Владимир Александрович Цукров – журналист, педагог, учёный

01 августа 2022 

В 2022 году ветеран труда Владимир Александрович Цукров отметил 90-летний юбилей. Он родился 20 февраля 1932 года на Украине – в деревне Калиновка Криворожского района Днепропетровской области.

Великая Отечественная война застала Цукровых в городе Кривой Рог, куда они переехали незадолго до начала боевых действий.  Глава семьи ушёл на фронт, а Владимира вместе с матерью и братом эвакуировали сначала на станцию Лабинскую на Кубани, а затем в Туркмению.

В августе 1942 года они перебрались в Кемерово к родственникам. Мать Владимира устроилась здесь на «Азотно-туковый завод», а мальчик пошёл учиться в школу. После окончания десятилетки Владимир поступил в Ленинградский кораблестроительный институт на инженерно-технический факультет, но некоторое время спустя решил получить другую профессию и пошёл на историко-филологический факультет Томского государственного университета.

В 1956 году, после получения диплома, он остался работать в университете – инспектором по научной работе. А потом стал заведующим спортивным отделом томской областной молодёжной газеты «Молодой ленинец».

Затем Владимир решил вернуться к родным в Кемерово. Здесь он устроился журналистом спортивного отдела газеты «Комсомолец Кузбасса».

***

В конце «пятидесятых» в его жизнь вошло телевидение. В июне 1959 года Владимира Цукрова пригласили на Кемеровскую студию ТВ. Сначала он был ответственным редактором выпусков новостей. А когда на КСТ создали отдельную редакцию информации и спорта, его назначили её первым руководителем. Именно под его началом вышли в эфир первые выпуски «Новостей Кузбасса». С той поры на полтора десятка лет Владимира Цукров оказался связанным с телевизионными репортажами, очерками, передачами.

Телевидение Кузбасса, да и всей Сибири, тогда только становилось на ноги. И о Владимире Александровиче можно с уверенностью сказать: он был среди первых, тех, кто создавал и поднимал на высокий уровень наше областное телевидение – то, которое сегодня носит имя государственной телерадиокомпании «Кузбасс».

«На студию я пришёл из газеты, – иронизируя, делился воспоминаниями Владимир Александрович в небольшой заметке «Первая съёмка». – Первую свою съёмку для «Телевизионных новостей», куда меня определили, назначаю на стадионе «Химик». В спорте я кое-что понимал, а потому надеялся за бегущими, прыгающими и метающими скрыть наличие у меня отсутствия (или – отсутствие наличия?) истинных качеств журналиста.

Минута в минуту приходят операторы. Оба – Викторы. Рассказываю, что будет происходить, показываю возможных победителей, советую, что бы такое-этакое снять. Многие спортсмены по старой памяти здороваются со мною, что явно повышает мой авторитет в глазах операторов. Сами же они рассуждают о ракурсе, фокусе, крупности плана, съёмке с движения, какой-то скрытой камере и ещё Бог весть о чём, мне совершенно недоступном. С любопытством ребёнка рассматриваю «Пентафлекс» До этого я такие в глаза не видел, как, впрочем, и любые другие. Я, если честно, и фотоаппарата в руках не держал.

Начались соревнования. Я бегаю с блокнотом, ребята – с пулемётами – «Пентафлексы» строчат, как тот Анкин «Максим». Операторы из кожи вон лезут: снимают и с самой земли и сверху – с трибун, и рядом со спортсменами бегут, и в лицо им камерами тычут. Что тут скажешь – мастер он и есть мастер.

А на следующий день сами монтируем сюжет, хотя, и не царское это дело – на то монтажница приставлена. Я, само собой, в монтаже ни бельмеса. Но выставлять себя полным профаном перед профессионалами не хочется. А потому, что-то советую, во что-то вмешиваюсь и вообще суечусь.

Смонтированный материал принимают без особых замечаний. Текст, правда, как та кошка, гулял сам по себе (сегодня это, кажется, норма). Сюжет как-то неожиданно начинался и столь же неожиданно заканчивался, но ведь всё в кадре двигалось и всё было видно. Я остался доволен. Оба Виктора – тоже. Причём не только собой, но и, как не странно, мной тоже. Поскольку сразу же после выхода сюжета в эфир попросили взять их на следующую съёмку.

