Виктор Михайлович Воронов был одним из лучших операторов кузбасского телевидения

08 апреля 2021 

В трудовой книжке Виктора Михайловича есть запись от 21 февраля 1958 года: принят на работу техником радиотелецентра. Ему тогда было всего 24 года. Он мечтал о том, чтобы связать свою жизнь с телевидением, которое только-только начали организовывать в Кузбассе.  

Виктор родился 20 сентября 1934 года в деревне Сухово Кемеровской области в семье рабочего. После службы в армии показывал кино в агитмашинах, потом работал на Кемеровском мехзаводе. В январе 1958 года пришёл на Кемеровскую студию телевидения.

Именно Виктор Воронов 22 апреля 1958-го, в день самого первого эфира Кемеровской студии телевидения (КСТ), отвечал за работу кинопроектора, показавшего фильм «Семья Ульяновых».

Сегодня остаётся всё меньше кузбассовцев, которые помнят тот знаменательный день, который в середине ХХ века буквально перевернул жизнь кемеровчан и жителей окрестных городов, впервые увидевших в своих первых новеньких «пузатых» телевизорах с маленькими экранами первую местную передачу.

И с первых дней работы Виктор на себе почувствовал, как это непросто – выдавать в эфир кемеровскую программу. Молодой коллектив КСТ ответственно готовился к этому событию. Ведь срывов быть не должно. Виктор Михайлович не раз припоминал потом, как в оставшиеся до эфира последние дни люди буквально сутками не спали. 

Вспоминая начало телевидения Кузбасса, Фёдор Мефодьевич Ягунов, известный журналист, ставший впоследствии главным режиссером Кемеровской студии, рассказывал:

«И вот наступило 22 апреля 1958 года. Приурочено было это событие, как принято, к знаменательной дате – дню рождения В.И. Ленина. В Кемерове и его окрестностях засветились экраны телевизоров. За режиссерский пульт сел первый режиссёр студии Леонид Андреевич Швидко, заслуженный артист Узбекской ССР. За камерами встали наши операторы Юрий Командиров и Вадим Литвинов.

Юрий Иванович Командиров рассказывал мне позднее:

«В тот день все начали волноваться, едва приехали на студию. В новеньких аппаратных суетились старший инженер Иван Иванович Овсейчук с девчонками, приехавшими работать в Кемерово, на телевидение, из Иваново. Волновался в телекино наш первый киномеханик Виктор Воронов. Мне кажется, волновались даже телезрители. Ведь никогда ещё на только что купленных ими телевизорах не было подвижного изображения, и они с нетерпением ждали его. Казалось, спокойными были только настройщики из Москвы».

И вот на камере зажглась красная лампочка: «Передача». В кадре – Татьяна Андрюшина (Болотникова):

- Здравствуйте, товарищи! Начинаем пробные передачи Кемеровской студии телевидения. Смотрите художественный фильм «Семья Ульяновых».

Леонид Андреевич Швидко нажимает кнопку. В аппаратной по другую сторону коридора заработал кинопроектор. Режиссер передвигает на пульте ручку микшера, и – кинофильм в эфире. Волнение исчезло только после закрытия программы Галиной Шевелевой (Скударновой)…»

В действие введена была только малая, так называемая макетно-дикторская, студия. В остальные дни с утра и до глубокой ночи шло дальнейшее отлаживание сложнейшего оборудования и обучение персонала как технического, так и творческого. Вместе с другими осваивал новую профессию и Виктор Воронов. Уже 30 января 1959 года он стал киномехаником студии телевидения.

В течение первого полугода передачи КСТ выходили три раза в неделю. Информацию о новостях в то время доверяли озвучивать с экрана только дикторам.

Чтобы сделать репортаж, журналист с оператором выезжали на место события. Оператор снимал репортаж на плёнку, затем «картинку» монтировали – склеивали вместе нужные куски отснятого материала, журналист писал необходимый для сюжета текст. И диктор для телезрителей читал текст в эфире на фоне видеоряда.

