«Острова памяти» – новокузнецкая выставка художников-фронтовиков

25 июня 2022 

В Новокузнецком художественном музее проходила мини-выставка произведений новокузнецких художников-фронтовиков, участников Великой Отечественной войны «Острова памяти», посвящённая Дню Победы.

Это многолетний выставочный проект, в ходе которого музей ежегодно вспоминает и рассказывает о тех художниках, кто видел ту войну своими глазами, кто первым испытал радость, гордость и счастье Великой Победы.

Творчество авторов объединяет глубокое понимание ценности жизни – касается ли это жизни природы, города, человека – в каждой представленной работе звучит высокая нота жизнеутверждающего, созидательного начала.

В этом году зрителям были представлены разные грани мирной жизни: симфония промышленных ритмов в холстах М.Н. Кадышева и акварелях С.А. Бачевского, холодная красота Ангары в пейзаже А.П. Елфимова, атмосфера Новокузнецка начала пятидесятых годов XX века в картине И.М. Елагина и суровый характер горнового в портрете И.Я. Левченко.

Александр Прокопьевич Елфимов с 1948 года работал в Новокузнецке. Любимый жанр художника – пейзаж. Характерная черта мастера – стремление к обобщению живописного мотива, несущего определенную смысловую нагрузку, настроение. Среди излюбленных сюжетов – горы, а любимые цвета на картинах – голубой и белый, что зрители и увидели в его работе «Исток Ангары». Течёт река, снежные языки кое-где легли на горы, в синевато-холодной тональности пейзажа чувствуется студёное дыхание воды…

Сложно представить Кузбасс, а особенно Новокузнецк без промышленных предприятий. Поэтому от природного пейзажа хочется перейти к индустриальному в работе Михаила Николаевича Кадышева. Родился будущий художник в посёлке Абагур, в те далёкие годы числившемся в Кузнецком районе Новосибирской области.

Учился в студии при Дворце пионеров имени Крупской города Сталинска, в художественной изостудии при Доме офицеров на Сахалине. В его работе «Алюминиевый завод» используется высокая точка зрения, что позволяет показывать большие пространства, которые включают в себя обширный изобразительный материал: лоскуты хлебных полей, заводские корпуса в дымах – всё соединилось в единое полотно.

Продолжали тему индустриального пейзажа работы Сергея Антоновича Бачевского. Любимая его техника – акварель. Из прозрачных цветовых нюансов сотканы даже такие прозаичные вещи, как заводские конструкции и угольные склады. Точность, подчеркнутая объективность рисунка закрепили за его работами славу «репортажных». Художник не опровергает этого, гордясь своим участием в выставках художников-журналистов.

Спокойный оптимизм его рисунков и акварелей вытекает из естественного принятия жизни. Стройки, заводы Сибири пейзажист воспринимает как памятники своей эпохи. Бачевский часто обращается к индустриальной теме, чувство гражданской гордости всегда явно ощущается в этих произведениях.

Говоря о заводах, нельзя забывать о людях, трудящихся на производстве. Одного из рабочих изобразил на портрете «Горновой» Иван Яковлевич Левченко. Когда в советской республике появились первые герои труда, свершались первые мирные подвиги, одной из важнейших задач искусства было желание запечатлеть события и творцов эпохи в их конкретных и точных чертах. Колорит этого портрета построен на сближенных тонах красновато-коричневой гаммы, соответствующей раскаленной атмосфере мартеновского цеха. 

Внутренней значительности образа соответствует и поза – спокойного, уверенного в своих действиях человека. Крупным планом показан рабочий на трудовой вахте – представитель быстро растущего индустриального Кузбасса.

Облик Новокузнецка сложно представить без его улиц. Одно из произведений Ивана Максимовича Елагина посвящено улице Строителей. В большинстве своём работы Ивана Максимовича – это пейзажи состояния; мягкие и лиричные по настроению, они повествуют о застройке новых районов. В пейзаже «Улица Строителей» проявилось стремление к картинному решению образа города. Казалось бы, ни погода, ни стандартные дома не отличаются особой выразительностью, но художник умел увидеть и передать преображающийся город, изменчивость «настроений улицы».

