Владимир Свистунов – живописец несгибаемой радости

04 июля 2019 

Этого скромного мужчину с необычными яркими картинами нередко можно встретить на массовых мероприятиях в разных городах и поселках Кузбасса. Вокруг него всегда толпа зрителей, которые разглядывают его творения, трогают, фотографируют и пытаются понять, в какой технике они сделаны. Дело в том, что пишет он картины при помощи… проволоки.

Картины памяти

Художник Владимир Свистунов родился 4 июля 1958 года в городе Мыски. Окончил Свердловский техникум железнодорожного транспорта. В настоящее время живет в селе Бекет Яйского района. Но прежде чем оказаться в его просторной горнице, я накопал о нем информацию в Сети. Узнал, что работает Свистунов в малоизвестном стиле металлопластики и является членом творческого объединения «Гильдия мастеров». А работы его есть практически во всех странах СНГ, а также в Турции и Болгарии.

Владимир Емельянович – дипломант и лауреат различных представительных конкурсов народных ремесел, его картины хранятся в музеях, библиотеках, школах, у известных литераторов и певцов.

– Владимир, если не секрет, какие дивиденды приносит тебе творчество, которое известно уже и за пределами России? 

– Я патологически не умею торговать, боюсь этого. Более трехсот работ раздарил. Единственный раз за всю жизнь нынешним летом на празднике в музее-заповеднике «Томская Писаница» три моих картины были проданы, и то случайно и не мной. Выставил там свои творения, народ подходит, фотографирует, спрашивает, сколько стоят. Отвечаю, что не продаю и цены им не знаю.

А рядом стояла женщина, из бисера работы бойко распродавала. Говорит: «Чего бы не продать тебе работы? Это ведь большой труд, материальные затраты!». Я сказал, что продавать не умею. Она тогда отослала меня погулять с часок по музею, а когда я вернулся, оказалось, что она уже продала три картины и отдала мне 13 с половиной тысяч. Мне эти деньги стыдно было брать, скорее собрался и домой поехал.

– Знаю, что ты в прошлом городской житель. А как тебя в деревенскую глухомань занесло? 

– Я родился в Мысках, жил в Междуреченске, потом работал на Севере. Но, наверное, не по климату мне там было, и доктора посоветовали сменить место жительства. В Бекете у меня родная сестра Татьяна. Приехал сюда в 1999 году, подобрал домик по сходной цене и тут теперь живу вместе с женой, котом, собачкой и четырьмя курочками.

Медный повод для вдохновения

– Как же ты додумался картины из медной проволоки «писать»? 

– На Севере у нас был начальник станции, он делал картины из проволоки, но по другой технологии, насыпные. Мелко резал проволоку, а потом на клей ее по контурам насыпал. Эта распространенная технология в декоративном искусстве, и я тоже так начинал делать первые работы.

Но потом попробовал с проволокой работать по-иному. Все нюансы трудно рассказать, но если коротко, то берется основа, лист ДСП или стекло, на нее наносятся контурные линии будущей картины. Затем по этим линиям загибаются фрагменты рисунка, медная проволока выпрямляется, чтобы плотно легла на плоскость, приклеивается.

После того как все фрагменты приклеены, начинается раскраска рисунка гуашью с добавлением клея ПВА. Краска наносится в несколько слоев, обычно для придания нужных оттенков нужно нанести три-четыре слоя. В среднем на одну картину у меня уходит дней десять.

– А как вышло, что твои работы есть даже за границей? 

– На Севере, где я работал в 90-х годах прошлого века, трудились бригады со всех стран СНГ, а также турки и болгары. Когда прознали, что я делаю такие картины, начали просить. А мне не жалко – дарил! Специально как-то пересчитывал, получается, что во все страны СНГ они ушли, да еще и не по одной.

Турки, помню, просили, чтобы на картинах были парусники, корабли или мечети по их же эскизам. А с Болгарией мне еще такой случай помнится. Молодая болгарка случайно увидела, как я делаю икону Божьей Матери, она еще до конца не готова была, но женщина умоляла, чтобы я немедленно ее продал или отдал. Говорила, что предстоит сложная операция, и она ждать ни дня не может. Икону ту отдал, потом эта болгарка меня благодарила, рассказывала, что с иконой она во время лечения не расставалась, и та словно удержала ее от смерти.

– По заказам ты тоже работаешь? 

– Ни за деньги, ни по заказам не работаю. Но вот два года подряд ездил на межрегиональный фестиваль национальных культур «Истоки» в Крапивинском районе. Выставлял там и несколько икон. На них обратил внимание батюшка Дионисий, ему понравились мои работы, и он попросил сделать образ Сергия Радонежского, чтобы установить его над входом часовни, которая носит имя этого святого. Икону эту сделал, теперь осталось ее передать священнику.

Главные стимулы

– А как ты узнаешь о выставках, фестивалях, общаешься с коллегами, друзьями из разных регионов? 

– У меня в соцсетях есть странички, туда выкладываю фото своих работ. Мне хочется познакомиться с мастерами, которые тоже работают в подобном стиле металлопластики. Но таких пока не нашел. В соцсетях меня находят и организаторы выставок, конкурсов, фестивалей, приглашают приехать, показать картины. Иногда – подарить.

К примеру, есть такая певица Рада Рай, она в соцсети откликнулась на мои работы и попросила прислать ей в Москву икону Божьей Матери. Певица уже получила мою посылку, написала слова благодарности, сообщила, что теперь эта икона будет с ней всегда на гастролях.

– Наверное, многие считают, что ты в свои 59 лет нереальный для нынешних дней чудик. На выставки работы за свои деньги возишь, раздариваешь, заказы не принимаешь. В чем тогда смысл твоего творчества?

– Я ни на что и ни на кого не жалуюсь, никому не завидую. Сельские ребятишки интересуются моими занятиями, начинаю их учить, и мне от этого радостно становится, что и они с моей помощью что-то научатся делать своими руками.

Мне нравится знакомиться с новыми людьми, которые откликаются на мои работы, интересуются ими. Когда работаю над каждым новым произведением, забываю про болячки, огорчения, словно молодею. А лиши меня всего этого хоть на день – зачахну!

Кстати

Выставка необычных картин Владимира Свистунова работала в Мысках, в галерее кузбасского живописца Василия Елесина. А в потом с его творчеством смогли познакомиться междуреченцы.

Валерий Язовский.

Фото автора и из архива художкика.

Источник: http://kuzbass85.ru/2017/10/23/zhivopisets-nesgibaemoy-radosti/

Архив новостей