Работа оператора на КСТ ценилась очень высоко. От его умения на телевидении, делающем первые шаги, зависело очень многое. Прежде всего, только оператор мог дать зрителю понимание, как «выглядит» та или иная новость.          

Виктор хотел быть в гуще событий, его манила романтика поездок, новых мест, встреч с известными людьми. И он, уже став ассистентом кинооператора, скрупулёзно вникал в детали профессии, учился у профессионалов тонкостям непростого дела. Как подчёркивал он впоследствии, это была учеба, в которой не было учителей и не было учебников. Все постигалось в процессе работы.

Поскольку первые телекамеры, появившиеся на телевидении в Кемерове, представляли собой большие стационарные устройства, пригодные для работы только в студии, – вес такой камеры и штатива был 160 килограммов – репортажи тех лет снимали только на кинокамеры.

Вот ещё строки из воспоминаний ветерана телевидения Ф.М. Ягунова:

«Уже в июле 1959 года на студии стала создаваться киногруппа. Телеоператора В. Литвинова, согласно его горячему желанию, перевели в кинооператоры. К нему, для организации будущей кинолаборатории, присоединили киномеханика из кинопроекционной аппаратной Виктора Воронова. Студия к этому времени получила две узкопленочные (16 мм) кинокамеры «Пентафлекс» немецкого производства. Автора этих заметок, работавшего ответственным редактором на областном радио, по его просьбе перевели на студию и назначили редактором (руководителем) киногруппы.

О том, как снимают фильмы, я имел смутное представление. Раздобыл книжку для начинающего кинолюбителя и сел писать сценарий. Первую свою работу мы решили снимать об отдыхе трудящихся азотно-тукового завода (ныне «Химпром»), имевшего свою турбазу на берегу Томи: река, лодки, рыбалка – местная экзотика!

Я таскал за Литвиновым аккумулятор и строго следил, чтобы он снимал «по сценарию». Работали мы увлеченно, радуясь, что нас принимают всерьёз – телевидение приехало! Однако в душе я сильно переживал за результат.

Потому что хотя и прочитал в книжке, как и вследствие чего неподвижные на киноленте кадрики изображения начинают двигаться на экране, полностью поверить в это ещё не мог. Но, о чудо! Когда Витя Воронов проявил снятую нами плёнку на сделанном его же руками барабане, который в тёмной комнате надо было крутить руками, чтобы лента равномерно смачивалась фоторастворами, высушил плёнку и показал её с помощью кинопроектора на белой стене нашей «лаборатории», и мы увидели, что люди – бегают, лодки – плывут, а лунная дорожка на гладкой речной воде фосфоресцирует, я лично готов был плясать от радости!

Мы смонтировали динамичный, как нам казалось, киносюжет на 12 минут и торжественно понесли сдавать его для показа в эфире. Сергей Иванович Крупко, механик кинопроекционной, прокрутил ленту на моталке и схватился за голову: «Да у вас здесь сплошные склейки! Не приму». Ну, а как же без склеек? Копировальной машины у нас не было. Из кусков негатива мы склеили ролик...

С.И. Крупко, опытный киномеханик, до ТВ работал в кинотеатрах и руководствовался, естественно, техническими правилами кинопроката, своих телевидение ещё не выработало. А согласно кинопрокатовской инструкции на одну часть киноленты допускалось не более двух склеек. А у нас – полсотни! Так и не показал Сергей Иванович наш фильм. Первый блин вышел комом. Потом все утряслось.

В каждом выпуске «Телевизионных новостей» показывалось до десятка киносюжетов. Были они неозвученными. Тексты к ним во время показа подчитывали дикторы из-за кадра».

В 1961 году упорному Виктору Воронову присвоили-таки квалификацию кинооператора. Он много трудился, целиком отдавал себя любимому делу, никогда не отказывался выезжать в командировки, если надо, работал и днём, и ночью.  

