«А голос все звучит…». Памяти Марины Александровой

19 января 2017 

(Автор - Нина Михайловна Инякина (Небогатова) – дочь известного российского поэта М.А. Небогатова).

13.01.2017 года, пятница: впервые в жизни моё любимое «счастливое» число «13» дало сбой: и впрямь стало, как ему и приписывают, несчастливым: пришла горькая весть о кончине хорошо знакомого мне и уважаемого мною человека – радиожурналистки от Бога Марины Григорьевны Александровой.

Судьба свела нас в предъюбилейные небогатовские дни: 29 сентября 2006 года состоялась запись беседы в прямом эфире Радио Кузбасс, посвящённой 85-летию со дня рождения моего отца, поэта Михаила Небогатова, и прозвучавшей по радио в канун юбилея, 4-го октября, ранним субботним утром.

Беседу организовала и провела Марина Александрова, как оказалось, дочь известного мне журналиста, главного редактора Кемеровской сельской газеты «Заря» Григория Романовича Умнова. Почему известного? А он был тем редактором, который взял в штат только что пришедшего из армии сына Небогатова - Александра. И, как оказалось, не ошибся. По оценкам коллег по редакции, Саша не был, как ожидалось, просто «сыном Небогатова», а после первых же редакционных заданий заявил о себе, как настоящий журналист.

Мы встретились с Мариной за несколько дней до записи. Я обеспечила её массой «самиздатовских» книжек об отце. Поговорили и просто так, по-житейски. И вот она пригласила меня на запись. Подготовилась она тщательно. В руках у неё были листы бумаги с напечатанными вопросами, которые она потом и задавала мне. А я была с парой-тройкой отцовских сборничков, шелестеть страницами которых, однако, не имела права и возможности – всё было бы слышно в многократно усиленном микрофонами режиме. Так что пришлось положиться на свою сообразительность, чтобы давать ответы на вопросы без запинки – каждая не только минута, СЕКУНДА дорогà в эфире! И на память прочитать своё любимое – одно из множества! – отцовское стихотворение.

Без огрехов не обошлось: в одном месте я споткнулась, и вместо фразы Твардовского «выдала» свою, укороченную версию (что моментально стало заметно: «сломался» ритм и исказился смысл стихотворения).  И получилось так, будто я чего-то не договорила. Покажу этот свой невольный «ляп»:

У Александра Трифоновича Твардовского написано так:

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живёшь, своей страдой

Бессонной, –

Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С ТРОПЫ СВОЕЙ НИ В ЧЁМ НЕ СОСТУПАЯ,

НЕ ОТСТУПАЯ – БЫТЬ САМИМ СОБОЙ.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

1967-1968

 

Из этих (выделенных) строчек получилось следующее:

С ТРОПЫ СВОЕЙ НИ В ЧЁМ НЕ ОТСТУПАЯ,

…БЫТЬ САМИМ СОБОЙ,

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

 

Досадно, но ничего не поделаешь! Исправить-то уже ничего было нельзя! Если бы это был не прямой эфир, можно было бы звукорежиссёру что-то подлатать, подчистить, а как – без моего голоса этого уже не сделаешь?!. Прямо как в кино: второго дубля не было…

Когда утром 4-го октября мы с мужем слушали эту запись, я свою запинку сразу заметила. Но отклики потом, после передачи, были примерно следующими: «Вы так хорошо говорили, прямо, как профессор» (это слова писателя Михаила Петровича Гоголева, моего давнего читателя – я работала много лет в библиотеке Дома политического просвещения, а Михаил Петрович частенько захаживал к нам по разным вопросам, и чаще всего работать с ним выпадало мне – я была заведующей читальным залом).

После передачи мы ещё неоднократно встречались с Мариной: я дарила свои книжки, мечтали сделать ещё одну передачу, но… не случилось.

