(Валерий Алексеевич Волков - выпускник юридического факультета Кемеровского госуниверситета. Пришел на Кемеровское телевидение в 1986 году. Один из авторов программ «Авось», «Ключь на 90», «Надо», «Чадо». Автор и ведущий программ «Тёмная лошадка».
В 1988 году одна из его программ получила первый приз на всесоюзном телефестивале молодежных программ во Львове. В 1998 году на V международном телефестивале «Бархатный сезон» в Киеве приза «Серебряный конек» удостоена программа Валерия Волкова «Армия воришек».
Он - автор проектов «Новые отверженные», «Идиотека «Медный лоб», социальных роликов «СПИД. Игра со смертью».
С 2002 года был корреспондентом в программе «Другие новости» телеканала «СТС-Кузбасс».
Работал на областном ТВ до 2009 года).
В 1990-е на Кемеровском ТВ выходило более 40 авторских программ. И одной из самых ярких и неординарных была, безусловно, философская, местами исследовательская и ироничная программа – «Тёмная лошадка», делал которую Валерий Волков. Первая передача вышла в эфир в 1987-м.
В 1988-м программа снискала признание и получила свою первую награду за творческий поиск в сатирическом жанре на VIII телефестивале молодёжных программ в городе Львове. Впоследствии "Тёмная лошадка" выиграла не один престижный фестиваль.
В 80-е и 90-е программу показывали не только на кемеровском ТВ, но и на республиканском, а также на центральном первом канале. В рамках программы в эфир вышли два других авторских проекта Валерия Волкова "Там, где мы есть" и "Идиотека медный лоб".
Нельзя просто так взять и сказать, о чём вообще была "Тёмная лошадка". Иной раз вообще казалось, что это своего рода фильмы с обсуждением нашей жизни, с историческими справками, интересными встречами. Фильмы всегда были разнонаправленными. По сути, "Тёмная лошадка" была обо всём понемногу, о разных социальных явлениях, парадоксах. А автор был своего рода исследователем, который наблюдает и старается проникнуть вглубь вещей, понять, почему они в нашем мире существуют.
Михаил Муравьёв, экс-оператор ГТРК «Кузбасс», принимавший участие в создании «Тёмной лошадки»:
– Была, к примеру, передача про пластическую хирургию. А Валера тогда очень любил использовать аллюзии на разных классиков, тогда основным лейтмотивом стал герой Гоголя – Нос. Ну, и про пластику носа в передаче очень много было рассказано, а потом автор выходил на суть проблемы. И отвечал на глобальный вопрос – зачем люди вообще хотят изменить себя, говорил о причинах, мотивациях… Передачи изобиловали моментами, которые не бросаются в глаза, ибо привычны, а на самом деле – необычны, вроде ребятишек, играющих на кладбище. Таких деталей-находок было много. А ещё Валера умел делать акцент на внутричеловеческом несоответствии: с одной стороны человек хочет создавать нечто упорядоченное и комфортное, полезное, правильное – например, дома вертикальные, но по сути своей – он энтропичен… и вот на этом стыке рождается конфликт. Получалось где-то смешно, где-то трагично. Но этим-то и были интересны и необычны его тексты и передачи.
Множество метафор, художественная картина мира, выраженная в слове и в визуальных элементах, одно продолжает и дополняет другое. Явление вечного, показанное через нечто простое, каждодневное, очень близкое… И вдруг несвязанные, казалось бы, люди, профессии, события или места будто заполнили пробелы в твоем личном пазле, и картинка сложилась. Такими были передачи Волкова. Сложными и простыми, проблемными и необыкновенно проникновенными, фактурными, эмоциональными.
Философские короткометражки о жизни, о нашей жизни, в нашем городе, с нашими же проблемами и перипетиями, радостями и невзгодами, обыденностями. И они заставляли задуматься, а иной раз с ними хотелось спорить, а иногда иронично смеяться над парадоксами и несуразностями вместе с автором. Они и сегодня заставляют остановиться и по-иному взглянуть на происходящее вокруг.
Создавались передачи часто по наитию, коллективно, и порой какие-то случайные элементы определяли и канву, и суть. О создании одного из выпусков автор рассказал так:
Валерий Волков, автор, создатель и главный идейный вдохновитель программы:
– Не я один, конечно, работал над программой. Участвовал, например, в 90-х в её создании талантливый звукарь, царствие ему небесное, Валерка Смирнов. И он, будучи в гостях в Москве, забрался в тамошние архивы коллеги своего. Рылся-копался и случайно нашел забавную песенку про лысых (ну, он и сам был плешивый) и говорит мне: "Волк, я тут в архиве нашел прикольную песенку "Я лысый как шарик", давай на неё клип снимем?!" Я говорю: "Давай".