Хотя все представленные здесь авторы прошли Великую Отечественную войну, в своих работах они предпочитают отражать мирную послевоенную жизнь.

Желание воспеть красоту отвоёванного мира, творения и характеры людей так сильно, что не может не передаться чуткому зрителю.

Аида Любимова

Источник: https://www.kuzpress.ru/culture/16-04-2022/87707.html

 

Список почётных читателей областной библиотеки имени В.Д. Фёдорова в 2022 году пополнился именами Андрея Куприянова, Светланы Старовойтовой и Сергея Черемнова

За значительный личный вклад в развитие главной библиотеки Кузбасса, формирование её информационных ресурсов по краеведению в виде безвозмездных книжных даров и многолетний образцовый читательских стаж им присвоено звание «Почётный читатель Государственной научной библиотеки Кузбасса имени В.Д. Фёдорова».

Андрей Николаевич Куприянов – доктор биологических наук, профессор, действительный член Петровской академии наук, главный научный сотрудник, заведующий отделом «Кузбасский ботанический сад» ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН» (Кемерово).

Известен как организатор крупных экспедиций по югу Западной Сибири и Центральному Казахстану, автор книг по краеведению, книг для детей. Профессионал в области биологии посвятил жизнь науке, решению актуальных проблем, связанных с окружающей средой, охраной природы, экологической безопасностью в Кемеровской области и в Сибирском федеральном округе, много сделал для развития Кузбасского ботанического сада, изучения и сохранения генофонда растительного мира Западной Сибири.

Андрей Николаевич пишет замечательные художественные книги, которые интересны, узнаваемы и всегда пользуются особым вниманием читателей.

Светлана Леонтьевна Старовойтова – учитель русского языка и литературы гимназии № 25 в Кемерове. Творчески взаимодействует с библиотеками города: библиотекой имени И.М. Киселёва, детской библиотекой имени А.М. Береснева, Государственной библиотекой Кузбасса для детей  и молодёжи.

На сайтах Государственной научной библиотеки Кузбасса имени В.Д. Фёдорова» и муниципальной информационно-библиотечной системы города Кемерово  опубликованы творческие работы её учеников, материалы научно-практических конференций с их участием, статьи и интервью самой Светланы Леонтьевны, написанные и данные ею в качестве докладчика, председателя жюри литературных конкурсов различного уровня.

Много лет сотрудничает с библиотекой имени В.Д. Фёдорова в рамках издания серии книг-миниатюр, посвященных творчеству кузбасских авторов.

Ею были подготовлены к выпуску 8 из 10 уникальных сборников: стихов, миниатюр и пародий Владимира Матвеева, стихов Леонида Гержидовича, Александра Береснева и других поэтов-земляков. 

В Год культурного наследия народов России она занимается подготовкой к изданию книжки-малышки – о творчестве Валентина Махалова.

Заслуженный работник культуры России Сергей Иванович Черемнов около 50 лет занимается журналистской деятельностью. Под его непосредственным руководством в Кузбассе был полностью завершён процесс перевода городских и районных газет на современный офсетный способ печати.

В 2013 году он организовал интернет-портал для творческих людей: слово-сочетание.рф, который успешно действует и сегодня.

Сайт полон интересных художественных и документальных рассказов о журналистах и истории журналистики Кузбасса, фотографий о людях, жизни и природе, а также новостей о современных событиях, фоторепортажей, рукописей изданных и не изданных книг, дневников и заметок на книжных, журнальных, газетных полях, реагирующих на происходящее вокруг нас.

