знаний были только книги. Мать наизусть декламировала нам Тютчева, Фета, Плещеева. И мы читали запоем, даже ночью при самодельной коптилке. Когда поступал в техникум, мое вступительное сочинение в качестве образца вывесили на доску. С детских лет я сохранил эту любовь и считаю, что без литературного кругозора, например, не придумаешь даже хорошего заголовка к газетному материалу.

- Своими учителями в журналистике я считаю Таисию Шатскую и Анатолия Бельчика, которые после окончания Свердловского университета молодыми журналистами приехали в Междуреченск работать в газете «Знамя шахтера». Таисия Алексеевна вела при редакции литературный кружок, куда приходили начинающие поэты, прозаики. Читали свои стихи, спорили, общались до полуночи. Я тогда работал на обогатительной фабрике. Помню, как-то, послушав мои стихи, Анатолий Бельчик с улыбкой сказал: «Ну, стихами-то вряд ли на кусок хлеба заработаешь. А попробуй-ка написать что-нибудь о своей фабрике, о людях, а мы опубликуем в газете». Так началось мое сотрудничество с городской газетой.

- Когда мне было 22 года, меня пригласили в штат редакции. Я поработал три месяца и понял: чтобы стать хорошим журналистом, надо знать многое. Фабрику-то я изучил за три года, а вот когда приходил на стройку или шахту, было такое впечатление, что там на другом языке люди говорят.

- Газета требует профессионализма, одними зарисовочками о людях в нашей профессии не обойтись. И я решил вникнуть в производство изнутри. Пошел сначала на завод КПДС, проработал там год слесарем, затем устроился в Томское строительное управление электриком, выучился на машиниста башенного крана, строил дома. Но связи с газетой не терял, активно помогал в выпуске и многотиражной газеты треста «Томусашахтострой» - «Голос строителя». А потом и вовсе стал редактором многотиражки. В типографии познакомился со своей будущей супругой Валентиной Макаровной, она работала печатницей. Производственные отношения переросли в семейные...

- В журналистике мне особенно запомнились 1960-70-е годы. В семидесятые годы я пять раз становился лауреатом областной премии журналистского мастерства. Город в эти годы интенсивно строился, открывались новые угольные предприятия. И журналисты работали на подъеме, с интересом. У меня не было недели, чтобы я не побывал в шахте и не написал репортажа о работе какой-либо бригады. На шахте «Томская», помню, ползал целую смену на пласту метровой мощности. Бригада Оникиенко отрабатывала лаву с помощью узкозахватного комбайна. Комбайн рубит, уголь сыплется на скребковый конвейер и перегружается уже в штольне на ленту, и по ленте плывет на поверхность. Это была уникальная для наших шахт лава, а в Донбассе в основном ведь все такие. И Оникиенко отработал 44 года именно в таких лавах.

- Я согласен с художником Шиловым в том смысле, что вся абстракция в живописи рождается от неумения рисовать, - подчёркивал Василий Фёдорович. - Что касается журналистики, в основе профессионализма лежит любознательность. Я должен все знать сам, мне все интересно. Если я уходил на три дня в тайгу, для меня страшнее всего был информационный голод. Старался потом восполнить и наверстать.

- На предприятие приходишь, начинаешь разговаривать с людьми, интересоваться их работой — многие думают, что я бывший шахтер. Экскаваторщики подозревают, что я инженер по открытым работам, автомобилисты и железнодорожники тоже за своего принимают. Наверное, поэтому и говорят со мной уже на равных…

…Василий Федорович обладал удивительной памятью и через 50-60 лет хорошо помнил имена своих героев, людей труда, помнил их победы и достижения, ставшие основанием для освещения в прессе. Помнит как руководителей, так и рядовых тружеников.

Сегодняшние журналисты нередко обращались к своему ветерану с просьбой уточнить какое-то имя, название ныне не существующего предприятия. Он с удовольствием приходил на помощь.

За многочисленные публикации о людях труда, за материалы о производственных успехах коллективов разрезов и шахт Василий Федорович награжден медалью «За трудовую доблесть» и знаками «Шахтерская слава» II и III степеней. Кроме того, среди его наград - медали «За особый вклад в развитие Кузбасса II степени», «70 лет Кемеровской области», «60 лет городу Междуреченску», бронзовая медаль ВДНХ СССР. Он был удостоен звания ветерана труда.

Его перу принадлежит публицистическая книга, посвященная истории родного города и его жителям, - «У истоков Углеграда». Также он написал тексты для книг, пользующихся большой популярностью, «Междуреченску 45» и «Хроника трудового подвига». Был большим мастером фельетона, частушек собственного сочинения. 

Василий Федорович не расставался с газетой и выйдя на заслуженный отдых. На пенсии он отдался своему любимому увлечению - рыбалке, а в «Контакте» появилась пользующаяся популярностью у читателей его страничка о природе и, конечно же, о рыбной ловле.

Последняя публикация Василия Климова в газете «Контакт» вышла 9 марта этого года... Никто и подумать не мог, что она окажется последней.

До последнего дня Василий Фёдорович состоял в редакционном совете по работе с информационными материалами о городе Междуреченске.

Журналист Василий Фёдорович Климов, без преувеличения, сыграл значительную роль в становлении Междуреченска. За время своей профессиональной деятельности он  провел сотни интервью, побеседовал с тысячами земляков. Как всегда, стремился рассказать  о  знакомых ему с юности людях, скромных тружениках. Его материалы, случалось, публиковали в общесоюзном «Труде» и даже в «Ассошиэйтед пресс».

Тысячи земляков хранят сегодня вырезки с его материалами о близких им людях. Он навсегда вошел в историю города, в строительстве которого так беззаветно участвовал. Он оставил добрый след в памяти тысяч горожан. Василия Климова  по праву можно считать междуреченским летописцем.

А его коллегам, будет просто не хватать умного талантливого ветерана.

По материалам издательского

дома «Контакт».

Архив новостей