Нашли парнишку жадного до денег – танцора из института культуры. Тогда уже появилась первая компьютерная графика. Сложно было, но люди делали. Сняли, смонтировали, навели марафет, чтобы смотрелось достойно… Тогда же как работали, будто в одном котле варились, в котором готовится хороший борщ. Кто-то капусту крошит, кто-то с мясом колдует, ну и так далее. И никто никогда не делил, кто здесь главный, а кто нет… Только и было, что: "Давай-давай-давай!", "А я вот это придумал, а я вот то". Короче: сделали клип! Сидим-смотрим – нормально.
И тут кто-то спрашивает: "А куда его девать-то?" Подумали: у нас в бригаде работают одни лысые и одна рыжая. О! Следом и титры с картинкой нарисовались, в итоге клип стал финалом для здоровенной передачи про лысых. Стали готовить к выпуску в эфир, и нужно было что-то эффектное для финала, чтобы как-то логически тему подытожить. Я звоню из редакции Губернатору Михаилу Кислюку и говорю: "…Мы делаем передачу про лысых, а вы главная лысина области, интервью не дадите?" Кислюк говорит: "Да ради Бога! Машину выслать, камера есть?" Но у нас тогда всё было. Приезжаем, разговариваем, Кислюк рассказывает свою историю, как он облысел. И на ехидный вопрос: "Не хочется ли вам шевелюру обратно вернуть?" Он ответил шикарной фразой: "Нет, я уже психологически лысый". А мы искали всегда детали, что-то забавное, какой-то неожиданный ход, и вот эта фраза как раз передачу и завершала… То есть работа над программой была своеобразной игрой, а та в свою очередь была нам просто в кайф.
В 90-х у "Лошадки" начали появляться "дети". Под шапкой программы автор создавал и выпускал другие занятные проекты примерно с той же концепцией, но обрамлённые в иную форму. Так, например, появился проект "Там, где мы есть" – про забавные названия населенных пунктов. Правда, как делился в интервью сам Валерий Волков, реально проект был придуман для того, чтобы не сидеть в редакции, а выезжать в командировки и знакомиться с необъятным Кузбассом.
– Делал я его с большим удовольствием. Но разве плохо – деревня Кондрашка?! (смеётся). Зарождался цикл так: надо было ехать куда-то в командировку, и мы стащили у нашего водителя подробную карту Кузбасса. Начали рассматривать её, а там названий смешных дофига и больше. И везде люди живут. Ну а мы же завсегда с народом были. И понеслась… Заезжали в такие деревеньки беспросветные с клёвыми названиями. Ведь одно дело "Воскресенка" со "Смирновкой", которые по фамилии первых поселенцев именовали, и совсем другое – населенный пункт, с названием забавным и непонятным, вроде Кондрашки. Нам было интересно понять не только откуда они, но и как вообще влияют на жизнь местного населения. В передаче про Суету и Чахлово показывали быт сельчан, например. И смысл был не только и не столько в том, чтобы проследить историческое происхождение названий, а в том, чтобы показать, как "Суета" сказывается или наоборот не сказывается на жизни и судьбе людей в этой деревеньке…
"Тёмные лошадки" Волкова были всегда настолько непохожи друг на друга, что ты никогда не знал, будешь ли медитировать над каждым кадром и словом в философском раздумье о времени и песке, или дивиться 75-летней старушке, виртуозно владеющей бубном, отправишься ли в деревеньку с загадочным названием, покажет ли автор диковинный музей в самом обычном сарае самого обычного деревенского дома, или поведёт на экскурсию в зоопарк… при Мариинской колонии. Но ты абсолютно точно узнавал из передачи что-то новое о родном регионе или городе, такое, что тебе даже и в голову бы не пришло. Может, именно поэтому программу сразу заметили в Москве. И какое-то время даже крутили по центральным каналам.
Передачи с «видиками»
Отлично помнят Волкова и его "Ключ на 90" и программу "Авось" поколение сегодняшних тридцатилетних. Кемеровских мальчишек и девчонок постперестроечного времени Валерий Алексеевич сотоварищи познакомил с зарубежными боевиками, триллерами и ужастиками, отрывки которых частенько крутили в этих передачах. "Слепая ярость" с Рутгером Хауэром, фантастический экшн "Вспомнить всё" с почти ещё юным и статным Шварценеггером, комедийный боевик с Белуши "К9, или Собачья работа" – глоток западной киношной культуры, который внезапно пролился на нас не с центральных каналов, а с местного телевидения.
