«А в Сибири весна...»

29 марта 2013 

Вышел второй сборник стихов Виктора Чурилова, талантливого поэта, журналиста, писателя. Недавно вышедшая в свет повесть «Как у нас под окном» вызвала восхищение всех, кто ее прочитал, она о детстве детей-сирот, у которых родители погибли на фронте.

Детство. Неповторимое, незабываемое. Оно прошло в детском доме и было голодным, и холодным, и очень горьким. В памяти остались в основном хорошие воспоминания. Детство. С него начинается жизнь. С него начался второй сборник стихов Виктора Ивановича Чурилова.

Одно из первых интересных стихотворений сборника «Детдомовцам». Начинается с «кукушкиных слезок». Эти прекрасные цветы народная молва рвать не советует: «слезки» же, зачем они? Но мальчишки рвали; ведь красота-то какая: вся поляна казалась издалека «синим пламенем».

Стихотворение строится на беседе с ровесниками: то с мальчишками, то с девчонками…

А было все: кулачные бои, чужая картошка в костре подкармливала ребятишек, были и игры, блиндажи и шалаши… И еще смешные девчонки с тугими косичками, девчонки-недотроги…

Окончилось детство.

Умчалось. Уплыло.

Растаяв, как мартовский снег.

Любимое занятие мальчишек-мореплавателей, за которое их ругали взрослые, плоты! Из бревен (где‑то же находили!) смастерят плот и плавают по озеру, пока их не разгонят… Что остается пацанам? Игра в войну.

И росли землянки, как грибы,

Мы в землянках делали штабы.

Но являлись взрослые опять…

Дяди, тети! Дайте детям доиграть!..

Вспомнился урок рисования, когда лирический герой старательно рисовал собачку и маленького грачонка и ждал «пятерку». Получив «двойку», залился слезами. Через несколько лет, листая эту старую тетрадку, увидел, что у собаки — вид поросенка, а грачонок похож на мышонка.

Несбыточной мечтой мальчиков были коньки, «снегурки»… И вдруг… Незабываемое горе детское — смерть матери мальчиков Вити и Володи:

Умирает мама моя,

Моя добрая, юная мама, —

пишет автор. Дети стали круглыми сиротами. Бабушка, как могла, старалась, заботилась о своих внуках. Но чем могла она помочь им, если сама живет у родственников.

Горькие строки частенько попадаются в сборнике.

Читая стихи Чурилова, можно проследить всю его биографию, круг друзей, место работы…

Заводу автор посвятил цикл стихов в обоих сборниках. Заводские гудки. Под эти гудки юргинцы просыпались, узнавая время (7 часов), спешили на работу. С такого гудка и начинается стихотворение «Завод». И вот автор уже у своего любимого станка:

Шипит горячая деталь:

Закалку принимает сталь

И человеческий характер.

Гудят моторы и станки…

Поэт сумел передать величие и силу труда, и именно здесь, у станка, закалял он свой характер, свою волю. Размышляя о профессии сварщика, наблюдая за вспышками, похожими на звезды, поэт воспевает романтику труда сварщика, причастного к уходящим в небо космическим кораблям.

Как о живом существе В. Чурилов рассказывает о последних днях паровоза «Кукушка», который «горестно исколесил» тысячи верст, измерил строящийся город своими «чугунными шагами»… И вот он, «чумазый работяга», едет, спотыкаясь, как уставший и больной человек, хрипя и задыхаясь… Но и состарившись, паровоз-машиностроитель, градостроитель, продолжит свое служение людям, став металлоломом.

Читаешь, и становится жалко, будто хорошего человека потеряла Юрга.

Поэт улавливает музыку в рабочем ритме, в гуле рабочих станков и моторов. И в этом едином рабочем ритме поэт слышит голос эпохи, возродившейся от войны страны.

Он знакомит нас с задорной, веселой девушкой. Это Зинка-крановщица. Она на лету ловит команды и легко поднимает железобетонные конструкции ввысь. Между небом и землей - отважная девчонка. Она строила наш город.

