Журналист Денис Лизин и его поэтическое амплуа

02 мая 2022 

Он родился под знаком зодиака Весов... И что? – спросят некоторые. – Обязательно должен стать журналистом? По крайней мере, считается, что этот знак рождает деятелей шоу-бизнеса. Не верите, посмотрите сами.

И вообще, многие характеристики людей, появившихся на свет под этим знаком, к нему подходят: они скромны, обаятельны и дружелюбны. Не обижаются по пустякам и стараются не причинять боль близким, стремления и желания которых способны угадывать, благодаря чрезвычайно развитой интуиции.

Денис веселый, доброжелательный, приятный в общении человек. Он наделен острым умом. Любит раздавать советы. С удовольствием заботится о своем внешнем виде. Проявляет упорство и высокую работоспособность на пути к достижению цели. Одним словом, настоящие Весы.

***

Лет пять назад он написал:

Держите карманы шире –
вот-вот будут падать звёзды.
Вы встретились в этом мире –
момент звездопада создан...

Поэт Денис Лизин считает, что основа бытия и человеческих отношений «закладывается» в далёком мировом пространстве, где главными вершителями судеб являются звёзды:  

Откуда-то с края неба
до края промчится точка,
раскинут созвездья невод
и Девой родится дочка.

Осыплется фейерверком
в честь этого пыль галактик,
и через год, примерно,
у Девы родится братик.

Вселенная отсалютует,
порадуется сверхновым,
а лет через двадцать будет
им благодарна снова...

Он доподлинно знает при этом, что личные отношения закладываются в человека в детстве.

Известный российский телерадиожурналист Денис Лизин родился в Кемерово 19 октября 1976 года. В 1993-м окончил кемеровскую школу № 11, в 1998 году – после окончания факультета  филологии и журналистики Кемеровского госуниверситета – получил диплом по специальности «Журналистика и русская литература ХХ века».

В его стихах звучат порой ностальгические ноки воспоминаний о кемеровском детстве и юности:

В моих дворах остановилось время,
и юность их осталась далеко,
простите, но я в прошлое не верю,
а в будущее верить нелегко.

Не верю городам в высоком стиле,
где нет знакомых улиц, и ещё
в то, что мои дворы покрылись пылью,
и старость им уже открыла счёт.

Моим дворам осталось жить до срока,
они идут от глубины веков,
но вдруг века начнут свой путь с истока,
а сроков будет сорок сороков?

И пусть все эти строчки – лишь желания,
хотя они имеют и свой вес
в моих дворах, живущих ожиданьем
от неба им обещанных чудес.

***

Телевидением он «заболел» ещё в студенческие годы. Хотя, может быть и раньше... Но в студенчестве точно начал «пробовать себя» на экране.

Во второй половине 1990-х в городах и районах Кузбасса новые местные телеканалы росли как грибы. Молодые тутошние телевизионщики активно экспериментировали с форматами, темами и жанрами. Денис тоже внёс свою творческую лепту в этот процесс. Он с коллегами делал в Кемерове на городском негосударственном телеканале «ТВ-Мост», который с августа 1997 года выходил в эфир на базе Кемеровского высшего военного училища связи, популярную информационную передачу «Домино».

«…После каникул я пришёл учиться на 5-й курс журфака КемГУ, не подозревая, что в этой жизни может быть что-то круче, чем летняя практика в газете «Кузбасс». И тут – внезапно мне на голову свалилось телевидение, – поделился он в одном из интервью. – Причём базировалось оно в училище связи на улице Сибиряков-Гвардейцев. Помню, было крайне неохота ехать из Кировского района в такую даль. Но я парень ответственный, сел на трамвай и поехал. А как доехал – так и залип в «ТВ-Мосте» на несколько лет».

Летом 1997-го он записал в своей поэтической тетради:

Август. Вечер. Цветные огни.

Фонтан прямо в небо рвётся.

Как в эти уже чуть осенние дни

вино замечательно пьётся!

В долг кем-то занята моя душа,

влюблёнными заняты арки,

и два старичка чинно и не спеша

попивают вино на лавке.

У обоих, наверное, сердце шалит,

им бы дома лежать на постели,

но бутылка вина – то ль «Клико», то ль «Аи» –

незаметно как-то пустеет...

Читаешь эти строки и кажется, вместе с автором находишься возле этого фонтана, что на театральной площади в самом центре любимого Кемерова. Он любит город своего детства и студенческой юности. Он начинает делать классные передачи для города и горожан...

Этим летом и пришёл работать на телевидение начинающий журналист: «Совсем необстрелянный воробей, у которого не было никакого телеопыта», – скажет о нём теленачальство. Но попробовать-то он очень хотел, иначе и не пришёл бы на студию.