Как вскоре выяснилось, оба усмотрели во мне опытного телевизионного волка, правда, немного суетливого. Для них же тот сюжет был первой пробой пера. Потому-то и снимали вдвоём тот минутный репортаж, как в связке альпинисты, страхуя друг друга. 

Виктор Воронов впоследствии многие годы работал на Кузбасском корпункте ЦТ, что само по себе – знак качества. А Виктор Фотин до самой пенсии верно служил нашей студии. И я всегда поражался не столько его операторскому мастерству, хотя и с этой стороны к нему претензий не было, сколько его сценарному видению, которое не то что оператору, не каждому журналисту дано. Подозреваю, что именно это его качество и сыграло главную роль в моём, будем считать успешном, кинодебюте».

***

Первые годы – время становления телевидения в Кузбассе – были самыми трудными для первопроходцев. Непросто было наладить регулярные выпуски областных новостей. Для этого первые тележурналисты и операторы ежедневно мотались по региону в поисках интересной информации, снимали, монтировали и… оставались «за кадром»:

– Все телезрители тех лет считали, что самые главные люди на ТВ – это дикторы – Татьяна Болотникова и Галина Скударнова, – рассказывает Владимир Александрович. – Про авторов текстов и сюжетов, и прочих никто не знал, все видели только их. Не только благодаря всенародной популярности дикторов «Новости Кузбасса» были суперпопулярны – людям всегда интересно знать, что происходит в регионе.

А вот что вспоминал о совместной работе главный режиссёр Кемеровского областного телевидения Фёдор Мефодьевич Ягунов:

«Редактором, который создавал первоначальную информационную систему КСТ, был молодой и разносторонний журналист, выпускник Томского университета Владимир Цукров. Иллюстративный материал, по-телевизионному – «видеоряд», был беден и состоял из фотосюжетов, рисунков, газетных заголовков. В командировки на съёмку сюжетов редакторы брали с собой фотокорреспондента. Но так продолжалось недолго…

В. Цукров, одарённый журналист, автор множества ярких передач, был ещё и палочкой-выручалочкой в неожиданных сложных ситуациях, возникавших иногда при подготовке программ. Мог за одну ночь написать текст к незнакомой ему дотоле большой передаче. Заинтересовавшись темой многолетнего соцсоревнования между Кузбассом и Донбассом, написал сценарий, организовал съёмки, в том числе и на Украине, фильма «Сегодня и много лет назад». А потом защитил на эту тему диссертацию. Стал первым на КСТ кандидатом наук».

А сложных ситуаций возникало немало – по одной на каждый месяц или даже чаще. Потом телевизионщики вспоминали о них с юмором, со смехом. Но это – потом, когда гроза, как говорится, миновала. А в момент происшествия, бывало, ой как не до смеха! Об одном таком случае Владимир Цукров поделился в книге Юрия Светлакова, посвящённой Кемеровскому телевидению:

«Фёдора Ягунова на студии поначалу назначили начальником киногруппы. Но затем, учитывая его актёрское прошлое, определили в кинорежиссёры. Со свойственной ему тщательностью, переходящей в скрупулёзность, он месяца полтора осваивал режиссёрский пульт. Для дебюта ему дали (выдать в эфир) передачу – проще некуда: выступающий в студии, да в перебивку – немного плёнки. Тем не менее, все видят – волнуется парень, потому как, по моим наблюдениям, Ягунов – человек, уверенный в себе по-крупному, но сомневающийся по мелочам. Только тут-то чего волноваться? Ведь ясно, что ничего плохого случиться не может.

Вот Фёдор садится за пульт, проверяет готовность своей команды и осторожненько нажимает на кнопку. Раздаётся взрыв! Тут же гаснет экран монитора.

Потом выяснилось, что Федя был не виноват. Просто в студии лопнула лампа, а в кинопроекционной почему-то в тот миг остановился проектор. Но ведь это выяснилось потом!»

