Владимир Юдельсон, директор Музыкального театра Кузбасса: «Все только начинается!»

06 августа 2020 

Владимир Иосифович Юдельсон всю свою жизнь посвятил искусству. Он работал заместителем директора Кемеровского областного театра драмы имени А.В. Луначарского, заместителем директора Государственной филармонии Кузбасса, заместителем начальника управления культуры Кемеровского облисполкома. И вот уже около 30 лет он руководит Музыкальным театром Кузбасса им. А. Боброва. О театре и не только с нашим героем побеседовала главный редактор журнала «Bellissimo» Ольга Прокудина.

 

НА ПОРОГЕ ЮБИЛЕЙНОГО СЕЗОНА

- Владимир Иосифович, какую оценку Вы можете дать творческому сезону, который состоялся после завершения капремонта здания тетра в 2012 году?

‑ Легких сезонов не бывает. Тот сезон отличался тем, что после долгого перерыва мы наконец вернулись в свое здание и работали на потрясающей сцене с новыми возможностями. Можно сказать, что мы обживали родной дом заново, потому что за шесть лет ремонта многое изменилось.

Тот сезон был богат на удачные премьеры. Например, с аншлагом прошёл мюзикл молодого композитора Валерии Лесовской «Алые паруса», который поставил на нашей сцене Дмитрий Вихрецкий. Мы показали этот спектакль в Новокузнецке, возили его на театральный фестиваль в Новосибирск. Кроме того, в наш репертуар вернулся замечательный спектакль «Сильва» – на этот раз в постановке Владимира Подгородинского. И конечно, не стоит забывать про такие премьеры, как «Аленький цветочек» и «Страсти святого Микаэля». Так что работа театра в том сезоне, я считаю, была плодотворной!

‑ У вас наверняка уже идет подготовка к следующему сезону?

‑ Безусловно! Мне кажется, наш театр заслужил право на какой-то эксперимент. На то, чего кемеровская публика от нас не ждет, на то, чего ещё никто не видел на нашей сцене. Надеюсь, что получится интересно! Мы хотим показать качественные спектакли, которые выведут театр на новый уровень. И, естественно, не обойдется без классических премьер и новых детских постановок. Сезон ожидается бурный, напряженный.

В марте 2014 года, когда театру исполнилось 70 лет, я как-то подумал, что уже руковожу им треть его жизни. Это немало! Но как посмотришь, что новым директором Большого театра стал Владимир Урин, который на два года старше меня, так понимаешь, что всё только начинается!

‑ Интересно складывается жизнь! А ведь Вы в свое время окончили факультет иностранных языков в Томске, но связали свою жизнь с театром. Как так получилось? Когда у Вас появилась любовь к театральному искусству?

‑ На самом деле Томск – это лишь маленький зигзаг в моей жизни. Я – коренной кемеровчанин, учился на факультете иностранных языков в нашем педагогическом институте. На четвертом курсе надумал жениться, а чтобы работать и кормить семью, перевелся в Томск на заочное отделение. Вот и весь секрет! Жил и работал в Кемерове, как и сейчас, а институт окончил в Томске.

Конечно, если бы на то время в нашем городе был институт культуры, я, может быть, поступал бы туда. Любовь к театру у меня с раннего детства! Мы тогда жили в большой коммунальной квартире, и я вместе с соседскими ребятишками устраивал в коридоре театральные представления.

Позже, в школе и вузе, отвечал за вопросы самодеятельности, потом трудился в обкоме комсомола в секторе культурно-массовой работы… В кемеровском пединституте, кстати, до сих пор помнят, что я был звездой студенческого театра эстрадных миниатюр! Понятно, что такого слова, как «звезда», тогда не было, но, во всяком случае, меня все знали не как примерного студента (тут мне нечем было хвастаться!), а как артиста…

‑ Значит, профессия выбрана не случайно! А как Вам удается совмещать в своей работе творческое и административное начало?

‑ А я не представляю, как это можно разделить! Например, приходит ко мне актёр, у которого заболел ребёнок, и просит помочь решить проблему (например, договориться о приёме у специалиста или о необходимости обследования). Это вопрос административный или творческий, как думаете? Актёру вечером выходить на сцену, между прочим! И как я могу не принять меры, если это в моих силах? Так что я просто занимаюсь вопросами театра и людей, которые тут работают.

 

МИР ТЕАТРАЛЬНЫЙ

– Каждый ли человек может научиться понимать искусство? Если да, то как этого добиться?

‑ Честно отвечу, что не знаю. Это не определяется ни средой, откуда вышел ребёнок, ни тем, где и как он воспитывался. Я вообще фаталист и считаю, что многое нам даётся от природы и от Бога. Хотя, конечно, кто-то выбирает вариант привязывания гирь к ногам, чтобы ребёнок не мог отойти от фортепиано (смеется).

Я – не сторонник того, чтобы ходить на спектакли всем классом. Могу судить по себе: в этом случае косички впереди сидящей девочки всегда оказывались интереснее, чем происходящее на сцене! (улыбается). Зато мне очень нравится, когда дети приходят в театр с родителями. Обычно это видно по субботам и воскресеньям – дням, когда не планируются организованные группы зрителей.

