Культурно-просветительские общества Кузнецка в конце XIX – начале ХХ века (об истории первой новокузнецкой библиотеки)

15 октября 2020 

Характерной особенностью культурного развития городов России и Сибири в конце XIX – начале ХХ века было появление и функционирование культурно-просветительских обществ. Они возникали как добровольные объединения наиболее образованных и интеллигентных жителей города. Общества занимались устройством благотворительных библиотек, читален, устраивали спектакли в пользу бедных, помогали бедным детям получать образование в школах.

Не был исключением уездный город Кузнецк (ныне Новокузнецк), в котором с конца XIX века действовали несколько благотворительных обществ.

 

Общественная библиотека (1896-1917)

Идея устройства в городе общественной библиотеки возникла у интеллигентной части населения Кузнецка в 1894 году. По инициативе городского врача Квятковского в этом году любителями был дан спектакль, сбор от которого поступил на устройство общественной библиотеки. В следующем году был устроен концерт с той же целью. После этого была организована частная подписка, давшая достаточно приличную сумму денег, которая с ранее собранными средствами была вполне достаточна для устройства библиотеки.

В конце 1895 года было созвано совещание, на котором присутствовали представители торговых и промышленных кругов города. Обсуждался вопрос о приискании помещения для библиотеки, а также о библиотекаре. Помещение было найдено, кандидатуру библиотекаря тоже утвердили. Библиотеку решено было разместить в здании общественного собрания.

Почти год понадобилось инициаторам, чтобы добиться разрешения на открытие общественной библиотеки. Открытие состоялось только 15 декабря 1896 года. В день открытия по традиции был проведен торжественный молебен. На нем присутствовало около 30 мужчин и три женщины. После молебна хором певчих был исполнен гимн «Боже, Царя храни». По окончании гимна прозвучало троекратное ура. Затем учитель кузнецкого уездного училища И.С. Шунков произнес речь, в которой вкратце описал историю возникновения библиотеки и её немногочисленные материальные средства. Речь он закончил пожеланиями процветания нового учреждения. После этого вновь прозвучало троекратное ура, затем хор певчих исполнил «Слава Князю Владимиру».

Открытие библиотеки закончилось речью бывшего городского головы С.Е. Попова, который высказал ряд упреков в адрес кузнецкой интеллигенции, проявивший пассивность при учреждении библиотеки. Попов выразил надежду, что библиотека не заглохнет, а разовьется и расцветет. Его слова были встречены аплодисментами.

После празднеств началась баллотировка членов в управление библиотеки и кандидатов к ним. Решили также вопрос о том, какие именно газеты и журналы нужно выписать на будущий 1897 год. На момент открытия в библиотеке имелось около 200 томов книг 44 авторов.

Открытая библиотека предоставляла свои услуги платно. Согласно уставу, все читатели делились на разряды.

Посетители первого разряда платили по 5 рублей в год, второго – по 3, третьего – по 2, четвертого – по 1 рублю. Сразу же в библиотеку записались 41 человек (19 – по первому разряду, 13 – по второму, 2 – по третьему и 7 – по четвертому).

С момента открытия библиотеки по 28 марта 1897 года 37 читателей воспользовались услугами библиотеки, в указанное время они получили 724 книги. Четверо человек так ни разу и не воспользовались библиотекой.

Сама библиотека помещалась в здании общественного собрания, работа библиотекаря была бесплатной. Библиотека работала по воскресеньям, вторникам, четвергам и пятницам (кроме двунадесятых праздников).

Среди периодических изданий имелись подшивки следующих журналов: «Русская мысль», «Русское богатство», «Исторический вестник», «Вестник иностранной литературы», «Домашняя библиотека», «Неделя», «Вестник Европы», «Северный вестник», «Русская старина», «Образование», «Детское чтение», «Русские ведомости», «Нива», «Живописное обозрение», «Игрушечка». На подписку 1897 года было израсходовано 200 рублей.

В первые годы существования деятельность общественной библиотеки была вполне успешной. 6 и 22 июля 1897 года в пользу библиотеки были даны два спектакля. В августе состоялось общее собрание членов библиотечного общества, обсуждался вопрос о том, как потратить собранные средства. Предложений было много: одни предлагали выписать религиозные книги, другие – литературу для детей, третьи – закупить русских классиков. Всего было решено выписать книг на сумму 150 рублей.

2 декабря того же года состоялось очередное собрание членов библиотеки. На этом собрании было решено выписать периодических изданий на 1898 год на общую сумму 180 рублей. В декабре же 14-го числа в пользу библиотеки были даны спектакли: «Бешеные деньги» А.Н. Островского и водевиль «Гастролерша» Щеглова (настоящее имя Иван Леонтьевич Леонтьев). Валовой сбор составил более 100 рублей. Игра актеров очень понравилась публике.

