Юрий Александрович Романов. Его снимки – как стихи, написанные при помощи фотообъектива

12 декабря 2019 

1 ноября 2019 года остановилось сердце Юрия Александровича Романова, известного новокузнецкого фотохудожника, бессменного руководителя фотоклуба «Сибирь». Шёл домой из новокузнецкого  Дома творческих союзов, где готовил свою персональную фотовыставку, назначенную на 7 ноября, присел отдохнуть… Говорят, сердце просто не выдержало: сказалось перенапряжение последнего времени.

В марте этого года ему исполнилось 80 лет. Много волнений юбиляра было связано с творческим вечером, который прошёл 13 марта в ДТС. Он подводил итоги своего творчества. Показывал собравшимся свои замечательные снимки. Среди них было множество и хорошо знакомых фотографий, которые давно признаны классикой фотоискусства, и незнакомых, представленных впервые.

Много сомнений, переживаний было у Юрия Александровича и в связи с решением оставить фотоклуб, которым руководил полжизни передать «клубный руль» тому, кто помоложе.

И вот ещё – нелёгкая подготовка к предстоящей, по сути прощальной, выставке…

Он был вдохновенным художником и необыкновенно трудолюбивым Мастером. Коллеги не раз называли Юрия Романова поэтом родной природы, фотомастером, талантливо изображавшим человека труда.  «Работы Юрия Романова удивительные, - говорит Ирина Галактионава, новокузнецкий фотограф,  член фотоклуба «Сибирь». -   Искренние, честные, как и сама его жизнь. Как он чувствовал – так и жил. И с ним уходит целая эпоха – эпоха суровой романтики. Прекрасной. Величественной. Простой. Честной».

Вот скупые строки из его биографии. Юрий Александрович родился в 7 марта 1939 года в Новокузнецке. Школьные увлечения – туризм, живопись, фотодело. После школы, до призыва в армию работал инструктором по туризму. Отслужив «срочную», стал работать в цехе горячего металла на КМК. С 1962 года до 2008-го трудился на Кузнецком металлургическом комбинате – в листопрокатном цехе клеймовщиком, бригадиром. Долгие годы работал на этом предприятии художником-оформителем.

Всё свободное от основной работы время продолжал отдавать своим хобби.

Он – мастер спорта по туризму (звание присвоено в 1982 году), председатель Новокузнецкого фотоклуба «Сибирь».

Не пропускал ни одного похода ни зимой, ни летом. Только последнее время перестал ходить на Поднебесные Зубья. Даже свою первую фотовыставку он «привёз» из далёкой экспедиции, которая ни много ни мало – пыталась открыть тайны Тунгусского метеорита!

Ю.А. Романов был хорошо известен как мастер фотографии высокого художественного качества и содержания. Известен, причем, не только в Новокузнецке, Кузбассе, но и за его пределами. Многие фото Юрия Романова публиковались в центральных газетах СССР «Правда», «Известия», «Труд», «Советская культура»; в журналах «Советское фото», «Турист», а также в зарубежных изданиях: «Чешское ревю», «Немецкая фотография» и других изданиях. Его работами украшены более 50 различных книг.

Ю.А. Романов был участником огромного числа фотовыставок. Персональные выставки Юрия Александровича проходили как в Советском Союзе, в России так и за рубежом – в Венгрии, Болгарии, ГДР. В США его снимки участвовали в выставке под названием «Девственная природа». Его фотографии демонстрировались и в Московском Доме Дружбы народов, и  в столице Кубы Гаване.

Большую часть своей жизни Юрий Романов отдал развитию искусства фотографии в Новокузнецке и в целом в Кузбассе. К съёмкам природы фотомастер подходил с особым трепетом и увлечением. Причём, чтобы показать людям результаты своей работы и фото своих коллег, Юрий всерьёз занимался организацией выставочного дела. Еще во времена СССР громко заявили о себе организованные им  выставки «Человек и природа» (в ней, помимо кузбасских авторов, участвовали представители Прибалтики, Москвы и других регионов), «Новокузнецк и новокузнечане». В период перестройки знаковым событием стали фотовыставки «Мы», «Подвиг, ставший легендой», «Стоп - кадр». И на каждой из них не обходилось без фотографий Романова.

Из выставок, организованных фотоклубом «Сибирь» в последние годы, специалисты отмечают «Вернисаж», «Человек. Природа. Фотография», «Город».

В фотоклубе под его личным патронажем еженедельно проходили так называемые «четверги» – открытые творческие лаборатории, на которых обсуждали работы мастеров и любителей фотодела. На так называемые отборочные «четверги» он всегда приглашал всех желающих, включая школьников и студентов.

Юрий Александрович – обладатель высоких наград на престижных выставках. Он получал Гран-при международный конкурса «Ассофото» (1978 г.), премию II Международной выставки (1979 г.), медаль конкурса «Урал-прессфото» (1980 г.). В ноябре 2008 года в Москве стал дипломантом международной выставки современных профессиональных фотографов «Социальный портрет». Награждён Диплом Союза журналистов России (2009 г.). И это далеко не полный список наград.

Друзья и коллеги по увлечению всегда отмечали: удивительно, но человек, по снимкам которого можно составить летопись Новокузнецка, Кемеровской области, да и целой страны, не является профессиональным фотографом.

Все, кто хорошо знал этого человека, уверены, что заядлый турист Юрий Романов был обречён стать фотографом.

Первые снимки он сделал для отчёта о школьном походе. Без всяких претензий на художественность. Хорошо помнил свой самый первый снимок: «Я его снял на проспекте Металлургов. Девчонка и пацан маленький, может, года четыре-пять. И дождь. И они по лужам…»

Понимание, что фотография (по сути – светопись) – родственница живописи, пришло позже. Её законы Романов постигал интуитивно. Так же, как и рисовать учился самостоятельно.