Зато у меня есть несколько драгоценных реликвий: ещё одна запись: почти 45 минут, как школьный урок (кстати, именно, как урок и можно её использовать в разговоре с детьми на тему Великой Победы!): эту передачу Марина сделала в год 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на основе статей Светланы Небогатовой (я даже по газетной полосе могла следить за текстом), приуроченных к очередному Дню Победы. Там речь о нашем отце и его поэтическом творчестве. Украсили эту передачу любовно подобранная музыка и стихи в исполнении «золотого голоса Кузбасса» – диктора Юрия Михайловича Усольцева.

И книга Марины, которую она мне подарила в один из моих визитов на радио: «Мысли вслух». Я даже ахнула тогда: «Так у меня стихотворение с таким же названием есть!..» Книга оказалась не менее интересной, чем её автор. В эту книгу  Марина собрала свои беседы с разными творческими людьми – артистами театра и кино, с певцами, и предварила их, эти беседы, такими словами:

«…Каким бы интересным не был разговор в эфире, он скоротечен. Встретились, пообщались и расстались. Потому и перенесла я на бумагу слова, чтобы можно было над ними поразмышлять, о чём-то задуматься, чему-то порадоваться, а главное, дать возможность познакомиться с нашими героями тем, кто не застал их в эфире радио».

Читать эти беседы интересно и сегодня, много лет спустя после состоявшихся бесед (книга 2005 года издания). И в ней явственно проступают и лица, и голоса Марининых гостей, да и её собственный голос, который у меня, к счастью, сохранился! Голос по-женски мягкий, но с твёрдыми, мужскими интонациями. Это выдаёт большого профессионала, очень требовательного к себе.

Сегодня Марину предали земле. Вечный покой обрела она на 5-м городском кладбище. У неё осталось двое сыновей и внук…

Светлая память светлому человеку…

 

Нина Инякина (Небогатова),

Кемерово.

 

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВА – ИЗВЕСТНЫЙ ЖУРНАЛИСТ РАДИО КУЗБАССА

Ушла из жизни ведущая программ радио ГТРК «Кузбасс» Марина Александрова. Она – профессиональный журналист, окончила филологический факультет со специализацией по журналистике Кемеровского государственного университета. На областном радио Марина Григорьевна работала с 1984 года. Её передачи всегда находили отклик слушателей, отличались ярким, богатым, своеобразным по стилю языком, привлекали эмоциональностью.

О её высоком мастерстве и профессионализме красноречиво говорят многочисленные награды различных конкурсов. Так, Марина Александрова неоднократно становилась лауреатом городских, областных журналистских конкурсов. В 2004 году – стала лауреатом конкурса Союза журналистов страны “Лица российской провинции” в номинации “Лучший газетный и журнальный очерки”. В 2008 году удостоена высокого звания «Лауреат премии Кузбасса». В представлении к этой награде написано: «За годы работы на областном радио она создала тысячи радиоочерков о кузбассовцах – поэтах, писателях, художниках, простых тружениках Земли Кузнецкой. Уже много лет ведет «живые эфиры», в которых затрагиваются самые разные темы: социальная политика, культура, народное творчество, образование и другие. Причем, эти программы идут с обратной связью, то есть радиослушатели имеют возможность высказать свое мнение в радиоэфире». 

В 2009 году её фамилия вновь в списке победителей областного профессионального конкурса «Лучшая журналистская работа на тему культуры и искусства»: ей присуждено 1 место. 

Не раз её передачи признавались лучшими на Межрегиональном конкурсе журналистского мастерства «Сибирь – территория надежд» В номинации "Радио", например, специальная награда жюри конкурса была отдана её передачам "Дедушка-меценат", «Усадьба, Куклы ветеранов».

Несколько лет она была автором и ведущей программ социального проекта «Мы вместе», трижды отмеченного в общероссийских конкурсах. В рамках проекта объехала все детские дома Кемеровской области, побывала во многих приёмных семьях.

С членами Общественной палаты Российской Федерации она посещала СИЗО, где знакомились с условиями содержания несовершеннолетних подследственных. Потом рассказывала о проблемах и этих детей в эфире.

