(Леонид Михайлович Гержидович ушел от нас 4 марта 2016 года…
Он родился 25 января 1935 года в селе Панфилове Крапивинского района Кемеровской области. В начале 1938 года отец Михаил Иосифович был снят с партийной работы и репрессирован. Семья переехала в посёлок Барзас, где прошли детство и школьные годы поэта. После семилетки окончил Новосибирский техникум физической культуры, служил в армии, окончил спортивный факультет Кемеровского педагогического института.
Жизнь и почти вся деятельность связана с Берёзовским. Работал грузчиком в магаданском порту, литсотрудником в газете, учителем физкультуры, тренером, спортинструктором, разнорабочим в промысловом хозяйстве, пасечником, лесником, штатным охотником-промысловиком. Вот почему в творчестве Гержидовича преобладают «лесные» мотивы. Первые стихи написал в армии. В 1987 году был принят в Союз Писателей России.
Лауреат региональной премии имени Василия Федорова (2002 год).
Печатался в газетах: «Советский воин», «Магаданский комсомолец», «Комсомолец Кузбасса», «Кузнецкий край»; в журналах: «Москва», «Наш современник», «Поэзия», «Охота и охотничье хозяйство», «Свидание с природой», «Огни Кузбасса», «День и ночь» (Красноярск).
Участвовал в сборниках: «День поэзии Кузбасса» (Кемерово,1972), «Весна в Притомье» (Кемерово, 1984), «Дороже серебра и злата» (Кемерово, 1994), «Площадь Пушкина» (Кемерово, 1999), «На родине моей повыпали снега» (Кемерово, 1998), «Собор стихов» (Кемерово, 2003).
Жил в поселке Юго-Александровка Кемеровского района.
Ежегодно (с 2004 года) в поселке по инициативе Леонида Гержидовича проходит литературный фестиваль «Юго-Александровский родник». У родника в большую творческую семью собираются авторы со всей Сибири.
Автор более 10 книг. В их числе:
Песня моя - тайга. Кем. кн. изд., 1970.
Таволга. Кем. кн. изд., 1979.
Хвойный дождь. Кем. кн. изд., 1984.
Кедровый говор. Березовский, 1991.
Матерь-береза. Кемерово, изд. "Сибирский родник", 1993.
Есть в женщине... Березовский, 1994.
Улица. Березовский, 1996).
Несколько лет назад тележурналисты Юрий Светлаков и Елена Стафиевская сняли фильм "Дом". Авторы – давние друзья-приятели поэта Леонида Гержидовича и его жены, тоже литераторши (и на мой вкус, неплохой) Нины Красовой.
Они многажды раз побывали в доме Гержидовича и супруги, что в деревне Юго-Александровке, которая стоит стоит на автотрассе Новосибирск – Иркутск. Об этом доме неутомимый Светлаков снял фильм. Почти «мыльную оперу». На несколько часов просмотра. Да ещё фотокамерой нащёлкал всякого.
Фильм и фотоснимки, конечно, не только о доме. Главным образом о хозяевах. Об их друзьях и родне. Об их дворовой живности. О тайге, которая заглядывает в окна. И главное о том, как надо жить – не рыпаясь и не толкаясь локтями.
Презентация фильма и выставка фотографий в своё время состоялась в областной библиотеке. Я не пошёл. Потому что Светлаков, прочухав мою леность, просто взял и подарил DVD-диск с фильмом и снимками, и, стало быть, надоба, причепурившись, идти куда-то в «общественное собрание», на официальный просмотр, отпала сама собой.
Вообще-то светлаковскую работу так и надо смотреть – дома. Фильм камерный, душевно-домашний. Он ведь и называется – «Дом». Это истинный дом. Не ячейка в многоквартирном строении, где соседских имён так и не узнают, прожив рядом десятилетия. Не вылизанный замок скоробогача с английским газоном под окнами и двухметровым забором, отгораживающим хозяев от чужих глаз и чужой жизни. Это свой и свойский дом: нештукатуренные стены, самодельная мебель, поленница во дворе, баня – русская утеха, огород и двор, заросший разнотравьем, и палка вместо замка, ею подпирают дверь в знак, что хозяев нет дома.
Старомодный дом, надёжный и тёплый, как старые, растоптанные по ноге валенки. Зимой укутанный снегом. По весне плачущий сосульками, просто-таки изнывающими от солнца. Летом окружённый зелёной толпой трав и деревьев.
Гержидович везуч на красивые места. Помню, пацаном я прочёл его первые стихи в топкинской районной газете, тогда она называлась «Ленинский путь». В ту пору Леонид Михайлович учительствовал в селе Усть-Соснове.
