«Городской газете» из Ленинска-Кузнецкого исполняется 90 лет

20 августа 2020 

«Городской газете» из Ленинска-Кузнецкого исполняется 90 лет. Её первый номер вышел 1 октября 1930 года и назывался «Ленинский шахтер». Лишь в 1994 году издание получило нынешнее название.

Самый первый выпуск газеты приурочили к объявленному по всей стране Всесоюзному дню ударника: номер вышел с боевыми призывами умножить шеренги энтузиастов, взять высокие темпы третьего года пятилетки.

Следом газета объявила поход за врубовку, суть которого состояла в том, чтобы бережно эксплуатировать технику, добиваться её высокой производительности. Это направление стало главным в газете на все предвоенные годы. Газета была боевой трибуной механизаторов, которые делились передовым опытом, высказывали деловые предложения по устранению недостатков.

Первоначальный тираж газеты составлял 5000 экземпляров, периодичность – 4 раза в неделю.

В годы Великой Отечественной войны «Ленинский шахтер» выходил на двух страницах по пять-шесть раз в неделю. В первые военные месяцы ушёл на фронт добровольцем редактор газеты В.Брюквин. Руководителем издания был назначен А.Димеев, который спустя год тоже уехал на фронт и погиб в 1943 году.

В редакцию и типографию не вернулись с фронтов почти все мужчины, работавшие здесь до войны. Штат был заполнен наполовину, но даже при этом журналисты не только выпускали газету, но и в дни ударного трудаработали на шахтах.

В послевоенные годы газета активно пропагандировала внедрение на руднике механизированных комплексов, увеличение нагрузки на забой, в поле зрения журналистов было строительство, рождение таких новых отраслей промышленности как электротехническая, швейная, текстильная.

В августе 1970 года вышел 10-тысячный номер газеты, в 2010 году – 20-тысячный.

В разные годы газетой руководили М.И. Ульянов (1950-1956), Ф.Д. Кайгородцев (1956-1961), Г.Е. Торопов (1963-1964), А.И. Лакисов (1964-1983), С.П. Баранов (1983-2014), Н.В. Тихонова (2014-2018). С 2018 года главным редактором «Городской газеты» является Наталья Николаевна Попова.

В настоящее время газета выходит раз в неделю.Славные традиции «Ленинского шахтера» продолжают молодые журналисты «Городской газеты». Газета неоднократно становилась победителем и лауреатом всероссийских и всекузбасских конкурсов журналистского мастерства. Она интересно пишет о горняках и строителях, учителях и врачах, водителях и коммунальщиках, представителях других профессий, поднимает насущные проблемы, всесторонне освещает заботы населения.

Источник:http://ruj42.ru

 

Руслан Карманов. МОСБАСС (Повесть о настоящем)

У известного в Кузбассе спортивного журналиста Руслана Карманова отдельной книгой повесть «Мосбасс». Эта книга о поисках сибиряком самого себя и смысла жизни на малой родине и в столице.

Мосбасс – это прозвище главного героя, «понаехавшего» на работу в Москву из провинциального Кузбасса. Временные рамки повести – 30 лет: от «перестройки» СССР до «обнуления» России. Томь в «Мосбассе» – река времени, из которой всегда можно выйти, но коренному кемеровчанину никогда не уйти от неё навсегда. Книга основана на реальных событиях

«На мой взгляд, смелость – вообще самая главная и самая обаятельная черта Карманова-человека, - написал в предисловии к изданию другой известный в области ветеран журналистикиАндрей Королёв. - Особенно в наше трусоватое время. С Кармановым – автором, правда, сложней. Смелость, с которой он шагнул (а точнее, нырнул – учитывая то, что река Томь в его тексте прямо-таки стержень сюжета) в новое для себя дело – художественное творчество – не может отменить того факта, что здесь он новичок…

Будущие издатели с ума сойдут, определяя, литература это или нон-фикшн. Подойдя к возрасту, когда писать мемуары – уже не грех, Руслан Карманов и здесь поступил смело: в его беллетризированных воспоминаниях (не будем лукавить, напуская тумана других терминов, автор и без нас запутался в игре «Завуалируй прозрачно») нет даже попытки быть объективным. Всё только так, и никак иначе! Все именно такие, как я описал!