А молодое телевидение Кузбасса росло и развивалось с каждым годом. В 1961 году КСТ вещает уже шесть раз в неделю, кроме вторника. По будням – эфир начинается в 19 часов.  Обязательно даются выпуски «Последних известий». В субботу и воскресенье вещание открывалось ещё раньше. Начиналось оно передачами для детей: для малышей «мультик», для старших – что-нибудь из школьной жизни. Завершался телевечер художественным фильмом. Рос и объём работы оператора, усиливались требования к качеству съёмок.

У оператора Воронова обнаружилась настоящая «творческая жилка», которую так высоко ценили его коллеги. Поэтому с ним любили работать режиссёры и журналисты – авторы программ и передач.  

Примерно с марта 1963 года передачи КСТ стали ещё продолжительнее, разнообразнее по тематике. Они начали занимать уже семь вечеров недели. Интересно, что не все телезрители отнеслись к этому однозначно. Фёдор Мефодьевич Ягунов в своей публикации приводит в пример строки из одного такого «сердитого» письма:

«То, что вы (КСТ) лишили нас единственного выходного во вторник, это плохо. Когда же мы теперь должны делать свои домашние дела?»

Телезрители Кузбасса, научившись включать, не научились ещё выключать свои телевизоры, просиживая у экранов весь вечер. А каково же тогда было авторам передач!? Ведь, прежде чем выпустить в эфир, их надо было сделать. Поэтому телевизионщикам часто приходилось работать сверхурочно, без выходных, вспоминал Виктор Михайлович, дома родные иногда «теряли» их на работе.

Виктора привлекают уже не только к съемкам  сиюминутных сюжетов. Оператору Воронову принадлежит соавторство в создании более крупных видеоработ – документальных фильмов, киноочерков. Среди них такие, как киноочерк «Сын» (1974 г., автор сценария – Т. Маслова, режиссер – В. Фотин, оператор – В. Воронов, звукорежиссёр – Е. Гафнер, монтаж - Г. Мищанинова). Эта работа была высоко оценена специалистами: получила поощрительную премию Союза журналистов СССР на фестивале военно-патриотических программ.

Полюбился телезрителям и киноочерк «Земное притяжение» (1979 г., над ним работали Л. Скорик, Л. Снежко, В. Воронов, З. Естамонова). Фильм рассказывает о знаменитом земляке-кузбассовце, космонавте Алексее Архиповиче Леонове.

Киноочерк «Липовый остров» (1969 г.), сделанный в соавторстве З. Естамоновой, Г. Егоровым и В. Вороновым, занимает в творчестве Виктора Михайловича особое место. Единственная в Кузбассе липовая роща (липовый остров) расположена в трёх километрах к юго-востоку от села Кузедеево в Новокузнецком районе. В очерке рассказывается, что липняки не имеют аналогов в Сибири. Они представляют эталон коренной растительности Алтае-Саянской горной области, отражающий историю формирования растительности Сибири, начиная с плиоцена. Наша липовая роща - это самая большая в Сибири формация широколиственного леса, которую надо беречь и охранять. Кроме этой рощи, такой тип леса в Сибири встречается крайне редко.

Виктор Михайлович любил снимать природу. Не случайно именно его привлекли в качестве оператора к работе над популярной передачей «Страницы природы», которая много лет не сходила с экранов областного телевидения. Её придумала и все эти годы режиссировала и вела Зоя Николаевна Естамонова. Выпускница филологического факультета Ленинградского университета, она пришла на КСТ в январе 1960 года и проработала здесь до той поры, когда уходят на пенсию. По её сценариям в Кемерове было поставлено множество передач.

