Виктор Викторович Болотников: «Интересно ли телезрителю?»

02 августа 2018 

(Автор Виктор Викторович Болотников – журналист областного государственного телевидения и радио ГТРК «Кузбасс». Окончил факультет журналистики Московского государственного университета – в составе первого выпуска специализации журналистов радио и телевидения. В Кемерово приехал по распределению.

С 10 августа 1955 года работал корреспондентом областного радио. А с 1 февраля 1959 года стал ответственным редактором Кемеровской студии телевидения.

С 1964 по 1966 годы и с 1988 по 1991 годы был главным редактором общественно-политического вещания областного государственного телевидения. Работал в Кемерове до 1993 года.

Последние годы жил и работал в Новокузнецке, возглавляя здесь корпункт Кемеровской студии телевидения.

Автор сценария и режиссер, совместно с Ф.М. Ягуновым, первого киноочерка Кемеровской студии телевидения «Песня о Междуреченске» (1961), автор сценария киноочерка «Кия-Шалтырь» (1961), соавтор сценария и режиссер киноочерка «Орджоникидзе, 7» (1965), автор сценария киноочерков «ЗапСиб. Продолжение» (1974), «Трудная жизнь миллионера» (1979) и других произведений.

Сегодня Виктора Викторовича уже нет с нами…).

В специальной литературе ведутся споры о том, искусство телевидение или нет, если да — то ищут корни его «синтетической» природы. Телевидение называют и малоформатным кино, и театром на дому. Зрителю нет дела до этих споров, ему безразличны специальные термины. Ему важно: трогает телевидение за душу или нет. Будит мысль или нагоняет скуку? Помогает или мешает отдыхать? Ему нужны интересные передачи.

Вот здесь-то и начинается самое трудное. Один из зрителей при­знает только новые фильмы и эстрадные концерты, другой жалуется, что мало симфонической музыки, третьему позарез нужны учебные программы. Маленький экран — слуга многих господ. И всем не угодишь, тем более, сразу.

Семь лет назад, когда пробные передачи шли по 2-3 часа два раза в неделю, казалось, телевидение устраивает всех. Телевизоров было меньше трех тысяч. Сейчас их в Кузбассе в 100 раз больше. Ни в одной области нет такого числа мощных ретрансляторов, как в Кузбассе. А скоро появятся новые — в Анжеро-Судженске, Мариинске и Таштаголе. Не останется в Кузбассе уголка без телевизионных антенн и света голубого экрана. В конце 1967 года придет к нам и московское телевидение. Сейчас телевидение приходит в семьи ежедневно на 4-5 часов. Гостя ждут, но не всегда им остаются довольны. Спрос на хорошие передачи растет гораздо быстрее, чем предложение таких передач со стороны телевидения. Зрители пишут — спрашивают строго и сурово. Но, пожалуй, еще строже спрашивают на редакционных летучках: почему не получился репортаж или не удалась телевизионная постановка?

Верно, что телевидение — слуга многим и многих. Точно так же верно, что телевидение стремится угодить многим вкусам сразу. Никуда от этого не уйдешь.

Но, кроме разности вкусов, есть и единство оценки. Если сегодня вступила в строй шахта «Карагайлинская», и вечером идет кинорепортаж об этом событии — передача интересна и любителю легкой музыки. Если трое умных интересных людей на экране горячо спорят, существовала ли Атлантида, вы начинаете прислушиваться, как бы далека она ни была от ваших интересов.

Если ТВС студенты горного и медицинского институтов ведут в самом деле весело и со смекалкой — не беда, что их турнир затягивается. Если на экране телевизионная опера или хороший концерт — перестают сердиться и любители новых кинофильмов.

Ну, а если лектор, не отрываясь от шпаргалки, говорит старые, известные всем истины, хочется, чтобы он на минутку стал зрителем и послушай бы себя со стороны. Мучительными становятся даже недолгие 10-15 минут.

Подготовить хорошую передачу трудно. Испортить — очень легко. Ведь на телевидении ее дела­ют много людей. Одна плохая фраза журналиста, один кадр не в фокусе, один перепутанный помощником режиссера рисунок, не вовремя выданный шум или музыка — и передача испорчена.

Кемеровскому телевидению восьмой год. Значит, есть ветераны и новички. Есть люди, которые добирались к одинокому зданию телецентра без дорог и транспорта. Есть, как, наверное, везде, люди увлеченные и равнодушные. Увлеченных больше. Свет в двухэтажном здании не гаснет сутками. Телевидение не работает «до пяти». И даже до десяти. Когда гаснет голубой экран в ваших квартирах, павильоны студии не пустеют. Они переходят в руки телевизионного кино. На экране не всегда ясно: снята передача на пленку или идет из студии. Но лишь по фильмам могут судить о нашей студии в Москве или Хабаровске, во Фрунзе или Норильске. Из фильмов Кемеровской студии узнают о труде и жизни Кузбасса телезрители нашей страны. А фильмы, как правило, делают ночью. Ночью приезжают на съемку актеры и герои фильмов, ночью монтируют и озвучивают фильм. Ночью приходится работать и лаборатории.

Помните работы детской редакции «Кит и Кот», «Приключения Буратино»? Маленькие, одночастевые ленты. Чтобы ребятишки увидели их в объявленное в программе время, сутки без отдыха провела в лаборатории проявщица Вера Калдинская. А когда фильмы посмотрела на экране автор и режиссер В.В. Снегирева, отдавшая фильму много нелегких дней, она в ужасе схватилась за голову: «Опять ничего не вышло!» Правда, потом из Москвы пришла телеграмма: «Больше присылайте фильмов для детей. В Сибири вся надежда на вашу студию. У вас получается». А почему получается? Наверное, потому, что Вера Владимировна Снегирева — один из самых увлеченных работников телевидения.

С не меньшим увлечением работает и Юлий Аронович Вишневский. Юрист по образованию, по образованию, он, наверное, ни на что не променяет телевидение. Если зрителю понравился очередной выпуск «Горчичника» — значит, редактор В. Цукров и режиссер В. Збышинский готовили его с увлечением. Если за телекамерой А. Синицын, а за пультом главный режиссер В. Руденский — жди хороших кадров. Причина та же. Плюс, конечно, знание своего дела. Когда работает режиссер Ф. Ягунов, его увлеченность с первого взгляда и не угадаешь. Он спокоен и собран. Но в его увлеченности — большая доля успеха и «В мире удивительного» и «Турниров веселых и смекалистых» и фильма «30 лет спустя» — о строителях Запсиба. А с какой любовью готовит В. Козырева передачи на антирелигиозные темы, А. Вахонин — оперативные репортажи, А. Блехман — телевизионные операторы.

Впрочем, список не стоит про­должать, чтобы не обвинили автора в отсутствии самокритики.

Вывод? Передача получается, если ее готовили с любовью и знанием дела. И у телевидения не только сегодня праздник — он всегда, когда зрителю интересно»,

Виктор Болотников.

Источник: газета «Кузбасс», 7 мая 1965 г., №106.

Архив новостей