На общем собрании 4 января 1898 года был заслушан годовой отчет. Деятельность библиотеки была признана очень успешной. Собравшиеся отметили неутомимую заботу о библиотеке смотрителя уездных училищ И.С. Шункова, а также учителей Чебыкина и Черепанова, которые выполняли обязанности библиотекарей в течение всего 1897 года совершенно бесплатно.

 Финансовое положение библиотеки тоже окрепло. Благодаря нескольким спектаклям, данным любителями драматического искусства, удалось своевременно выписывать новые газеты и журналы. Главным поставщиком книг для библиотеки был магазин П.И. Макушина в Томске.

Фирма эта была выбрана по причине «солидности и доброкачественности». Однако не всегда магазин Макушина исправно выполнял все заказы Кузнецкой общественной библиотеки. Так, в 1898 году было выписано много книг в этом магазине. Полученный заказ удивил библиотекарей. Дело в том, что в нескольких книгах были вплетены разделы из других книг. В связи с этим некоторые члены библиотечного общества предлагали отказаться от услуг магазина Макушина в Томске.

В 1899 году выписка книг из магазина Макушина продолжилась. Некоторые общественные деятели Кузнецка были против сотрудничества с этой фирмой. Дело в том, что заказы приходили с опозданием. Например, 22 декабря 1899 года была заказана партия книг, журналов и газет. В срок пришла только газета «Сибирская жизнь». Большая часть заказа была выполнена только через два месяца. Некоторые журналы («Нива», «Игрушечка») не поступили в Кузнецк даже спустя три месяца.

Другая проблема – высокая стоимость пересылки и упаковки книг. Услуги магазина Макушина иногда составляли до 30 процентов от стоимости самих книг.

Со временем общественная библиотека стала подвергаться критике со стороны некоторых общественных деятелей. По словам одного из корреспондентов газеты «Сибирская жизнь», подписчиков в библиотеке было всего 40 человек, половина из которых её не посещала. Читатели обращали внимание только на беллетристику, серьезные статьи никто не читал. Книг для «народного чтения», бесплатной литературы в библиотеке вообще не имелось.

В начале января 1901 года было созвано общее собрание библиотечного общества, на нём проявились все кризисные явления, возникшие к этому времени в библиотеке. Во-первых, старый библиотекарь учитель Чебыкин отказался от исполнения своих обязанностей, мотивируя это тем, что он около трех лет бесплатно трудился на ниве просвещения. На его место никто не был выбран, так как все отказались занимать эту должность.

Во-вторых, годовой отчёт ко дню заседания подготовлен не был. Ответственный за составление отчёта объяснил это просто: он не успел подготовить документ. Впрочем, собравшимся было заявлено, что у библиотеки в наличии есть около 300 рублей, которые лежат в сберегательной кассе. Этих денег должно хватить на выписку новых книг и журналов.

В-третьих, разгорелись споры по поводу того, что нужно выписывать. Каждый член общества предлагал свое: один требовал выписать журналы по образованию, другой – по дрессировке собак и охоте. Все разногласия связаны с тем, что каждый хотел выписать журналы под себя, только те издания, которые интересовали одного его.

В-четвертых, ответственный за содержание библиотеки Шунков отказался от своей должности. Выбрать преемника не удалось, так как никто не хотел брать на себя этот труд, поэтому Шунков вынужден был остаться.

Библиотека продолжала иметь очень ограниченное число читателей, всего около 40 человек. Как отмечал корреспондент «Сибирской жизни», в библиотеке просто не было книг, доступных для понимания простых жителей. Кроме того, плата за её посещение не позволяла обывателям приобщаться к чтению.

Критика не могла подействовать на библиотеку. Она продолжала оставаться достаточно замкнутым культурным очагом. Все дело в том, что учредителями и читателями библиотеки были преимущественно чиновники города, которые подбирали литературу для себя. По словам критиков, общественная библиотека Кузнецка превратилась в некое «сословное учреждение», обслуживающее культурные запросы «небольшого числа лиц».

Библиотека практически не выписывала столичные издания, за исключением «Биржевых ведомостей» и «Севера». Не все местные сибирские издания пользовались популярностью в Кузнецке. Так, некоторое время библиотека выписывала «Восточное обозрение», но поскольку в этой газете часто публиковались критические заметки, от её выписки отказались.

Общественная библиотека не имела никаких контактов с местными школами и училищами. Ученики пользовались только своими школьными библиотеками, подборки книг в которых были достаточно узки. Вопрос о предоставлении ученикам права пользоваться общественной библиотекой даже не поднимался членами библиотечного общества.

По мнению корреспондента «Восточного обозрения», в последнее время библиотека «не только не прогрессирует в отношении средств и клиентов, но, пожалуй, даже падает. Причина этому, нам думается, та, что во главе правления библиотеки стоят некоторые лица, для которых мелочное тщеславие выше общественных интересов, и мы едва ли ошибемся, если скажем, что пока эти лица будут находиться не на своем месте, до тех пор и библиотека будет находиться в таком состоянии».

