Яна Шеметова: «Корреспондент должен быть хорошим психологом»

27 января 2022 

Корреспондент ГТРК «Томск» и ГТРК «Кузбасс», собственный корреспондент и продюсер телекомпании НТВ, корреспондент телеканала «МИР 24» и телеканала «Общественное телевидение России (ОТР) , директор продакшн-студии ООО «Проинт» – это всё про неё, про Яну Шеметову.

Телезрители кузбасского ТВ хорошо знают интересную и энергичную журналистку и ведущую целого ряда программ и передач. За плечами этой молодой симпатичной женщины большой опыт работы и выверенный профессионализм, не отягощённый, впрочем, кондовыми постулатами. 

В 1994 году Яна окончила Томский государственный университет. Ещё будучи студенткой она начала трудиться в одной из первых телестудий страны – государственной телекомпании «Томск». Напомним, Томск стал пятым городом в СССР (третьим в РСФСР и первым в Сибири), где появилось телевидение. Именно здесь она получила первый надёжный опыт обращения с микрофоном и видеомонтажом, текстами и поведением в кадре в формате  стендап.  

С 1994 года Яна Шеметова – редактор на ГТРК «Кузбасс». Кемеровские передачи, в которых она участвовала как автор и ведущая – «Дело закрыто», «Территория закона» – были очень запоминающимися.

Так, программу «Дело закрыто» люди смотрели, как остросюжетный криминальный сериал, на одном дыхании. А выпуски криминальных новостей «Территория закона» не сходили с экранов ТВ более десяти лет.

В 2003 году программа «Территория закона» стала номинантом зонального конкурса «ТЭФИ-2003» – Российской национальной телевизионной премии за высшие достижения в области телевизионных искусств, учреждённой фондом «Академия Российского Телевидения».

В 2007 году её пригласили на федеральный канал. Она стала собственным корреспондентом и продюсером телекомпании НТВ в Кузбассе. Эта «телешкола» посолидней других будет! В погоне за событиями Яна Михайловна не раз исколесила вдоль и поперёк Кемеровскую область. И её добротные, глубокие, порой, острые сюжеты не знали рекламаций.

Эту же хорошую репортёрскую традицию: вникать и разбираться в проблеме до мелочей, выслушивать все стороны конфликта, – она всегда применяла и применяет в своей журналистской деятельности, где бы ни работала, для кого бы ни снимала свои сюжеты – для телеканала «МИР 24» или для ОРТ.

Написанные ею материалы публиковали и при случае публикуют такие издания, как авторитетное новосибирское издание «Континент-Сибирь» или интернет-газета «Новости сибирской науки». Её сюжеты о короновирусе, ремонте дорог, проблемах ЖКХ отличает выверенность фактов, точность оценок,  солидность комментариев.

Как бывалого специалиста и журналиста, за спиной которого – многолетний опыт журналистики в различных СМИ на руководящих позициях, её приглашают на профессиональные форумы и семинары, чтобы поделилась своим опытом и знаниями, поучительными историями из профессиональной деятельности.

По материалам Internet 

 

Яна Шеметова: «Мы – циники, как врачи и полицейские»

Яна Михайловна хорошо знает: чтобы лучше узнать собеседника, надо не только задать ему свои вопросы, но и обязательно выслушать его ответы. В соответствии с этим принципом опубликуем интервью, в котором она однажды поделилась профессиональмыми секретами.

...Они каждый день сталкиваются с трагедиями и видят самые страшные и неприглядные стороны жизни. Они не прячут камеру и микрофон даже от летящих кастрюль и ножей, не бегут от угроз и плевков, продолжая работать в любых условиях.

Кемеровские корреспонденты телеканала НТВ своим московским коллегам в остроте тем и подаче событий уступить просто не могут. О том, насколько опасна и сложна такая работа, корреспонденту «Телехит» рассказала продюсер телекомпании НТВ по Кемеровской области Яна Шеметова.

Время – главное преимущество

– Яна, что такое корпункт НТВ в Кемерово и как он работает?

– Корпункт – не совсем правильное определение, так как собственно корпунктов в западной Сибири у НТВ нет. Телекомпания в регионах заключает договоры с продюсерскими центрами. Так произошло и в Кемерово. С 2005 года с НТВ я сотрудничала как стрингер (внештатник – прим. ред.). А в середине 2007 года московские руководители решили, что могут финансировать у нас и целый продюсерский центр, и предложили его возглавить.

Основное наше тематическое направление – криминал и происшествия. Работа центра выстраивается достаточно просто: в конце неделе намечаются темы, согласовываются с Москвой. Интересные вещи центральное руководство оставляет, остальное отсеивается. И далее мы работаем по намеченному плану.

Правда, корректируется он каждый день – события, особенно в сфере криминала, заранее спрогнозировать просто невозможно. Поэтому перестраивать планы приходится в оперативном режиме и в любое время суток быть готовыми к выезду на съёмки. В месяц продюсерский центр должен сделать минимум 30 материалов.

– Существуют специфические требования к подготовке материалов для НТВ?

– Конечно. Полноценная всесторонняя проработка каждого сюжета. Стандартная схема материала на криминальную тему для НТВ: в обязательном порядке должны быть представлены пострадавший, обвиняемый, официальная власть, свидетели, очевидцы и другие участники происшествия. А кроме того, материал должен быть эмоциональным. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется – значит, мы сработали в корзину. Москва недоработанный материал не возьмет. 