– На телевидение я попал, скорее, через безбашенность, – считает Денис. – Помню свои первые телепробы, после которых начальники поняли, что им достался нормальный такой парнишка. По приезде в студию были составлены примерные темы на кучу будущих выпусков, и пока руководство их изучало, я что-то накалякал для пилотного сюжета по теме ЖКХ, мы с оператором спустились во двор училища связи, я залез в вырытую для какой-то трубы траншею и по щиколотку в грязи записал оттуда стендап. Даже два. Мне это показалось наглядным, а начальству – живеньким...

И пятикурснику дали работу на ТВ, где никто не цензурировал и не «резал» тексты. Практически с этого и стартовала его журналистская биография. Программа нового информационного формата давала ответы на вопросы, которые очень волновали жителей Кемерова конца 1990-х, уверен Денис:

– В сентябре 1997 года – после наших летних каникул в КемГУ – мы собрались тем коллективом, который стал творческой группой программы. Авторами проекта были наши руководители и шефы – опытные тележурналисты, которые ранее уже работали на ТВ.

Также в бессменном коллективе «Домино» трудились оператор Василий Анкудинов, режиссёр монтажа Евгений Косолапов и водитель Артур Лебер. Первая из передач цикла появилась в эфире в сентябре 1997-го. «Домино» выходило пять раз в неделю. В эфире «ТВ-Моста» программа просуществовала почти три года.  

– Насчёт основной идеи телепроекта нам тогда сказали: «Вот что, ребята. Если мы все живём в городе Кемерово, то давайте начнём делать сюжеты из жизни простых горожан, причём, в форме ответа на их же вопросы, – вспоминает ведущий Лизин. – Эдакие житейские новости на народном языке и по народному заказу.

Первые 20-30 сюжетов были сняты якобы по просьбе трудящихся, поскольку надо было с чего-то начинать. А потом – пошло само. Начали реально звонить горожане, предлагая острые темы. Иногда с утра и до обеда приходилось сидеть и выслушивать бесчисленное количество принятых звонков.

Из стихотворения Дениса, написанного 1995-м:

Наша жизнь – как шахматная партия,
шестьдесят четыре клетки – как года,
а с ферзя несорванная мантия – 
жизнь, несыгранная никогда.

Каждый ход – как день на плоскости.
Пешка – просто встречный человек –
старый – не старик, а просто в возрасте –
как в последние года двадцатый век.
Кто на чёрной был – шагнул на белую.

С клетки в клетку – свободы шаг,
чтобы взятым быть. Имейте зрелую
смелость эти вопросы решать...

Будто – предвидение телепередачи, которую начнёт делать через два года. Кстати, уже в первые месяцы выхода в эфир «Домино» приобрело небывалую популярность и крайне полюбилось кемеровчанам.

«Ведущие из неопытных и никому неизвестных студентов в мгновение ока превратились в местных телезвёзд, у которых начали брать автографы», – оценивает корреспондент журнала «Авокадо» Марина Туманова. А спустя год «Домино» стала и вовсе визитной карточкой телеканала «ТВ-Мост» и одним из главных его проектов.

Скоро Денис и Женя научились вместе делать в кадре стендапы к своим выпускам.  Выходило лихо и складно. Поэтому эту пару молодых, прытких телевизионщиков – Лизин-Просветова – некоторые зрители помнят до сих пор.

Две половинки втиснуты в меня,

а истина как раз меж двух стихий.

Один из нас бранится прозой дня,

другой бумагой потчует стихи, – напишет Денис в июле 1999-го в стихотворении «Шестидесятник».

В эфире программа шла всего минут 10. И была, как подметил сам Денис в интервью, живее некуда:

– Бывало, снимали репортаж, который по своей живости, по количеству синхронов людей, по насыщенности картинки, тянул один на целый спецвыпуск в 10 минут. И мы делали этот спецвыпуск! Не помню ни одной темы, которая была бы нам навязана сверху. Даже если в училище связи приезжал с проверкой губернатор, мы могли подать его визит под песню «In the Army Now». Так было веселее, доступнее и интереснее. Ну, поругается начальство для проформы, поскольку далеко не все чиновники понимают, что от народа отрываться не надо, ну и что? Нормально.

Вообще, это было прекрасное время: интернета не было, скайпа не было, мессенджеров не было, а мобильники тогда только начинались – у чиновников, бизнесменов и братков. Поскольку все в команде были молоды, бесстрашны и свободны, то снимали, что хотели и как хотели. С людьми при общении трудностей никогда не было. Разного рода «уважаемые» персонажи того времени – от малиновых пиджаков до наркоманов в шустерах, туфлях и кепочках – относились к телевизионщикам вежливо. 