«Например, - отмечала в одной из передач на эту тему, -  закон предписывает перевод молодого человека во «взрослую» камеру по достижении восемнадцати лет, в то время как в колонии для несовершеннолетних можно отбывать наказание до 21 года. Такой перевод травмирует психику подследственного и общение с более «опытными» сокамерниками не всегда идет ему на пользу. Особо остро стоит вопрос занятости несовершеннолетних. К сожалению, у воспитанников нет возможности обучаться компьютерной грамоте, заниматься спортом, играть в настольные игры - шашки, шахматы, нарды, посещать библиотеку и изучать юридическую литературу, знакомиться с художественными произведениями. Для этого в СИЗО не хватает помещений и специального оборудования, в школе отсутствует достаточное количество наглядных пособий по химии, физике, биологии, а в библиотеке очень мало новых книг, в том числе фантастики, которую особенно предпочитают подростки». 
После её выступлений было решено выйти с инициативой по внесению поправок в законодательство в части содержания несовершеннолетних подследственных, способствовать всестороннему правовому просвещению молодежи, привлечению некоммерческих организаций к решению перечисленных проблем (в частности – к сбору книг, наглядных пособий, настольных игр для подростков, находящихся в СИЗО).

Еще одним подтверждением того, что кузбасская Марина Александрова является одной из лучших в России, стала её победа вместе с коллегой Марией Денисовой в престижном всероссийском конкурсе для журналистов «Семья и будущее России». Творческое состязание проходило в Москве, в рамках международного конкурса «Многодетная семья и будущее человечества». Сюжетам о том, как в Кузбассе поддерживают семьи с детьми, жюри конкурса выставило высшую оценку.

Автор проекта «Мы вместе»: Марина говорила тогда:

- Нам очень приятно, что те детки, которые уже живут в семьях, о многих из них потенциальные родители узнали из нашей программы. Они услышали голосок, они почувствовали характер и захотели познакомиться с ребёнком. 

В 2012 году Марина Григорьевна была награждена знаком «Почётный радист России».

Она – автор нескольких книг о профессии. В 2005 году в Кемерове вышла её книга «Мысли вслух». В неё  Марина собрала свои беседы с разными творческими людьми – артистами театра и кино, с певцами.

Как-то она написала о себе:

«Когда накатывает грусть, я с головой бросаюсь в эфирные волны, отправляюсь по городам и весям за новыми впечатлениями и знакомствами с талантливыми земляками. Пытаюсь, шутя, взглянуть на серые будни. И тогда верите, снова маячит впереди долгожданный выходной, тепло любимой семьи, розыгрыши друзей, и, конечно, добрый собеседник — «Маяк». И жизнь продолжается…»

Коллеги и друзья отмечают, что её передачи всегда находили отклик слушателей и привлекали эмоциональностью. 

«Нет с нами больше Марины Александровой... Мне очень тяжело писать это, ещё тяжелее понять и принять. 26 лет мы были вместе. Марина была настоящим радиожурналистом, профессионалом. Она была одним из главных моих Учителей. Светлая память... Маринка, буду помнить тебя!»,  - с горечью говорит заместитель директора ГТРК «Кузбасс» Евгений Иванов. 

«Мы начинали с ней на Кемеровском областном радио, она была светлым человеком, она выбирала всегда социальные темы для своих работ, потому что, прежде всего, её интересовали люди, их чувства, проблемы, настроения, она отдала себя многим, и сегодня многие помнят её... Маринка, ты была и ты ЕСТЬ в своих работах, в нашей памяти, в сердце каждого из нас, кто тебя помнит, хотя мы уже не будем прежними, и мир не будет прежним, потому что в нём нет тебя», — написала в соцсети генеральный продюсер компании «ZIMA Production» Светлана Винтер.

 

АЛЕКСАНДР ВИНОКУРОВ: О РАДИООЧЕРКЕ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВОЙ

Сравнительно недавно, года с 2005-го, началось развитие у нас в стране нового направления в радиожурналистике — документального радио. Это некий глубокий, подробный, продолжительный рассказ на вполне конкретную тему, о вполне конкретных людях.