– Для такой глубокой работы с материалом требуется много времени…

– Время – наше главное преимущество. В отличие от коллег, работающих для телекомпаний, четко завязанных на эфире, наши корреспонденты на съёмку одного сюжета могут потратить столько времени, сколько потребуется. Сутки нужны для того, чтобы разыскать всех героев, – потратим сутки, двое, значит, двое.

– Вы готовите полноценные сюжеты с участием корреспондента, закадровым текстом?

– От этой практики мы отказались. Любой материал согласовывается с московскими редакторами. Бывало и так, что сюжет, готовый в три часа дня, мы могли согласовывать до 11 вечера вместо того, чтобы работать над следующим материалом. То есть теряли время зря. Так что сейчас готовим предмонтажные материалы, а это в основном подсъёмки и интервью. Доводим материал до нормального состояния, оставляя лучших 15-20 минут. Журналист делает сопроводительный текст, переписывает титры, и всё это отправляется в Москву.

В результате такой материал может быть использован не только в программе «Чрезвычайное происшествие», а именно она – наш основной заказчик, но и в других: «Программе «Максимум» или «Чистосердечном признании».

Защитная реакция

– Продюсерский центр – это всего 4 человека: корреспондент, оператор, водитель и руководитель. Как выстраивается работа группы?

– С одной стороны, каждый выполняет свои функции и обязанности. Например, продюсер координирует действия группы, разрабатывает темы и предварительно договаривается с участниками происшествия о съёмках. То есть я всегда в курсе канвы истории, корреспондент и оператор – в курсе деталей. Они должны в них хорошо ориентироваться, быстро принимать решения, что ещё необходимо сделать, чтобы снять полноценный сюжет.

Этим летом, например, была история: в Крапивино пьяный мужчина заколол вилами всю семью. Наша группа выезжает на происшествие. И уже на месте ребята узнают, что выжил ребенок и находится в больнице в Кемерово, родственники погибшей супруги живут в одной деревне, родственники мужа-убийцы – в другой. Корреспонденту и оператору пообщаться нужно с обеими сторонами. И пока они обходят родственников и отрабатывают ситуацию на месте, я договариваюсь, чтобы в больнице уже в Кемерово корреспондентам НТВ разрешили поснимать пострадавшего и пообщаться с врачами. Это и есть работа в команде.

– Вы каждый день сталкиваетесь со страшными историями. Специфика профессии наверняка сказывается на собкорах?

– Чего греха таить, профдеформация, конечно, есть. Журналисты в принципе воспринимают жизнь по-другому, а те из них, кто работает с криминалом постоянно, и подавно. Мы, так же как врачи и полицейские, относимся к реальности более цинично. Ведь почти каждый материал, будь то пожар, взрыв на шахте, убийство – это человеческая трагедия, и, если углубляться в детали и перекладывать её на себя, через месяц сломаешься.

Остается только одно – ставить психологический барьер и абстрагироваться. Как, например, операторы ДТП снимают, когда голова в кювете, тело на проезжей части?! Понятное дело, картина жуткая. Но, если смотреть через объектив камеры, – это просто картинка, кино, история. Цинизм – защитная реакция организма от постоянного стресса.

– Чтобы работать в вашей тематике, нужен какой-то особый склад характера…

– Скорее устойчивая психика и быстрая реакция на происходящее. Одно дело, когда на погибших смотришь, и совсем другое – когда приходится уворачиваться от плевков, летящих ножей, кастрюль и оттаскивать от камеры разгоряченных собеседников.

Наши корреспонденты просто обязаны быть спокойными в самых экстремальных ситуациях. Оператор продолжает снимать летящую кастрюлю и делает изумительный кадр её приземления, а корреспондент внимательно наблюдает и оценивает ситуацию. И самое важное – ни при каких обстоятельствах во время съёмок не ставить себя выше участников событий.

Корреспондент должен быть хорошим психологом. При подготовке материала интервью берём у всех героев, в том числе, у маньяков-убийц и насильников. И если показать такому человеку своё негативное отношение, и то, что вам хочется с ним сделать, то интервью не получится. Даже с преступником нужно найти общую волну и общаться на равных. Если человек может сделать это, он работает, нет – значит, в этой теме ему делать нечего.

– Интересно, какая мотивация у людей, постоянно освещающих происшествия?

– Я с криминалом работаю с 1998-ого. В своё время мне эта тема была просто безумно интересна: ну люблю детективные истории, запутанные расследования и прочее. Но это светлая сторона медали, к тёмной пришлось привыкать почти три года, учиться смотреть на страшные реалии отвлеченно.

Но ведь не зря говорят: чтобы заниматься любимой работой, нужно научиться и привыкнуть заниматься нелюбимой. Так и здесь. Ради настоящего драйва с трудностями приходится мириться и преодолевать их.

Марина Туманова,

фото автора

На фото: команда продюсерского центра НТВ в Кемерове: оператор Сергей Богданов, продюсер Яна Шеметова, корреспондент Алена Кихаева.

Источник: журнал «Телехит»; https://vse42.ru/news/100702

 

Архив новостей