Но особенно телезрители любили её тележурнал «Страницы природы». Кузбассовцы старшего поколения помнят его и до сей поры, потому что здесь впервые в СМИ того периода поднимались вопросы социальной экологии, столь болезненные для Кузбасса. Благодаря творческому коллективу, в который входили и Борис Антонов, Владислав Ровицкий, Валентина Збышинская, Михаил Бакшаев, и в котором оператор В.М. Воронов, безусловно, занимал особое место, все выпуски тележурнала отличались глубоким знанием материала, тонким художественным анализом и вкусом.

Стержнем этих самых жизненных передач КСТ стала настоящая гражданственность, защита лесов, полей и рек, животных и птиц, растений от уничтожения варварской угледобычей, страшным браконьерством, нецивилизованным хозяйствованием.

Начавшиеся на КСТ в 1966 году, «Страницы природы» в течение 12 лет смело вели острую полемику с бездушным отношением человека к окружающему миру, интересно рассказывали о тех, кто любит и защищает природу. В передачах были использованы буквально километры видеоматериалов, отснятых Виктором Вороновым. Борисом Снежко и Сергеем Мякишевым в ходе небезопасных рейдов охотинспекторов,  инспекторов рыбоохраны и специалистов санэпиднадзора, судов над браконьерами и негодными руководителями.

В поисках сюжетов Виктор Михайлович проехал и прошагал сотни километров по берегам Томи, по тропам кузбасских лесхозов, по горам Шории, побывал в Темиртау у знаменитого учёного Анатолия Дьякова, в деревнях Ленинск-Кузнецкого района, Мысков и десятков других населённых пунктов и предприятий Кемеровской области.   

Стремление к многоплановости и масштабности тележурнала определялось как географическим разнообразием территории области, так и её промышленной и социальной насыщенностью.

За счёт творческого подхода к делу таких операторов, как В.М. Воронов, на Кемеровской студии ТВ никогда не стремились облегчить себе жизнь упрощенными передачами типа «говорящая голова». Благодаря операторам, все замыслы, все придумки режиссёров не становились пустыми мечтаниями, а превращались в яркие зрительные образы.

Известный мастер операторского мастерства А.Д. Головня в книге «Мастерство кинооператора» писал: «Профессия оператора требует особой работоспособности. Оператор должен быть не только энергичен, организован и решителен на съёмках, но и способен к длительной и настойчивой работе. Ему необходимо обладать большой физической выносливостью, выдержкой и самообладанием, чтобы в самых трудных и опасных ситуациях суметь снять объект с наивыгоднейшей точки, наивыгоднейшим ракурсом, внаивыгоднейшей момент, при лучшем освещении».

Виктор Михайлович отвечал этим высоким требованиям в полной мере. Именно за эти профессиональные качества его пригласили работать в кузбасский корреспондентский пункт Гостелерадио СССР, где он почти на два десятка лет – с 1978 по 1996 годы – стал оператором-корреспондентом Центрального телевидения по Кемеровской области. Всё это время он работал  с собственными корреспондентами Центрального телевидения Геннадием Кондауровым и Николаем Чирковым.

Николай Васильевич Чирков, который родился в 1935 году в Омске, окончил Томский политехнический университет, жил и работал в Казахстане, долгое время был собственным корреспондентом Центрального телевидения и Всесоюзного радио по Кемеровской и Томской областям. По его сценариям его было снято более 30 документальных и научно-популярных фильмов. Оператором многих из них стал Виктор Воронов.

В одной из публикаций Н.В. Чирков писал: «Иногда полезно заняться статистикой. Цифры не только сухи – это их внешняя сущность! – но и красноречивы, способны рассказать о многом. Вот лишь частный пример. За 25 лет корреспондентской работы в Кузбассе я подготовил для Центрального телевидения около шести тысяч репортажей, очерков, документальных и научно-популярных фильмов».