Сложности начались, когда Дениса призвали на срочную службу в армию. Его начальство заверило призывника: будешь, мол, числиться солдатом в училище связи и продолжать работать на ТВ.

В назначенный день он поехал на сборный пункт прямо в эфирной одежде – минут за 40 до начала работы: «Думаю – сейчас скажу военным людям слово заветное и поеду... передачу делать. А меня забрили, увезли в учебку куда-то по Юргинской трассе, откуда я вернулся только через месяц».

В общем год он продолжал службу в училище связи, только не бойцом-связистом, а тележурналистом. Но, поскольку в этот период брился наголо, «в кадре» не работал. Телевизионное начальство по этому поводу ссорилось с его армейскими командирами.

Когда волосы отросли, Денис вновь «вошёл в кадр «Домино», будучи ещё солдатом. В декабре 1999-го он демобилизовался и «внезапно осознал: «Я – свободный человек, и поэтому отправился прямиком домой. Больше я в телекомпании «ТВ-Мост» не появлялся...»

***

С 2000 года карьера Дениса Лизина пошла в «новую гору».

Он перешёл в ещё более популярную кемеровскую телекомпанию NTSC. Работал здесь над новостями под руководством известных в области телевизионщиков – Павла Коваленко, Юрия Кухмаря, трудился вместе с Еленой Ровдой и другими. Здесь близко сошёлся с  талантливым и непредсказуемым Владимиром Антипиным, который впоследствии уехал в Екатеринбург, где трудился в ведущих СМИ, трагически рано ушёл из жизни. Ему Денис посвятил такие поэтические строчки:

Если я вдруг уйду

вроде б не навсегда,

то не следует этому верить –

я назад не вернусь

через год или два,

если я вдруг уйду,

широко хлопнув дверью.

Я уйду только так –

мне иначе нельзя,

ставлю точку на этом примере,

если сделаю шаг,

то не ждите меня

и прикройте за мной

неприкрытые двери.

Не смотрите мне вслед,

если всё же уйду,

и в глазах не ищите ответа,

вам известен ответ –

я назад не вернусь,

потому что – плохая примета.

Телекомпания NTSC стала для него как бы определённым трамплином, своеобразным университетом, который он прошёл по ускоренной программе – всего год, вдоволь набегавшись по Кемерову в поисках сюжетов. И почувствовал в себе силы и способности к освоению более высоких вершин.

***

И через год решительно уехал в Москву. Чего греха таить, хотелось известности, больших объёмов и широты. В Кемерове казалось тесно:

Расщеплю всю жизнь свою на атомы,
запишу в графу от «А» до «Я» –
упрощу патологоанатомам
ренессанс картины бытия.
Убеждён, а также твёрдо верю и
небезосновательно вполне –
в кулуарах генной инженерии
будут говорить и обо мне...

Здесь из телевизионного журналиста Денис переквалифицировался в радийщика, покорив своим голосом радиослушателей нескольких FM-компаний. Одной из них стало радио «Ретро FM».

Через несколько лет радиоведущий Денис Лизин признается: «Никогда не задумывался, что лучше: журналистика в газете, в Интернете, на радио или на телевидении. По мне идеал – это чистый лист А4 и четко поставленная задача, которую я с удовольствием каждый день выполняю».

Он пробовал себя во многих радиоамплуа-ведущего: ведущий информационных новостных передач на «Ретро FM»; ведущий программы «Автоновости» на «Москва FM»; ведущий Службы новостей «Радио 7 на семи холмах», там же ведущий  передачи «Лёгкий завтрак»... Везде получалось и получается на отлично.

Профессионал высокого класса, характеризуют его коллеги. Денис и сам способен оценить свою работу, свои успехи и неудачи. Время подводит некоторые итоги. Они, конечно же, промежуточные, но всё же...

Мне уже тридцать три. И последних семь лет

я живу, будто в рёбра мне тычут ножи,

а вчера я распят был на этой земле,

и тогда я лишил себя права на жизнь,

и способность летать выменял у менял

не за ломаный грош, а за цену Христа,

только крылья дрожат, и сейчас у меня,

чтобы в рай вознестись, десять шансов из ста...

Взлёты и... падения. И это нормально, тем более что падений-то как таковых и нет. О нём говорят: «Лучший!»