За последние несколько лет он передал в фонд библиотеки 7 электронных книг (с заключением лицензионных договоров), посвящённых истории журналистики Кузбасса, известным журналистам и деятелям культуры, а также художественные произведения собственного сочинения. С этими книгами можно познакомиться через Электронный каталог библиотеки.

Почётный читательский билет предоставляет теперь этим людям право на внеочередное обслуживание во всех отделах библиотеки, на получение льготы в размере 100% на дополнительные платные библиотечные услуги, на первоочередное право на прочтение книжных новинок, поступивших в фонд библиотеки.

Источник: https://kemrsl.ru/starovojtova-svetlana-leontevna-11204.html 

 

Николай Терентьев, ветеран журналистики из Мариинска, создал книгу биографий фронтовиков-земляков

«…Каждый живущий на земле человек начинается с Родины. Вот и я, живя на Мариинской земле, имею свою Родину, которая породила, взлелеяла и воспитала меня… Цель моя проста – поделиться с молодыми людьми, а также будущими поколениями, информацией…», – так написал в предисловии одной из своих книг Николай Николаевич Терентьев, ветеран журналистики из Мариинска.

Он родился 28 ноября 1949 года в Мариинске. Журналист, член Союза журналистов России. А ещё он – фотограф, эксперт-криминалист, отработавший своё в правоохранительных органах. А также – летописец-исследователь, поэт и прозаик, лауреат премии имени В.А. Чивилихина.

После выхода на заслуженный отдых, Николай Николаевич несколько лет возглавлял литературную студию редакции мариинской газеты «Вперёд». Его произведения публиковались в коллективных сборниках, областных и местных газетах.

Он автор поэтических сборников «Наш цветок деревянный», «На кийских просторах» и таких произведений, как «Сказание о Мариинске», «В скрижали города вписали имена», «Кто есть кто», «Историческая энциклопедия Мариинска и Мариинского района», «О малой Родине с любовью», «Между прошлым и будущем».

В своих книгах и очерках автор пишет о людях, организациях, населенных пунктах, улицах и памятниках Мариинска и округа.

К годовщине Победы в Великой Отечественной войне Николай Николаевич издал книгу «Принесшие мир», в которую вошли краткие биографии фронтовиков Мариинского округа. Также он – один из авторов, чьи стихи вошли в книгу Кемеровского издательства «Эта наша Победа».

«Можно с уверенностью говорить о том, что эти книги уже сегодня библиографическая редкость», – считает директор Центральной библиотечной системы Мариинского муниципального округа Вера Ивановна Зуева.

В силу своего неугомонного характера Николай Николаевич не только пишет, но и фотографирует. Он постоянно пополняет свой архив фотографиями природы, архитектурных памятников, снимками с разных мероприятий. Делится информацией, фотографиями в социальных сетях, на презентациях своих книг, на встречах со школьниками и с жителями города.

9 июня 2022 года в библиотеке имени В.А. Чивилихина прошла очередная встреча с Н.Н. Терентьевым под названием «Фотоистория: о себе, о городе, о людях». Она стала интересной и познавательной для участников. Ведь Николай Николаевич по зову сердца ведёт огромную краеведческую и исследовательскую работу, увлеченно, интересно и с любовью рассказывает слушателям об истории и людях нашего города, о своей малой Родине.

Н.Я. Субботовская,

председатель местной общественной организации ветеранов Мариинского муниципального округа

 

Исполнилось 55 лет с начала эксплуатации кемеровской станции «Орбита», расположенной на Притомской Набережной областной столицы

В апреле 1967 года газета «Советская Сибирь» опубликовала  сообщение о том, что «телевизионные передачи, принимаемые Кузбассом через спутник космической связи, по расчетам специалистов, намного качественнее программ, идущих по радиорелейным линиям».

За сухими короткими строками этой заметки кроется событие, ставшее важнейшим в развитии отрасли, ведь именно кемеровская «Орбита» была сдана в эксплуатацию первой в Сибири!