Первой была "Ключ на 90", правда, первоначально программа носила другое название – "Молодёжная орбита".
– Существовала передача давно, а в 1990-х мы решили переименовать и дополнить её. В одном из выпусков объявили тогда, мол, давайте вместе придумаем название для передачи, шлите письма в редакцию и всё такое. Письма приходили мешками, народ предлагал всё что-то космическое по аналогии с первоначальным названием. И вдруг – "Ключ на 90". Нам понравилось, и суть отражало, мы как бы открывали ключом 90-е годы. Зрителя за стоящее название наградили, а передаче придумали классную заставку. Тоже, кстати, случайно. Увидели витрину со всякими дарами и смотрим этот ключ лежит…
Идея – прокатывать зарубежные фильмы в программе пришла спонтанно. Предложил её Андрей Куликов (один из видных журналистов ГТРК Кузбасс в 90-е – прим. ред.). Тогда же "видики" мало у кого были, и на видеосалоны деньги давали не всем, а пацанам-то хотелось зарубежного кино. Андрюха эту беду озвучил, и мы под эту тему придумали ход. Ребятня смотрела охотно, и многие даже стали учиться лучше. Сейчас когда меня бывшие зрители (а теперь уже взрослые и состоявшиеся люди – прим. ред.) на улице узнают, рассказывают: "Представляете, из-за того, что хотел посмотреть "Повелители вселенной" с Лундгреном в роли Хи-Мена, учиться лучше стал. Если двойку приносил, мамка вас смотреть запрещала, и приходилось стараться".
Крутили мы тогда 10-15 минутные отрывки из боевиков, триллеров и ужастиков. Могли бы, конечно, и целиком фильм показывать, но наше тогдашнее начальство застращали юристы, дескать, если будете крутить полностью, то это будет нарушением каких-то законов. Хотя какие законы?! Всё ж ворованное было (смеётся). Правда, как-то раз на нас наехал один бизнесмен – владетель видеосалона. Пришёл, показал сертификат. И сказал, что вы, дескать, показывая отрывок "К-9, или Собачья работа" перешли мне дорогу, и вот документ – моё право на прокат этого фильма по Кузбассу. Но, скорее всего, липовый был сертификат. Откуда в 90-х в Кемерове лицензированное видео?! Короче: спустили бизнесмена с лестницы.
После "Ключа на 90" отрывки "видиков" крутили и в программе "Авось". Правда, потом нашу лавочку начальство всё-таки прикрыло от греха подальше.
Девяностые на кемеровском телевидении логически наследовали предшествующим эпохам. В эфире всё так же главенствовало художественное вещание, наше ТВ славилось обилием программ о музыке, литературе, истории, программами очерково-фельетонного типа, аналитическими передачами. В чести были молодёжные редакции, детские образовательные программы и так далее. Разноплановым было наше ТВ, пёстрым, занимательным и, с другой стороны, уже почти свободным от цензуры.
– Забавное было время. Во-первых, не было проблем с эфиром, во-вторых, не было проблем с цензурой. По сути, мы делали то, что хотелось и нравилось. А если начальники нам что-то запрещали, мол, об этом ни слова и не дай Бог это в эфире окажется, Стас Корнейко, будучи руководителем нашей редакции, шёл к тогдашнему председателю кемеровского ГТРК Геннадию Михайловичу Митякину, открывал дверь с пинка, короче: чаще всего конфликт заканчивался тем, что Корнейко орал в дверях: "Мне нужна лишь правда, только правда и ничего кроме правды!" На что Митякин ему отвечал: "Из-за вашей правды меня опять отодрали в обкоме партии".
Всё, на этом цензура заканчивалась. И мы абсолютно спокойно, при советской цензуре (конец 80-х – начало 90-х – прим. ред.) продолжали делать то, что нам хотелось. В то время я даже был знаком с сотрудницей КГБ, у которой была обязанность - отсматривать все наши эфиры.
Но лично мне работать нравилось. Во-первых, потому что тогда Кемеровское телевидение знал весь Союз. Наши передачи прокатывались практически повсеместно. К началу девяностых выиграли порядка 12 молодежных телевизионных фестивалей и были безоговорочными лидерами. Кемеровская студия телевидения впервые в истории получила тогда и международный прокат, наши "Молодецкие игры", например, крутили в Европе. Это было круто! А ещё мы производили штучную продукцию, которая отложилась в памяти, делали то самое авторское телевидение.
