Юрий Яковлев - Человек минуты

04 мая 2018 

(Автор – Наталья Милютина (Вебер) окончила филологический факультет Кемеровского государственного университета. Журналист, работала на областном радио, корреспондентом областной газеты «Земляки». Автор многих газетных и журнальных публикаций, двух книг очерков и рассказов).

25 апреля 2018 года исполнилось бы 90 лет советскому и российскому актеру театра и кино ЮриюЯковлеву. Подаренные мне судьбой встреча и разговор с замечательным актером театра имени Вахтангова Юрием Васильевичем Яковлевым, состоявшиеся более двадцати лет назад, сегодня, когда мы уже простились с ним навсегда, обретает какой-то новый смысл, новую значимость.

До сих пор у меня хранится дома целый архив пленок, в том числе и аудиокассета с записью той беседы. Вот только фотографий нет. Тогда я об этом как-то не подумала. Это сегодня у всех смартфоны, планшеты, фотоаппараты под рукой, и все фиксируется до малейших подробностей. Порой даже ненужных.

В 1994 году Ю.В. Яковлев приезжал в Кемерово со спектаклем «Три возраста Казановы». В то лето у них был большой тур по городам региона. Спектакль шел в Омске, Красноярске, Новосибирске, Иркутске и у нас в Кемерове.

Юрий Васильевич имел возможность сравнивать то, как принимают их зрители, и с восторгом отзывался о сибирской и, в частности, кузбасской публике.

– А говорят, что сибиряки холодные, не очень приветливые люди, – делился он, – но нет, я убедился,что публика здесь очень радушная и приветливая.

Я работала тогда ведущей программ Кемеровского областного радио и готовила об этих гастролях несколько передач. О встрече с актером договорились заранее. Вместе с Василием Лановым  Юрий Яковлев поселился в санатории «Сосновый бор». Там и назначил мне встречу, а не в театре. Как раз накануне я уже посмотрела этот спектакль и блистательное исполнение Яковлевым его роли. Впрочем, это можно говорить и обо всех других работах удивительного актера.

Помню, когда я постучала в номер гостиницы, Юрий Васильевич открыл мне дверь и в ответ на мое приветствие предупредил,что времени на разговор у нас несколько минут. Получилось же все совсем иначе, мы с ним говорили и говорили о его ролях, о существующих в театре проблемах, о том, что интерес к искусству вообще и к театру, в частности,значительно снизился(напоминаю, это был непростой 1994-й). Кстати, тогда Ю.В. Яковлев произнес даже  такуюфразу: «Я уже не говорю о кинематографе – его сейчас вообще просто не существует, нашего русского, будем говорить, советского».

Согласитесь, сегодня это звучит довольно резко… Но тогда и театр, и кинематограф переживали не самые лучшие времена. Наверное, из-за малочисленности зрительской аудитории возникла мысль играть на так называемой «малой» сцене. В театре Вахтангова ее сделали тогда на месте бывшего буфета.

– Мне, кстати, очень нравятся малые залы, – делился со мной Юрий Васильевич, – там атмосфера полнейшей доверительности; ты близок к зрителю, что называется, глаза в глаза. Я себя поймал на мысли о том, что сначала было трудно: в зале всего-то 76 мест, и мы сидим вот так рядом, я могу до вас дотронуться, а вы до меня, это несколько непривычное общение. А потом я ощутил вдруг необыкновенную радость  такого сотворчества. Вот такая доверительность… появились совершенно другие интонации с публикой, другой характер общения с ней. Понимаете, совсем не те, что на большой сцене.

И вот еще небольшой кусочек нашего разговора, не привести который просто не могу. Прошло больше двадцати лет, но как актуально звучит ответ Яковлева на мое высказывание об актере и его умении чувствовать нерв времени!

– Я вообще-то политиканством не занимаюсь, считаю, что не актерское это дело. Но меня, как актера и как человека, беспокоит страшная дифференциация, – такая разница между людьми очень высокого достатка и людьми бедными. Это беда нашего времени, перехода к основам капиталистического общества, как я понимаю. Но, наверное, она со временем как-нибудь будет преодолена.