Для радийщиков есть ежегодный профессиональный всероссийский конкурс «Радиомания». В жюри входят весьма компетентные и авторитетные специалисты. Победителям почти в двух десятках номинаций вручаются символичные бронзовые микрофоны. Такой престижной награды удостоен и Денис.

Он помнит, как 25 апреля 2008 года в Большом дворце государственного исторического музея-парка «Царицыно» состоялась большая церемония вручения национальной премии «Радиомания».

В том году среди соискателей было около 140 радиостанций и продюсерских компаний со всей России, которые представили жюри 292 работы.

В состав жюри входили известные радиожурналисты и руководители ведущих СМИ: главный редактор телеканала «Рен ТВ» Алексей Абакумов, заместитель генерального директора ВГТРК Сергей Архипов, главный редактор РИА «Новости» Светлана Миронюк, генеральный директор ФГУП РТРС Геннадий Скляр и другие.

Символичные бронзовые микрофоны получили лучшие в 17-ти номинациях – ведущие и создатели радиопрограмм.

В номинации «Информационная программа» обладателем премии и бронзового микрофона стал информационный канал «Вести FM» ГРК «Радио России». А лучшим информационным ведущим назван Денис Лизин, работающий на «Ретро FM».

Денис вдохновлён высокой оценкой, большой наградой. Хочется работать ещё лучше, работать на «твоего слушателя», кроме информации, доставляя ему хорошее настроение:

Всё начинается с начала –

с заката ночь, с рассвета день,

с поднятых парусов – фрегаты у причала.

С восходом солнца всходит тень...

Он вдохновенно и по-настоящему «вкалывает» на радиостанции «Москва FM», которая позиционирует себя, как главное городское радио. Про содержание её эфира сказано: «Днём – всё, что интересует современных жителей мегаполиса: самые обсуждаемые и актуальные темы, мнения экспертов, тематические рубрики и сообщения слушателей. Новости – раз в полчаса. Информация о движении и погоде – каждые 15 минут. Ночью – самая свежая музыка. Потому что так живет Москва».

И Денис Лизин здесь – ведущий популярной рубрики «Автоновости», его информация интересует сотни тысяч людей – и тех, кто уже за рулём, и тех, кто только готовиться его приобрести. 

Он знает себе цену и сам высоко оценивает свои возможности. Это строчки из его произведения «Три часа до весны»:

Дайте холст, дайте кисть,
я сейчас нарисую
единенье с природой
на стеночках вен.
Мой герой – алый лист,
заблудившийся всуе
и нашедший свободу
в моей голове.

Ещё по его жизни «проходит» радиостанция «Радио 7 на семи холмах». Иногда это кажется нереальным – сочетать такие разные радиоредакции. Но Денису это явно нравится. Наверное, вот почему: «У меня две радиостанции в машине – «Радио 7» и Dfm, – раскрывает секрет один из поклонников его таланта. – Абсолютно противоположные по стилю, но всё зависит от настроения».

На «Радио на 7» Дениса пригласили, как опытного журналиста и ведущего. Редакции нужна было «свежая кровь», чтобы придать новое «ускорение» давно сформировавшемуся каналу.   

«Радио 7 на семи холмах» – московская музыкальная радиостанция. Была основана в 1992-м в формате легкой популярной музыки зарубежных исполнителей. В эфире – популярные песни 2000-х, также хиты 1960-х-1990-х.

Как оценивают социологи, целевая аудитория «Радио 7» – публика 35-49 лет. Его сеть в настоящее время охватывает более  60 городов в России и странах СНГ. Еженедельно «Радио 7» выбирают более 6 миллионов слушателей России.

Конечно, точно не высчитаешь, сколько из них слушают программу «Лёгкого завтрака», очередной выпуск которого провели Денис Лизин и Рубен Акопян, но популярность у неё была высокая.  

«Легкий завтрак» – это утренняя музыкально-информационная программа. Живые общественно-политические новости на разные темы, хорошая музыка для хорошего настроения. Здесь вам и астрологический прогноз на предстоящий день, и день в истории, и «словарь ударений» – рубрика, в которой обсуждают самые распространенные ошибки в произношении слов, и обзор прессы, и обзор событий в Интернете.

Казалось бы на все вкусы. Хотя... Приходили в редакцию и такие отклики, как этот:

«Радио 7 – супер радио, его я слушаю. 85 % времени – спокойная музыка, классические минутки, адекватные новости в начале часа, всё ок. Но два ведущих: Рубен Акопян и Денис Лизин, которые ведут утреннее шоу «Лёгкий завтрак», – мой утренний мозг в машине плохо впитывает всю доступную информацию от... этих товарищей. Причём, раньше их диалоги/монологи были вполне даже ничего, но теперь – 99,99 % обсуждаемых новостей – это политика... с какой-то детской точки зрения, не углубляясь в суть проблемы, а ограничившись многозначительными «даааааа-ууууууж», и так каждый выход в эфир...»