Чаще всего такой документальный материал требует довольно долгой

подготовки и особого расположения героя к автору. Такие документальные радиоматериалы чаще всего делаются для фестивалей, очень это развито в Европе и Америке.

И вот, когда я прослушивал очередной сюжет, то поймал себя на мысли, что такие вещи раньше назывались очерками. Много работы с материалом, много работы с музыкальным оформлением, просто со звуками и шумами.

Очерк должен быть цельным, законченным. Не каждому под силу провести такую огромную работу. Сегодня, пожалуй, один человек в нашем коллективе способен на такое. Это Марина Александрова. В 2005 году за очерк о гармонисте Иване Ивановиче Глебове получила она звание лауреата конкурса Союза журналистов России «Лица Российской провинции».

«В одну пору, когда близилась к концу война, появилось на базаре много самых различных гармоней: редких, ладных — фабричных, и не столько ладных, сколько голосистых да звонких — самодельных, любительских. А приносили их на базар вдовы не вернувшихся с войны солдат. Приносили, чтобы обменять на хлеб, сало, одежонку для осиротевших солдатских детей. Время было тяжелое еще, голодное. А жизнь... Жизнь — продолжалась.

Как же было торговому люду узнать, хороша ли гармонь та? Узнавали просто. Всегда находился в толпе человек, желающий по старинке размять пальцы. Брал он гармонь в руки, поначалу трогал кнопки несмело, бережно, а затем все уверенней, собирая вокруг любопытных, соскучившихся по лихой игре людей.

Самое яркое воспоминание из детства Ивана Ивановича Глебова — гармошка. Порой было такое чувство, что с ней и родился. Поначалу еще неловкие, слабые ручонки тянулись к инструменту, как к чему-то заветному, фантастическому, способному издавать чарующие звуки. А уж к третьему-четвертому классу Ваня стал настоящим артистом.

В суровую зиму, чтоб не замерз по дороге, заворачивали маленького солиста в тулуп, на телегу... и с концертами за 90 километров. А уж там на сцену выходил гоголем — в новой яркой шелковой рубашке, отрез на которую выдали в школе специально для выступлений. Так с гармошкой и рос.

С гармошкой ушел и на фронт, едва исполнилось шестнадцать. Была то русская двухрядка. Долго вместе с Иваном шла та гармошка по дорогам военным, словно фронтовой товарищ. И ей тоже пришлось хватить лиха.

И погибла-то в бою, как настоящий товарищ. Попал в машину снаряд, и гармошку разорвало. Горевал Иван так, словно расстался с боевым товарищем. Затосковали было и однополчане. Да попалась трофейная хромка… Прежней не соперница, но все ж…»

И таких примеров можно привести много. 12 человек в нашей «первичке», и каждый может похвастаться своим стилем, своей программой, своим сюжетом. И не пустые слова это. Результаты конкурсов, в которых участвуют наши радиожурналисты, вполне показательны. Не раз побеждали мы и во Всекузбасском конкурсе «Радио-Престиж». В Дагомысе на фестивале «Вся Россия», что проводит Союз журналистов России, стали в 2005 году лучшей региональной радиостанцией. А программы «Радио «Кузбасс FM» (младшего брата) не раз были отмечены на межрегиональном фестивале информационных программ «Вместе — радио».

Мне довелось побывать и на «Балу прессы», и на фестивале СМИ «Вся Россия». Скажу я вам, мало можно встретить братьев радиожурналистов на подобных мероприятиях. Может, потому, что и действительно стало мало журналистов радио, но, скорее всего, потому, что не любят «радийщики» публичности. По радио можно смело сказать: лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.

Александр Винокуров,

главный редактор радио «Кузбасс FM»,

 

Источник: Из книги «Журналистика Кузбасса: строки истории», Кемерово, 2008г.

Архив новостей