…Удивительно, но в первые годы становления Кемеровского ТВ начальство не скупилось отмечать успехи подчинённых (чего не скажешь, увы, о дне сегодняшнем), что, безусловно, стимулировало и окрыляло людей, подталкивало к новым творческим поискам. Тот же Ф.М. Ягунов привёл пример:

«…Уже в праздничном приказе к 42-й годовщине Октября (ноябрь 1959 г.) отмечаются первые успехи:

«…Отметить работу общественно-политической редакции, подготовившей передачи-журнала «Для вас, женщины» (ред. Корчанова Г.Н.), «Копейка рубль бережет» (авт. Цукров В.А.), «Юность комсомольская» (ред. Болотников В.В.). По редакции литературно-драматических передач – «Искусство оперетты» (реж. Блехман А.А.). По детской редакции – «Своими руками» (авт. Зубарева), «Рассказ о куклах» (авт. Северьянова В.)».

При этом не стоит забывать, что впервые в эфир Кемеровское ТВ запустили в конце апреля 1958-го!

***

Отличный литературный язык, документальная достоверность, доверительная интонация – вот творческий почерк Владимира Цукрова. Недаром именно ему доверили подготовку первой кемеровской программы для Москвы, сделанной по заказу Центрального телевидения.

Кинодокументалистика по-особому притягивала к себе Цукрова. Областное телевидение 1960-1970-х знает немало фильмов, в работе над которыми Владимир Александрович принимал самое активное участие. Например, в 1962 году зрители страны увидели телеочерк В.А. Цукрова «Человек – людям». Потом вышли на всесоюзный экран его очерки «Тридцать лет спустя» (о КМК и строящемся Запсибе), «Заботой Ленинской согрет» (о роли В.И. Ленина в развитии Кузбасса), «Александр Картавых – мой депутат», «Принимаю огонь на себя», «Сегодня и много лет назад» и много других его талантливых работ.

Елена Юрьевна Светлакова, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой фотовидеотворчества Кемеровского государственного института культуры проанализировала в одной из публикаций этот интерес к документальному кино. Она отметила:

«…За годы «оттепели» на Кемеровской студии телевидения было снято около ста очерков, из них почти каждый третий – портрет. Снимали сталеваров («Сталевар Кузьма Шабалов»), геологов («Геолог»), пионеров («В стране весёлых людей»), артистов («Солистка народного»). В киноочерке «Сегодня и много лет назад» (автор сценария В. Цукров, режиссёр Ф. Ягунов, операторы В. Фотин и Ю. Светлаков) был снят знаменитый Алексей Григорьевич Стаханов».

Документальное кино этих лет, которым на Кемеровской студии телевидения активно занимается В.А. Цукров, по мнению специалиста, отличается особым интересом авторов к эмоциональным переживаниям героев, преодолевающим трудности. В фильмах превалирует активное авторское начало сценариста, но, особенно, – оператора, который проживает жизнь вместе с героем и камерой, присутствует в кадре, ведёт непринуждённый разговор с героем, таким образом раскрывая не только его характер, но и себя как автора.

Авторы документальных телеочерков были в постоянном творческом поиске, пробовали новые подходы к созданию фильмов, находили новые пути к сердцу и душе зрителя. В качестве примера Е.Ю. Светлакова приводит очерк «30 лет спустя» – о Запсибе, снятый в 1963 году (авторы сценария и режиссёры В. Цукров, Ф. Ягунов, В. Фотин). Фильм «был построен на оригинальном дикторском тексте». Вот небольшой отрывок: «Мы поздравляем тебя, Семён Иванов. Кого подарила тебе жена? Сына! А как зовут его? Этого, оказывается, не знает даже Лида. Но у отца уже на этот счёт сложилось окончательное мнение. Расти здоровым, умным, красивым, наш новый маленький земляк, и будь таким же хорошим человеком, как твои замечательные родители…»

***

По-особому ярко раскрылся журналистский талант Владимира Александровича в одной из самых популярных передач КСТ 1960-1970-х годов – сатирическом выпуске «Горчичник».

«Горчичником» мы назвали телевизионное сатирическое обозрение по материалам Кемеровского областного Комитета народного контроля, – вспоминает в одном из интервью известный ветеран телевидения – экс-сотрудник КСТ Владимир Евгеньевич Аренский. – Сейчас уже не все помнят, что Комитет народного контроля – это был один из органов системы государственного и общественного контроля в СССР. Он контролировал выполнение государственных планов, расходование средств, соблюдение трудовой дисциплины».