Ну что же, на вкус и цвет, как говорится... К тому же критика – двигатель журналистики.

...Слова, которые вылетали,
ловить не надо – вернулись сами
и вновь на волю рванут едва ли,
поскольку жизнь уже узнали.
Не всё запомнили, что читали,
не всё озвучили, как считали,
себе во времени стёрли грани,
и то имеем, во что играли.
Признались, где и когда соврали,
и убедились, так…, между нами,
что если роем другим по яме,
то попадаем вперёд ногами
всё чаще сами. Всё как-то сами.      

Конечно, жить в постоянном ритме редакции Службы новостей не так-то просто. Приходится пропускать через себя мегаватты как  позитивной, так и негативной информации, оставаясь самим собой. Денис Лизин и сегодня продолжает это делать. Продолжает суматошную жизнь журналиста. Не оставляет при этом и поэтического творчества... 

Будет ещё аромат сенокоса,
лес, пересчитанный правым плечом,
тур по деревне за этим же лесом,
два мужичка у крылечка сельпо,
кружка и водка со вкусом железа,
модно занюханная васильком.
Будут доярки (куда ж без доярок),
местные, приревновавшие зря,
будет весь день ослепительно ярок
от подключённого мне фонаря.
Будет дорога к какой-то из станций,
парой затяжек добитый «бычок»
и – путь домой мимо леса в багрянце
с лёгкой душой и отбитым плечом,
без сожалений, СВ, телефона,
в тамбуре, глядя в рекламный плакат.
А за окном изумительным фоном
будут всё также висеть облака.

Сергей Черемнов

По материалам Internet  

Использованы стихи Дениса Лизина со страницы сайта Стихи.ру: https://stihi.ru/avtor/denislizin

 

Денис Лизин. Стихи разных лет

Мои дворы

В моих дворах остановилось время,
и юность их осталась далеко,
простите, но я в прошлое не верю,
а в будущее верить нелегко.
Не верю городам в высоком стиле,
где нет знакомых улиц, и ещё
в то, что мои дворы покрылись пылью,
и старость им уже открыла счёт.
Моим дворам осталось жить до срока,
они идут от глубины веков,
но вдруг века начнут свой путь с истока,
а сроков будет сорок сороков?
И пусть все эти строчки – лишь желания,
хотя они имеют и свой вес
в моих дворах, живущих ожиданьем
от неба им обещанных чудес.

                                        Август 1995

Улица Весенняя 

Забывчивости ради выпал снег,

черкнув «На память…» росчерком пера.

Весенняя готовится к весне

и нам к весне готовиться пора.

Походки стали легче и умней,

как у студенток в роговых очках.

Какая умница плывёт навстречу мне,

снег выбивая из-под каблучка. 

Лицом к лицу лица не увидать –

за пять шагов смущённо прячет взгляд.

Ах, как вокруг неё бурлит вода

от глаз мужчин, среди которых я.

Всё замерло в печали и тоске –

для красоты такой ещё не создан слог,

и мне в великом и могучем языке

не отыскать о ней хотя бы пары слов.

Две стаи режут воздух на лету

над башнями с оттенком жожоба.

Ахматовы, плевав на институт,

читают Гумилёвых по губам.

На Театральной драма в трёх частях –

он не пришёл, она с тоски пьяна.

Он выбрал гостью, находясь в гостях.

Она нашла другого. Всё, финал.

Избыток чувств похож на сход лавин

паденьем без ума, без сил, без дна.

Весь мир разбит на тыщи половин

и где-то среди них моя – одна.

                                 Март – июль 1999

Белый клоун

Он не жил – веселился, над собою смеясь.

Каждый день спать ложился, как лицом падал в грязь.

Не искал себе равных, видел в правде обман,

наслаждаясь обманом за нехваткой ума.

Просвещая убогих, сам не знал, что хотел,

но вознёсся до Бога перед дюжиной тел.

Он молился без меры и крестился, как мог,

зачарованно веря в то, что он – это Бог.

Нацепив на взгляд укор,

к небесам подняв глаза,

под прикрытием икон

этот Бог Богам сказал,

что пора устроить суд,

снять аксессуар с креста,

чтобы новый Иисус

заменил собой Христа.

Кандидатом на символ клоун вызвался сам –

и распяли красиво – головой к небесам –

пережитую веху мигом сдали в утиль…

Так никто и не въехал в то, что шут пошутил.