Сейчас мы пытаемся анализировать мировой опыт, чтобы понять, как привить людям любовь к искусству. Например, в Германии театры находятся в шаговой доступности, но для России – это не выход. Зачем бездумно увеличивать количество театров? Надо работать с тем, что есть.

 ‑ Согласитесь, часто наши соотечественники уделяют время культурному досугу только за границей или во время пребывания в столице…

‑ Я сам столкнулся с этим, когда работал заместителем директора областного драматического театра. Нередко мне говорили: «Не ходили мы 15 лет в ваш театр и ещё столько же не будем ходить! Лучше в Москву съездим и там посмотрим 3-4 спектакля, вот на год и хватит».

Спорить с такими людьми трудно, но меня радует, что бывает и обратная ситуация. Всегда приятно, когда зрители подходят после спектакля и говорят, что наши постановки лучше московских. И здесь дело даже не в том, что они столицу поругали, а в том, что мы им понравились!

Не стоит упускать из виду и тот момент, что после всевозможных поездок принято рассказывать о том, где ты побывал. Отметился в «Лувре», в «Ла Скала» – и вот уже готова тема для разговора.

В одном из московских театров я случайно услышал слова дамы, которая стояла с подругой в очереди в гардероб: «Завтра все спросят, как я сходила в театр. А спектакль мне не понравился! Что же делать?». Она действительно горевала, что ей нечего будет рассказать коллегам.

‑ А у Вас есть мечта посмотреть какую-нибудь определенную постановку?

‑ Всегда хочется что-то посмотреть, но мне в этом плане повезло. Я видел много спектаклей в Германии, а пару лет назад в составе группы театральных директоров ездил в Лондон. За семь дней мы посмотрели десять спектаклей! Так что сейчас я пока наевшийся (смеется).

В Москве, естественно, тоже много всего интересного показывают, и если что-то не удалось увидеть, то, как правило, по собственной лени или из-за отсутствия возможности.

 

ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ

‑ Расскажите о самой большой любви в Вашей жизни.

‑ Конечно, это моя жена! Я считаю, нам повезло, что мы встретили друг друга в пионерском лагере, когда работали там пионервожатыми. Знакомы мы 45 лет, а живем вместе уже 43 года. Слава Богу, что наша жизнь так сложилась. Надеюсь, она тоже так считает!

У меня большая семья: жена, двое детей, четверо внуков, зять и сноха. Для меня счастье – знать, что у них всё в порядке. Безусловно, работа тоже важна, но все-таки именно семья была, является и будет являться самым главным, что есть в моей жизни.

‑ Какими талантами Вы всегда хотели обладать?

‑ Зачем говорить о том, что не получилось! Я всегда хотел играть в футбол. Мой кумир – Лев Яшин, и в детских мечтах я был вратарем не хуже. Гонял мячик у себя во дворе, но, как видите, футболист из меня не получился. Наверное, оно и к лучшему.

‑ Как обычно проводите свободное время?

‑ Я не могу сказать, что у меня бывает реальное свободное время. У людей на руководящих постах нет отдыха. В свое время меня учил один из директоров драмтеатра В.Д. Литвинов: «Начинаешь смотреть на часы и задумываться, что уже поздно и лучше отложить дела на завтра, – уходи из театра! В таком случае тебе здесь делать нечего».

Некоторые считают, что я довольно остроумный и общительный человек, но это не так. Я достаточно замкнутый, не люблю всевозможные тусовки и, скорее, предпочту провести вечер в кресле перед телевизором.

‑ Какую черту характера Вы в себе не любите?

‑ Не умею обращаться с хамами. Как только сталкиваюсь с такими, сразу теряюсь и потом долго мысленно фантазирую, как можно было словесно «срезать» этого человека. Постоянно начинаю так себя «съедать», репетировать и думать, что в следующий раз всё получится. Но не получается!

– Вы отметили юбилей. О чем мечтаете, к чему стремитесь, с каким настроением смотрите в будущее?

‑ Юбилей – это вроде бы не так уж и много. У меня ещё есть желание и силы, чтобы работать. На ближайшие два года перед театром стоят две задачи: во-первых, совершить качественный рывок, о котором я уже говорил выше, во-вторых, привлечь молодых актёров в труппу, чтобы еще больше расширить наши возможности. Кроме того, в 2015 отмечали 100-летие со дня рождения Александра Боброва, чьё имя носит наш театр. В честь этого мы готовили фестиваль «Кузбасс театральный», который, надеюсь, стал праздником для всей нашей области. А дальше трудно загадывать, поживем – увидим.

Досье

Владимир Иосифович Юдельсон, директор и художественный руководитель Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва, заслуженный работник культуры РФ, почетный работник культуры Кузбасса.

Родился: 1 января 1949 года.

Знак зодиака: Козерог.

Образование: Томский педагогический институт (1972).

Семейное положение: женат, двое детей.

Любимый писатель: в молодости – Александр Дюма, сейчас – Борис Акунин.

Увлечения: работа и хобби совмещаются.

Записала Елена Носова.

Фото: Юлия Велигдан и из Internet.

Источник: http://bellissimo-kuzbass.ru/head

Архив новостей