По сути, Комитет народного контроля был всесоюзным «рентгеном», инструментом государственного аудита в масштабах огромной страны. По материалам наиболее его важных проверок даже принимались решения правительства СССР.

«Члены народного контроля вели борьбу с очковтирателями, взяточниками, несунами и с другими традиционными персонажами тележурнала «Горчичник», – вспоминает Аренский. – Идея программы принадлежит Юрию Степановичу Котлярову, собственному корреспонденту газеты «Труд» по Кемеровской области. А название придумал Федор Мефодьевич Ягунов, режиссёр КСТ».

Таких критических передач кузбасским зрителям тех годов явно не хватало. И «Горчичник» эффективно заполнял эту нишу. 1 апреля 1973 года, к десятилетию «Горчичника», областная газета «Кузбасс» писала: «Шутка ли, десять лет не греть, а жечь, жарить отдельных товарищей за отдельные недостатки…»

Первым режиссёром «Горчичника» стал Фёдор Мефодьевич Ягунов. Постоянными авторами текстов тележурнала были Виктор Яковлевич Руденский, Юрий Степанович Котляров и, конечно же, Владимир Александрович Цукров.

Бывший главный редактор информационного вещания Кемеровского областного телевидения Виктор Болотников подчёркивал:

«Если зрителю понравился очередной выпуск «Горчичника», – значит, редактор В. Цукров и режиссёр В. Збышинский готовили его с увлечением. Если за телекамерой А. Синицын, а за пультом главный режиссёр В. Руденский – жди хороших кадров. Причина та же. Плюс, конечно, знание своего дела».

Ветераны и сегодня вспоминают: когда «Горчичник» выходил в эфир и, особенно, когда звучала ставшая знаменитой музыкальная отбивка передачи «Ая-я-яй!», которую придумал звукорежиссёр Виктор Константинович Шамов, жители области буквально припадали к телевизорам.

Шутки и приколы «Горчичника» мгновенно разбирали на цитаты, которые расходились среди телезрителей Кузбасса. А острота сюжетов программы и требовательность авторов заставляли власти на местах, руководителей предприятий исправлять проблемы и недочёты в работе.

***

Кстати, юмор всегда был присущ Владимиру Цукрову. Он – любитель рассказывать невероятные истории из своей жизни, о своей работе. Вот одна из таких историй из уст самого автора:

– Я проработал на ТВ уже целых три месяца, – рассказывал Владимир Александрович. – Всё, казалось, шло прекрасно. Как вдруг… Прихожу я весь довольный на работу и читаю на доске приказов: «Редактора Цукрова В.А. перевести на должность завпоста». С трудом переварив эту новость, прихожу к следующему: за журналиста мня не признали, но всё-таки не выгоняют, а даже назначают начальником какого-то поста, что утешало.

Плетусь к кабинету директора. Но того ещё нет. В ожидании пытаюсь выяснить, что это за должность такая – завпост? Оказывается, заведующий постановочным цехом. Тот самый, что обеспечивает декорационное оформление передач и спектаклей. В подчинении – художник и два рабочих-столяра, они же монтировщики сцены. Все трое – те ещё выпивохи. На завпосте также – снабжение студии материалами: досками там, красками, тканью, ну и т. д.

Повеяло безнадёжностью, стало грустно, одиноко и неуютно. Тем не менее пытаюсь прокручивать, как в разговоре с начальством реагировать на приказ? Соглашаться? Но ведь дела не знаю, и все завалю с самого начала. Просить продлить испытательный срок? Но и так уже три месяца прошло, и им, видимо, со мной всё ясно. Подать заявление об уходе? В общем, всюду клин.

Наконец, появляется директор Дмитрий Иванович Култаев:

– Входи, Володя.

«Володя» обнадёживает, но ведь он меня и раньше так называл.

Вхожу, сажусь на краешек стула, хотя начальство показывает на кресло.

Дмитрий Иванович, такая у него манера, начинает с малозначащих тем, к основному разговору отношения не имеющих. Я что-то подталдыкиваю, поскольку мысли мои совсем о другом. Жду, когда директор перейдёт к делу. И вот оно!

– Мы здесь посоветовались (а советовался он только с одним человеком, главным редактором Виктором Болотниковым), и решили поручить тебе возглавить… редакцию «Новостей».

