(Сергей родился 18 ноября 1971 года в Казахстане в семье офицера. В раннем детстве переехал с родителями в Кемерово. В 1988 году окончил здесь среднюю школу № 62.
Затем окончил факультет филологии и журналистики Кемеровского государственного университета. Кроме того, заочно обучался в ТГПУ на историко-филологическом факультете.
Как говорит о себе сам С. Бондаренко: «В 18 лет докатился до штатной журналистики». Трудовую деятельность начал в 1989 году в областной молодёжной газете «Комсомолец Кузбасса», которая в 1991 году сменила название на «Кузнецкий край».
Трудился корреспондентом, заведующим отделом. Со временем стал заместителем редактора этого издания.
В конце 1990-х годов оказался в молодёжной редакции Кемеровской студии телевидения (ГТРК «Кузбасс»). Его первыми шагами на ТВ стало участие в популярной программе «Больше трёх».
В 2002 году из газетного дела окончательно перешёл работать на ТВ – стал корреспондентом и ведущим передач Кемеровского филиала новосибирской телекомпании NTSC.
Сергей Бондаренко:
«Во время самого первого эфира уронил микрофон и перед глазами изумленных зрителей слазил за ним на пол. После такого кошмара бояться мне в этой профессии уже практически нечего…».
В ноябре 2005 года его пригласили на работу в ГТРК «Новосибирск», где был специальным корреспондентом, корреспондентом, ведущим программ «Вести-Новосибирск», «Вести-Сибирь».
В 2019 году принял приглашение руководства ГТРК «Сахалин-Курилы». И уже пять лет успешно трудится в качестве заместителя директора этой телекомпании – начальника службы информационных программ телевидения.
В списке его трудовых наград – благодарственное письмо губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко.
Среди его интересов – авиация, кино, книги. Любит футбол, сам провёл много матчей за сборную кузбасских журналистов «Гонорар-82»).
Из Новосибирска на Сахалин 53-летний Сергей Бондаренко переехал в 2019 году. Это решение было экспериментом над собой. В столице региона, Южно-Сахалинске, Сергей устроился работать журналистом на местный телеканал.
Специфика профессии позволила ему изучать географию острова, обычаи жителей и знакомиться с особой культурой, сформированной и коренным народом – нивхами, и японцами, и, конечно, русским населением. Мы поговорили с сибиряком о природе, ценах и климате Сахалина.
Первое впечатление – шок!
Как говорит сам Сергей Бондаренко: «У рожденного в степях Казахстана в крови остаётся страсть к кочевому образу жизни».
Прожив в Новосибирске около 15 лет, он решил податься на Восток. Сахалин – таинственный и загадочный остров, со своей долей мистицизма, лежащий на краю света, где встречаются мощные океанские волны и древние леса.
Его суровые берега, изрезанные скалами и бухтами, хранят в себе тайны прошлого и обещания будущего. Это дом для более чем полумиллиона человек, которые нашли здесь своё место среди дикого, но чарующего ландшафта. В некотором смысле, для сибиряка выбор для переезда не удивительный.
– Первые впечатления были шоковые. Когда переезжаешь из полуторамиллионного города в город с населением 200 тысяч человек, то первый вопрос – где люди? Второй вопрос – где дома? И третий вопрос – почему так дорого всё? Но ко всему привыкаешь за пять лет. Не скажу, что я «просохалинился», используя выражение классика Антона Павловича Чехова, которого здесь, кстати, очень любят и почитают, – рассказывает Сергей Бондаренко.
На Сахалине настоящий культ имени Чехова. Начиная от названий горных пиков, заканчивая Литературно-художественным музеем книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». В своё время русский классик приезжал сюда в экспедицию и занимался переписью населения. На тот момент здесь в основном жили каторжники. Итогом его поездки стала книга «Остров Сахалин».
Кто такие нивхи?
Что касается инфраструктуры, то в первую очередь она формировалась исходя из сейсмической активности региона. Дома здесь, по большей части, пятиэтажные хрущевки. Но уже появляются и высотки. Сергей, к примеру, живет в 14-ти этажном доме.
Для многих жителей континента Сахалин считается территорией влияния со стороны Японии. Но вопреки ожиданиям, высокие технологии здесь развиты не больше, чем в остальной России. А «японский след» как таковой не очевиден.