                           Сентябрь 1996 – ноябрь 2000

Общество мёртвых поэтов

Пророчества записаны до нас
и истины сочинены не нами,
единственный оставшийся нам шанс –
всё повторять, но новыми словами.
Избиты рифмы правилами форм
от первой буквы до последних звуков,
все классики бьют сильно и в упор,
чтоб впредь поэзия была наукой.
В ней нет свободы, кроме падежей,
душа закрыта, как бы ни металась,
чувствительность свели к одним клише
те, кто предпочитал сентиментальность.
Эмоциям нельзя ни вверх, ни вниз,
каноны держат прутьями стальными,
романтики любили суффикс «изм»
не меньше, чем любили остальные.
Традиционность в слоге и стихе
съедала всех в режиме адаптаций,
пока поэты не ушли от схем,
чтоб больше чем поэтами остаться,
и вот тогда они сошли с умов,
среди них мы, и кто пришёл за нами.
Нам врач вписал диагноз между строф –
«Всё повторяют новыми словами».
                                         Декабрь 2000

Когда умирают люди

Когда умирают люди,
то их забирает аист,
уносит с собою в клюве
в страну запредельных таинств –
туда, где парят лишь птицы,
подальше – к ночам и совам,
полёт его повторится
и вновь, и опять, и снова.
Является он не часто
тем, кто на земле остались,
они ждут годами часа,
когда возвратится аист,
готовят гнездо под крышей,
свивая из веток вербы,
вплетают в них гроздья вишен
и долго глядят на небо.
Надежда таится в сердце,
как пёрышко невесома,
чтоб аист принёс младенца,
чтоб всё повторилось снова.
                              Январь 2001

Восьмая нота

Известно то, что есть всего семь нот,
но кто-то слышал, как намедни кто-то –
какой-то залихватский сумасброд –
сказал, что всем подарит и возьмёт,
споёт, сыграет и произнесёт
искомую давно восьмую ноту.

Ещё вчера никто не знал, и вот
народ дождался гения, наверно,
а коли так, то пение его
уже бессмертно.

Настал момент ответа за слова,
уверенно заброшенные в люди,
и звук прошелестел по головам,
идя от его сердца и ума,
восьмую ноту выдала струна,
преподнеся желанное на блюде.

Но общество, не дав ей дозвучать,
разбило в пух и прах и подчистую,
вердикт небрежно брошен был на чай –
пусть существует.

Не доказать, что лучше остальных,
не получив в свой адрес дозу мести –
таков расклад обычных дел земных.
И общества отдельные сыны
вменили ноту в суть его вины,
чтобы наступить на горло новой песне,

а втихаря истошно связки рвут,
пытаются копировать, но тщетно,
они на этой ноте не споют –
она священна.
                Ноябрь – декабрь 2001

Подлодка

                             Кириллу Самошонкову
Я нынче везучий – в деньгах и в работе,
(подлодки лишь круче на Северном флоте),
дом – полная чаша, стол гнётся от яств,
я часто шагаю, по жизни смеясь,
но пью за столом только с тостом в полтона –
«За веру в то, что субмарины не тонут».
Им падают в ноги любые пучины,
подлодки – не Боги, подлодки – мужчины,
а сил вдруг не хватит, споткнутся о камень –
друзья их подхватят стальными боками,
на воздух поднимут, нальют до краёв
и выпьют до дна за здоровье моё.
Ну что же линкоры, ну что же, эсминцы,
когда я в дозоре, вам что-то не спится?
Радисты уже отстучали, поди,
что я в этих водах всё время один?
За то, что не слажу с чужих территорий,
я день начинаю с баталий на море,
неважно, кто прав, чья и в чём тут вина,
желанье войны – есть всё та же война.
Устав от боёв, отхожу на работу
с пробоиной в рёбрах по левому борту,
и снова атака, и снова бои,
за что ж меня так, оппоненты мои?
Ведь мы ещё больше звереем от ран,
зачем нам делить мировой океан?
Суметь бы дойти до родного залива,
чтоб берег мог видеть бессмертье счастливых,
узнать напоследок родной голосок
и носом уткнуться в багровый песок,
задраить в отсеках и крики, и стоны,
в полтона сказав, что подлодки не тонут.
                                             Декабрь 2001

К потомкам

Был ли часто неухожен,
ибо был частенько пьян,
может, был во мне возможен
наркотический изъян,
или, вдруг, я был культурен –
не найти меня умней –
и оставил след, в натуре,
на культуре или в ней,
относился ли к элите
иль к потомственным ЗК –
это всё определите по цепочке ДНК.