Не лучше обстояли дела с внутренней организацией работы библиотеки. Она работала всего четыре дня в неделю по два часа. Даже в отведенные часы работы библиотекаря не всегда можно было застать на рабочем месте. Никакого каталога книг в ней не существовало. Кроме того, подаренные частными лицами книги не доходили до читателей. По сведению корреспондента «Сибирской жизни», их просто запирали под ключ в шкафу и никому не выдавали.

Среди подаренных книг были сочинения Ф.М. Достоевского, человека, связанного судьбой с уездным городом Кузнецком. Круг читателей по-прежнему был очень узок и составлял всего 30-40 человек.

Со временем интерес к общественной библиотеке упал даже у местной интеллигенции. Так, в июне 1903 года в помещении общественного собрания был организован спектакль в пользу библиотеки. Любители драматического искусства поставили комедию А. Островского «Доходное место». Однако ни серьезность пьесы, ни благородная цель её постановки никак не подействовали на местных чиновников. Первые ряды, где обычно располагались наиболее состоятельные горожане, пустовали. Поэтому сбор от спектакля составил очень незначительную сумму, всего около 35 рублей.

Летом 1903 года общественная библиотека оказалась на грани закрытия. Количество подписчиков сократилось до пяти человек, денег в кассе на выписку книг и журналов не было, многие члены библиотечного общества покинули его. Оставшиеся члены решили созвать экстренное собрание, чтобы решить судьбу библиотеки. На этом собрании потребовали отчета у заведующего библиотекой Шункова.

В ходе разбирательства выяснилось, что Шунков сам не занимался выписыванием книг, журналов и газет, как это требовал устав библиотеки. Он поручал выписку другому лицу, который вел дело очень неэкономно. Например, он пересылал деньги за книги телеграфным переводом, что было гораздо дороже, чем почтовым переводом. Из-за неудачного выбора фирм – поставщиков книг и журналов получение литературы иногда затягивалось на несколько месяцев. Журналы за зимние месяцы получали только летом.

Проверка кассы библиотеки показала, что в ней недостает около 50 рублей, которые Шунков обещал вернуть в ближайшее время. На экстренном собрании было решено снять с должности Шункова и предложить заведование библиотекой какому-нибудь другому лицу с платой по 10 рублей в месяц.

С трудом удалось найти нового заведующего, который при проверке списка книг выяснил, что в него не были внесены очень многие тома. Неучтенные книги были подарены разными частными лицами, их забывали вносить в списки, поэтому ими не пользовались. После экстренного заседания численность подписчиков стала расти, через некоторое время она достигла 12 человек, что было все равно очень мало для того, чтобы говорить об общественном характере библиотеки. Никакая критика деятельности общественной библиотеки в печати, никакие меры, принимаемые её членами для выхода из кризиса, не помогали. Долгие годы библиотека продолжала оставаться полузакрытым учреждением, обслуживающим интересы небольшой группы читателей, преимущественно из чиновничьей среды.

С годами интерес у корреспондентов сибирских газет упал к Кузнецкой общественной библиотеке, информация о ней исчезла со страниц периодических изданий. Лишь в 1908 году появились сведения о том, что в библиотеке были проведены выборы правления. Члены правления вместо работы «впали в спячку». В члены правления не попала А.П. Ляшкевич, бывшая заведующая выдачей книг, она знала толк в библиотечном деле, поэтому её отсутствие не лучшим образом отразилось на библиотеке.

О библиотеке вспомнили неожиданно в разгар Первой мировой войны. Дело в том, что в 1915 году по инициативе городского старосты в Кузнецке стал обсуждаться вопрос об открытии в городе городской публичной библиотеки. Она должна была стать по-настоящему общедоступной для всех жителей города, желающих приобщиться к чтению и просвещению. Городской староста провел ряд бесед с наиболее состоятельными жителями Кузнецка, многие из них согласились участвовать в благородном деле.

Городскую библиотеку планировалось открыть на базе уже существующей общественной, весь фонд которой должен был поступить в пользу вновь открываемой библиотеки. Учредители общественной библиотеки согласны были совершенно бесплатно передать городской библиотеке около 2 тысяч книг. Город должен был за свой счет содержать новую библиотеку и ежегодно выделять денежные средства на по-полнение ее фондов. Предполагалось, что городская публичная библиотека Кузнецка будет носить имя великого писателя Ф.М. Достоевского.

Пока не удалось установить, были ли реализованы все эти замыслы городских властей и общественности города.

А.Н. Ермолаев,

канд. ист. наук, главный архивист отдела ИПС ГУ КО «Государственный архив Кемеровской области»

Источник: http://kuzbassarchives.ru/upload/5950edf5985183bd5083c308428402e4.pdf

Фото: https://yandex.com/collections/card/5c0cdf1bf3bc880031d73cd0/

Архив новостей