– Японцы несколько десятилетий до середины прошлого века владели южной частью острова Сахалин. Но при этом осталось не так много следов их присутствия здесь. Есть несколько зданий, в частности Краеведческий музей, достаточно симпатичная постройка. Это чисто японское здание, ещё пара-тройка и, может быть, какие-то развалины за пределами города. Тут скорее больше корейского присутствия, чем японского. Потому что в своё время японцы сюда насильно привозили в качестве рабочей силы корейцев. И те поколениями тут жили. Многие уехали на историческую родину, но молодые остались и уже обрусели, – рассказывает Сергей.
Коренная народность острова Сахалин – нивхи. Сейчас их определяют аббревиатурой КМНС – коренные малочисленные народы Севера. Нивхи до сих пор живут на острове, но их меньшинство. При этом они сохраняют свои обычаи и культуру. Различные творческие объединения популяризируют фольклор, а несколько лет назад был даже издан букварь для школьников на нивхском языке.
Ещё одна народность, которая проживала на территории острова, айны, были полностью уничтожены японцами. О них можно узнать только из музейных экспозиций, где представлены их элементы одежды и быта.
– Здесь время от времени проходят различные праздники. Например – кормление Духа моря. На берегу собираются представители коренного народа и совершают определённые обряды, приносят символические жертвы, просят у Духа благосклонности, – отмечает сибиряк.
Машины-монстры
Что касается дорожной инфраструктуры, то здесь весь асфальт сосредоточен в областном центре. За пределами города дороги не имеют твёрдого покрытия. Именно этим обусловлен формат автопарка острова. В большей степени – это внедорожники, разумеется, японские. «Мерседес», привычный для новосибирца, – скорее диковинка.
Исходя из условий и ландшафта, сахалинцы «прокачивают» свои автомобили, повышая уровень проходимости.
– Это такие изрядно «поддомкраченные» внедорожники с воздухозаборником, выведенным кверху. Некоторые прямо монстрообразные, но, с другой стороны, на них можно проехать везде, а тут много водных преград. В связи с этим люди стараются как-то модернизировать свои машины. Я даже видел обычную «Волгу», которую поставили на колёсную базу от внедорожника, – делится впечатлениями мужчина.
По словам Сергея, Южно-Сахалинск радует своей компактностью. Практически всё в шаговой доступности. Например, на работу сибиряк ходит пешком и за пять лет ни разу не ездил на автобусе. Иногда пользовался услугами такси, которое здесь достаточно бюджетное.
Икра – ложками?
Ещё одно впечатление Сергея, которое поразило его в первые дни жизни на острове, это обилие собак. Это, по его мнению, вызывает небольшой диссонанс с тем, что Сахалин считается «рыбным краем».
При обилии морепродуктов, вопреки стереотипам, ни красная рыба, ни икра, не считаются здесь бюджетным продуктом. Цены внушительные и все эти продукты остаются деликатесами. Об этом Сергей говорит с юмором.
– Ну, конечно же, Сахалин – это икра килограммами каждый день, смотреть на неё не можем. Кидаемся горбушей друг в друга, соревнования на меткость у нас тут проводят, «попади в друга хвостом», называется. Всё это, конечно, шутка. Когда я ехал сюда, не зная, что здесь на самом деле происходит, я думал, как и многие, что рыбный край, значит все объедаются морепродуктами. Но это не так. Единственное, они тут свежие. Но что касается цен, то совершенно парадоксальным образом рыба тут может стоить даже дороже, чем на материке, – развеивает миф собеседник.
Вообще, продуктовая корзина стандартная. Но значительно отличаются цены. Особенно дорогие на Сахалине молочные продукты, фрукты и овощи, а также различные соки. Их стоимость отличается от новосибирской примерно в два раза в большую сторону.
– Те же яйца. Здесь время от времени случаются яично-куриные кризисы. Тут есть местная птицефабрика, но она периодически ловит какую-нибудь заразу в виде птичьего гриппа, и поэтому закрывается. Приходится завозить яйца и птицу с материка, и тогда и цены взлетают. «Кольцовское яйцо» очень приятно встретить на прилавках, но, конечно, подороже, потому что транспортное плечо всё-таки достаточно большое, – описывает ситуацию Сергей Бондаренко.
Джентельменский набор для туристов
Кстати, на Сахалине очень популярны гастротуры для гостей острова. Это развлечение, которое включает в себя не просто выезд на природу, но и дегустацию экзотических яств, например, устриц и ламинарии – морской капусты. Устрицы водятся в нескольких акваториях, озерах и лагунах.
– Можно поймать и тут же выпить устрицу, для сибиряка это, конечно, абсолютно экзотика. Но, с другой стороны, раз попробовал – и всё. Кто-то, может быть, на это подсаживается, но если про себя говорить, то… Ну, попробовал, галочку поставил и на этом всё, – рассказывает он о впечатлениях от деликатеса.