Господа потомки, я ведь будучи
личностью не самой бытовой
очень бы хотел в далёком будущем
знать, что я по-прежнему живой.
Загляните лучше по-научному
в скромную субстанцию мою –
я клянусь вам в том, что вы получите
за меня от шведов премию.

Был ли я большим учёным,
звёзды знал наперечёт
или верил увлечённо
в ад, который топит чёрт,
походил ли я на слухи
о субстанции моей
и не мог обидеть мухи,
а тем более людей,
или был гульнуть любитель,
заводился с полпинка –
это всё определите 
по цепочке ДНК.

Мне на эти опыты опасные
деньги собирала вся родня –
вы считайте, что на всё согласный я,
так и быть, клонируйте меня,
а не получусь – не дайте помереть
в пику человеческой судьбе,
и тогда в какой-нибудь кунсткамере
я опять напомню о себе.                
                                    Январь 2003

Пик карьеры

Уйти бы на пике карьеры,
чтоб вовремя и спонтанно,
тихонечко, с чувством меры,
или погромче, с понтами,
но главное – прямо на пике
и ни шажочка даже,
там – дальше – сплошные фрики,
готовые к распродаже.
Торгуются именами,
ушедшим, былым и прошлым,
что, в общем-то, между нами,
сегодня уже не пошло.
Как золота в эполетах
в них желчи и эпатажа,
собой называют планеты
или созвездья даже.
А у подножья – люди
с глазами, полными веры,
смотрят и видят, что будет
после начала карьеры,
им виден лишь путь до пика,
догадываются едва ли,
что у карьеры, поди-ка,
есть две стороны медали.
Поэтому – толпы на входе,
поэтому – рвутся до края,
а там почти все, кто доходят,
для тех, кто внизу, пропадают.
Но, говорят, кто-то слышал, 
прося всё оставить в тайне,
что всех, кто поднялся выше,
купают в небесной манне
и эхо разносит крики –
«Аллах! Заратустра! Боже!
Молю, чтоб на этом пике
держаться как можно дольше!»
                Декабрь 2004 – сентябрь 2007

Самое счастливое окно

                  В память о папе
Иногда, наблюдая за вами,
понимая, что будет предел,
я хотел бы остаться часами,
когда сам окажусь не у дел.
Чем на стрелки сложней ляжет бремя,
тем сильнее надежда моя,
что удастся продлить ваше время – 
потому что считать буду я.
Впрочем, вид мой не очень-то важен,
я смогу защитить вас легко,
уберечь и приглядывать даже,
если в дверь меня врежут замком.
Или же, прекращая быть папой,
я сумею не перегореть,
став потом галогеновой лампой,
чтоб рассеивать тьму во дворе.
Если ж быть невозможно предметом,
не дадут если профиль и фас –
буду стены пронизывать ветром
и посматривать – как там у вас.
Но, конечно же, в форме быть лучше,
(хоть, видать, вариантов в обрез),
чем листвою, дождём или лужей,
даже пусть с отраженьем небес.
Когда мы не удержимся рядом,
я надеюсь – мне скажут о том,
что смогу отражать ваши взгляды
и быть самым счастливым окном.
                                       Март 2017

Звездопад

Держите карманы шире –
вот-вот будут падать звёзды.
Вы встретились в этом мире –
момент звездопада создан.
Откуда-то с края неба
до края промчится точка,
раскинут созвездья невод
и Девой родится дочка.
Осыплется фейерверком
в честь этого пыль галактик,
и через год, примерно,
у Девы родится братик.
Вселенная отсалютует,
порадуется сверхновым,
а лет через двадцать будет
им благодарна снова,
когда и Близнец, и Дева
прибавятся поколеньем,
желанье отправив в небо
в момент своих звёзд паденья.
И неоспоримы в этом
космические законы,
вращают по ним планету
все те, кто на ней знакомы.
Свеченьем мерцает воздух,
себя обновляют люди,
беря у Вселенной звёзды.
Так было. И есть. И будет.
                             Май 2017

День на море

                Лике и Лёне
Розовеют завитушки
у плывущих в небе ваток,
день добрался до подушки,
сожалея – что был краток,
что гранатовое солнце
остужаться село в море,
не сказав, когда вернётся,
подражая рыбке Дори,
что на созданное за день
наступил без спросу вечер,
как всегда, подкрался сзади
и остался не замечен.
Дню особенно обидно,
что никак не встретит ночь он,
(та совсем не прочь, да, видно,
вечер против, между прочим),
что не знает счёт игры он
самолётов с облаками,
не дождался, как с обрыва
прыгнул в море плоский камень
и ему рукоплескали,
набежав на берег, волны,
брызжа каплями на скалы,
находясь в восторге полном
и шепча, чтоб поскорее
вновь его нашли руками,
но мальчишка в пальцах греет
уже следующий камень.
И девчонка, сидя рядом
главным зрителем театра,
провожает молча взглядом –
как сегодня тонет в завтра.
                             Июнь 2018

