«Вперёдовцы» - так называют себя работники мариинской газеты

29 ноября 2018 

Моя газета 
В огне Гражданской родилась, 
Звала людей за власть Советов, 
Звала, крепила эту власть 
Моя сибирская газета.

И в годы мирного труда, 
В эпоху бурных пятилеток 
Трибуной партии была 
Моя сибирская газета. 

Сурово строгим был твой зов, 
Когда земля в огне пылала. 
Ты сыновей – сибиряков 
На бой святой благословляла.

И торжествам пришел черед, 
Страна пережила невзгоды. 
Опять твой клич звучит! Вперед! 
Через события и годы. 

 

Иван Ефремов,

ветеран мариинской газеты «Вперёд».

 
Павел Андреевич Аниконов – первый редактор газеты «Известия Мариинского ревкома» 
Уроженец орловской губернии П.А. Аниконов в 1897 году был сослан в Сибирь, которую он не оставил уже до конца своих дней, суровый край стал его второй родиной. Здесь проявились его способности к издательской, литературной деятельности, здесь Павел Андреевич принимает участие в создании народного театра, с городскими энтузиастами ставит на сценах произведения известных драматургов и писателей.

В 1909 году он издает рукописный литературно-художественный, иллюстрированный альманах "Окрошка", где публиковались первые литературные работы местной интеллигенции, учителей Мариинска, их повествования вносили нечто новое в жизнь уездного городка. В ту пору интересовал Павла Андреевича и театр, он очень хотел, чтобы постановки интересных драматургов реально воплотились на театральных подмостках Мариинска.

С инициативной группой молодежи в 1916 -17 годах П.А. Аниконов создает народный театр, где с первых же постановок они привлекают массу зрителей. Материалом для сценического исполнения служили произведения русских писателей Л. Андреева, М. Горького, Г. Успенского и других современных авторов. Это вносило определенную свежесть в культурную жизнь интеллигенции, жителей города, каждую новую постановку обсуждали, делились о ней впечатлениями, долго вспоминали полюбившихся героев. 

30 декабря 1919 года П.А. Аниконова утверждают редактором газеты "Известия Мариинского ревкома", первые номера которой были подписаны Павлом Андреевичем. Так в нашем городе появился официальный массовый печатный орган.

Можно только удивляться разносторонним интересам и познаниям Аниконова, познакомившись с библиотекой этого человека, широте кругозора которого может позавидовать сегодня любой книголюб. Литература по истории России, зарубежных стран, географические карты и атласы, книги по изобразительному искусству и архитектуре, земледелию и ремеслам соседствовали с многотомной энциклопедией Граната, томами Брэма.

Особую любовь Павел Андреевич питал к русской поэзии и прозе, собрания сочинений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А. Майкова, Л. Андреева, А. Писемского теснились на книжной полке. Произведения Б. Шекспира, Э. Ростана, А. Барбюса, К. Гамсуна с множеством пометок на полях, читались-перечитывались, вероятно, наиболее часто.

Хорошо представлены периодические издания, выходившие в России в конце 19 - начале 20 столетия: "Живописное обозрение" за 1891 - 1892 годы, журналы "Русское богатство", "Голос минувшего", "Пробуждение", "Искры", издаваемые в период 1910-1917 годов.

В феврале 1918 года на заседании Совдепа мировые судьи были заменены народными судами. Первым народным судьей был избран П.А. Аниконов, пробыв в этой должности до 25 мая 1918 года, когда вспыхнул белочешский мятеж и власть в городе перешла в руки мятежников. Аниконов был схвачен подчиненными белогвардейского капитана Сурова и лишен свободы. После гражданской войны Павел Андреевич вновь работает народным судьей в Мариинске до 1926 года. Некоторое время возглавлял народный суд Томской области, но вернулся в родной город и продолжил работать судьей до своей смерти в 1930 году. 