В 1960-е годы перед связистами всего Советского Союза стояла уникальная по масштабу задача: жители всех регионов огромной страны должны получить доступ к программам московского (центрального) телевидения. Осуществить это можно было только одним способом: строительством типовых приёмных станций «Орбита», которые позволили бы принимать телесигнал непосредственно со спутников, на тот момент уже уверенно бороздивших просторы Вселенной.

О том, как именно это произошло, вспоминал Виктор Петрович Скороходов, бывший руководитель «Орбиты»:

– Молодым специалистом, мечтающим трудиться в святая святых предприятия, станция распахнула двери именно в период приобщения страны к космосу. Мне, как директору, нужны были специалисты на монтаже и обслуживании «Орбиты», – комментировал Виктор Петрович. – Тогда вообще мало кто понимал, что за диковина такая – наземная станция космической связи. А оказалось, что это – суперсовременный радиотехнический комплекс, передовой и престижный для всей нашей области.

Не случайно первый секретарь обкома КПСС тех лет Афанасий Фёдорович Ештокин на уровне правительства страны отстаивал право на первенство в строительстве станции на территории Кемерова. И выиграл этот напряженный бой! Мы стали первыми в Сибири связистами, которые смогли построить, ввести в строй свою «Орбиту» и выйти на устойчивую связь со спутником».

Станция «Орбита» вошла в состав Кемеровского областного радиотелевизионного передающего центра. Ветераны ОРТПЦ с неизменным воодушевлением рассказывают о том, как тщательно и взвешенно выбирали площадку для строительства этого суперсовременного объекта:

«Орбиту» необходимо было расположить в пределах прямой видимости с телецентром, но так, чтобы действующие радиорелейные линии, работающие в том же диапазоне частот, не оказывали помех на ретрансляцию «космического сигнала». Оптимальный участок для здания земной станции спутниковой связи был найден на берегу реки Томи, и процесс пошёл, как писали тогда в газетах, «ударными темпами и с опережением графика».

«Оборудование для «Орбиты» поставлялось в изумительном порядке: каждая деталь обозначалась порядковым номером на маленькой табличке и поставлялась в комплекте со стопроцентным дублем-резервом, – рассказывал Виктор Скороходов. – Наладчики кемеровской «Орбиты» задействовали специалистов с военных заводов, которые знали своё дело в совершенстве. Тогда я чётко решил: стану таким же асом, не хуже! И погрузился в изучение всех участков «Орбиты».

Функции станции подразделялись на три основных звена: приём сигнала со спутника, удержание антенны в перекрестье спутниковых радиоволн и передача картинки с Притомской набережной (места расположения «Орбиты») на кемеровскую телебашню. И всё это – в режиме ручного управления. Сколько всего нужно было держать в голове каждую секунду работы на станции! За что конкретно отвечает каждый из десятков регуляторов и маховичков, на какие углы поворачивать эти ручки, чтобы изменить функциональные параметры и так далее, и тому подобное. «Орбита» стала для нас отдельной Вселенной!»

Реализация проекта в Кемерове велась под неусыпным личным контролем А.Ф. Ештокина. Во многом благодаря усилиям первого секретаря обкома партии в январе 1967 года начался успешный приём программ Центрального телевидения с первого искусственного спутника связи «Молния-1». Их передача в эфир осуществлялась в основном в вечернее время и длилась до 20.00-22.00.

Со временем станция принимала шесть цифровых телевизионных и три радиоканала и передавало их на ОРТПЦ.

Параллельно с телерадипрограммами «Орбита» принимала и газетные полосы «свежих» выпусков центральных газет и передавала их на печать в издательство «Кузбасс», а там их переносили на бумагу. Поэтому номера центральных газет выходили в Кемерове даже раньше, чем в Москве.

Источник: книга «На волнах Кузбасского эфира», Кемерово, 2018г.; https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1645413849&tld=ru&lang=ru&name=Kemerovskiy-ORTPTS.-Kniga-60

Архив новостей