Природоведение

 «Или просто ради интереса,
или если, вдруг, покой вам вреден –
посреди неузнанного леса
не будите бурого медведя».
Заучить бы надо до охоты  
этот пункт особенно прилежно
тем, кому немерено охота 
потягаться с силою медвежьей. 
Это не раскручиванье бури, 
не угроза, не удар по нервам,
но до мечт об этой бурой шкуре 
пунктуально сверьтесь с пунктом первым.
Вникните в историю вопроса, 
в перевод дословный этой фразы,
в то, что, невзирая на запросы,
результата не было ни разу.
Да, охоты были. Да, будили.
Да, толпой обкладывали кругом…
Кто успел – друзей предупредили,
что медведь оставит их без друга.
Граждане охотники! Учите
памятку доступную вполне – 
«Никогда его не заносите 
в ваши зоопарки на стене.
Ваше эго больше не дождётся
дополнений к мордам и рогам,
потому что если он проснётся –
будет интересно. Но не вам».
                              Октябрь 2018

Сами

Мы реже стали сбиваться в стаи.
Всё чаще сами. Всё как-то сами.
Ещё бываем мягки местами,
но все одежды уже из стали.
Нет больше частых самокопаний,
различных планов постройки зданий,
продлений рода путём созданий
двух или больше живых созданий,
и лес посажен путём стараний.               
Ясны ответы любых заданий.
Вообще не летом готовим сани
и выпадаем из расписаний,
исчезло таинство на вокзале
с приходом опыта или знаний.
Как жили-были – всё рассказали,
и дети долго потом не спали.
Слова, которые вылетали,
ловить не надо – вернулись сами
и вновь на волю рванут едва ли,
поскольку жизнь уже узнали.
Не всё запомнили, что читали,
не всё озвучили, как считали,
себе во времени стёрли грани,
и то имеем, во что играли.
Признались, где и когда соврали,
и убедились, так…, между нами,
что если роем другим по яме,
то попадаем вперёд ногами
всё чаще сами. Всё как-то сами.
                   Апрель – июль 2019

Открытие 
Сидя на тёплой крыше 
с видом моим любимым, 
твой подбираю шифр 
и попадаю мимо 
ритма, в котором взглядом 
ты облака считаешь, 
мой подбирая шифр, 
и тоже не попадаешь 
в список моих привычек, 
в виде замка к ключам. И 
есть ли от нас отмычки? 
Дружно пожмём плечами. 
Есть ли налево-направо 
хоть один метр жести, 
что мы с тобой на пару 
не исходили вместе? 
Есть ли в чердачных окнах 
хоть один неба вид, 
чтобы нас чем-то новым 
взял бы, да удивил? 
Есть ли ещё ноктюрны 
в стареньких водостоках, 
каплями миниатюрными 
дождь чтобы нам процокал? 
Есть ли ещё в закате 
свежий сюжетный блеск, 
чтоб он хитом проката 
вышел сейчас и здесь? 
И мы, как в кинозале 
полном душевных ран, 
лечим себя усталых, 
глядя в живой экран – 
свет приглушат на крыше, 
книзу сойдут лучи, 
я подберу твой шифр, 
а ты подберёшь ключи. 
                    Сентябрь 2021

Мама 
В любом предложении есть основа, 
если в основе есть тёплое слово 
с тёплыми звуками тёплого смысла, 
где каждый звук со смыслом слился, 
обнял за слоги и перемешался, 
начал за буквами перемещаться 
слева направо под тёплым взглядом 
мамы, сидящей с ребёнком рядом, 
с его указательным по странице, 
с его удивлением на лице, 
с его распахнувшимися ресницами 
от смысла, понятого в конце, 
когда, дочитав предложение в книге 
со словом «мыла», со словом «раму», 
в недрах Земли случатся сдвиги 
от жара нежности детской. Мама 
чмокнет в макушку, прижмётся к крохе, 
скажет: «И я тебя тоже очень!». 
И всё, отчего на душе было плохо, 
станет на чуточку, но короче, 
где-то в Земле успокоятся плиты, 
мир, сделав выдох, задышит снова 
и боли со страхами будут забыты 
от звуков и смысла тёплого слова. 
                                   Сентябрь 2021

Фото из Internet

Архив новостей