Сегодня хочется добрым словом вспомнить интеллигента, просветителя, первого редактора нашей мариинской газеты, человека глубоко эрудированного, так много сделавшего для людей - Павла Андреевича Аниконова. 

                                                                                             Ю. Кудряшов.

«Известия Мариинского ревкома» - дела молодежные 
В качестве приложения к газете "Известия Мариинского ревкома" выходила газета "Пролетарская молодежь" – орган Мариинской организации РКСМ. Сохранившийся единственный номер её от 6 ноября 1920 года позволяет судить об активной деятельности комсомольской газеты по вовлечению молодежи в ряды РКСМ.

В ней говорилось: "Мы призываем рабочую молодежь в наши ряды, мы ей говорим: иди, закаляйся в духе коммунизма, учись творческой деятельности. Помни, что в будущем придется сменить павших в борьбе и уставших товарищей. Юноши пролетарии! Все в ряды комсомольской молодежи!" 

В разделе газеты "Из жизни союза" сообщается, что на октябрь 1920 года по Мариинскому уезду насчитывается 35 организаций с численностью 500 человек. В номере помещен отчет за 1920 год о деятельности Мариинской городской организации РКСМ, насчитывающей в своих рядах 160 человек. В отчете указывается, что каждый день устраиваются беседы, доклады, лекции. Члены РКСМ всегда охотно и аккуратно посещают их, организован летучий отряд, в котором состоит 36 человек. Дисциплина в нем хорошая, проводится военное обучение. С 1 по 5 ноября проводится сбор теплых вещей для фронта. 

В газете публиковались сообщения о возникновении новых ячеек РКСМ. В одном из них, озаглавленном "В нашем полку прибыло", рассказывалось об образовании первичных комсомольских организаций на пригородных заводах, в школе 2-й ступени №2 и на педагогических курсах. 

 

Панкратий Степанович Маркидонов - Селькор 1920-х годов 
В первые годы становления Советской власти в Мариинском уезде одним из активистов нашей газеты был первый комсомолец деревни Кирсановка, а затем коммунист Панкратий Степанович Маркидонов. 12 сентября 1926 года селькор был зверски убит кулаками. 
Предлагаемый вашему вниманию очерк подготовлен в 1983 году А. Филатенко - в ту пору студентом отделения журналистики Иркутского госуниверситета - по воспоминаниям жены П.С. Маркидонова Анны Васильевны.
 

Желтый свет настольной лампы ярко освещает чистые глаза Анны Васильевны, серебрит выбившиеся из-под платка шелковистые седины. Ей под 80, но выглядит она куда моложе. 

О своих молодых годах, о муже Панкратии Степановиче Маркидонове рассказывает она, и воображение рисует Кирсановку, родину Анны Васильевны. Деревушка в глуши, каких много было в ту пору, но которые не обошли стороной большие события. 

...Белоказаки адмирала Колчака лютуют. Еще немножко - и прикладами всю дверь у Маркидоновых разнесут. 

- Чего это они? - высунулся из окна любопытный сосед. 

- Чего-чего, - прошипела, захлопывая створки, его жена. - Панкрашка-то опять дезертировал. 

А солдаты тем временем ввалились в избу к Маркидоновым и с порога на мать Панкратия Татьяну Сафоновну: 

- Где сын? 

- Нету его, не приходил, - ответила, и сердце захолонуло. 

- Нету! Не приходил! - орали солдаты. - Хочешь, чтобы мы гранату в подпол бросили?! 

Больше всех из семи своих детей любила она и жалела Панкрашку. Добрый он был, выделялся среди молодежи деревни. Испугалась мать. 

- Вылезай, Панкрашка, порешат ведь, идолы. 

Отделался Панкрат пятьюдесятью ударами плетью. Когда же во второй раз бежал, схватили престарелого отца и младшего брата Аркашку, которому было пятнадцать лет. Аркашку, как сочувствующего большевикам, у церкви расстреляли, отцу прописали сто пятьдесят шомполов. 