Ах, что за село! Представьте обрыв к реке Ине, сложенный из красного камня. Заливные луга, по ним кружит речка, там и сям оставляя курьи, заросшие белыми лилиями. Река Иня тут немного изжелта – её подкрашивают золотом глина и пески, в них вырыто речное русло. А с правого инского бережка в Иню падает Сосновка – чистая, словно слеза, бережки у Сосновки галечные, а чебаки, живущие в её водах серебряные с алыми перьями.
Школа стояла на самом обрыве. Из окон даль и синева. В просторном дворе матёрые лиственницы, а под крылечным коньком никого не боящиеся ласточки. Да тут не захочешь, станешь поэтом.
Кстати, одно время там был пионерский лагерь. Михалыч (так его звали и воспитатели и воспитанники) летом служил в том лагере физруком. И инструктором по рыболовству – многих мальчишек он заразил этим славным делом. Мой одноклассник Вовка Перебеев дожил до 70-ти, но все те рыбалки помнит.
А посёлок Барзас – родина поэта? От плотины, перегораживающей одноимённую реку, – круто вверх тёплый от весеннего солнца дощатый тротуар. И пихтовый бор, вернее, борик – прямо в центре. Речка, огибая селение, уходит в тайгу. В ту самую, где Гержидович жил многими месяцами, не тяготясь одиночеством – только пустые люди боятся себя и тратят время на междусобойные разговоры ни о чём и пустые клубные тусовки.
Юго-Александровка из ряда бесконечно милых сибирских мест. И стихи, слагающиеся там, естественны и органичны. Они рождаются будто между делом, сами собой. И читаются поэтом (тут я опять про видеоряд Светлакова), как бы застигнутым врасплох: то сидящим на лавочке, то привалившимся к домовому углу, то за столом – вместо складных грузинских тостов.
Светлаков, как мне кажется, вообще не любит сценариев и постановочных кадров. Он не ставит свет, обходится без ассистентов и помощников. Поэтому ничего придуманного в этих работах нет. Всё безыскусно.
Вот млеющие от нечаянной ласки кошки и собаки. Картофельный клин, поднявшийся ботвой. Поэт Гержидович идёт растапливать печку в бане – старая куртка порвана на спине. Его супруга продавала колбу на трассе и хвастает: «Двести рублей сегодня заработала!»
А это в гостях поэт Дмитрий Клёстов – он приехал из Гурьевска порыбачить. И новые стихи прочесть.
Дожив до преклонных лет, до возраста мудрости, отдав одну жизнь школьному учительству (воспитанники его посейчас помнят и шлют письма из разных городов), другую – тайге, а третью – творчеству, Леонид Михайлович Гержидович так и не стал профессиональным литератором. То есть человеком, погружённым в себя и своё самолюбие, в межличностные интриги, в подхваливания коллег в расчёте, что потом похвалят тебя.
Он жил в своём собственном доме. Своей собственной, не зависимой от конъюнктурных соображений жизнью. И иногда к нему приезжали друзья…
Он умер вчера.
х х х
Где метляк под елью мглистой
В золотой склонило сон,
Подарю тебе монисто –
Лунных блесток перезвон.
Уведу тебя отавой
За широкие стога.
Будет лось золотоглавый
О сосну точить рога.
Утро вспыхнет свежим чудом,
Белка цокнет на сосне. …
Что нам суды-пересуды
О тебе и обо мне!
Берега твои крутые
Видеть я ль не рад?
Катит камни золотые
Золотой Китат.
Золотистое светило
С поднебесных круч
В перекаты обронило
Раскаленный луч.
И когда, под солнцем тая,
Золотой наряд
Сбросит осень залотая
В Золотой Китат,
Ветер ивы приголубит,
Тихо, как во сне,
Прикоснутся мои губы
К золотой волне.
х х х
Умру - душа останется.
У речки поутру
Присядет вечной странницей
К рыбачьему костру.
И рыбаков по случаю
На росном берегу
Я страстью неминучею
Незримо обожгу.
Им с сущим пониманием
Вселю благую мысль:
Чем дышит мироздание
И как струится высь.
Чтоб им в злобе нечаянной
В сердцах не замутить
Речушки нескончаемой
Божественную нить,
Не заболеть под кущами,
Под гнётом нищеты,
Пытая долю лучшую
Нехваткой доброты.
В забои и на пахоту
Нести благую весть
И жизнь любить распахнуто
Такой, какая есть
Василий Попок,
ветеран журналистики Кузбасса
P.S. Книгу Юрия Светлакова и Леонида Гержидовича «Диалог» читать здесь: слово-сочетание.рф