Опасная позиция, если знать, как легко узнаваемы персонажи. А Карманов-то об этом точно знает. Это он в своей Москве набрался – провоцировать, «зацеплять» читателя. И, конечно, это следствие многолетней репортерской работы. Причем успешной – с признанием, с осознанием своей немалой величины».

Остаётся напомнить, что автор новой книги – Руслан Николаевич Карманов – родился 23 декабря 1972 года в Кемерове. В 1991 году окончил Училище олимпийского резерва в Ленинске-Кузнецком. Затем получил дипломы об окончании Новокузнецкого пединститута (1997) и истфака КумГУ (1999).

Был профессиональным футболистом, выступал за команду «Кузбасс» (1994-1995). В Москву переехал в 2007 году.

Работал обозревателем в газетах «Советский спорт» (2007-2013), «Коммерсант» (2013-2015). Трудился в пресс-центре ЦСКА (2015-2017), информагентстве «Россия сегодня») (2018). С 2019 года – спецкор газеты «Вечерняя Москва».

Лауреат премии «Золотое перо «Советского спорта»-2012, обладатель премии Союза журналистов России в конкурсе «Преодоление».

Собинф

 

Дизайн без дизайнера или В газете всё должно быть прекрасно, …но в меру

Признаться, победа газеты «Мой город» (г. Берёзовский)в номинации «дизайн» на профессиональном конкурсе «Вся Россия-2018» стала для нас неожиданностью.

То есть, конечно, мы рассчитывали на успех (иначе, зачем бы заявлялись в этой номинации), но надежда испарилась после замечаний экспертов на открытом разборе конкурсных работ.

Выведенная на экран многократно увеличенная страница нашей газеты выпятилась своими огрехами. Ну почему из всего, в основном замечательного (по нашему мнению) номера эксперт «зацепился» именно за эту, свёрстанную, честно говоря, по принципу «и так сойдёт», полоску?

На самом деле этот принцип не наш. Но, согласитесь, во многих редакциях в день сдачи выпуска закрывают глаза на неудачную вёрстку, если время поджимает, а специально обученного человека, способного оперативно исправить ошибку, просто нет.

Дизайнер всё-таки творческая профессия. А оператор компьютерной вёрстки — технический работник. Не входит в его обязанности художественное оформление газеты. Он знает такие заковыристые слова, как «интерлиньяж» и «кегль». Он спец по «колодцам», «подвалам» и «чердакам».

Короче, он технарь. Хотя и среди технарей встречаются поэты и художники. Чаще любители, чем профессионалы. А дизайнер — это всё-таки профессия, которой надо учиться. А теперь поднимите руки те, у кого в городской (районной) газете есть профессиональный дизайнер, работающий на ставку верстальщика… Или хотя бы художник-любитель в должности оператора компьютерной вёрстки…

«Нехудожник» верстальщик Юрий Николаевич, бывает, останавливает меня, имеющую начальное художественное образование и даже работавшую когда-то художником-оформителем, в моих чересчур смелых порывах «сделать красиво». Иногда соглашаюсь — всё-таки Юрий Николаевич стоит на страже принципов «жёсткой» вёрстки.

Однако спорю и настаиваю на своём, когда специальное оформление материала способно украсить его, усилить содержание, облегчить читателю задачу по восприятию и пониманию напечатанного. А если меня вдруг «занесёт», Юрий Николаевич вовремя остановит фразой «У нас не стенгазета!».

И в чем-то он, конечно, прав. В профессиональном издании (к чему мы очень стремимся) должно быть всё прекрасно, гармонично, то есть всего должно быть в меру.

С 2009 года мы используем жёсткий макет. Над ним и над жанрово-тематической моделью газеты трудились тогдашний редактор Евгений Демченко и томич Илья Мясников.

Преимущества жёсткого макета переоценить трудно. Жёсткая модель значительно упрощает процесс вёрстки благодаря постоянству некоторых рубрик и разделов. Но не избавляет от необходимости специально макетировать отдельные полосы.

Работу по макетированию полос делим с корреспондентом Оксаной Стальберг, которая самостоятельно выучилась вёрстке, чтобы подменять верстальщика ЮрияОлейникова на время его отпусков.

Оксане проще делать макет в Indesign. Мне — по старинке, как учили в университете — от руки на бумажной «сетке». «Сетка» содержит цифры — количество печатных знаков в каждой клетке. С помощью калькулятора вычисляется, сколько клеток займёт материал.

