«Так жить нельзя!» или О чём писала новокузнецкая городская газета «Кузнецкий рабочий» в 1990 году

05 июля 2025 

Новый 1990 год газета «Кузнецкий рабочий» города Новокузнецка начала с новогоднего обращения к советскому народу Генерального секретаря ЦК КПСС Председателя Верховного Совета СССР Михаила Сергеевича Горбачева.

Его слова: «На пороге 1990 год – год больших надежд и практических деяний по революционной перестройке социализма», – оказались пророческими.

Но всё по порядку.

«В январе, – читаем мы в передовице «КР», – право на аренду получила самая крупная наша шахта «Распадская». Шахтёры не только на словах, но уже и на деле пытались доказать, что они многое могут, в том числе самостоятельно распоряжаться плодами своего труда».

Мизерная зарплата их не устраивала, хотелось взять бразды правления в свои руки. Их возмущало то, что работали, добывали уголь, им были забиты все склады, а в результате ничего не получили.  Не было сбыта. Оказывается, не только угольщики стремились к самостоятельности, в свободное плаванье отпустили и цены на горючее, электроэнергию, перевозки.

Монополисты задирали цены. Угольщики тоже назвали справедливую цену. Она равнялась 32 рублям 62 копейкам за одну добытую тонну, за меньшую продавать не хотели. Пример «Распадской», как потом оказалось, был заразителен.

Нельзя не пройти мимо ещё одного важного факта того года. Предстояли очередные выборы в народные депутаты РСФСР. Газета начала публиковать портреты кандидатов, краткие характеристики на них. Народ привычно вглядывался в лица, выборы были обыденным делом.

Всеобщее внимание привлекала кандидатура по Горно-Шорскому национально-территориальному избирательному округу № 46. Коллектив Новокузнецкого отделения Кемеровской железной дороги, Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты выдвинули своего кандидата – начальника Кемеровской железной дороги Амана Гумировича Тулеева. Его характеризовали как активного сторонника перестройки, тонко чувствующего пульс времени.

Помнятся предвыборные выступления нашего нынешнего губернатора области 20-летней давности. Аман Гумирович, высокий черноволосый красавец, завораживающий слушающих необычным темпераментом, напором, энергетикой. Ему поверили.

В то же время шли выборы в городской Совет народных депутатов 21-го созыва. Газета печатала длиннющие списки кандидатов, что не имя – то знаковая фигура: Ленский Альберт Иванович, Мартин Сергей Дмитриевич, Ушаков Александр Борисович, Бабун Роальд Владимирович, Ващенко Сергей Андреевич, Захаренков Василий Васильевич, Купцов Геннадий Степанович…

Повсюду шли митинги и собрания, призывающие не бойкотировать выборы, а сделать сознательный выбор. Народ роптал по поводу пустых полок в магазинах, требовал потрясти тот или иной магазин, проверить базу. Трясли, находили неучтенные килограммы колбасы, банки с гречневой кашей, пачки сигарет… Открывались коммерческие магазины, где было мясо!

Бойко шла торговля талонами с рук, поговаривали, что скоро введут и талоны на спиртное, которого тоже было маловато. Пенсионеры в письмах в редакцию осторожно интересовались, можно ли будет эти талоны обменять на сахар или масло. Того не понимали, что буквально через полгода в их руках окажется самая твёрдая советская валюта – бутылка водки.

Между тем коммунисты готовились к очередному историческому съезду КПСС – ХХVIII, открытие которого намечалось на 2 июля. Просматривая публикации того времени, удивляешься: коллективы не брали повышенных обязательств! Почему? Это со страниц газеты объяснил секретарь горкома партии Альберт Ленский: «Углубляется общий кризис в государстве, – подчеркивал он, – вызывающий всё большее недовольство в обществе. До предела обнажается кризисная ситуация в партии. На повестке дня встаёт вопрос о её существовании».

Всё чаще и чаще в «КР» печатаются авторские материалы, призывающие коммунистов к покаянию, КПСС считают виновницей всех бед: и братоубийственной Гражданской войны, и гибельной коллективизации, и террора, и миллионных жертв ГУЛАГа, и застоя, и пятилетия бестолковой перестройки. От КПСС требуют очищения. Её упадок и разрушение подтверждают Ельцин, Попов, Собчак и другие не менее известные «верные» партийцы, которые один за другим демонстративно выходят из КПСС.

2 июля в Кремлёвском Дворце съездов начал свою работу XXVIII съезд КПСС, а 12 июля «Кузнецкий рабочий» пишет о новых политических забастовках. Бастует 200 шахт, несколько рудников и предприятий других отраслей. Требования: отставка союзного правительства, передача реальной власти от партии Советам, вывод парткомов с предприятий.

Настроение у народа не праздничное, смотрят на ведущую силу – шахтёров. Дальнейшие события разворачивались непредсказуемо, и если бы не избранный председателем Кемеровского областного Совета народных депутатов Аман Тулеев, громыхание касок не остановилось бы.

Как говаривал Михаил Сергеевич Горбачев, они уже в июне в Москве на учредительном съезде компартии РСФСР показали, «кто есть ху»: с трибуны выступили с призывом оказать недоверие Политбюро и ЦК КПСС, а также подняли вопрос об исключении Горбачева из партии.

Июнь – скорбная новость. На шахте имени Димитрова случилась авария, после взрыва горной массы произошёл прорыв мощного потока воды (свыше тысячи кубометров) через проходимую выработку, погибло 11 шахтёров. Подобные крупномасштабные трагедии были тогда редкостью, на скамье подсудимых оказалось много людей, ответственных за организацию работы на шахте. Позднее в газете их назовут поименно. Виновные были наказаны.

Грандиозным событием конца лета 1990 года был первый приезд в Новокузнецк Бориса Ельцина. Это была его первая поездка после избрания председателем Верховного Совета РСФСР.

Уже на подъезде к городу его встретил пикет из женщин и детей с плакатом «Просим остановиться». И, как пишут обозреватели газеты, Борис Николаевич остановился, и не только остановился, но и осмотрел деревянные разваливающиеся от старости бараки на улице Трамвайной.

Потом еще долго на них «красовались» надписи: «Добро пожаловать в каменный век!», «За наше счастливое детство спасибо власти городской», «В этих условиях живут семьи шахтёров». Они замазывались и возникали вновь, в конце концов бараки снесли, памятуя сказанное Борисом Ельциным: «Так жить нельзя!»

Тот год знаменателен и для нашей газеты. Во-первых, «Кузнецкий рабочий» отметил свое 60-летие, а во-вторых, газета получила новый статус.

Как известно, газета была органом горкома КПСС и городского Совета народных депутатов. Но с некоторых пор между этими двумя учредителями возникли трения: горком партии захотел иметь свою газету, горсовет – свою, и именно под названием «Кузнецкий рабочий». Особенно на этом настаивал горсовет, предложивший взять «КР» в коммунальную собственность.

Журналистский коллектив редакции заявил о нецелесообразности разделения газеты на два издания и высказал готовность самому стать учредителем. «За» и «против» обсуждались недолго, но очень трудно, и несмотря на все препоны, № 199 (15730) от 16 октября 1990 года вышел с изменениями в «шапке»: «Кузнецкий рабочий» стал новокузнецкой городской газетой, коим и является до сих пор.

Ольга Савельева

Источник: газета «Кузнецкий рабочий», 18 марта 2010 года

Архив новостей