Зоя Николаевна Естамонова – журналист и писатель

08 октября 2020 

13 июля 2020 года не стало известной в Кузбассе журналистки, писательницы, заслуженного работника культуры РСФСР Зои Николаевны Естамоновой.

Она родилась в 1936 году. В 1959-м окончила Ленинградский университет. И приехала в Кемерово, на областное телевидение.  Первая же её телепередача «Телевизионный музей изобразительного искусства» (1959) покорила сердца зрителей. Было понятно, что в Кузбассе рождается новый большой журналист, который умеет словом и выразительными средствами телевидения донести до людей глубину и смысл авторских задумок при создании настоящих произведений искусства.

С 1960 года её зачислили в штат редактором Кемеровской студии телевидения. А уже через два года – в 1962-м она становится старшим редактором литературно-драматической редакции, затем заместителем главного редактора художественного вещания Комитета по телевидению и радиовещанию Кемеровского облисполкома.

Творческих задумок у Зои Николаевны было хоть отбавляй! Особенно полюбилилась кузбасскому зрителю программа «Страницы природы», у которой она стала одним из авторов. Передача впервые вышла на экраны в 1966 году. А всего в эфир подготовили более 100 передач этого цикла.

Популярная телепрограмма литературно-драматической редакции, которую тоже придумала Зоя Естамонова вместе с редактором В. Ровицким, называлась «Книжная лавка «Экслибрис». Впервые она показана на экранах 19 июня 1972 года и надолго прописалась на телевидении. В ней говорили о книжных новинках, публикациях писателей Кузбасса. Вела её редактор Кемеровского книжного издательства Тамара Махалова.

Программа З. Естамоновой «Зов» - о людях творческих профессий, их духовных поисках - выходила в эфир КСТ в 1991-1996 годах.

Зоя Николаевна ушла с телевидения в 1997 году. За неполные 38 лет работы на «голубом экране» области принесли ей узнаваемость и любовь и героев, и зрителей её талантливых многочисленных передач о писателях, художниках, народных мастерах Кузбасса. Ей принадлежит авторство сценариев известных киноочерков «Липовый остров» (1969), «Виктор Баянов» (1972), «Мастер» (1974), «Именем природы» (1979), «Товарищ художник» (1980), «Три стихотворения Игоря Киселёва» (1982), «Музыкальная республика» (1983), «Быть художником» (1985), «Липа-сибирячка» (1986).

Зоя Николаевна стала создателем телеспектаклей «Глоток Свободы (1968),  «Мать» (1971), «Разомкнутая цепь» (1972), «Витражных дел мастер» (1979).

И это далеко не полный перечень её творческих успехов… Между тем, не всё было так просто. В одной из своих многочисленных публикаций она вспоминала:

- Да, была публицистика. Иногда за публицистику влетало. У нас в подвале гостиницы, которая находилась на Красноармейской, у художников были мастерские. Понятно, какие там условия. Фельетон сделала. На летучке мне влетело от Вишневского за этот фельетон. И вдруг в обкоме партии говорят обратное: как здорово! Это была какая-то часть реального дела. Мы и за браконьерами гонялись с камерой. Мы понимали, что это надо людям и нам. А люди писали: «Нам нужны Запсибы, но нам нужен и Мариинск!»».

Многие её почитатели уверены, что именно она в эфире открыла кузбассовцам мир культуры. Журналист газеты «КП – Кемерово» Лия Гараева сказала о феномене своего коллеги:

«Она рассказывала в эфире о культурном наследии региона... …Осталась в памяти кузбассовцев писателем и ведущей кемеровской студии телевидения. …Создала множество телеспектаклей и сценариев для киноочерков, писала книги и публиковалась на страницах местных газет и журналов. Она оставила глубокий след в журналистике Кузбасса».

А вот что вспоминает бывший заместитель председателя ГТРК «Кузбасс» Любовь Иванова:

«…Зоя Николаевна была удивительным человеком. Она позволяла себе быть смелой и проникать в сферы, куда сегодня не всякий журналист, простите за выражение, сунется. Искусство – такая сфера. Художники Кузбасса были охвачены её вниманием наподобие... как если бы птица-лебедь крылья раскрыла на обе стороны и – не пропущу никого, будто бы это значит.

Не пропущу, пока не рассмотрю, кто таков и что может. Про кого-то книжку напишет, про кого-то слово скажет. Художники и молодые и старейшие воспринимали это за норму. Казалось, так будет всегда. Оказалось, кроме Зои Николаевны так никто их больше не исследует и не взвешивает на весах жизненной позиции.

Коммерция была не по характеру Зои Николаевны. Потому, полагаю, не просто жилось ей в годы эти последние.

Я с ней встречалась на ГТРК «Кузбасс» ежедневно более десяти лет. Миниатюрная как воробей, подвижная, приветливая, интересующаяся. Стойкая как солдатик. Бывали у нас времена, когда по студии ходили бури в лице начальников и расставляли сотрудников по-своему, без уважения к заслугам и возрасту. Она, конечно, страдала, но виду не подавала. Надо ехать снимать информационный сюжет? Нет, публицистики и этой вашей философии не надо? Кого-кого снимать ... Колю, Николая Расторгуева... «Любэ»?.. Хорошо, отлично, сделаю.
Расторгуев сильно удивлялся, давая интервью. А Зоя Николаевна профессию любила, и чудачества руководителей сбить её с курса не могли.

Вдвоём с Ириной Киселёвой они шли к оператору Валерию Дунаеву и снимали колдовские штучки для авторской программы «Зов». А потом она ухитрялась где-то строчить свои очерки и публицистику на темы местной жизни. Но всегда местная тема поднималась ею до уровня мировых проблем современности. Она говорила с нами о важном. Самом важном. Как она это себе представляла.

Она, Зоя Николаевна Естамонова, старалась держать оборону и отстреливаться от гадости девяностых. Девяностые её не победили. Она – крепкий орешек. Воробышек кемеровского телевидения, наша Зоя, которая нас любила. При встречах, когда за её спиной уже сомкнулись двери студии, Зоя Николаевна улыбалась, конечно улыбалась. Она ехала в Ивановку к мужу, там у них домик, всё такое...

Или шла на выставку в музей ИЗО – как , Люба, вы ещё там не побывали? – обязательно сходите, интересно, не пожалеете...
Дорогая коллега, старший товарищ, милый человек-улыбка».

Она очень серьёзно сама занималась писательским делом, проблемами художников Кузбасса. Поэтому кроме членского билета Союза журналистов СССР у Зои Николаевны были и удостоверения члена Союза писателей России, Союза художников России.

Из-под её пера вышли замечательные прозаические книги, сборники стихов и альбомы, в их числе «Сотворение рябины» (1979), «Судьба художника Ганса-Юргиса Прейса» (1990), «Здравствуй, художник» (2003), «Просвети мои очи мысленные» (2012), стихи «Фантазия».

В 1987 году Зое Николаевне было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры РСФСР. Она награждена знаками «Отличник телевидения и радио», «За охрану природы России» и другими наградами.

Сергей Черемнов, 

по материалам Internet,

фото ГТРК «Кузбасс»

Архив новостей