Во-вторых, в редакции всё тогда было демократично. И даже тогда, когда мы с собственным шефом расплевались. Сейчас бы что было? Увольнение, в худшем случае. А в 90-е было наоборот. Коллектив Стаса Корнейко вместе со столом выставил в коридор. Мол, всё, начальник, – мы тебя не хотим. И Стас тогда подался в новости…
А ещё лично для нас, телевизионщиков, забава была в том, что мы чувствовали себя футбольной командой. На улице зрители могли остановить и спросить: "А чо у вас сюжеты сегодня такие хреновые вышли?" Мы плечами пожимали. "Ну вы, ребята, постарайтесь, мы ж за вас болеем", – говорили. Так и работали: сегодня выиграли, завтра проиграли. А зритель болел. Я в своё время не просто автографы раздавал, а индульгенции, типа, "Пил со мной. В. Волков". И всё. Жена не ругает, что на рогах пришёл.
Валерий Волков на кемеровскую студию телевидения попал в конце 1980-х в качестве сценариста. А вообще, о карьере ведущего на ТВ он даже и не думал изначально. Отучился на юрфаке, мечтал стать следователем, для чего даже отслужил в стратегических войсках. После армии и место в горотделе ему было готово, но… работать в милицию его не взяли – не прошел медкомиссию по зрению. Вместо этого предложили работу юрисконсультом в УВД, в отдел по снабжению колоний. Полгода Валерий Алексеевич отработал на снабженческой базе и вдруг получил неожиданное предложение от Стаса Корнейко – попробоваться на ТВ. И он пришёл, и его сразу взяли без испытательного срока.
– Каким-то чудесным образом, мне удалось всем угодить. Председателю тогдашнего ТВ, Юлиану Ароновичу Вишневскому, я понравился тем, что тоже по образованию юрист. Зампредседателя – Митякину – тем, что я играю в волейбол и буду выступать за команду ГТРК. А Тамаре Яковлевне Масловой – редактору всего художественного ТВ – тем, что пишу неплохо. И вязли меня первоначально хоронить популярную тогда передачу "Юморикон", которая сначала была "Шутить изволите" и зачинал которую Александр Колпаков. Кузбасс тогда производил КВН в местных масштабах, но со временем передача начала выдыхаться. И меня на студию наняли, как сценариста, который достойно похоронит её. Я писал ребятам тексты и сценки. Мы репетировали их выступления, и всё потихоньку сходило на нет...
Впервые в эфире Валерий Алексеевич появился как ведущий программы "Молодёжная орбита". И впоследствии отработал на местном телевидении более 20 лет.
– В девяностые мы работали не за деньги, а за идею, скорее, за удовольствие от процесса. Мы в эфире изливались, насколько фантазии хватало, причём наше ТВ заметно в те времена уже отличалось от столичного. Мне тогда довелось поработать на программе "Взгляд" с Владом Листьевым. Больше трёх месяцев я выдержать не смог. Кемеровская редакция телевидения жила как одна семья, если мы ссорились, то тут же и мирились, а москвичи – это совсем другая история была…
Последние передачи в эфире кемеровского ТВ Валерий Волков вел уже в 2000-х, было такое ток-шоу "Аллё, народ". И к середине нулевых благополучно завершил телевизионную карьеру. И встал на путь служителя ручного труда.
– Работа дворника мне нравилась, реально удовольствие от процесса получал, потому что результат виден сразу. Вот было так, а стало так… Я и в детстве поэтому же посуду любил мыть. Потому что чётко видно, была грязная, а стала чистая. И тогда же мечтал быть или дворником, или почтальоном, потому что пешком люблю ходить помногу. Так что мне, на самом деле, посчастливилось после ТВ стать дворником (смеётся).
Ныне Валерий Алексеевич вновь сменил профессию. И теперь трудится монтажником. Вместе с Михаилом Муравьевым, некогда коллегой и единомышленником по ТВ-цеху, а сегодня просто другом и товарищем по работе, они монтажеры-фрилансеры. Монтируют оборудование для разных компаний сотовой связи и интернет-провайдеров. Работают не только в Кузбассе. Так что путешествия с заработками и в удовольствие продолжаются и сегодня.
– Получить кайф от процесса – вот что главное было всегда и во всём. И так всю жизнь…
Идея Лора Никитина,
автор Марина Туманова.
Фото из архива героя материала.
Источник: публикация «Старые знакомые: пять передач, которые кемеровчане помнят до сих пор», http://avoka.do/view/24363594/kemerovskoe-tv