– А завпост – это как, временно или по совместительству? – на секунду ошалев и тут же слегка обнаглев, спросил я, пересаживаясь в кресло.

– Пока не получим новые ставки. У завпоста зарплата повыше, чем твоя нынешняя. А ты, что делал, тем и будешь заниматься.

Вот так светлой памяти Дмитрий Иванович Култаев и определил мою трудовую жизнь на следующие пятнадцать лет…

***

Помимо журналистской работы, Владимир Александрович ещё скрупулёзно занимался научной деятельностью. В 1973 году он защитил научную диссертацию, стал кандидатом исторических наук, получил звание «Доцент по культурно-просветительской работе». Надо отметить, что он стал первым кандидатом наук в студийном коллективе.

И когда он получил предложение от ректора института культуры Н.П. Шуранова перейти на преподавательское поприще, возглавив создающуюся в вузе кафедру кинофотомастерства, согласился. Накопленный жизненный и профессиональный багаж вполне позволял ему сделать это. В институте Владимир Александрович проявил блестящие организаторские способности.

Приняв кафедру с нулевой материальной базой, он создал на ней настоящий кинокомплекс, где были и съёмочные павильоны, и проявка, и монтажная, и даже просмотровый зал. Словом, всё для того, чтобы снять фильм, начиная со сценария.

Благодаря ему в 1983 году кафедре был вручён Гран-при за победу в смотре-конкурсе кафедр подобного профиля среди институтов культуры страны. А Владимир Александрович был отмечен знаком «Отличник советской культуры».

На протяжении десятка лет он воспитывал новое поколение кинооператоров и режиссёров. К ведению теоретических и практических занятий В.А. Цукров с удовольствием привлекал авторов «золотой коллекции» очерков-портретов, работников Кемеровского телевидения – Ю.Я. Светлакова, Т.Я. Маслову и других коллег-профессионалов. Его ученики вместе с учителем принимали активное участие во всероссийских смотрах и конкурсах кинематографии. Его выпускники стали прекрасными специалистами, многие из них работали и работают на телевидении и даже в кино, в редакциях печатных и электронных изданий – от Прибалтики до Курильских островов…

В 1984 году Владимир Александрович продолжил преподавательскую деятельность уже в Кемеровском сельхозинституте – преподавателем общественных наук. А через два года его избрали на должность заведующего кафедрой гуманитарных наук Кемеровского государственного сельскохозяйственного института.

И тут В.А. Цукров показал себя как ответственный работник, всей душой болеющий за коллектив, как доброжелательный, любящий студентов преподаватель.

Коллеги уверены, что именно его опыт во многом определил то обстоятельство, что кафедра гуманитарных наук не только не потеряла своего места в вузе в результате известных событий начала 1990-х, но и сумела стать концептуальной опорой руководства учебного заведения.

Как раз здесь профессор Цукров создал учебное пособие по политологии «Политическая система общества и политические реалии постсоветской России», рекомендованное для всех вузов страны.

В 2004 году Владимир Александрович стал инициатором создания в КемГСХИ гуманитарно-педагогического факультета. Одной из выпускающих кафедр стала кафедра истории и педагогики, выделившаяся из состава кафедры гуманитарных наук.

В этом институте Цукров активно занимался и профсоюзной деятельностью, чем тоже снискал уважение профессорско-преподавательского состава. О нём здесь вспоминают добрыми словами: «Он 23 года проработал в нашем институте на кафедре «Гуманитарных наук», из них около 15 лет – её заведующим! О Владимире Александровиче можно сказать только хорошее – справедливый начальник, всей душой болевший за коллектив, ответственный работник, доброжелательный, терпеливый, любящий студентов преподаватель. Его жизненной активности можно только позавидовать».

На заслуженный отдых ветеран труда вышел в 2010 году в возрасте 78 лет. К тому моменту его трудовой стаж составил 54 года!

За многолетний и добросовестный труд Владимир Александрович награждён медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», областными медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени, «За служение Кузбассу», отмечен знаками «Отличник советской культуры», «Лауреат Всероссийского смотра кинематографии».

Сергей Черемнов

Фото из архива Ю.Я. Светлакова, ГТРК «Кузбасс», Internet

Архив новостей