Для постоянных рубрик количество знаков неизменно:«Происшествия» (колонка с колодцем) — 2300 знаков с пробелами; одна реплика в рубрику «Вопрос недели» — 375 знаков (меньше можно, больше — нет); «Календарь» — 2000 знаков, «Берёзовский в лицах» — 650 знаков и т.д.

На страницу помещается 6-7 тыс. знаков. Писать больше — значит создавать дополнительные проблемы редактору. Фразы типа: «Я тут написал 20 тысяч, а вы уж сократите» — не принимаются. Вёрстка требует точности (погрешность в 100—200 знаков принимается, больше — брак).

Место материала в номере, его положение на полосе, примерный объём определяются на еженедельной планёрке (обычно по пятницам, после выхода очередного номера).

Автор сдаёт материал на специальном формуляре (в бумажном и электронном виде), который, кроме технической информации (наименование файла, дата и время сдачи, количество печатных знаков, наличие иллюстраций), содержит и обязательные оформительские компоненты: рубрику, заголовок, подзаголовок, лид, врезки, добойки (двух типов), подписи к иллюстрациям…

Там же автор может изложить свои предложения по вёрстке (например, сообщить о том, что нужна инфографика). Я за то, чтобы каждый корреспондент имел представление о принципах вёрстки, мог смакетировать, хотя бы на бумаге, свой материал. Словом, был бы немножко режиссёром, художником-оформителем, дизайнером.

Инфографики у нас мало. К сожалению. Наличие или отсутствие инфографики влияет на комплексную оценку выпуска редколлегией. Инфографику в «МГ» стараются делать и фотограф Максим Попурий, и верстальщик Юрий Олейников, и макетчик/корреспондент Оксана Стальберг.

Эта работа дополнительно оплачивается в зависимости от степени сложности. Иногда получаются очень интересные работы, иногда — просто информации в картинках или «бродилки». Хороший инфографист образно и аналитически мыслит. Но самостоятельно освоить искусство инфографики, как и дизайна, непросто.

Верстальщик Юрий Николаевич вспоминает полноценные дизайнерские курсы Владимира Скоробогатько в Москве в 2004 году. Багаж знаний, полученный там, он обогащает в основном с помощью интернет-ресурсов и профессиональной литературы. Пользуется подборкой дизайнерских советов из «Журналиста». И был бы не против подучиться современному газетному дизайну.

Есть в редакции желающие обучиться и инфографике. Лучше бесплатно и не выезжая за пределы Кемеровской области (это уже моё пожелание, как руководителя, вынужденного на всём экономить).

И ещё. «Профессиональный путь в творчестве начинается с подражания мастеру», — говорил очень-очень давно мне, начинающему художнику-оформителю, наставник. И я не считаю зазорным подражать профессионалам (не нарушая авторское право, конечно).

Пролистывая качественные издания или разглядывая подборки интересных дизайнерских и инфографических работ на профессиональных интернет-ресурсах, можно вдохновиться и на что-то оригинальное.

Однажды довелось присутствовать на летучке в редакции крупного издания. Шло обсуждение очередного выпуска. В нём предложили поучаствовать и заглянувшей в гости коллеге, которая уже несколько лет живёт за границей (в Россию приехала навестить родственников), работает тоже в газете.

Свежий взгляд со стороны всегда полезен. К тому же редакция на тот момент задумалась об изменении макета, и профессиональный совет был бы кстати. Гостью попросили оценить вёрстку. Видимо, стараясь не обидеть верстальщика, она высказалась деликатно: «…Мне кажется, главное в газете — чтобы читателю было удобно…»

Резюмирую. Читателю должно быть удобно, приятно, любопытно, интересно не только читать газету, но и смотреть.

Не всякий читатель эксперт. Не каждый разбирается в нашей «кухне». Но листая хорошо сверстанную газету, читатель будет чувствовать себя комфортно, как будто он находится в уютной, со вкусом обставленной комнате, где все предметы на своих местах, всё нужное под рукой, всё функционально и отвечает его, читательским, запросам.

Ирина Соколова,

редактор газеты «Мой город».

г. Берёзовский

Источник: журнал «Журналистика и медиарынок», 11-12/2018;

http://www.jourmedia.ru/photo/pdf/2018-12-page-37-41.pdf

Архив новостей