…В общем, мы с Юрием Васильевичем, что называется, разговорились. В том числе не только о театре, но и о семье, личной жизни артиста. Так пролетело целых пятьдесят минут нашей встречи. Вся наша беседа, записанная на магнитофон, разумеется, не вошла в передачу, но  большая часть стала достоянием радиослушателей и, кстати, вызвала много писем и звонков. Тогда ведь не было столь обширного информационного поля, как сейчас. Во многих домах радио слушали очень активно, люди звонили в редакцию, писали отклики. Помню, на летучке эту мою передачу даже отметили в числе лучших программ недели. Безусловно, в этом была огромная заслуга моего собеседника, этого удивительного человека, талантливого актера  – Юрия Яковлева.

Я до сих пор благодарна,что Юрий Васильевич превысил тогда лимит, который хотел сначала установить для нашего  разговора. Представляете, 50 минут один на один, глаза в глаза с такой звездой, с таким талантищем! Он оживлялся, менялся, из его глаз ушла настороженность, черты лица потеряли напряжение. Может, потому, что я хорошо подготовилась к разговору, может, потому, что он почувствовал по-настоящему живой интерес к себе, может, просто доверился мне. Кстати, один из известных критиков назвал Яковлева за умение перевоплощаться – человеком минуты.

Помню, когда я вышла от него, в холле такой же встречи ждали газетчики и телевизионщики, им еще только предстояло найти ключи к этому человеку.

Всем известно, что свою творческую жизнь Яковлев накрепко связал с театром имени Вахтангова.Это не только его место работы, место актерской прописки, так сказать, здесь он был не послушным исполнителем замысла драматурга в трактовке режиссера спектакля, а равноправным соавтором, партнером по творчеству.

С гордостьюрассказывал он об особенностях театра, о взаимоотношениях межу актерами, о новых ролях. Не перечислить всего сыгранного Юрием Яковлевым за большую творческую жизнь в театре и кино. Стива Облонский в фильме «Анна Каренина», царь Иван Грозный в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», Ипполит в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Называешь эти образы и представляешь обаятельного актера, наделенного прекрасными внешними данными, мягким глубокого тембра голосом.

Станиславский говорил когда-то, что талант – это обаяние. Но это еще и умение воздействовать на публику; то, от чего зритель получает удовлетворение и удовольствие тоже. Но талант это еще и умение делать маленькие открытия для зрителя. И этим даром Ю.В. Яковлев обладал, несомненно. Как жаль, что теперь об этом мы вынуждены говоритьи писать в прошедшем времени.

Оказывается, свой профессиональный выбор Ю.В. Яковлев сделал случайно, но на мой вопрос, пожалел ли он об этом когда-нибудь, он, не задумываясь, ответил: «Никогда. Хотя произошло это, действительно, непродуманно, эта идея не вынашивалась годами, как думает кто-то. Я планировал заниматься совсем другим делом: хотел поступать на факультет международных отношений, в МГУ, это было в 1943 году (МГИМО появится позже). Там учился мой двоюродный брат, родных братьев у меня нет. И я решил пойти по его стопам. Уже подготовил и литературу нужную, и целую библиотеку собрал по дипломатии, мне это было интересно… А потом вдруг для себя решил: «Нет, почему же, как это, я ведь должен стать актером!»

Представляете, что бы мы все потеряли, если бы решение Яковлева было иным!? Ему довелось попробовать себя и на телевидении, и в кино, и на радио.Кстати, на мой вопрос о том, какую Музу он выбрал бы в первую очередь, он ответил: «А тут ответ однозначный, только театр, естественно. Театр меня родил, театр меня выпестовал, театр сделал меня актером, театру я обязан и благодарен за то, что он меня сделал таким, какой я есть…»

Помню, говоря о его известных ролях, мы перешли к его  мироощущению, к его нравственным понятиям. И Юрий Васильевич сказал: «Как человек я изворачиваться не умею, а на сцене, перед объективом, действительно, могу выйти из любого положения; если забыл текст, скажу его своими словами, если забыл мизансцену – по-своему ее выстрою, а в жизни труднее. Я, к сожалению, не умею врать… Вообще, праведникам всегда было тяжело жить на белом свете. Я себя ни в коем случае не причисляю к лику праведников, я грешен, и даже очень, и в отношении женщин, и всякие отклонения от нормы бывают, так что я совсем не святой. Но врать не научился, хотя прожил довольно солидную жизнь. И, слава богу, что не научился…»

Может, потому и был столь искренним и органичным в любой роли Юрий Васильевич Яковлев – великий русский актер, память о котором останется в сердцах людей навсегда.

Наталья Милютина,

Кемерово.

Архив новостей