Без острого операторского глаза и твёрдой операторской руки тут никак нельзя было обойтись. Сюжеты из Кемерова шли на ЦТ практически ежедневно, возвышая Кузбасс, обозначая зримо его роль и место в отечественной истории. Эти репортажи показывали и телекомпании в зарубежных странах – в Австралии, Франции, Японии, Чехословакии, Финляндии.

Мне нравилась такая работа, вспоминал и В.М. Воронов, наши сюжеты с удовольствием показывали и в программе «Время», их с охотно закупала лондонская всемирная служба информационного обмена. 

Выйдя на пенсию, Николай Чирков организовал на телевидении Кузбасса популярные среди зрителей передачи и программы - «Сибирская веселуха», «На золотом крыльце сидели», «Песни, рождённые в Кузбассе» (выходили в эфир в 1997-2002 гг.). К операторской работе над новыми передачами он снова привлёк своего коллегу и товарища Виктора Воронова.

Особенным зрительским спросом пользовались выпуски телефестиваля «Сибирская веселуха», который собрал лучших музыкантов, певцов, танцоров области. В этой программе раскрылись талант, удаль, задор любителей народной музыки, песни и танца. Фестиваль был чрезвычайно популярен среди селян. В нём принимали участие коллективы художественной самодеятельности самых удаленных деревень и посёлков области, народные мастера и умельцы. Записи программ проходили в сельских клубах и домах культуры в режиме «прямого эфира» с использованием передвижной телевизионной станции. Всего в эфир вышло 18 телепрограмм.

«Почти три года странствовали мы с телевизионной бригадой по деревням, вслушивались в народные песни, в дивный образный язык, любовались рукодельными ремёслами, - рассказывал Н.В. Чирков о работе творческой группы над этими циклами программ. - И ещё одна причина заставляла действовать немедленно. Многим старикам, хранителям народных ремёсел и традиций, осталось жить на земле не так уж много: постарели, одряхлели, притупились памятью. Грех было не снять на плёнку сбережённые ими сказы, насмешливые самородные частушки, старинные обрядовые песни, духовные песнопения, не попытаться сохранить для потомков ускользающую народную жизнь».

В итоге в 1999 году на I телефестивале «Моя провинция» в городе Борисоглебске «Сибирская Веселуха» получила 1 место. Тогда же стала победителем в номинации «Фольклорная программа» на «Евразийском телефоруме – 99».

На I Всероссийском телевизионном фестивале-конкурсе «Моя провинция», который проходил в Сургуте, выпуски областного телефестиваля народного творчества сельских районов Кузбасса «Сибирская веселуха» получили главную премию.

Да и в Кузбассе, судя по письмам и опросам, передача уверенно захватила первенство, опередив по популярности многие программы областного телевидения.

За особые заслуги и высокий вклад в развитие профессии оператора Виктор Михайлович Воронов был отмечен званием «Отличник телевидения и радио».

Известный кузбасский телевизионщик Юрий Светлаков в одной из своих книг написал: «Труд тележурналиста (включая и труд телеоператора), труд подчас страстный, вдохновенный, умирает прежде самих создателей, это так. Но я бы поостерегся жалеть их, отдавших свои лучшие годы постижению этого великого изобретения, ставшего скоро необходимой принадлежностью жизни людей. Причастность к телевидению позволяла им находиться в гуще событий, отыскивать и нести людям частицы интересного, неповторимого и тем быть счастливыми. ...Одни приходили и, мелькнув на кузбасском экране, исчезали. Другие прикипали душой к студии, к Кузнецкой земле и оставались надолго, нередко до последнего своего вздоха... Более того, установлено, что профессия кинооператора находится в первой десятке самых опасных профессий, таких, как шахтёр, космонавт, лётчик.  Мои соратники «по камере» не раз рисковали жизнью ради уникального кадра...»

Виктора Михайловича Воронова не стало в 2004 году... Он был верен телевидению до конца.

Сергей Черемнов

По материалам Internet

Фото из архива ГТРК «Кузбасс»

Архив новостей