Фотоклуб «Сибирь» был им создан вместе с фотокором городской газеты «Кузнецкий рабочий» Александром Санаровым в начале 1970-х. И возглавлял его более сорока лет. За эти годы клуб объединил около 70 авторов в возрасте от 17 до 80-ти, здесь ежегодно проходит не менее двух выставок фотографии.

В одном из интервью Юрий Романов вспоминал: «Собирались фотолюбители, говорили о творчестве, устраивали первые городские фотовыставки. Например, на выставке «40 лет Победы» у нас снимки были прямо с войны. Участники их присылали: самолёт немецкий сбитый, бой… Потом – выставка «100 лет Ленину».

Среди постоянных участников выставок «Сибири» - имена таких известных фотографов, как Виктор Бастрыкин, Юрий Чурсин, Олег Богульский, Сергей Косолапов, Виктор Саломыкин, Вадим Бузуев, Михаил Бессонов, Григорий Шалакин, Дмитрий Коробейников, Александр Санаров, Рашид Шайдулин, Оганес Дероян. Это – когорта фотохудожников, благодаря которой в свое время  стали говорить о новокузнецкой школе фотографии.

И, конечно же, среди лучших был и сам Юрий Романов. Признанный лидер клуба сам много снимал, ходил в горы, успевал рисовать. Хорошему фотографу нужно всегда быть в форме, считал он.

Вот что писал Андрей Краевский: «Многие выставки, безусловно, для Юрия Романова автобиографичны. Пейзажи, портреты – жанры, которые он чувствует особенно тонко, жанровые фотографии, главное в которых – способность уловить едва заметные движения души героев, – всё, к чему мы привыкли на выставках Юрия Романова. Но всё это  чуточку как бы приглушено, не бросается в глаза, живет своей глубинной жизнью. Свидетельствуя о мудрости автора…»

Журналист «Кузнецкого рабочего» Валерий Немиров, рассказывая о Юрии Романове, отмечал: «Я думаю, что это тот случай, когда мы – весь город – можем и должны выразить свою признательность одному из самых выдающихся наших мастеров фотографии, человеку – в числе немногих, так преобразовавшему наш фотографический пейзаж, что позволило говорить об особой – новокузнецкой – школе фотографии, в которой, кроме обостренной социальности, всегда присутствуют тонкий психологизм и стремление к максимально точному построению драматургии кадра. «Социальность» здесь синоним выражению «правда жизни».

Свое мастерство на заседаниях клуба и в личном общении он охотно передавал другим. Воспитал немало кинооператоров, телеоператоров и фотографов, работавших на «Мосфильме», в региональных киностудиях, редакциях газет и телевидения.

Благодаря организаторским и творческим способностям Ю.А. Романова фотоклубу «Сибирь» в 1977 году было присуждено первое место среди фотоклубов СССР. На выставке «Интерпрессфото» в Москве в 1978 году были отмечены призами работы шести членов «Сибири».

Организованные Юрием Александровичем выставки всегда становились большим событием. Достаточно вспомнить, например, что в выставке «Человек и природа» 1978 года в Новокузнецке приняли участие фотомастера более чем из 50 городов СССР. Было представлено 400 работ 137 авторов. Выставку посетило рекордное количество зрителей – 20 тысяч.

В недрах фотоклуба родилась идея: учредить День новокузнецкого фотографа. Ведь в 2016  году исполнилось 130 лет со дня открытия в Кузнецке первого фотосалона. Документальное подтверждение этому нашёл заместитель директора по научной работе Новокузнецкого городского краеведческого музея Петр Лизогуб. Открытие музея он связывает с именем фотографа-любителя Виктора Ивановича Михеева: «Документально  известно, что сразу же после своего прибытия на новую службу в 1886 году В.И. Михеев, как требовали правила того времени, подал прошение на имя томского губернатора на право производства фотографических работ в Кузнецке и вскоре получил необходимое разрешение».

Иначе говоря, местные фотографы по праву могут учредить свой собственный профессиональный день. Тем более, что своеобразие и почерк новокузнецкой фотошколы, созданный такими мастерами, как Ю.А. Романов, нельзя с кем-то или с чем-то спутать.

Именно сам Юрий Александрович, говоря  об истории легендарного творческого объединения, ставшего вехой в развитии советской фотографии, всегда подчеркивал особенности школы новокузнецкой фотографии – талантливой и социально зоркой, но при этом – высокохудожественной.

Его фотографии, даже объединенные одной темой, отличаются друг от друга глубиной восприятия мира людей, городов, природы.

Их уже не повторить…

Их автор не боялся главного: не боялся отсеять ненужное, оставить в кадре только то, что «цепляет» по-настоящему.

Все его снимки – как стихи, написанные при помощи фотообъектива.

Он ушёл. Его фотоработы остались.

«Они удивительные: искренние, бесхитростные, пронзительные, - пишет Инга Видалова. - Они словно чёрно-белое время давно канувшей эпохи, о которой рассказывают. Снежная крупа, бьющая по лицу, как мотыльки по зажжённой лампе. Солнечные брызги водопада. Реки, горы, смешные «пузатые» автобусы, просвеченные солнцем городские парки».

Думаю, что если для фотохудожников Кузбасса, для фотокорреспондентов кузбасских СМИ учредят ежегодную специальную премию имени Ю.А. Романова – это будет тот самый случай, когда мы будем постоянно вспоминать о Мастере, отдавать ему дань памяти…

Сергей Черемнов,

заслуженный работник культуры РФ.

По материалам Internet

Архив новостей