А Панкрата в это время дядя его, Иван Сафонович, вез круговой дорогой в Томск. Не мог Панкрат слышать залпа винтовок, направленных в грудь его брата... 

Но и на этот раз не повезло Панкрату. В заимке нарвались на белогвардейский разъезд. Сняли с Панкрата шубу, шапку, взамен какое-то рванье кинули, избили. Запугав дядю, велели бездыханного племянника в часть доставить. Но дядя сумел спрятать его в надежном месте.

Когда Красная Армия вошла в Томск, вступил Панкрат в нее добровольцем. Было это в 1919 году... 

Осмысливая сейчас все, понимаешь, откуда в простом парне эта ненависть к классовому врагу, ненависть жгучая и справедливая, которая потом прямой наводкой будет бить по кулакам в его заметках и корреспонденциях. 

После гражданской вернулся Панкрат в родное село. Многие односельчане не узнали его: другим человеком стал. Три года службы в Красной Армии не прошли бесследно, выковали из него убежденного борца. 

Анна Васильевна рассказывает: 

- Приехал Панкратий - и сразу же за строительство новой жизни принялся. Я часто задумываюсь, как удалось ему повести за собой людей. На сходе встанет: "Знаете, мужики, а ведь у нас дорога на мельницу совсем худая, починить ее надо", или: "Школа неприглядная, давно ремонта требует!" 

Вчера клич бросил, сегодня - кто песок несет, кто дранку готовит. И он вместе со всеми. Умел заинтересовать, убедить. Почему? Нельзя забывать, что Панкрат в то время один на все село был грамотный. К нему тянулись, как к свету, он газеты читал, политику разъяснял. 

В 1925 году он отправляется в Томск на трехмесячные курсы сельского актива при губкоме ВКП(б), после чего райисполком назначает его уполномоченным. К своим обязанностям Панкратий относился добросовестно, выявлял укрывателей посевной площади, боролся против хулиганских действий, распространившихся в то время в деревне, как обличитель, молодой селькор выступал на страницах газеты. Это не нравилось кулакам и сочувствующим им. 
Стоял сентябрь, напряженное для крестьян время. Целые дни проводил в поле и Панкратий. И в ту роковую ночь на 13 сентября 1926 года он приехал домой поздно.

Убийцы Бросалин, Свешников, Тютиков, Прохоров прикатили раньше. Свешников уговорил Тютикова, Тютиков - Бросалина, последний рассказывал на суде: 

- Мы с Прохоровым выпили самогонки и пошли на улицу. Нас встретил Тютиков и, отозвав меня одного, стал уговаривать убить Маркидонова. Я сначала не соглашался, но Тютиков стал поить меня самогонкой, и я, напившись до бесчувствия, согласился...

Они подкрались, словно пугливые кошки, и выстрелом в окно сразили Панкрата в тот момент, когда он подносил больному сыну ковш воды. 
- Когда из тела вынули пулю, - вспоминает Анна Васильевна, - она была прорубцована крест на крест зубилом. Такие пули охотники обычно на медведя готовили...

Весть разнеслась по всей округе, задев сердца многих людей. Равнодушных не было. Все требовали суровой кары убийцам. Вскоре газета выступила с подробным отчетом о суде. "Жертва обреза" - живой репортаж с места события - дает цельное представление о коммунисте Маркидонове. Вот только некоторые строки, характеризующие его. 

"Лично очень скромный, никогда не пьющий, не сквернословящий, он олицетворял собой идеал деревенского работника не только словесными призывами, но и практической повседневной работой". 
Плохого о селькоре Маркидонове не могли сказать даже сами убийцы. В следующем номере газета показала читателям их фотографии. Ничем не примечательные крупные лица. Но какой-то глупостью, слепотой веяло от них...

Убийцы получили по заслугам. Суд приговорил троих к расстрелу, а Прохорова, как укрывателя, к 8-ми годам лишения свободы. 

                                                                                              А. Филатенко. 