Образы родного края, города, Томи — часть биографии поэта.

Навсегда сроднил ты нас,

Наш сибирский край Кузбасс!

Велика сила искусства. 50‑е-60‑е годы. Вся молодежь, дети, взрослые старались приобрести билет в кинотеатр «Темп». Это большое деревянное здание, по сути барак, на пятьсот мест. А дети могли иногда стоять весь фильм на полу или на полу посидеть, лишь бы добрая тетенька билет продала. Все было здесь: встречи с друзьями, с любимыми, с одноклассниками… Бурная жизнь, огромная толпа народу у кассы, переполненный зал… Здесь, в «Темпе», началась и закончилась наивная любовь лирического героя.

Стихи о Юрге далеких лет, об острове на Томи, похожем на кита, чередуются с чудесными стихами о природе, о селе Савиново, где алтайские горы, леса и просторы так же прекрасны.

Поэта волнует все, чем живет страна.

Фронтовая тема. Стихотворение «Фронтовик» посвящено фронтовому другу отца поэта, живущему, где озеро Чаны, «Земля Кудрявцевых».

Одно из сильных стихотворений «Баллада памяти», она посвящена отцу, Ивану Тихоновичу Чурилову, участнику Московской битвы, похороненному в братской могиле на тульской земле. Сын навестил места боев отца:

Я по тульской земле,

Я по русской земле прохожу,

По полям, по холмам,

По дубовым лесам,

Где гремели бои…

Столько дум. Столько ран.

Столько боли в себе я ношу…

Теперь там посреди города — памятник — танк Т-34.

Одно из лучших стихотворений поэта В. Чурилова «А в Сибири весна»… Каждая строчка, каждая буква плачет о молоденьких парнях, пограничниках, ставших жертвой китайских провокаторов, бандитов. Там не было честного боя. Были коварство и подлость, Две похоронки пришли в Юргу: погиб Виктор Егупов и Геннадий Давыденко. Смерть и весна несовместимы. Но в тот черный март не было весеннего настроения.

А в Сибири весна. Плачет мать у окна…

Ей теперь только будет лишь сниться

Навсегда дорогой, до кровинки родной

Сын, погибший в бою на границе.

…Ей почудится вдруг, будто в дверь — сына стук.

Словно птица, она встрепенется…

Только сын никогда, никогда, ни-ког-да

В отчий край, в отчий дом… не вернется…

Нельзя без слез читать эти строки. В них — горе всех матерей России, чьи сыновья не вернулись домой.

Важное событие в жизни поэта — годы учебы в Московском литературном институте им. Горького.

Гудит литературный институт,

Стихи идут и озорно и грозно…

Дальше — о стихах, как о людях: «стихи кричат», рождаются они тоже в муках, потом растут и набирают голос… «У них большие, трудные пути…».

В. Чурилов вспоминает лекции, семинары, своих однокурсников и преподавателей, среди них имена известных поэтов: Туркин, Исаев, Орлов, Евтушенко, Рождественский, Айтматов и другие.

С поэтом Н. Рубцовым В. Чурилов учился вместе, слушал его грустные песни и ел вместе с другими однокурсниками вологодские грибы на праздничном обеде. Николай Рубцов тогда пел. Поет поэт.

…А петь ему осталось год с небольшим.

Почти что ничего…

Поэма «25» автобиографична. Жизнь поэта вписана в жизнь страны. Детство, начало трудового пути, гордость, что живет в Сибири, куда едут романтики… Горд он гигантскими стройками: ЮЖСИБ, ЗапСиб, КМК.., гордится Новокузнецком, Юргой, Кузбассом… Горд тем, что любит свою работу (станочника, а затем журналиста), что он полезен своему народу. Поэт всегда мерил свою жизнь высокой меркою Российской державы.

А. ТОМЫШЕВА,
заслуженный учитель РФ.
Источник: газета "Новая газета"

Архив новостей