В целом для туристов есть определенный джентельменский набор, места «обязательные» для посещения. В первую очередь – это старинный маяк Анива, который построили японцы еще в 1939 году. Сегодня Анива – визитная карточка острова. Чтобы добраться к нему, нужно несколько часов ехать по бездорожью на побережье, а потом ещё несколько часов плыть по морским волнам.
Высота маяка около 40 метров. Сегодня из-за износа конструкции забираться на него запрещено. С его смотровых площадок открываются впечатляющие виды на скальный морской пейзаж. Для того чтобы сохранить возможность любоваться красотами с высоты маяка, разработана программа реставрации. Но когда она будет воплощена в жизнь, пока неизвестно.
Ещё одна достопримечательность региона – Курильские острова.
– Курилы – это ещё более проблемное с точки зрения транспортной доступности место. Ну и дороговато. Но там очень красиво, есть вулканы и горячие источники. Все, кто там побывал, в абсолютном восторге. Однако, там есть проблема с погодой. Аэропорты пока не очень приспособлены для таких быстро меняющихся погодных условий и можно там просто застрять. Бывает, что люди там неделю сидят и ждут у моря погоды в буквальном смысле слова, – рассказывает Сергей.
Зимой Сахалин привлекает любителей горных лыж. Сюда приезжают не только со всего Дальнего Востока, но и из Москвы. Горнолыжный курорт здесь расположен прямо в центре Южно-Сахалинска. При спуске лыжник буквально съезжает с горы в город.
Вообще зима на Сахалине особенно снежная. Даже для новосибирца, привыкшего к сугробам, первая зима стала настоящим испытанием. Двухметровые сугробы, занесенные по самую крышу автомобили и выезд с работы на спецтранспорте МЧС – это стандартная ситуацию в период снегопада. Летом обильные дожди тоже могут парализовать город. Все это вызвано циклонами.
– Тут сезоны сдвинуты примерно на месяц. Затяжное такое лето, очень холодный июнь. Потому что льды с северных широт откалываются, приходят к острову и образуют «морозилку». Но зато замечательная осень, в ноябре ещё тепло, – описывает местный климат Сергей.
Что по зарплате?
Что касается экономической привлекательности региона, то Сахалин стабильно входит в рейтинги регионов по уровню зарплаты и занимает достаточно высокие позиции. Например, в 2024 году Южно-Сахалинск стал лидером по уровню зарплаты в добывающей отрасли.
Также высокие зарплаты в Южно-Сахалинске можно найти в отраслях «административная деятельность» и «рыболовство, сельское и лесное хозяйство». Но всё же не везде. Сами жители к официальным статистическим данным относятся скептически.
– Есть те, кто связан с нефтяной промышленностью, IT, финансисты – это одно. Но есть и другие отрасли, где зарплаты 40-45 тысяч. Учитывая местные цены, это не очень хорошо. Был в своё время большой отток специалистов, особенно молодых. Все старались уехать на материк. Не хватает специалистов по базовым направлениям и постоянно как-то стараются их сюда заманить. Это медики и педагоги, в первую очередь. Для них предлагают различные бонусы. Плюс стараются, чтобы молодёжь не уезжала. Сейчас набрал темп развития местный университет, строится огромный кампус по президентской программе. Собираются скоро открыть филиал медицинского вуза, – рассказывает Бондаренко.
Ещё на Сахалине достаточно дорогая аренда жилья. Сергей сравнивает цены с московскими. Среднестатистическая квартира обойдется в 30-40 тысяч в месяц.
Душевный магнит
Но в общем, несмотря на суровые природные условия, высокие цены, дорогое жильё и прочие не самые привлекательные условия, сахалинцы, по словам Сергея, народ добродушный и открытый. Здесь у людей нет «наследия каторжников», когда-то населявших остров, северной угрюмости. Сергей называет Сахалин душевным магнитом. Этот регион привораживает и жителей, и туристов. Манит природой, особой энергетикой, атмосферой Севера и близости разных стихий.
– Это интересный остров. Можно всю жизнь здесь прожить и не иметь права говорить, что я знаю Сахалин. Потому что столько разных уголков и природа. Хотя временами здесь непросто, но интересно, – подводит итог Сергей Бондаренко.
Сергей Уланов
Источник: https://ngs.ru/text/world/2024/09/08/74053631/?utm_medium=ios&utm_source=app
Фото: из архива Сергея Бондаренко, Руслана Карманова