 

«Вперёдовцы» и их редакторы 
Так или каким другим званием объединить всех работавших в нашей газете? На вопрос этот однозначно не ответишь. Газета в разные годы выходила под разными названиями: "Известия Мариинского ревкома", "Луч красного солнца", "Пахарь", "Знамя коммунизма", "Заря"… И каждому, трудившемуся в ней, особенно близка газета своих лет. 
Но для нас, сегодняшних газетчиков, дороги все эти пожелтевшие от времени листки.

И жаль, что сохранились они далеко-далеко не все. Особенно - довоенных и военных лет. И помним, к сожалению, мы не все имена наших предшественников. Но вот что примечательно, по рассказам ветеранов очень живо представляем их, и атмосферу в редакции, и где какие были кабинеты, и какая мебель стояла. И байки редакционные передаются из уст в уста от поколения поколению. 

Редактором сразу в послевоенные годы был у нас Семен Михайлович Жаворонков. Фронтовой газетчик, прошедший через войну, как поется в известной песне "с лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом". Суровый, жесткий человек, но горой всегда стоявший за своих. 

В 1950-е годы его сменил на редакторском посту Иван Николаевич Васильев, во всеуслышание заявивший, что будет выпускать самую лучшую газету в области. Как воспринималось это заявление в разных кругах, неведомо. Только Иван Николаевич, опытнейший, большой интуиции журналист, собрал крепкий коллектив.

Во времена Васильева в тогдашней "Заре" работали ставший позднее доктором философских наук Виктор Александрович Колеватов; впоследствии главный редактор отдела Западно-Сибирского книжного издательства Яков Мефодьевич Кузнецов; социолог Владимир Николаевич Колюбакин; известный в Кузбассе журналист, лауреат многих журналистских премий, в том числе и республиканских, многие годы проработавший потом в "Кузбассе" Александр Гаврилович Зайцев

Поистине легенды ходят о замредакторе 1960-х годов Льве Васильевиче Курмыцком, человеке энциклопедического кругозора и феноменальной памяти. Окончивший институт с красным дипломом, в знании русского языка он мог потягаться и с профессором. В трудных случаях правки корректоры всегда обращались к нему: "Лев Васильевич, а вот здесь как…" А он, слегка наклонив голову, глядя снизу вверх, полуиронически, картинно произносил: автор, справочник, страница, правило такие-то…

И точно, в этой книге, на этой странице находили ответ на затруднительный вопрос.

И тогда, и в последующие годы отдавали газете свои сердца, и знания, и опыт многие и многие люди. Ветераны войны и труда редактор 60-70-х годов Григорий Михайлович Шинкаренко, Петр Тихонович Герасимов, Иван Ефимович Винников, Лидия Ивановна Алексеева, Наталья Никодимовна Потапова, супруги Локоновы, Владимир Денисович Чворо, Галина Михайловна Колобовникова, Сергей Калинин, Евгений Красносельский, Леонид Петрович Архаров, Иван Иванович Ефремов, Виталий Матвеевич Бухгольц, Михаил Александрович Подгорный, Виталий Петрович Веретенников, Алексей Николаевич Прокопенко, Галина Михайловна Лопатина

Идут годы. Меняются времена и люди. Но помнятся друзья газеты, истинные энтузиасты Афанасий Яковлевич Скатов, Анатолий Васильевич Головко, Надежда Ильинична Крюкова, Федор Степанович Лапкин, Сергей Емельянович Копылов, Иван Михайлович Кондюков и другие. 

И как бы не называлась в разные годы газета, ее сотрудники и рабселькоры жили добрыми устремлениями и добрыми надеждами. Мы из одной семьи, из далеких "Известий Мариинского ревкома", позвавших когда-то ВПЕРЁД. 

Источник: http://inkhazadum.ucoz.ru/blog/ocherki_ob_istorii_mariinskoj_gazety_vperjod/2012-11-09-107

Архив новостей